Методическая разработка эколого-природоохранного внеклассного мероприятия на тему“Только берегите эту Землю!”
Методическая разработка эколого-природоохранного внеклассного мероприятия на тему“Только берегите эту Землю!”
Одним из важнейших условий успешного развития охраны природы в нашей стране является эффективное эколого-природоохранное образование. К пониманию этого Россия прошла непростой путь в направлении эколого-природоохранного образования и воспитания и в чем имеет немалый опыт. Однако общая экологическая культура населения в нашей стране остается пока очень низкой.
“Все начинается с детства”, - говорил Сухомлинский. Заниматься экологическим воспитанием населения надо с ранних лет.
Затем основное значение приобретает эколого-природоохранная подготовка учащихся школ, студентов средних специальных заведений, вузов.
В своей профессиональной деятельности выпускники связаны с разведкой, добычей, переработкой и использованием природных ресурсов.
Цель данного эколого-природоохранного внеклассного мероприятия – воспитание бережного отношения к природе, и любви к Родине, экологической культуры студентов.
В разработку включен материал необходимый не только для профессиональной деятельности студентов-ветеринаров, но и для общего экологического развития студентов других факультетов.
Оформление: плакат с изображением Ю.А. Гагарина с автографом: “Облетая Землю, в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить, и приумножать эту красоту, а не разрушать ее”;
Плакаты с эпиграфами:
“Охрану природы я считаю делом святым. Это – сохранение и умножение красот Родины” Л. Леонов.
“Содержи свой мир в чистоте. От тебя зависит, чтобы твой дом, улица… были пригодны для жизни”.
“Азбука поведения в природе” – запрещающие и предупреждающие знаки. (ж. “Начальная школа” №8, 1988).
Маски птиц и мышей, костюмы бабочки и стрекозы, скворечник, синичник, дуплянка, кормушки для птиц, две лопаты, лейка.
Музыка: Чичкова “Лесной марш”, Дж. Верди “Марш из оперы “Аида”,
П.И. Чайковский вальс цветов из балета “Спящая красавица”
Грампластинка “Голоса птиц”
До начала мероприятия звучит в зале музыка Чичкова “Лесной марш”
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка эколого-природоохранного внеклассного мероприятия на тему“Только берегите эту Землю!” »
Министерство образования и науки РФ
ФГОУ СПО “Венцы – Заря зооветеринарный техникум”
Методическая разработка
эколого-природоохранного внеклассного мероприятия
на тему “Только берегите эту Землю!”
п. Венцы
2014г.
Одним из важнейших условий успешного развития охраны природы в нашей стране является эффективное эколого-природоохранное образование. К пониманию этого Россия прошла непростой путь в направлении эколого-природоохранного образования и воспитания и в чем имеет немалый опыт. Однако общая экологическая культура населения в нашей стране остается пока очень низкой.
“Все начинается с детства”, - говорил Сухомлинский. Заниматься экологическим воспитанием населения надо с ранних лет.
Затем основное значение приобретает эколого-природоохранная подготовка учащихся школ, студентов средних специальных заведений, вузов.
В своей профессиональной деятельности выпускники связаны с разведкой, добычей, переработкой и использованием природных ресурсов.
Цель данного эколого-природоохранного внеклассного мероприятия – воспитание бережного отношения к природе, и любви к Родине, экологической культуры студентов.
В разработку включен материал необходимый не только для профессиональной деятельности студентов-ветеринаров, но и для общего экологического развития студентов других факультетов.
Оформление: плакат с изображением Ю.А. Гагарина с автографом: “Облетая Землю, в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить, и приумножать эту красоту, а не разрушать ее”;
Плакаты с эпиграфами:
“Охрану природы я считаю делом святым. Это – сохранение и умножение красот Родины” Л. Леонов.
“Содержи свой мир в чистоте. От тебя зависит, чтобы твой дом, улица… были пригодны для жизни”.
“Азбука поведения в природе” – запрещающие и предупреждающие знаки. (ж. “Начальная школа” №8, 1988).
Маски птиц и мышей, костюмы бабочки и стрекозы, скворечник, синичник, дуплянка, кормушки для птиц, две лопаты, лейка.
Музыка: Чичкова “Лесной марш”, Дж. Верди “Марш из оперы “Аида”,
П.И. Чайковский вальс цветов из балета “Спящая красавица”
Грампластинка “Голоса птиц”
До начала мероприятия звучит в зале музыка Чичкова “Лесной марш”
Часть 1
Ведущий: Вчера еще далекое для многих “научное” слово экология сегодня на устах у всех. И, увы, не от хорошей жизни. Так долго всем миром измывались над природой, превратно толкуя известный мичуринский тезис. “Мы не можем ждать милостей от природы…” – начинали в свое время оптимисты.”… После того, что мы с ней сделали”, - довершают сегодня скептики. В самом деле, экологическая обстановка угрожает едва ли не самому существованию человечества. Природа в таком состоянии, когда ей нужна реальная, созидательная помощь – озеленять, очищать, отмывать, спасать…
Ведущий: Воздух – наш отец. Вода – мать. Земля- дом.
Роса – национальное сокровище…
Настало время осознать каждому, что мы живем в озоновом одуванчике, что наша Земля – одинокий небесный цветок, расположенный на удачном расстоянии от Солнца.
А мы взрываем в одуванчике – бомбы! Мы прогрызаем его ранимую оболочку, стираем пыльцу, смахиваем нежные тычинки лесов.
Ведущий: Птицы и звери, цветы и деревья взывают к человеку: сбереги, сохрани, где стоишь, где живешь, - на расстоянии взгляда и голоса, хотя бы на расстоянии вытянутой руки! И твое личное активное пространство, помноженное на миллионы, станет охраняемым пространством Отечества, помноженное на миллиарды – охраняемым пространством мира.
Что значишь ты без трав и птиц,
И без любви к пчеле жужжащей,
Без журавлей над хвойной чащей,
Без миловидных лисьих лиц?
Когда поймешь ты наконец,
Врубаясь в мертвые породы,
О человек, венец природы,
Что без природы твой венец?
С. Кирсанов
Ведущий: На пороге третьего тысячелетия мы пронзительно осознали, что спастись и спасти жизнь на Земле уже невозможно в одной отдельной стране, даже самой благополучной.
Необходимо создать Всемирный экологический совет с правом накладывать вето на любое ядовитое производство с компенсацией из всечеловеческой кассы Всемирного совета.
Идея украшения, исцеления, озеленения, очищения Земли должна стать главной государственной идеей, смыслом существования и национальной гордостью каждого народа.
Мы не хотим, чтобы в 21 веке на тризнах и на поминках люди плакали в поминальные чаши, чтобы в переулках стояли очистители слез… Из одного зерна можно вырастить хлебное поле, но из капли воды море не вырастишь. Еще в этом веке нужно объявить воду святыней.
Ведущий: Нужно ввести в нашу жизнь такие понятия, как экологический труд, экологический рабочий, экологический инженер, создать лесные и водные школы, факультеты экологического труда – в ПТУ, техникумах, институтах. И все это для того, чтобы: миллионы экологических рабочих денно и нощно трудились в наших городах, селах, на реках, морях, озерах, как трудятся хлеборобы, рыбаки, строители, инженеры: орошали, очищали, озеленяли дворы, дороги, парки, берега рек; каждое сельское и городское предприятие в законном порядке отвечало за воздух, воду и почву на своей территории – в пределах поражения; никакие промышленные планы не подавляли природу, не диктовали ей условия, не главенствовали над ней.
Настало время разработать новую категорию прав – права животных, птиц, деревьев и цветов. Права природы.
Ведущий: Новое экологическое мышление – это мальчик 21 века, который увидел мазутные пятна на реке и, не обнаружив поблизости людей, вылавливает пятна своей белой рубахой. Только такое осознание природы может спасти нас, реставрировать синее небо, зеленые луга и леса, отмыть облака, вернуть забытую свежесть нашим городам, возродить радостные запахи трав и живой воды.
Часть 2
Звучит музыка Чичкова “Лесной марш” 1 куплет.
Выходят студенты с запрещающими знаками: (“Топор”, “Перочинный нож”, “Сломанная ветка”, “Костер”, “Цветущая ветка”, “Мусор” (звучит фонограмма “Голоса птиц”)
Студент со знаком “Топор”:
Топора безжалостные меты
Нагло отнимает у планеты:
Токованье, родников и птиц,
Ликованье, радость ясных лиц.
И откуда столько злости дикой,
Неосведомленности великой?
Замахнулся, дерево рассек,
Из смертельной раны хлынул сок.
И пошел, включил себе транзистор,
Юный, незапятнанный и чистый,
И забыл, что дерево срубил
Лучшего товарища сгубил.
Не ходите в лес с душою черной,
Со своей бездумностью топорной,
Пусть лесов зеленая краса
Мирно подпирает небеса!
Лучше вы с лопатою ходите,
Лучше вы березку посадите,
Вырастит она, начнет шуметь
Песни в благодарность будет петь!
Студент со знаком “Нож”
Все так изранено в лесу,
Как после дней войны.
Здесь уцелевшей не найти
Ни ели, ни сосны.
Березу ножиком пырнул
Какой-то живоглот.
Мне кажется, из-под коры
Моя слеза течет.
Студент со знаком “Поломанная ветка”
От этой черствости людской
Болит душа моя.
Под искалеченным дубком не ветер стонет – я.
Вот муравейник подожжен
Кощунственной рукой
Мне кажется, горит не он,
А дом пылает мой.
Студент со знаком “Цветущей ветки”
Земля в ожогах и рубцах,
Как в дни большой беды,
Хмельного ухарства следы,
Беспечности следы.
Ушли, обидев красоту,
Смутив лесной уют,
Не услыхав, что за спиной
Все листья слезы льют.
П. Бровко
Студент со знаком “костер”
Забывчивый охотник на привале не разметал,
Не растоптал костер, он в лес ушел.
А ветки догорали
И нехотя чадили до утра
А утром ветер разогнал туман
И ожил потухающий костер,
И сыпя искры посреди поляны,
Багровые лохмотья распростер.
Он всю траву с цветами вместе выжег,
Кусты спалил, в зеленый лес вошел.
И как испуганная стая белок рыжих,
Он заметался со ствола на ствол.
И лес гудел от огненной метели.
С грозным треском падали стволы,
И как снежинки искры с них летели
Над серыми сугробами золы.
-Берегите лес от пожара!
Студент со знаком “Ромашка”
Стой!
Не тронь лесную
Кашку!
Не губи, прошу,
Ромашку
На поляне у ручья.
Говоришь она
Ничья?
Нет
Все наше…
И в ответе
Ты за каждого
Шмеля,
Потому что
ЧЕЛОВЕКОМ
Назвала тебя
Земля
Т. Ларионова
Студент со знаком “Полевой цветок”:
Всю жизнь цветы не оставляют нас,
Прелестные наследники природы.
Они заходят к нам в рассветный час,
В закатный час заботливо заходят.
Они нам продлевают время встреч,
Откладывая время расставаний.
Мы души и сердца должны береч
От хищных рук, от зла, от прозябанья.
Любая мысль возвышенной мечты
Тогда лишь перельется в ликованье,
Когда пред нею склонятся цветы,
Посредники живого пониманья,
Нет ничего прекраснее цветов,
Пришедших в палисады и жилища
Они пришли из глубины веков,
Чтоб сделать жизнь возвышенней и чище.
Исполняется фрагмент песни “Цветы луговые”, музыка
Г. Пономаренко, слова С. Красникова (исполняет вокальная группа).
Над майским проселком летят журавли,
Колышут ветвями дубы вековые,
Поют еле слышно у самой земли
Цветы луговые, цветы луговые.
Поют еле слышно у самой земли
Цветы луговые, цветы луговые.
Они словно звезды на небе горят,
Купая в росе лепестки зоревые,
И по ветру нежный струят аромат
Цветы луговые, цветы луговые.
Студент со знаком “Цветы – пролески”
“Помните! Цветы хороши на своем месте,
оставьте их в природе,
сберегите их красоту для тех,
кто идет следом за вами по тропе и по жизни!”
Под марш Верди из оперы “Аида” идет мухомор (важно с достоинством)
Мухомор (загадывает загадку)
Он в лесу стоял,
Никто его не брал,
В красной шапке модной
Никуда не годной.
Мухомор: Так почему я мухомор? Еще в древности сладким настоем из гриба в жилищах травили мух, отсюда и название.
Студент со знаком “Мухомор”: Гриб мухомор ядовит, но только для человека. Для животных это лекарство от гельминтозов. Часто в дикой природе можно видеть лося, поедающего этот гриб. А в зимних запасах белки, среди других сухих грибов на ветвях можно встретить и мухомор. Гриб мухомор – это украшение наших лесов. Не уничтожайте его! Оставьте для “братьев наших меньших”.
Выходят мыши и студенты со знаком запрещающим ловить ежей, птиц, рогаткой.
Мыши: Мы мыши съедаем до четверти всего урожая, объедаем молодые деревья в лесу, обгрызаем зимой кору плодовых деревьев, являемся переносчиками таких заболеваний как: лептоспироз, листериоз, сальмонеллез, туляремия. А против лептоспироза и туляремии всем сельским жителям даже прививки делают.
Студент со знаком “Ёж”: Мышей уничтожают не только хищные птицы и звери, но и ежи. Где живут ежи там нет насекомых и грызунов. И еще ежи являются живыми индикаторами по определению видового и количественного состава клещей лугов и пастбищ. Клещи являются переносчиками инфекционных заболеваний опасных для человека и животных. Вот поэтому ежей ловить и в дом приносить нельзя.
Под вальс цветов из балета П.И. Чайковского “Спящая красавица”, танцуя появляется бабочка и стрекоза.
Стрекоза: (загадывает загадку)
На полянку у ворот
Опустился вертолет –
Золотистые глаза,
Кто же это?…
Бабочка (загадывает загадку)
Спал цветок и вдруг проснулся –
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел
Под музыку танцуя покидают сцену.
На сцену поднимается студент со знаком – “Сочок”
Студент со знаком “Сочок” : “Правда красиво? Вот за эту красоту стрекоз и бабочек уничтожают. Их становится все меньше и меньше. А знаете ли вы? Где летают бабочки, там можно растить детей, потому что чистый воздух. Другими словами бабочки – индикаторы чистого воздуха”.
Студент со знаком “Стрекоза”: Все мы не любим комаров? Комары селятся в сырых местах. Яйца откладывают в воду, там же где и стрекозы. Личинки стрекоз принося пользу человеку, поедая личинки комаров.
Выходят студенты со знаками: “змея”, “лягушка”, “ящерица”
Студент читает стих:
Как много
В нашем мире красоты,
Которой часто мы не замечаем.
Все потому.
Что каждый день встречаем
Ее знакомые черты.
Мы знаем,
Что красивы облака,
Река, цветы,
Лицо любимой мамы,
И Пушкина летящая строка,
И то,
Что человек
Красив делами.
Но есть еще другая красота,
Которая не кажется красивой.
К примеру,
Красота крота,
Крота?
Да-да!
Или пчелы трудолюбивой.
Или змеи, лягушки и жука.
Или другого странного “народа”.
Не зря
Все бесконечные века…
Его веяла
Мудрая природа.
Вглядись в лицо
Любого существа –
И ты увидишь,
Как она права!
Студенты со знаками обыгрывают знаки странного “народа”, говорят о пользе змей, лягушек, ящериц. Кого мы относим к странному народу.
Студент читает стих: “Нельзя и можно”
Весьма опасно это –
Не правда ли, друзья ?-
Когда кругом запреты:
НЕЛЬЗЯ! НЕЛЬЗЯ! НЕЛЬЗЯ!
Их чуть не миллионы:
“Нельзя ломать кусты!”
“Нельзя топтать газоны!”
“Нельзя срывать цветы!”
“Нельзя шуметь!”
“Нельзя сорить!”
НЕЛЬЗЯ…
Да что там говорить!
А людям – вот ведь странно! –
Запретное желанно.
Удержишься едва ли,
Не трудно нас понять…
А что, НЕЛЬЗЯ
Нельзя ли
На МОЖНО поменять?
Напомнить нам про то,
Что можно кое-что:
Беречь природу – МОЖНО.
И можно не шуметь,
И МОЖНО осторожно
Ходить – не как медведь.
И МОЖНО (даже НАДО)
Самим соображать.
Что МОЖНО
Тех, кто рядом,
Любить и уважать!
ПАРАД
Ведущий “Мы все говорим – Нельзя, нельзя. А что МОЖНО? Что НАДО? Что должны мы делать для наших “братьев меньших”.
Под звуки музыки Чичкова “Лесной марш” выходят студенты
В масках скворца, синицы, удода, они несут скворечник, синичник, дуплянку.
Несут кормушки, на головах красные пилотки.
Три человека. На головах зеленые пилотки несут лейку, лопаты.
Ведущий: “Так, что же можно, даже надо?”
Скворец: Помните крепко, ребята,
Гнезда нельзя разорять!
Птиц не стрелять из рогатки!
Верным друзьям помогать!
Студент с кормушкой: У нас такой обычай
Чуть выпадает снежок.
Досчатый домик птичий
Повесить на сучок.
Студент с лейкой: … “Давай пройдемся медленно по лугу,
И здравствуй скажем каждому цветку.
Ты должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.
С. Вургун – азерб.
Студент с лопатой: Что мы скажем, сажая леса?
Лист, на который ложится роса
Свежесть лесную
И влагу и тень
Вот, что сажаем в сегодняшний день!
Ведущий:
Берегите Землю! Берегите!
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях павелики,
На тропинке солнечные блики,
На камнях играющего краба,
Ястреба, парящего над полем,
Полумесяц над речным покосом,
Ласточку, мелькающую в жите.
Ведущий:
Берегите Землю! Берегите!
Чудо песен,
Городов и весей,
Мрак глубин и волю поднебесий
Старости последнюю отраду,
Женщину, бегущую к детсаду,
Небо в звездах, океан и сушу
И в бесмертье верящую душу, -
Всех судеб связующие нити!
Берегите молодые всходы
На зеленом празднике природы.
Небо в звездах, океан и сушу
И в бессмертье верящую душу, -
Всех судеб связующие нити!
Ведущий:
Берегите Землю!
Берегите себя, времени крутые повороты.
Радость вдохновенья и работы,
Древнего родства живые свойства.
Дерево надежд и беспокойства.
Откровение
Земли и неба,
Сладость жизни, молока и хлеба.
Берегите доброту и жалость,
Чтоб она за слабого сражалась.
Берегите будущего ради
Это слово из моей тетради.
Все дарю!
И все от вас приемлю!
Только берегите
Эту Землю!
М. Дудин
Студент читает стих:
Все дело только в Человеке! –
Он может сделать чудеса:
Спасти зверей, очистить реки,
Разбить сады, взрастить леса!
Я рад, что в этот День мы вместе,
Вы – патриоты, видит Бог!
Спасти Планету – дело чести,
И высший наш гражданский долг!
Заключение
Публикации внеклассного эколого-природоохранного содержания обычно предназначаются для учащихся средних школ. Автор предлагает методическую разработку эколого-природоохранного внеклассного мероприятия для студентов профессионального образования.
Проведение внеклассных эколого-природоохранных мероприятий является одним из важных компонентов экологического образования и воспитания и необходимым условием формирования экологического мировоззрения.