Просмотр содержимого документа
«Летопись добрых дел ( экологическое просвещение и распространение природоохранных идей)»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2»
города Березовский
Экологическое объединение «Друзья природы»
«Летопись добрых дел»
экологическое просвещение
и распространение
природоохранных идей
Авторы:
Дёмина Екатерина 8а
Руководитель:
Надь Людмила Геннадьевна,
учитель биологии
Березовский, 2019
Содержание
Введение …………………………………………………..4
Раздел 1. Описание методов ……………. ……………….6
Раздел 2. Основная часть…………………………………..8
Заключение ………………………………………………..31
Приложения ……………………………………………….33
В ведение
«Один человек спросил мудреца:
-Что у меня в руке?
-Бабочка.
-Правильно.
-Живая или мёртвая?
-Всё в твоих руках! - ответил мудрец».
Тематическое направление проекта – экологическое просвещение и распространение природоохранных идей.
Проблема.
Чем занять детей в Природе (а есть многое – чем, только нужно уметь увидеть), что для них интересно (а им всё интересно, только надо суметь ответить на все их вопросы), что они могут сами (а они могут всё, только надо заметить это умение и вовремя похвалить)?
Что же, наконец, такое экологическое воспитание и образование (а они на это сами ответят, только надо суметь их ответы уловить и осмыслить)?
Цель: в основе проекта лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления; привлечь внимание учащихся к общероссийским Дням защиты окружающей среды от экологической опасности, история возникновения экологического календаря.
В процессе реализации такой цели появляется необходимость в выделении трёх ведущих аспектов:
Выявить наиболее эффективные формы, методы, приёмы экологического воспитания.
Разработать системный характер экологического воспитания, включающий знания из различных сфер постижения мира.
Создать комплекс условий для самореализации - у ребёнка внутренняя энергия и активность личности требует постоянного проявления, поэтому очень важно предоставить как можно больше различных видов деятельности для самореализации.
Концептуальная идея:
Синтез естественнонаучного, гуманитарного и художественно-эстетического образования в вопросах изучения охраны окружающей среды;
Проблемы охраны окружающей среды.
Ценностные ориентации:
Благоговейное отношение к жизни и принятие ответственности за её сохранение во всех природных формах;
Следование экологическому императиву «Не навреди» во всех проявлениях своего взаимодействия с окружающим миром, в сохранении своего здоровья и личной безопасности.
социализация обучаемых – вхождение в мир экологической культуры; развитие экологической составляющей духовно-нравственной, эстетической, правовой культуры, культуры учёбы и туда; социального поведения личности; культуры здоровья и быта; оценки своих возможностей и осознания своего места в созидании социальных отношений общества устойчивого развития;
- накопление опыта применения полученных знаний и умений в реальных ситуациях.
Умения:
- Творчески выражать своё отношение к природе в художественной форме: стихи, рисунки, театрализация сценок собственного сочинения и т.п.
-Осуществлять просветительскую деятельность (выступать перед младшими школьниками с беседами природоохранного содержания);
-Рисовать плакаты экологической тематики;
-Участвовать в акциях предполагающих просветительскую и практическую работу по охране окружающей среды.
- Решается задача формирования экологически образованной личности, с экологическим стилем мышления, осознающей ответственность за экологические последствия своей деятельности, со сформированной гражданской и нравственной позицией, готовой к соблюдению экологической законности и социальному партнёрству.
С учетом психологических особенностей подросткового возраста следует рассматривать специфику экологического образования в школе как непрерывное многоступенчатое междисциплинарное комплексное образование, направленное на развитие экологической культуры. В данном случае происходит гармоничное сочетание учебной программы с воспитательными мероприятиями. Дети видят как положительные, так и отрицательные стороны различных вариантов поведения, а также это помогает осознать личную ответственность каждого человека за свой выбор.
Для решения поставленных задач мы использовали:
нормативные документы (Положение об областной акции «Летопись добрых дел по сохранению природы». Положение о Всероссийской акции «Летопись добрых дел по сохранению природы». Постановление Главы города Берёзовский «О проведении дней защиты от экологической опасности в городе Берёзовский и приказа Управления образования».
Распоряжение Администрации Кемеровской области (1999 г.) о проведении «Дней защиты» от экологической опасности на территории Кемеровской области);
библиографическую литературу;
стихи о природе поэтов Кемеровской области;
видеоматериал(«Писатель и время», «Живи Байкал» - жизнь и творчество В.А. Чивилихина) ;
журналы: «Вести СоЭС», Эко-бюллетень;
методический литературу («Экологический бумеранг». Пособие для проведения практических занятий. Экологическое образование в школе);
научно-популярную литературу (энциклопедический материал по экологии, экологический словарь).
Раздел 1. Описание методов проектной работы.
Проект «Летопись добрых дел» ориентирован на формирование мировоззренческих и нравственных основ, конкретных экологических знаний и умений, развитие устремлённости познавать и оберегать природу, самостоятельной деятельности учащихся (индивидуальной, групповой), которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени.
Решение проблемы всегда предусматривает использование совокупности разнообразных методов и средств обучения, необходимость интегрирования знаний и умений из различных сфер науки, техники, технологии, творческих областей. Повышение уровня познавательной активности эффективно осуществлялось при использовании различных методов обучения:
Изучение отношения школьников к природе.
Цель: определить наличие положительной мотивации у школьников
Анкетирование по теме: «Я и Природа»
Изучение интересов школьника
Цель: провести диагностику познавательных интересов, их содержание и глубину. Викторина: «Экологический светофор», «У Природы на пороге». Оформление стенда - «Экологические переулки».
Свободный выбор задания
Цель: установить наличие у обучающихся учебно-познавательных интересов и их характер. Участие в викторинах, играх, инсценировках. Конкурсы: чтецов, рисунков, плакатов. Подбор материала для стенда, поисковая работа, творческая, просветительская деятельность.
Изучение читательских интересов школьника
Цель: познакомиться с читательскими интересами с помощью специальных заданий. Подготовка ответов на вопросы викторины; подбор материала для сценария, стенда; выбор и заучивание стихотворений для конкурса чтецов; изучение творчества литераторов Кузбасса посвященного природе.
Развитие и поддержание познавательного интереса у школьников к природе и её охране
Цель: 1.Выявить, развивается ли, удерживается ли познавательный интерес у обучающихся школы до конца выполнения задания, работы.
2.Наблюдение за стремлением выяснить непонятое, за активностью в течение выполнения задания, за улучшением успеваемости. Игра-соревнование «Сто тысяч «Почему» или загадки живой природы», очная викторина «Научно-технический прогресс и экология», акции: «Домик для друзей», «Дни защиты окружающей среды от экологической опасности».
Проблемно-поисковые – в поисковых заданиях внимание обучающихся сориентировано на использование краеведческого материала. Занятие «Линия жизни», проблемно-поисковые работы: «История загрязнения атмосферы», «Влияние климатических факторов на здоровье человека», «Охрана растений и животных Кузбасса.
Творческие Конкурс чтецов: «Все разные – все нужные» (стихи о природе), круглый стол - «Вопросы экологии в произведениях литераторов Кузбасса», конкурс на лучший экологический сценарий, подготовка реквизита для инсценировок, конкурсы рисунков.
Технологии:
- личностно-коммуникативные;
-дидактические игры;
-коммуникативно-диалоговые (умение работать в разнообразных группах, исполняя различные социальные роли).
Использование поэтапного формирования определённых комплексов умственных и практических умений.
Все мероприятия экологической направленности проводятся в школе и на прилегающей к ней территории в течение учебного года. Участниками этих мероприятий являются обучающиеся школы 1-11 классов и их родители, учителя школы. Коллектив объединения «Друзья природы» активно принимает участие в городских и областных конкурсах, в городской акции «Дни защиты от экологической опасности».
Раздел 2. Основная часть
2017-2018
Акция «Дни защиты окружающей среды от экологической опасности»
Цель: привлечение внимания педагогов и школьников к экологическим датам, а по возможности (и как следствие) и активное участие в массовых мероприятиях (акциях), посвящённых датам и направленных на формирование знаний, высказывание своего отношения к происходящему и развитие практических навыков по охране природы.
Мероприятия:
1. Занятие « Линия жизни » для учащихся 5, 7, 9 классов (20 человек)
Цель. Привлечь внимание школьников к экологическим датам:
1 марта - День борьбы с наркоманией;
7 апреля – Всемирный день охраны здоровья;
31 мая – Всемирный день борьбы с курением;
20 ноября – День отказа от курения
и обратить внимание на то, что проблемы экологии и здоровья человека являются частью экономических и социальных программ; сохранение здоровья человека должно стать приоритетной задачей для общества (обеспечение права на жизнь).
2. Проблемно – поисковая работа: « Источники загрязнения атмосферы » для учащихся 7 классов (24 человека).
Цель. Использование экологических аспектов при изучении физики - работа с проектами учащихся по улучшению экологической ситуации в городе и охране окружающей среды.
Привлечь внимание школьников к экологической дате: 15 апреля – День экологических знаний.
3. Исследовательская работа : « Влияние климатических факторов на здоровье человека » для учащихся 11 классов (выступающие – 4чел., слушатели – 30 чел.).
Цель. Привлечь внимание школьников к экологической дате: 23 марта –Всемирный день метеорологии, выявить влияние климатических факторов на здоровье человека, и показать, каким образом можно справиться с этими недомоганиями.
Защита исследовательской работы.
Подведение итогов: награждение учащихся грамотами и памятными сувенирами.
Цель. 1. Пропаганда здорового образа жизни, развитие творческих способностей и навыков работы с научной литературой, приобщение к практической деятельности по улучшению состояния окружающей среды.
2. Привлечь внимание учащихся к общероссийским Дням защиты окружающей среды от экологической опасности, к истории возникновения экологического календаря.
1 этап.
Подготовительный период: оформление стенда «Экологические переулки», подготовка фотоматериалов по краеведению.
2 этап
Проведение школьной викторины: «Экологический светофор» среди учащихся 5-11 классов (35 чел.)
3 этап.
Награждение учащихся, занявших 1,2,3 места, грамотами и памятными сувенирами.
Наиболее активные участники викторины – обучающиеся 5, 7 и 11 классов.
В течение двух лет экологическое объединение «Друзья природы» активно принимает участие в акции «Дни защиты окружающей среды от экологической опасности» и уже начинают складываться свои традиции по проведению экологических мероприятий. В этом году активное участие принимали обучающиеся 1-4 классов и их родители.
Логическая предпосылка: то состояние окружающей среды, которое мы имеем сегодня, принципиально отличается оттого, что мы хотели бы иметь.
Принимая участие в мероприятиях акции «Дни защиты окружающей среды от экологической опасности», школьники получают возможность ещё раз проанализировать привычный образ жизни, свои поступки с точки зрения их дружественности по отношению к окружающей среде. Им необходимо постараться изменить или отказаться от тех поступков по отношению к природе, которые пагубно влияют на окружающую среду и на них самих.
В акции «Дни защиты от экологической опасности» активное участие приняли 46% обучающихся, причём многие из них принимали участие в 2, 3 и даже 4-х мероприятиях.
2018-2019
Если в 2017 году целью являлось, привлечение внимания и школьников к экологическим проблемам и активному участию в акциях (мероприятиях), посвящённым экологическим датам и направленных на формировании знаний, то
целью проведения данной акции в 2018 году является:
Углубление и расширение знаний детей о законах жизни, взаимосвязи всего живого и неживого в природе;
Привлечение детей к активной деятельности;
Способствование росту информированности об экологических проблемах.
Одним из очень важных проявлений личности, по которым можно судить о том, насколько значителен и интересен человек, является его отношение к окружающей природе.
Викторина «Экологический календарь».
Экологическая дата: Международный день знаний.
Тема: Научно-технический прогресс и экология.
Участники: учащиеся 7-х классов (8 чел.).
Цель. Расширение знаний учащихся о влиянии научно-технического прогресса, деятельности человека на окружающую среду, на здоровье самого человека.
В процессе работы с вопросами викторины, учащиеся выявляли:
-закономерности экологической направленности - что планета Земля напоминает космический корабль в бесконечном путешествии, движущийся в пустынном Космосе. У него нет базы, на которую можно вернуться для ремонта, чтобы пополнить запасы и избавиться от отходов;
-сущность понятия «Здоровый образ жизни», выявляли причины нарушений экологического равновесия и способы его восстановления.
После подведения итогов, учащиеся были награждены грамотами и памятными сувенирами.
Игра-соревнование
«Сто тысяч «Почему?» или загадки живой природы».
Экологическая дата: Международный день метеорол
Участники - учащиеся 8-9 классов: команда игроков-6 чел.;
команда зрителей – 12 чел.;
болельщики- учащиеся 8 – 9 классов;
помощники – учащиеся 11 классов – 3 чел.
Цель. Развитие познавательных интересов учащихся через нестандартные формы работы и приёмы, закрепление знаний, приобретённых на уроках физики, биологии, радость открытия и ощущение товарищества.
В процессе игры, учителем решались задачи:
-вызвать положительные эмоции (удовлетворение от правильного ответа);
-игра основывается на творчестве и самостоятельности учеников;
-привлечь учащихся ,которые не входят в состав команды, к подготовке вопросов для интеллектуальной игры.
Продолжительность игры 1 час, в течение которого «разыгрывается» 12 вопросов, время осуждения вопроса 1 минута. При подведении итогов игры, болельщики называют лучшего игрока, разыгрывают приз «Зрительская симпатия», команда игроков называет «Лучший вопрос».
В результате игры, школьники учились системно мыслить и связывать в единое целое разнородную информацию, искали конструктивное решение в запутанной и сложной ситуации.
Побеждает тот, кто наберёт больше очков - «Знатоки» или «Зрители». Победители были награждены грамотами и памятными подарками, активные участники в подготовке к игре – памятными сувенирами, а все вместе - знаниями, добытыми собственным умом и трудом.
«Экологический бумеранг»
Инсценировка на тему: «Помощь и сохранение птиц в лесу и в городе зимой, забота о пернатых друзьях».
Экологическая дата: Международный день прилёта птиц.
Ответственный – учитель биологии Л.Г.Надь.
Участники (артисты) - учащиеся 7 А класса – 8 чел.
Зрители: учащиеся 2-3 классов – 45 чел.
Цель. Дать возможность учащимся на рациональном и почувствовать на эмоциональном уровне, пагубность потребительского отношения природе. Проиллюстрировать теоретические положения примерами. Для проведения данного мероприятия были изготовлены реквизиты: декорации 4-х времён года в 2-х экземплярах, костюмы птиц (синицы)-2 пары, костюм бабочки – 1 пара, потомство синиц и потомство бабочек (гусеницы). Была использована фонограмма пения соловья, записанного на диктофон в селе Зарубино, Топкинского района.
Напечатаны фотографии птиц (формат 20 на 30), обитающих в Кемеровской области (перелётные и осёдлые).
Место проведения, актовый зал, было оформлено работами фотохудожников о природе г. Берёзовский.
Для оформления зала были использованы конкурсные работы ребят 1 -4 классов (58 работ) по темам: «Берегите птиц», «Домик для друзей».
Здесь же были выставлены скворечники (15 шт.), сделанные учениками (возраст – 1-4 кл.) и их родителями для проведения 1 апреля акции «Домик для друзей».
Дети научились узнавать птиц, изображённых на фото, по характерным особенностям внешнего вида;
Ответили на вопросы о причинах исчезновения некоторых видов птиц в Кемеровской области;
Ученики 7 класса провели просветительскую работу с учащимися начальной школы, по теме природоохранного содержания;
Все вместе учились совершать экологически грамотные поступки, для этого семиклассникам пришлось изучить большой объём информации по заявленной теме, проявить свои творческие способности в изготовлении реквизита и выступлении перед учениками начальной школы.
Подведение итогов. Авторы лучших рисунков, плакатов по темам: «Берегите птиц», «Домик для друзей» награждены памятными сувенирами, остальные ребята, чьи работы не заняли призовых мест, награждены наборами цветных карандашей, фломастерами.
Дети, сделавшие скворечники самостоятельно или с помощью взрослых, получили ценные подарки. Многие из них приняли активное участие во всех конкурсах, некоторые ученики заняли призовые места в нескольких номинациях. Такая активность младших школьников может только радовать организаторов этих мероприятий.
Акция «Домик для друзей»
Экологическая дата - Международный день прилёта птиц.
Ответственный – учитель биологии Л.Г. Надь
Руководитель ШМО начальных классов – С.В. Максимова
Участники: учащиеся начальной школы (15 чел.) и их родители, зрители (1-4 кл.), учителя, администрация школы, выпускники школы (юноши 11 класса).
Место проведения – территория школы.
Цель. Привлечение детей и их родителей к сотрудничеству в оказании помощи птицам, расширение знаний учащихся детей о законах жизни.
Результатом этой акции, кроме расширения знаний, стало
приобретение учащимися практических в изготовлении скворечника с помощью взрослых или самостоятельно. Так как, вывешивание скворечников на деревья, требует навыков и силы, то для этой церемонии были приглашены выпускники школы (юноши 11 класса), которые и помогли закрепить скворечники на деревьях.
«У Природы на пороге» - заочная викторина.
Экологическая дата- День охраны окружающей среды.
Участники: Учащиеся 6-11 классов.
Цель. Научить правильно, оценивать роль живых организмов в поддержании экологического равновесного состояния среды.
Привлечь внимание к информации экологической направленности.
Ученики получают вопросы викторины и прочитав соответствующую литературу по данной теме (разделам) выбрать тот материал, который отвечает заявленной теме, вопросу. Им придётся прочитать научно-популярную литературу, где речь идёт об охране природы, в частности охрана природы в Кемеровской области. Изучить охраняемое растение или животное Кузбасса, выявить причины , по которым этот живой организм занесён в Красную книгу.
Задания викторины подобраны соответственно возрасту.
Вопросы (разделы) для изучения:
6 класс.
1. Тесты. Общие вопросы по экологии. Океан. Реки и озёра. Воздух. Почва.
3. Задание поискового уровня - «Напишите о любом охраняемом животном в Кузбассе по плану: название животного, места обитания, чем питается, особенности жизнедеятельности, какое значение имеет в природе».
7 класс.
1.Таблицы, схемы, тесты. Организмы и окружающая среда.
2. Задание поискового уровня – «Охрана растений и животных Кузбасса». Написать о любом охраняемом растении или животном Кузбасса по плану: название животного или растения, причина по которой этот организм охраняется, особенности жизнедеятельности, значение в природе.
1.Схема, тесты. «Причины и возможные последствия глобального потепления».
2.«Воздух- достояние каждого»
3.Задание поискового уровня – «Охрана растений и животных Кузбасса». Написать о любом охраняемом животном или растении, которое занесено в Красную книгу Кемеровской области.
Заявили о своём участие в этом мероприятии:
6 класс – 10 чел.;
7 класс – 12 чел.;
8 класс – 7 чел.;
11 класс – 5 чел.
Проявили упорство, и дошли до финала:
6 класс – 5,
7 класс – 8,
8 класс – 2,
11 класс -1.
Ребята, набравшие наибольшее количество баллов, награждены грамотами и ценными подарками, а активные участники, не занявшие призового места – памятные сувениры.
Во время уроков по биологии ребята, принимавшие активное участие в экологических мероприятиях, показывают более глубокое знание предмета и активнее принимают участие в обсуждении экологических проблем при изучении нового материала.
Так как, в последнее время дети очень мало читают, редкие гости в библиотеках разного уровня, то такая форма работы, заинтересованность педагогического коллектива и администрации города (выделение средств на проведение мероприятий) имеет право быть. Пусть, в некоторых случаях, мотивацией активного участия среди учеников «материальное» стоит на первом месте, но сам того не замечая, ребёнок втягивается в процесс изучения, познания мира. Если ребёнок чаще стал заглядывать в библиотеку,
посещать интернет – зал, в поисках ответов на сайте «Экология», разве это плохо?
И как сияют глаза, когда на торжественной линейке ему вручают грамоту и дарят подарок за его добросовестный труд.
Конкурс рисунков по теме:
«Мир, каким мы хотим его видеть»(экологические знаки, эмблемы, листовки, плакаты).
1- 10 классы.
Цель. Через рисунок говорить об экологических проблемах, формирование и отражение детского мнения по проблемам экологической безопасности в осознании универсального значения природы в жизни каждого человека.
Ожидаемый результат: активное участие школьников в конкурсе рисунков, оригинальность идей.
Активное участие в конкурсе приняли ученики 1-4,5,7,10 классов. В школе была оформлена выставка представленных для конкурса рисунков, плакатов экологической направленности.
2. Конкурс на оригинальный экологический сценарий - «Экологическая сказка»
Цель. Включение детей в деятельность для самореализации и развития индивидуальности, отличный способ дать детям наглядное представление о проблеме загрязнения окружающей среды и жестокого обращения с живой природой.
Ожидаемый результат: развитие различных сфер деятельности личности;
пополнение фонда «Мини-сценарий» по вопросам экологического воспитания школьников
На конкурс было представлено 7 сценариев. Сценарии прошли конкурсный отбор.
Для участия в конкурсе были представлены работы ученица 6 «Б» класса и учеников 7 «А» класса.
Победители конкурса:
1 место – 6 «Б»
2 и 3 место – 7 «А»
3.Конкурс чтецов (1-4 классы) –
«Все – разные. Все - нужные».
Цель. Через слово приобщить учащихся к культурным традициям, раскрыть индивидуальность ребёнка. Стихи - лучший способ говорить с сердцем и разумом людей.
Ожидаемый результат: формирование нравственного и эстетического отношения к окружающей среде, формирование экологической культуры личности и общества.
Приобщение учащихся к культурным традициям, раскрылись творческие способности детей.
Призовые места распределились в следующем порядке:
Круглый стол:
«Вопросы экологии в произведениях литераторов Кузбасса».
(6 -8 классы).
Организация – 9 класс
Цель. Познакомить обучающихся с творчеством поэтов и писателей Кузбасса и их природоохранной деятельностью (поисковая работа); воспитание благородства, тонкости чувств, особенное, забытое обаяние, которое сквозит в стихах поэтов, через образ жизни и стиль поведения замечательных людей.
Ожидаемый результат: формирование эстетической, нравственной и экологической культуры личности.
Ученицами 9 б класса был представлен биографический материал о В.А. Чивилихине.
П роведена презентация книги кемеровского поэта Владимира Иванова «Всё любимо с детских лет»: стихи о природе. Книга является подарком автора школе.
Ученики 6-7 классов читали стихи о природе, отношение к ней человека, о её богатстве и красоте, о её беззащитности.
Во время чтения стихов был представлен видеоряд фотографий родного края, который гармонично дополнял стихотворный текст.
Здесь же была представлена выставка произведений литераторов Кузбасса.
Цель: через инсценировку «Экологическая сказка» дать наглядное представление о проблеме загрязнения окружающей среды, через разнообразную экологическую деятельность в системе внеклассной работы, формировать готовность к принятию моральных, и правовых принципов, норм и правил поведения в социоприродной среде.
Ожидаемый результат: дать школьникам 5-х классов наглядное представление о проблеме экологического загрязнения, о последствиях нарушения правил и норм поведения в природе.
Учащиеся 5 классов получили наглядное представление о проблеме экологического загрязнения, о последствиях нарушения правил и норм поведения в лесу, а учащиеся 8 классов получили возможность для творческого самовыражения при подготовке к этому мероприятию.
2019-2020
Рукотворное стихийное бедствие!
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
Собрать информацию о происхождении явления «весенний пал травы» и его влиянии на природу
Изучить уровень экологической грамотности и правовой ответственности учащихся школы (провести анкетирование среди учащихся 5-6,10-11 классов)
Разработать план мероприятий для привлечения внимания учащихся к причинам и последствиям природных пожаров из-за пала сухой травы
Происхождение травяных пожаров и их влияние на природу
Существует множество мнений о происхождении этого явления и его влиянии на природу. Изучая информацию, мы попытались разобраться, почему люди жгут траву.
Изучив информацию пресс-службы МЧС по Кемеровской области, мы выяснили основные причины лесных пожаров. На первом месте среди причин пожаров - пал сухой травы.
Кто и зачем поджигает?
-У многих людей есть убежденность, что если сжечь прошлогоднюю траву, то молодая быстрей растет.
-Сгоревшая трава является хорошим удобрением для почвы.
-Не знают почему, но все так делают.
-Жгут ради забавы – а что будет дальше?
-Люди жгут траву для того, чтобы сгорел мусор.
Жёлтые сосны никогда не станут зелёными, да и берёзки не зашумят изумрудной листвой. В чём их вина перед человеком?
Некоторые службы, которые ведут работы вдоль трасс или просек, занимаются не контролируемым выжиганием травы. Мы, считаем, что это просто человеческая лень и нежелание думать о будущем.
-Необразованность.
Конечно, пожарным, людям, занимающимся природоохранной деятельностью и нам, школьникам, нужно проводить просветительскую работу. Нужно объяснять, что «пал травы» приводит к гибели людей, животных, насекомых и негативно влияет на растительность.
Активное участие обучающихся в познавательно-развлекательной программе
«Дело было в лесной стране»
Была создана обстановка для творческого поиска, изобретательности и проявления фантазии детей и педагогов, подготовлены и разработаны задания для логического и образного мышления;
формирование нравственного и эстетического отношения к окружающей среде.
Разработаны листовки по охране леса.
«Дело было в лесной стране»
Цели Углубление знаний обучающихся об особенностях и разнообразии лесной флоры и фауны, активизация знаний детей через нестандартные формы работы и приёмы, содействие творческому поиску, изобретательности, фантазии детей и педагогов.
«Дело было в лесной стране» - познавательно-развлекательная программа, направленная на развитие творческого поиска, изобретательности, фантазии детей .
Акция по защите исчезающих первоцветущих растений «Первоцвет»
Участие обучающихся в акциях, предполагающих просветительскую и практическую работу по охране окружающей среды.
Активное участие обучающихся в проведении мероприятия. Изготовление и
использование листовок, буклетов с изображением сорванных краснокнижных цветов или букетов из них. Расширить знания обучающихся о значении растений в природе и для человека.
Заключение
«Дни защиты окружающей среды от экологической опасности», «Экологический календарь», предполагают просветительскую и практическую работу по охране окружающей среды.
Мотивация является важной составной частью любого школьного курса. Если учащегося не заинтересовала, рассматриваемая тема, то при всей её значимости школьники останутся равнодушными зрителями. Поэтому каждый учитель должен задумываться о возможном «крючке» – той ситуации, которая будет притягивать общее внимание: использовать яркие иллюстрации, притчи, легенды, мифы.
В кабинете биологии собрана библиотека творческих работ обучающихся о своих домашних питомцах в разделе «Мой любимец!». В этих работах дети пишут о том, как их питомец попал к ним в дом, об истории происхождения его имени, его любимые забавы и игрушки, о тех трудностях, с которыми им пришлось столкнуться, взяв на себя ответственность за его жизнь. К работе обязательно прилагается фотография или портрет домашнего питомца.
Домашние питомцы – постоянные спутники человека. Приобретая, многие не осознают до конца, насколько его присутствие в доме изменит привычный образ жизни. Дети хорошо понимают, что домашний питомец не игрушка, которую можно выбросить если надоест.
Домашние питомцы в большом городе – особая проблема. Часто люди не отдают себе отчёт в том, что принимают на себя ответственность за живое существо. Например, весной подбирают собаку или кошку и держат на даче. Приручают, кормят, играют. Уезжая осенью домой – бросают, возможно, обрекая на голодную смерть.
Наконец, мало кто знает, что домашние питомцы находятся под защитой законов – и российских, и международных. Причём соответствующие нормы предусматривают как правила приобретения и содержания домашних питомцев, так и ответственность за жесткое обращение с ними. Одна из задач объединения «Друзья природы», довести эту информацию до каждого школьника в понятной для них форме.
Проживая ситуации, ребёнок может по-новому осознать проблемы, способы реагирования, отношения к событиям, ценностям; перед ним открываются новые возможности для построения отношений и самореализации.
Работа в группе (объединении) позволила учащимся приобрести ряд важнейших качеств:
умение вырабатывать совместные решения;
терпимость ( толерантность ) к другим мнениям и позициям;
необходимость поиска компромиссов;
способность аргументировано отстаивать свою точку зрения;
стремление к диалогу;
умение строить общение с учётом эмоционального состояния, общей атмосферы.
Формирование разновозрастных групп - реконструкция семейных отношений, где каждый ребёнок мог бы чувствовать себя комфортно. Младшие выступают своеобразными хранителями непосредственности и искренности, открытость их внешнему влиянию должна развить у старших стремление проявить заботу о младших, помогать им в преодолении трудностей. Такая позиция импонирует старшим ученикам, удовлетворяя потребности чувствовать себя взрослыми.
В результате выбора наиболее целесообразных методов, приёмов, нам удалось создать, на наш взгляд, комплекс условий для экологического просвещения и распространения природоохранных идей. Растёт уровень познавательного интереса к предмету (заинтересованность в выполнении сложных заданий, чтение дополнительной литературы). Обучающиеся чаще стали посещать школьную и городскую библиотеки, интернет – зал в поисках ответов на сайте «Экология».
Самые главные достижения – активное участие обучающихся в озеленении
территории школы, наличие скворечников на деревьях школьной территории. Вывешивание кормушек для птиц зимой.
Проведение акций: «Чистоулица», «Чистодвор», «Неделя добра» - уборка детской игровой площадки, которая находится рядом со школой.
Дети (особенно девочки) всё реже и реже собирают букеты полевых цветов.
Любители рыбалки делятся своими наблюдениями в природе о жизни лесных обитателей и обитателей водоёмов. Иногда детям приходится делать замечания взрослым о необходимости соблюдать чистоту на улице.
Огородники стали более «уважительно» относиться к дождевым червям, зная об их пользе.