МОУ «ИЛЬИЧЕВСКАЯ СШ»
НИКОЛАЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ЭКОЛОГО – БИОЛОГИЧЕСКАЯ ИГРА
«ЭТА ХРУПКАЯ ПЛАНЕТА»
Разработал учитель биологии
Адаменко И.П.
2015 уч.год
Мероприятие посвящено Всемирному дню окружающей среды.Игра проводится в форме игры по станциям на площадке, во дворе.
Цели и задачи игры:
Расширить и углубить знания детей о животном и растительном мире нашей планеты.
Воспитать бережное, гуманное отношение к природе планеты Земля.
Содействовать сплочению детского коллектива.
Ι.
1.Мы речь свою ведем о том,
Что вся Земля – наш общий дом –
Наш добрый дом, просторный дом,
Мы все с рожденья в нем живем.
Еще о том ведем мы речь,
Что мы наш дом должны беречь.
Давай докажем, что не зря,
На нас надеется Земля.
Вед.: Наша планета называется Земля. Ее освещает солнышко, поэтому на ней светло, ее окружает слой озона, поэтому есть кислород, которым дышит все живое, на ней есть вода – поэтому есть жизнь. Посмотрите (показывает на слайды), какая красивая наша планета и какая хрупкая. О бережном отношении к ней и пойдет разговор.
1.Катастрофа – событие с несчастными, трагическими последствиями. 2.Экологическая катастрофа – разрушительное воздействие на окружающую среду.
3. Загрязнение морей и океанов.
4. Загрязнение околоземного космического пространства.
5. Выброс в воздух вредных веществ из котельных, автопарков, химических и ремонтных заводов, выброс радиоактивных отходов.
6. Пролив и утечка горюче-смазочных материалов.
7. Загрязнение почвы.
Как жить в XXI веке?
8.Что натворили мы в двадцатом веке!
Что стало с экологией земли.
Леса сжигали, засоряли реки.
Мы и не делать этого могли.
9.Могли не портить внутренние воды,
Ужиться мог с природой человек.
Могли не строить в городах заводы,
а как же нам прожить грядущий век.
10.Прожить без техногенных катаклизмов,
И не рискуя умереть в дыму.
С безвредною водой для организма...
Внемлите, люди, слову моему
11.Чтоб человечеству от газов не погибнуть,
От вымирания живое уберечь,
Нам надо одно правило постигнуть.
Нам надо экологию беречь.
12. Много есть чудес на свете,
Человек их всех чудесней.
Но себя лишь он любил
И природу погубил.
13.Он никак не мог понять,
Что природа - наша мать!
Вырубаются леса, реки загрязняются,
И вода у нас в реке нам уже не нравится
14.Нет теперь в лесах зверей,
Человек ведь всех главней!
Удержаться он не смог,
Это был его порок.
15. Почему не может он
Жить спокойно и с умом?
Охранять, любить, ценить,
Всей природой дорожить!
16. А теперь вот видим мы
Леса без птиц, и земли без воды...
Все меньше окружающей природы,
Все больше окружающей среды. (слайды)
Вед.; Мы видим этих чудесных животных, великолепные растения. Как мало на Земле остается прекрасного! Все чаще и чаще человек забывает о природе, о том, что это – единый живой организм, который тоже имеет право на существование, хочет жить, дышать, иметь семью, потомство. Который чувствует боль, страх, умеет плакать по погибшим от рук человека собратьям: животным и растениям.
Все в мире взаимосвязано, продуманно, и наша задача, задача человечества, – не допускать исчезновения разных видов животных и растений.
1.У всех у нас есть мать одна,
По имени Природа!
У ней для всех хватает доброты,
И мы живем, запечатлев навеки,
В душе ее прекрасные черты, –
Поля, луга, леса, моря и реки.
2.Моя планета – человека дом.
Но как ей жить под дымным колпаком,
Где сточная канава – океан?!
Где вся природа поймана в капкан,
Где места нет ни аисту, ни льву,
Где стонут травы: «Больше не могу…»?
3.Что же натворил ты с природой?
Как теперь ей смотреть в глаза?
В темные отравленные воды,
В пахнущие смертью небеса.
Ведущий Человек! По твоей вине гибнут не только птицы, звери, но и вся природа. И то, что уже сделано, нельзя исправить никаким раскаянием. Раскаяние очищает душу и закаляет ее для борьбы с новыми искушениями, но прошедшее – непоправимо. Мало – не делать зла: нужно делать добро. Только тогда ты будешь счастлив и спокоен. В мире и так много страданий, и, причиняя зло, ты даешь ему силу, а сила эта нужна добру. Делай добро!
ΙΙ.
Игра по станциям « Эта хрупкая планета».
1 станция Целебное лукошко. Зеленая страница
Ведущий Человек еще издавна заметил, что животные среди множества растений выбирают только те, которые помогают им излечиться от разных болезней.
Ведущий Он начал изучать эти растения и их свойства. На Руси таких людей называли травниками: изучив лекарственные свойства растений, они заносили их в особую книгу. Так появились знания о лечебных свойствах трав и цветов, которые нам помогают излечиться от разных недугов.
Сейчас мы будем вам загадывать загадки. Ваша задача – угадать, о каком растении идет речь, и назвать его целебные свойства.
Загадки
1.Стоят кругом сестрички –
Желтые глазки, белые реснички.
(Ромашка. Помогает при простуде, жаре, зубной боли.)
2.Называют «ноготки»
Цвета желтого цветки.
(Календула. Применяется при порезах, ожогах, гастрите, заболеваниях печени.)
3.На небольших столбах подряд
Лампы белые висят.
Расцветает он весной,
Только снег сойдет лесной.
(Ландыш. Растение ядовитое, но лекарственное. Препараты, которые готовят из листьев, цветов и семян, укрепляют сердце и улучшают его работу, действуют как успокоительное средство.)
4.Дикой розой называют,
Как лекарство применяют.
(Шиповник. Если регулярно пить отвар из шиповника, который содержит много витамина С, то грипп, ангина и другие простудные болезни вам не страшны.)
5. Травка та растет на склонах
И на холмиках зеленых.
Запах крепок и душист,
А ее зеленый лист
Нам идет на чай.
Что за травка - ч..., отгадай.Чабрец
Считается очень сильным антисептиком. Действует как противовоспалительное, обезболивающее, отхаркивающее, спазмолитическое, слабое снотворное средство.
6.В огороде хрупкий зонт
Понемногу вверх растёт.
Как зовут тебя? «Прокоп», -
Громко скажет нам … Укроп
Обладает желчегонными качествами, мгновенно облегчает головную боль и помогает справиться с бессонницей.
7. Вот зелёная кокетка,
Сельдереева соседка.
Остроносая старушка
Знаем мы тебя, … Петрушка
В петрушке содержатся соли магния, кальция. В медицине ее используют при желче и мочекаменной болезнях, при потере аппетита, упадке сил, для улучшения состояния зрения.
8. Вот зелёная стрела
К свету, к солнышку взошла.
Мы её положим в суп,
Ведь приправа это - … Лук
Бактерицидное и антисептическое растение, улучшает аппетит, усвоение пищи, повышает сопротивляемость организма к инфекциям
9. Он сорняк, он цветок,
От болезни мне помог.
Как присяду на диванчик,
Вспомню желтый...
(Одуванчик)
Рекомендуют при заболеваниях затрагивающих печень, при камнях в желчном пузыре, при атеросклерозе и при воспалительных процессах в почках.
10. Этот овощ тыкве брат -
Тоже с виду толстоват.
Лег под листик на бочо,к
Между грядок... Кабачок
Способствует нормализации водно-солевого обмена и очищению крови, в качестве мочегонного и помогает избавиться от излишков воды и соли.
В. Франция. 2 станция « Знатоки природы».
Ведущий 3. На этой станции вас ждет викторина!
Викторина
1. Задание: поднять сигнальные карточки с правильным ответом – (А, Б или В).
2.Какое животное в сказках превращается в царевну?
А. Лягушка.
Б. Корова.
В. Лиса.
3.Какая птица кричит громче всех?
А. Курица.
Б. Ворон.
В. Павлин.
4.О каком животном написана повесть «Муму»?
А. Муха.
Б. Корова.
В. Собака.
5.Сколько ног у паука?
А. 4.
Б. 6.
В. 8.
6.Какой породы был пес Артемон?
А. Лайка.
Б. Пудель.
В. Такса.
7.О каком животном говорят «быстроногий»?
А. Кролик.
Б. Олень.
В. Верблюд.
8.Зачем змее язык?
А. Дразниться.
Б. Чувствовать запах.
В. Жалить.
9.У кого уши на ногах?
А. Кузнечик.
Б. Лягушка.
В. Рыба.
10.Какая рыба самая большая?
А. Синий кит.
Б. Рыба-меч.
В. Китовая акула.
11.Где содержат змей?
А. Аквариум.
Б. Террариум.
В. Ванна.
12.В какой стране корова – священное животное?
А. Индия.
Б. Россия.
2. Задание: дать полный ответ на вопрос.
• Стрекоза вредное или полезное насекомое? Чем питается? (Полезное, она хищник и питается мелкими насекомыми.)
• Зачем нужны змеи, ведь они опасны? (Приносят больше пользы, чем вреда, так как уничтожают огромное количество вредных грызунов, а их яд используется в медицине.)
• Почему в лесу нельзя уничтожать даже ядовитые грибы? (Для кого-то они являются лекарством.)
• Кто трижды родится, прежде чем станет взрослым? (Бабочка: кокон, гусеница, бабочка.)
• Что случается с пчелой, после того как она кого-нибудь ужалит? (Пчела погибает.)
3. «Хвостатая викторина». Задание: ответить на предложенные вопросы.
• Этому замечательному прыгуну его хвост помогает держать равновесие. (Кенгуру.)
• На хвосте этого представителя семейства кошачьих есть пушистая кисточка, а в ней острый коготь. (Лев.)
• Ее хвост похож на хлыст, им здорово отгонять кусачих насекомых. (Корова.)
• Ее пушистый рыжий хвостик весело мелькает между зеленых веток и служит своей хозяйке парашютом во время прыжков. (Белочка.)
• У этого великана нос гораздо длиннее, чем хвост. (Слон.)
• Для этого речного строителя его хвост является и рулем, и веслом, в нем же он накапливает жир на зиму. (Бобер.)
• Это животное легко узнают по кольцам на его хвосте, число которых колеблется от 5 до 10. (Енот.)
• Этот прыгучий зверек имеет голову зайца, туловище и передние лапы мыши, задние лапы птицы, хвост льва. (Тушканчик.)
• Хвост этих грызунов является отличным средством для добывания пищи из малодоступных мест: хвост просовывается, окунается в сладость, а затем обсасывается. (Мыши и крысы.)
• Голос у этой птицы самый неприятный, зато хвост самый красивый. (Павлин.)
• Перья из хвоста этой птицы индейцы носят на голове. (Орел.)
• Она не боится потерять хвост, потому что обязательно вырастет новый. (Ящерица.)
3 станция «Из Книги рекордов Гиннесса»
Ведущий. Ответь, послушай, запомни!
Ведущие задают вопросы. Школьники на них отвечают, а затем слушают и запоминают интересную информацию о названном животном.
Ведущий 1. Самое большое животное на Земле? (Кит.) Он – млекопитающее, а не рыба, дышит не жабрами, а легкими. Всего 86 видов. Самый большой – голубой или синий. Его длина примерно 33 метра. На его спине могут уместиться несколько слонов.
Ведущий 2. Самые страшные или самые древние рыбы на земле? (Акулы.) Акулы появились 400 миллионов лет назад, раньше, чем динозавры. Насчитывается более 350 видов.
Ведущий 3. Самый быстрый зверь? (Гепард.) В переводе означает «собака-кошка». Развивает скорость до 120 километров в час.
Ведущий 4. Самая крупная кошка? (Тигр.) Амурские тигры достигают в длину 3,5 метров, весят более 300 килограммов.
Ведущий 1. Самая маленькая птичка? (Колибри.) Их насчитывают 400–500 видов. Самые маленькие – величиной со шмеля. Съедают пищи в 2 раза больше своего веса.
Ведущий 2. Самая большая змея? (Анаконда.) Обитает в Южной Америке. Самая длинная – 8,5 метра.
Ведущий 3. Самая крупная птица? (Страус.) Достигает высоты 2,5 метра, весит примерно 100 килограммов, развивает скорость до 50 километров в час.
Ведущий 4. Самый большой зверь на суше? (Слон.) Индийский слон весит 5–6 тонн, африканский – 7–8 тонн, живут слоны 60–70 лет.
4 станция «Пантомима»
Ведущий
Нам солнце улыбнется веселей,
И каждый день нам радостным покажется,
Когда пройдут по всей родной земле
Отряды наших саженцев.
Так добрые волшебники – леса –
Похожи на поэтов и художников!
Природа дарит людям чудеса,
А мы – ее помощники.
Школьникам дается задание: изобразить поведение человека во время разных природных явлений: ветра, дождя, мороза, жары, цунами.
5 станция «Смекалка и сноровка».
ЭСТАФЕТЫ “Муравьиные бега”
1. Эстафета для капитанов команд. “Найди дорогу к дому в темном лесу” Капитанам завязывают глаза, они должны преодолеть расстояние, осложненное фишками, на голос команд.
2. Эстафета “Строительство муравейника” Командам предлагается построить из кубиков и стаканчиков из - под йогурта “муравейник”, при чем каждый из игроков укладывает по одному предмету, стараясь, чтоб “муравейник” не развалился.
3. Эстафета “Передача груза”
Конкурс на правильность и быстроту действий. Передать мяч над головой и между коленями.
4. Эстафета “Дружные муравьи”
Перебегает с гимнастической палкой сначала капитан, затем прибавляются по одному игроку, которые преодолевают предложенное расстояние. Эстафета продолжается пока не перебежит вся команда.
5. Эстафета “Гусеница”
Команда “паровозиком” перебегает расстояние, преодолевая препятствие и стараясь сделать это аккуратно, т.е. не задеть фишки.
6 станция «Песенная»
1.Исполнить песни о природе, о животных, растениях.
ΙΙΙ. Проводится акция «Очистим планету от мусора!» по уборке шк. территории.
Построение.
1.Я обнял глобус – шар земной.
Один – над сушей и водой.
В руках моих материки
Мне тихо шепчут: «Береги!»
2.В зеленой краске лес и дол
Мне говорят: «Будь с нами добр.
Не растопчи нас, и не жги.
Зимой и летом береги».
3.Журчит глубокая река,
Свои лаская берега.
И слышу голос я реки:
«Ты береги нас, береги».
4.И птиц, и рыб я слышу всех:
«Тебя мы просим, человек,
Ты обещай нам и не лги,
Как старший брат, нас береги».
5.Я обнял глобус – шар земной,
И что-то сделалось со мной.
И вдруг шепнул я: «Не солгу,
Тебя, родной мой, сберегу».
Клятва юного эколога.
Ведущие предлагают ребятам послушать и вместе произнести Клятву юного эколога.
Клятва
Я, юный гражданин России, клянусь:
– любить и беречь окружающую среду;
– всегда помогать растениям и животным;
– не разводить огонь в лесу;
– не нарушать покой лесных обитателей;
– не разорять птичьи гнезда и муравейники;
– не обращаться жестоко с животными;
– не оставаться равнодушным, если вижу, что кто-то вредит природе.
Наша эколого-биологическая игра “Эта хрупкая планета ” подошла к концу.
Сегодня вы много нового узнали нового и интересного о растениях и животных .
Надеюсь, теперь мы все будем оберегать природу, весь окружающий нас мир, наш общий дом!
ΙV. Итог: выпускается газета по итогам игры.