Конфликты играют важнейшую роль в жизни человека, развитии личности, семьи, жизнедеятельности, школы, и любой другой организации, государства, общества и человечества в целом. Конфликт, как социально-психологический феномен, является закономерной и естественной характеристикой социальных отношений.
Социальное благополучие общества на различных уровнях его организации влияет на проявление конфликтности во взаимоотношениях всех его членов и, в частности, подростков, осуществляющих поиск способов «взрослого поведения». Недостаток социальных умений и навыков способствует обращению подростка к моделям поведения, используемым окружающими. Действия и поступки взрослых часто рассматриваются и воспринимаются им как примеры, предлагаемые обществом для подражания. В этой связи актуальна проблема овладения оптимальными способами реагирования в ситуации конфликта, особенно в подростковом возрасте.
В связи с актуальностью целью исследовательской работы является исследование особенностей межличностных конфликтов подростков.
Объект исследования: общение подростков со сверстниками.
Предмет исследования: особенности межличностных конфликтов подростков.
Задачи:
1) Теоретический анализ и обобщение литературы по проблеме исследования;
2)Обоснование принципов и методов исследования;
3) Определение психологических особенностей детей младшего и старшего подросткового возраста;
3)Рассмотрение особенностей межличностных конфликтов среди подростков;
4)Обработка и анализ результатов эмпирического исследования.
5) Выводы по данной проблеме.
Для проведения исследования использовался комплекс методов:
Теоретические методы: анализ, синтез и обобщение научной и методической литературы по проблеме исследования;
Эмпирические методы: опрос, диагностика
Для проведения практического исследования использовались следующие методики:
1)Тест на оценку уровня конфликтности личности;
2)Тест на оценку собственного поведения личности в конфликтной ситуации;
3)Анкета «Конфликтная ли вы личность»;
4)Тест самооценки;
5) Опросник (Прил. 4);
Базой нашего исследования являлась МБОУ СОШ №2 г. Родники.
Испытуемые - обучающиеся 7, 8- х классов, в возрасте 12-15 лет, общее
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Кофликты" »
Конфликты играют важнейшую роль в жизни человека, развитии личности, семьи, жизнедеятельности, школы, и любой другой организации, государства, общества и человечества в целом. Конфликт, как социально-психологический феномен, является закономерной и естественной характеристикой социальных отношений.
Социальное благополучие общества на различных уровнях его организации влияет на проявление конфликтности во взаимоотношениях всех его членов и, в частности, подростков, осуществляющих поиск способов «взрослого поведения». Недостаток социальных умений и навыков способствует обращению подростка к моделям поведения, используемым окружающими. Действия и поступки взрослых часто рассматриваются и воспринимаются им как примеры, предлагаемые обществом для подражания. В этой связи актуальна проблема овладения оптимальными способами реагирования в ситуации конфликта, особенно в подростковом возрасте.
В связи с актуальностью целью исследовательской работы является исследование особенностей межличностных конфликтов подростков.
Объект исследования: общение подростков со сверстниками .
Предмет исследования: особенности межличностных конфликтов подростков.
Задачи:
1) Теоретический анализ и обобщение литературы по проблеме исследования;
2)Обоснование принципов и методов исследования;
3) Определение психологических особенностей детей младшего и старшего подросткового возраста;
3)Рассмотрение особенностей межличностных конфликтов среди подростков;
4)Обработка и анализ результатов эмпирического исследования.
5) Выводы по данной проблеме.
Для проведения исследования использовался комплекс методов:
Теоретические методы: анализ, синтез и обобщение научной и методической литературы по проблеме исследования;
Эмпирические методы: опрос, диагностика
Для проведения практического исследования использовались следующие методики:
1)Тест на оценку уровня конфликтности личности;
2)Тест на оценку собственного поведения личности в конфликтной ситуации;
3)Анкета «Конфликтная ли вы личность»;
4)Тест самооценки;
5) Опросник (Прил. 4);
Базой нашего исследования являлась МБОУ СОШ №2 г. Родники.
Испытуемые - обучающиеся 7, 8- х классов, в возрасте 12-15 лет, общее количество 100 человек.
Выводы по главе I
Конфликт - наиболее острый способ решения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями.
Межличностный конфликт - открытое столкновение взаимодействующих субъектов на основе возникших противоречий, выступающих в виде противоположных целей, не совместимых в какой-то конкретной ситуации.
Подростковый возраст – период онтогенеза, переходный между детством и взрослостью. Общаясь в первую очередь со своими сверстниками, подросток получает необходимые знания о жизни. Очень важным для подростка является мнение о нем группы, к которой он принадлежит.
Подростковый возраст является наиболее напряженным с точки зрения возникновения межличностных конфликтов. Повышенная конфликтность подростков во многом определяется особенностями и значением подросткового возраста в развитии личности.
Межличностный конфликт в подростковом возрасте может быть рассмотрен как ситуация интенсивного личностного развития и нести как позитивное, так и негативное влияние на развитие личности подростка.
Выводы
Межличностные конфликты среди подростков возникают довольно часто, но отличаются небольшой продолжительностью, при этом подростки часто отрицают свою причастность к их возникновению, отмечают основными их причинами несправедливые поступки и оскорбления.
Большинство подростков имеют средний уровень конфликтности. О таких подростках говорят, что они конфликтные люди. Они настойчиво отстаивают свое мнение, невзирая на то, как это повлияет на их отношения с окружающими, однако за это качество их уважают окружающие.
Для большинства подростков характерна активная позиция поведения в конфликте, целью которой является, как поиск взаимоудовлетворяющих решений противоречивых ситуаций, так и стремление при взаимодействии настоять на своем путем открытой борьбы за свои интересы, занятие жесткой позиции непримиримого антагонизма в случае сопротивления. Наименее характерными стратегиями для подростков являются стратегия избежание и приспособление.
У большинства подростков адекватная самооценка, то есть они правильно соотносят свои возможности и способности, достаточно критически относится к себе, стремятся реально смотреть на свои неудачи и успехи, стараются ставить перед собой достижимые цели, которые можно осуществить на деле.
Анализ наличия взаимосвязи между особенностями конфликтов и личностными особенностями у подростков показал, что чем более конфликтны подростки, чем выше их самооценка и чем более они стремятся к конкуренции, тем чаще у них возникают конфликты со сверстниками, тем более они стремятся других обвинить в возникновении конфликта и тем продолжительнее конфликты. Наличие достоверных взаимосвязей между особенностями конфликтов и личностными особенностями у младших подростков, позволяет заключить, что выдвинутая нами гипотеза подтвердилась