kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Экологические проблемы моего населённого пункта

Нажмите, чтобы узнать подробности

Собственный проект по экологической оценке родного населённого пунка.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Экологические проблемы моего населённого пункта»



Содержание экологического проекта:


  1. Постановка проблемы………………………………………………….1 стр.

  2. Цели и задачи проекта…………………………………………………4 стр.

  3. Методы, формы и средства работы………………………………….5 стр.

  4. Собранный материал по данной проблеме………………………....6 стр.

4.1 заболеваемость населения……………………………………...6 стр.

4.2 опрос населения………………………………………………….7 стр.

4.3 качество воды……………………………………………………8 стр.

  1. Разработка мероприятия ……………………………………………...9 стр.

  2. Заключение……………………………………………………………..14 стр.

  3. Источники информации и литература…...…………………………15 стр.

Приложение……………………………………………………………..16 стр.

- протоколы лабораторных испытаний.

- экологические опросники.






























Во второй половине XX в. ин­тенсивно вырубались леса водоохранных зон водоёмов на территории Косинского района, что приве­ло к снижению водности рек. Начиная с 1930—1940-х гг. многие средние и малые реки длительное время использовались для молевого сплава древесины, причём для успешного выполнения плана применялись взрыв­ные работы по досрочному вскрытию рек. Это наряду со снижением вод­ности рек привело к дополнительному их загрязнению взвешенными и химическими соединениями природного характера, разрушению нерестилищ и в конечном итоге к снижению рыбных запасов района. Изменению каче­ства поверхностных вод района способствовали:

—расширение посевных площадей сельскохозяйственных предприя­тий, в том числе и в водоохранных зонах;

  • широкое применение ядохимикатов и минеральных удобрений, не­редко с грубыми нарушениями технологии их хранения, использования и транспортировки;

  • распашка под сельскохозяйственные угодья водоохранных зон;

  • строительство на реках прудов и других гидротехнических объек­тов без надлежащих проектов, устройство нижних складов древесины, раз­мещение в поймах рек объектов животноводства.

Загрязнению окружающей среды способствует также увеличение объё­мов образования и размещения твёрдых и жидких бытовых отходов, низ­кие объёмы использования и накопления промышленных отходов, особен­но навоза в сельском хозяйстве и опила, отходов разделки древесины в лесном хозяйстве. Многие отходы промышленности и потребления за­грязняют почву, поверхностные и подземные воды, поступают в растения и переходят в организм диких и домашних животных, а также в человека через воду, растения и продукты животного происхождения.

Совершенно недопустимо, что до 40% вырубаемых лесных ресурсов остаётся на территории района в виде отходов и не подвергается дальней­шей переработке, загрязняя таким образом окружающую среду.¹

Но, несмотря на всё выше перечисленное, специалисты всё-таки оценивают экологическую обстановку на территории Косинского района, как достаточно благоприятную. Этому способствует отсутствие каких-либо крупных промышленных предприятий, достаточная удалённость от крупных промышленных городов и невысокая численность населения района.




















¹См.: А.П.Савельев «Природные ресурсы коми – пермяцкого автономного округа», 2005. – с.177.


Одна из основных экологических проблем на территории поселения наличие повсеместно несанкционированных свалок бытового мусора.














































Данная проблема практически не решается местными органами самоуправления, поэтому на территории поселения насчитывается уже не одна сотня таких подобных свалок.






Таёжные леса основное богатство и доходная статья в бюджете поселения.























Около 40% вырубаемых лесных ресурсов остаётся на территории района в виде отходов и не подвергается дальней­шей переработке, загрязняя таким образом окружающую среду.


























Цель: воспитание полезного для общества человека, разумно сочетающего свои личные интересы с интересами общества и нацеленного на сохра­нение благоприятной жизни окружающей сре­ды для себя и будущих поколений.



Задачи:

1) определить основные экологические проблемы на территории Левичанского сельского поселения.

2) выяснить, как влияет загрязнение окружающей среды на здоровье человека.

3) изменить отношение детей к деятельности человека, отрицательно влияющей на состояние окружающей среды.

4) развивать умения находить причинно – следственные связи и делать выводы.

5) воспитывать бережное отношение к окружающей природе, чувство долга и ответственности.






































Методы, формы и средства работы.


При организации экологического проекта были использованы следующие методы работы:

- интервьюирование,

- сравнение,

- анализ архивных материалов и документации,

- анализ литературы,

- беседа,

- интеллектуальная игра.

Основные формы организации работы:

- внеклассное мероприятие,

- экскурсия,

- уроки.







































Заболеваемость населения Левичанского поселения.

(на примере д.Левичи)



Категории населения

Распространённые заболевания

Количество человек

Общее количество человек

1)Детское (0 – 18 лет)

-Дерматиты

- Гастриты

-Пилонефрит

-Онкологии


8

10

4

2



45


2)Трудоспособное (женщины – 18 – 50 лет; мужчины – 18 – 55 лет)

-Гипертония

-Язва желудка

-Холециститы

-Бронхиальная астма

-Инфаркт миокарда

-Экземы

-Онкологии

35

11

8

8

7

4

3




95

3)Пенсионный

-Остеохонроз

-Артрозы

-Гипертония

-Ишемическая болезнь сердца

-Бронхиальная астма

-Псориаз

-Хронический холецистит

- Хронический гастрит

- Онкологии



25

15

20

10


8

5

15


10


4







77


Со слов медицинских работников Левичанского фельдшерско – акушерского медицинского пункта, в целом ситуацию по заболеваемости населения можно оценить, как средней тяжести по сравнению с показателями всего Пермского края. Но в последние годы увеличилось число онкологических и кожных заболеваний, в чём не последнюю роль многие специалисты отводят сложившейся экологической ситуации на территории района и поселения.














Экологический опрос населения.


Цели: 1) выяснить у населения их мнение по поводу экологической обстановки на территории Левичанского поселения.

2) выявить какие экологические проблемы видит местное население на территории поселения.


В опросе приняли участие 17 респондентов в возрасте от 37 до 85 лет из 2-х населённых пунктов: п. Горки и д. Левичи. Опросник состоял из 3-х вопросов: 1)Как вы считаете, благоприятна ли экологическая обстановка на территории Левичанского поселения? 2)Какие вы видите экологические проблемы на территории поселения? 3) Как вы считаете, когда экологическая обстановка была лучше, сейчас или в советское время?



Результаты опроса населения.


1)Как вы считаете, благоприятная ли экологическая обстановка на территории Левичанского поселения?

- 7 человек считают, что вполне благоприятная.

- 10 человек ответили – неблагоприятная.


3) Как вы считаете, когда экологическая обстановка была лучше, сейчас или в советское время?

- 4 респондента считают, как в прошлое так и в нынешнее время остаётся плохой.

- 9 человек полагают, что в советское время.

- 2 человека думают, что сейчас.

- 1 человек считает, что всегда была благоприятной.


2)Какие вы видите экологические проблемы на территории поселения?

1) Несанкционированные свалки мусора: 11 человек.

2) Вырубка лесов: 6 человек.

3) Загрязнение водоемов: 4 человека.

4) Заболеваемость населения: 2 человека.

5) Отвалы из остатков химических удобрений: 1 человек.

6) Повышенный радиационный фон: 1 человек.

7) Не видят экологических проблем: 4 человека.


Выводы: таким образом, исходя из результатов опроса, мы видим, что большинство респондентов считают, что экологическая ситуация на территории поселения весьма не благоприятная. Кроме того большая часть опрошенных считают, что в прошлое время эта ситуация была лучше. Большинство населения видит 3-и основные экологические проблемы: несанкционированные свалки мусора, вырубка лесов и загрязнение водоемов.














Качество воды на территории Левичанского сельского поселения.


Исследования были проведены в 2006 и 2007 годах Федеральным Государственным Учреждением Здравоохранения «Центром гигиены и эпидемиологии в Пермском крае» в г. Кудымкаре. Пробы воды, для лабораторных исследований, были взяты, как с открытых водоёмов, а так же питьевой воды со скважин и колодцев.


Результаты лабораторных испытаний.


Пробы воды.

Заключение.

Вода открытых водоёмов (р. Коса, п. Горки).

Вода открытых водоёмов мест отдыха и купания населения отвечает требованиям СанПиН, соответствует всем гигиеническим требованиям охраны поверхностных вод по микробиологическим показаниям.

Вода питьевая (ведомственная скважина, д. Левичи).

Вода питьевая со скважины отвечает требованиям СанПиН по гигиеническим требованиям к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения.

Вода питьевая (сельские колодцы п. Горки и д. Левичи).

Вода питьевая из колодцев сельского поселения по микробиологическим показателям не отвечает требованиям СанПиН по гигиеническим требованиям к качеству воды нецентрализованного водоснабжения.


Вывод: в целом качество воды на территории Левичанского сельского поселения соответствует требованиям СанПиН, за исключением питьевой воды некоторых сельских колодцев, вследствие их длительной и не правильной эксплуатации.



















Внеклассное мероприятие.

Экологическая игра « Свалка по имени Земля».

В настоящее время стало очевидно, что решение проблем окружающей среды возможно лишь при определенном уровне экологической культуры общества. Формирование ее на основе знаний и умений, ценностных ориентации, убеждений и идеалов обусловливает потребность в дополнительном экологическом образовании. И большая роль в этом отводится интеллекту­ально-познавательным играм. Данный экологический эрудицией знакомит детей со сложной проблемой загрязнения планеты, от решения которой зависит в конечном счете само суще­ствование человека.


В экологической игре "Свалка по имени Земля" принимают участие учащиеся 8 и 9 классов. В период подготов­ки формируются команды-участницы (3), определяется состав жюри и счетной комис­сии.


Цели: Воспитывать любовь и бережное отношение к окружающей природе, вызвать у детей отрицательное отношение к загрязнению окружающей среды, прививать бережное и рациональное отношение к природе, развивать навыки нахождения причинно – следственных связей и делать выводы.


Оформление класса: на доске раз­мещено изображение земного шара, покры­тое разноцветными бумажками, на которых нарисован различный мусор. Это не просто картина, это табло, на котором фиксируют­ся результаты игры. При каждом заработан­ном той или иной командой балле снимает­ся одна бумажка - идет как бы процесс очи­щения земного шара от мусора. (Предвари­тельно команды выбирают себе цвет бумажек.)

Ход игры

Ведущий. Здравствуйте, дорогие ребята. Я приветствую всех собравшихся в этом зале. Наш эрудицион необычный - он эко­логический и посвящен одной из самых ак­туальных тем - загрязнению планеты Земля.

Сегодняшнее население Земли - обще­ство суперпотребителей. Подсчитано: на каждого из нас в год затрачивается 20 т сырья, правда, большая его часть - 97% -идет в отходы. Львиная доля потребле­ния, а значит и отходов, приходится лишь на несколько десятков развитых стран. Бо­лее того, современная экономика поощря­ет расточительство. 20 лет назад автомобили пробегали 250 тыс. километров практи­чески без поломок, а сегодня если на спи­дометре машины 120 тыс. километров, она кандидат на свалку. Новые виды товаров, новые марки - покупай, покупай, покупай... А старые, но вполне еще годные вещи вы­кидываются.

Мусор постепенно становится монстром цивилизации. При нынешнем состоянии экономики и культуры быта люди еще долго обречены жить среди этих рукотворных па­мятников своей беззаботности.

Моя планета - человеческий дом.

Ну как ей жить под дымным колпаком,

Где сточная канава - океан,

Где вся природа поймана в капкан,

Где места нет ни аисту, ни льву,

Где стонут травы: больше не могу!

Вот она летит, маленькая какая!

Вот она грустит, в думы свои вникая,

Вот она плывет, зыбкой прохладой веет,

Все еще живет! Все еще людям верит!

Вот она плывет сквозь грозовую полночь,

Всех людей зовет, просит прийти на помощь!

Просит прийти на помощь!

Просит прийти на помощь!

Вопрос "Куда деть мусор?" становится все актуальнее. И мы попробуем сегодня отве­тить на него.

(Ведущий представляет команды и знакомит участников эрудициона с правилами игры.)

I тур. "Что мы выбрасываем, или Золотые россыпи помоек"


Команды получают по три таблички-ука­зателя с цифрами 1, 2, 3. На каждый задава­емый вопрос ведущий дает три варианта от­вета. По сигналу ведущего команды подни­мают табличку с номером ответа.

Вопросы:

• Большую часть мусора, загрязняющего
Землю, составляют:

  1. Пластмасса (правильный ответ).

  2. Стекло.

3. Металл.

• Мировыми рекордсменами по количе­-
ству бытовых отходов являются жители:

1. Москвы.

2. Лондона.

3. Нью-Йорка.

• Какая отрасль промышленности во
Франции считается самой активной и про­-
цветающей:

  1. Производство упаковочных материалов.

  2. Переработка мусора.

  3. Производство автомобилей.

• Прежде чем начать утилизацию отходов, их необходимо:

  1. Рассортировать.

  2. Собрать в одном месте.

  3. Раскрошить.

• Для того чтобы переработать пластмас­су, ее необходимо:

  1. Компостировать.

  2. Сжечь при специальных условиях.

  3. Переплавить.

• Первоочередная забота при выборе ме­ста свалки:

  1. Защита поверхности земли и грунто­вых вод.

  2. Ограждение места свалки.

  3. Укомплектование соответствующей тех­-
    никой.

• Появление "партизанских" свалок вле­чет за собой:

  1. Загрязнение почвы.

  2. Уродство ландшафта.

  1. Изменение климатических условий
    (температура, влажность).

• Основа для разработки санитарных
норм, а также для решений об открытии или
остановке того или иного производства:

  1. Предельно допустимая концентрация
    вещества.

  2. Наличие тяжелых металлов.

  3. Государственный стандарт качества.

• Вредные выбросы оказывают влияние:

• Самая страшная "добавка" к воде:

  1. Бытовой мусор.

  2. Пестициды.

  3. Минеральные удобрения.

• Какую страну называют "мусорным ящи­ком Европы":

  1. Британию.

  2. Россию.

  3. Польшу.

• Более половины общего количества от­
ходов в странах Европейского экономического сообщества приходится:

  1. На тяжелую промышленность.

  2. На легкую промышленность.

  3. На сельское хозяйство.

• Какие из радиоактивных отходов целена­-
правленно рассеивают в окружающую среду:

  1. Газы.

  2. Жидкости.

  3. Твердые вещества.

• Наиболее эффективный путь борьбы с
нарастающим количеством отходов, попада­-
ющих в окружающую среду:

  1. Их захоронение.

  2. Разработка правовых механизмов регу­-
    лирования процесса.

  3. Рециркуляция (повторное использо-
    вание отходов).

• Поступление в среду обитания вред­ных веществ, приводящих к нарушению
функционирования экологических систем,
называют:

  1. Загрязнением.

  2. Экологическим кризисом.

  3. Интродукцией.

• Первое место по суммарному объему
выбросов вредных веществ в атмосферу за­нимает:

  1. Теплоэнергетика.

  2. Нефте- и газопереработка.

  3. Автотранспорт.

• Выброшенную бумагу "съедят" невидим­-
ки-микробы за:

1.1-2 года.

  1. 5-8 лет.

  2. 20 и более лет.

• Оптимальное решение энергетической
проблемы:

  1. Экономия энергии.

  2. Развитие атомной энергетики.

  3. Развитие ветроэнергетики.

• Гарбология - это:

  1. Наука о доме, местопребывании.

  2. Наука, изучающая почву.

  3. Мусороведение.

• Бутылка или банка из пластмассы, бро­-
шенная в лесу, пролежит без изменения:

  1. 10 лет.

  2. 50 лет.

  3. 100 лет и более.

(После окончания работы судьи подсчитыва­ют баллы и с изображения земного шара убира­ются "отходы", соответствующие заработан­ным каждой командой очкам.)

II тур. Не спешите выбрасывать свое будущее (или отходы).

«Устами младенца»

В этом туре ребята знакомятся с наиболее распространенными отходами, возможнос­тью их вторичного использования. Ведущий зачитывает детские высказывания об отхо­дах. На каждый из отходов заготовлено по пять высказываний. Задача команд: попытать­ся понять, что имели в виду дети. И догадать­ся как можно скорее. Побеждает команда, которая первой верно назовет отходы. Если команда дает неверный ответ, из дальнейшей борьбы в этом туре она выбывает.

Детские высказывания:

Его производит обыкновенная корова.

  1. В небольших количествах он очень по­-
    лезен.

  2. Когда его слишком много, это становит­-
    ся настоящим бедствием.

  3. При попадании в водоемы он разруша­-
    ется, рыба и другие водные животные начи-
    нают задыхаться.

  4. Его необходимо компостировать.

(Навоз).


  1. У меня очень много игрушек сделано из
    нее.

  2. Она бывает разноцветной, и ее очень
    трудно сломать.

  3. Предметы, изготовленные из нее, мало
    весят.

  4. Если ее поджечь, то появляется много
    черного дыма, который плохо пахнет.

  5. Ее нельзя выбрасывать, так как она сама
    по себе в природе не разлагается.

(Пластмасса.)

  1. Ее изобрели китайцы.

  2. У нас ее получают из дерева.

  3. Она легко горит.

  4. Из нее получается очень много мусора.

  5. На ней обычно рисуют или пишут.

(Бумага.)

  1. Его делают из песка.

  2. Чаще всего оно прозрачное.

  3. Когда падает, оно разбивается.

  4. Если его нагреть, оно становится тягу-­
    чим, как тесто.

  5. Брошенное в лесу, оно может стать ис-
    точником пожара.

(Стекло.)

  1. Это то, чего много в городе, но мало в
    деревне.

  2. Особенно много этого в промышлен­-
    ном городе, где много заводов и фабрик.

  3. От этого люди болеют, много нервни­-
    чают, громко кричат, и этого становится еще
    больше.

  4. Его издают разные приборы, машины.

  5. Он вызывает загрязнение воздуха и окру­-
    жающей среды, если этого много, то это вы­-
    зывает опьянение и действует как наркотик.

(Шум.)

  1. Этого почти не видно.

  2. Этого очень много в промышленном
    городе, где работают фабрики и заводы.

  3. От этого у людей бывают астма, брон­-
    хит, рак.

  4. Это могут собрать на свои листья зеле-­
    ные растения.

  5. В городе, где этого очень много, не ра­-
    стут лишайники.

(Газовые отходы.)

  1. Это получается, когда становится ста­-
    рым или ломается.

  2. Это можно увидеть везде - в городе, в
    деревне, даже вдоль дорог.



  1. Это можно сдать и получить деньги.

  1. Из этого можно сделать что-то новое.

  2. Это бывает цветным, и за него можно

получить деньги.

(Металлолом.)

  1. Всегда черного цвета.

  2. Этого много в городе, особенно где есть
    заводы и фабрики.

  3. Это очень вредно.

  4. У человека вызывает болезни, а одежда
    его делается грязной.

  5. Этого много при горении.

(Сажа.)

  1. Это то, без чего уже не можем прожить.

  2. Этим мы пользуемся каждый день.

  3. Когда это попадает в воду, то образует­-
    ся много пены.

  4. Это убивает рыбу в воде, растения на
    земле.

  5. С помощью этого все становится чище.

(МС.)

  1. Это легче воды.

  2. Это может плавать на воде и не тонет.

  3. В речке этого много, когда в ней моют
    машины.

  4. Это мешает дышать рыбам.

  5. Это надо удалять с поверхности воды.

(Машинное масло)

III тур. Главные союзники экологов


По внешнему виду и состоянию растений можно без химических исследований опре­делить, какие загрязнения находятся от них в непосредственной близости.

Команды получают гербарии растений, поврежденных в результате загрязнения ок­ружающей среды (ОС). По внешнему виду засушенного растения надо определить, ка­кой загрязнитель вызвал изменения тех или иных органов. Команды, правильно назвав­шие загрязнители, получают очередные очки.

Задания:

  • Некроз верхушки и краев листьев у гла-­
    диолуса, тюльпана, касатика, петрушки сви-
    детельствует о том, что в ОС имеется... (фто­-
    ристый водород).

  • Наличие некротических (мертвых) пя­-
    тен на верхней стороне листьев табака,
    шпината, сои свидетельствует о воздей-­
    ствии... (озона).

  • Если все части растения (люцерна, гре-­
    чиха, подорожник, горох, клевер) желтые,
    а на листьях межжилковые некрозы, в ОС
    ...(двуокись серы).

  • Межжилковые некрозы у шпината, ма­-
    хорки, сельдерея вызывает... (двуокись азота).

  • Закручивание краев листьев у салата и
    томата - результат действия... (этилена).

  • Если стебли злаков пурпурной окраски,
    а листья темно-зеленые, значит... (в почве, на
    которой они произрастали, повышенное содержа­-
    ние алюминия).

  • Бурые края листьев у бобовых, мор­-
    кови, редиса, шпината, овса, красноватые
    жилки и черешки, скрученные листья и
    бурые недоразвитые корни сигнализируют
    о повышенном содержании в почве... (кад­-
    мия).

  • Буровато-черные или красные некро­-
    тические пятна на листьях злаков, бобовых,
    картофеля, капусты, отмирание старых ли­
    стьев, засыхание кончиков листьев указы-­
    вают на большое загрязнение среды... (мар­-
    ганцем) .

Изменение окраски лепестков мака, розы на голубую или даже черную свидетель­ствует о наличии в окружающей среде боль­ших концентраций... (меди).



Ведущий. Эрудицией заканчивается. Бу­дем же беречь нашу Землю! Повсюду, на каж­дом шагу, все вместе и каждый в отдельнос­ти! Другого нам не дано. Земля с ее биосфе­рой - величайшее чудо, она у нас одна. Завт­рашний день Земли будет таким, каким мы его создадим сегодня.


Стали люди сильными, как боги,

И судьба Земли у них в руках.

Но темнеют страшные ожоги

У земного шара на боках.

Мы давно освоили планету,

Широко шагает новый век.

На Земле уж белых пятен нету, Черные сотрешь ли, Человек?

IV тур. Что может сделать один?


Каждой из команд задаются вопросы. Надо продолжить сказанное, закончить фразу.


Задания:

  • Пишите на обеих сторонах листа бума­-
    ги, используйте больше материалов... (из пе­-
    реработанной макулатуры).

  • Старайтесь покупать напитки в стеклян-­
    ных бутылках, которые можно ... (использо­-
    вать много раз, сдать в магазин).

  • Не покупай больше, чем может... (пона­-
    добиться тебе).

• Экономь электроэнергию и горючее;
если можно, пользуйся больше... (обществен­-
ным транспортом).

Одежду, которую ты уже не носишь, можно...

(отдать нуждающимся).

  • Не выбрасывай старые игрушки, кни-
    ги: они могут... (кому-то понадобиться).

  • Узнай, где поблизости есть пункт по
    приему макулатуры, и... (сдай туда использо­-
    ванную бумагу).

  • Прежде чем выкидывать жестяные кон­-
    сервные банки... (вымой их и сомни).

  • Старайся аккуратно обращаться со стек­-
    лянной тарой, которую... (можно сдать).

  • Если есть садовый участок, используй
    пищевые отходы для... (приготовления удобре­-
    ний).

  • Старайся не пользоваться пенопластом,
    так как он практически... (не разлагается в
    природе).

  • Почини и исправь вещь вместо того,
    чтобы... (ее выбрасывать).

Итоги игры.


По окончании игры подводятся итоги. Жюри представляет команды-победительницы.






















Заключение.


Для решения глобальной экологической проблемы по спасению биосферы главное значение имеет личная ответственность каж­дого человека, каждого общества, каждой страны и группы стран за благоприятное для жизни состояние окружающей среды, за мероприятия по ее оздоровлению. Поэтому в экологии не существует разделения на местные, региональные и глобальные про­блемы и задачи, так как все они направле­ны на сохранение и оздоровление экосисте­мы разных иерархических уровней, которые взаимосвязаны, взаимозависимы и являются необходимыми звеньями биосферы. Исходя из этого, сохранение местных лесных, луго­вых, водных, болотных и других экосистем является не менее важной глобальной про­блемой, чем, например, «экологизация» про­мышленности, энергетики и транспорта.












































Источники информации и литература.


  1. А.П. Савельев – «Природные ресурсы коми – пермяцкого автономного округа». - Кудымкар, 2005.

  2. В.В. Балабанова, Т.А. Максимцева – «Предметные недели в школе». – Волгоград, 2000.

  3. Журнал «Биология в школе». - №5. – 2007. – с.7. Зверев А.Т. Экологическое образование не роскошь, а средство спасения.

  4. Кучев О. П. – «Шаги времени. К 80-летию образования Косинского района». – Пермь, 2004.

  5. Протоколы лабораторных испытаний ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае» в г. Кудымкаре.

  6. Статистические данные Левичанского фельдшерско – акушерского медицинского пункта по заболеваемости населения за 2007 год.

11



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Экологические проблемы моего населённого пункта

Автор: Федосеев Денис Геннадьевич

Дата: 03.09.2022

Номер свидетельства: 612558


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства