kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Экологическое краеведение. Тема: «Там, где была глухая степь»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема моей работы: «Там, где была глухая степь»

Цели этой работы:

  • Изучать родной край.
  • Анализировать образ жизни людей данной территории, совокупность условий и форм, способов удовлетворения материальных и культурных потребностей в разные исторические периоды.
  • Содействовать выработке неравнодушного отношения к окружающей среде.

Задачи:

  • Сбор данных о культурных и природных памятниках.
  • Выявление объектов, представляющих экологический, эстетический, культурный интерес.
  • Содержание работы позволяет выработать целостное представление о природе, судьбе, Родине.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Экологическое краеведение. Тема: «Там, где была глухая степь»»

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа п. Горный Краснопартизанского района Саратовской области».



Индекс: 413540

Улица Стадионная площадь, 29















Тема: «Там, где была глухая степь»







Работу выполнил:

Ученик 11 «б» класса

Белоглазов Илья

Руководитель: Мосева И.В.































п. Горный 2012 год.

В нашей школе экологический кружок работает 15 лет по разным направлениям: экологическая тропа, биоэкология, экология рек и водохранилищ, социальная экология, экологическое краеведение.

Тема моей работы: «Там, где была глухая степь»

Цели этой работы:

  • Изучать родной край.

  • Анализировать образ жизни людей данной территории, совокупность условий и форм, способов удовлетворения материальных и культурных потребностей в разные исторические периоды.

  • Содействовать выработке неравнодушного отношения к окружающей среде.

Задачи:

  • Сбор данных о культурных и природных памятниках.

  • Выявление объектов, представляющих экологический, эстетический, культурный интерес.

  • Содержание работы позволяет выработать целостное представление о природе, судьбе, Родине.


С чего начинался район, посёлок?

Как свидетельствуют статистические данные, он был образован в 1934 году на территории бывшей Корнеевской волости, Пугачёвского уезда, Самарской губернии. Дважды в 1956 и 1965 годах границы района изменялись. Краснопартизанский район расположен в центральной части Саратовского Заволжья, в зоне сухих степей. Он занимает крайнее юго – восточное положение на европейской части России. Вся территория находится в зоне резко континентального климата, с короткой весной, жарким и засушливым летом.

Безморозный период длится 147 дней (с 5 мая по 30 сентября), в отдельные годы заморозки бывают в конце мая, так и в начале сентября. Засухи и суховеи повторяются каждые три – четыре года. Осадки в течение выпадают неравномерно. Недостаток ваги в почве усугубляется воздушной засухой. В весенний и летний период, на территории района преобладают сухие ветра юго – восточного направления.

Территория района имеет спокойный рельеф с неглубокими балкам. Почвы разнообразные: темно – каштановые средней мощности, солонцеватые и глинистые по тяжёлому механическому составу.

Население района составляет 22000 человек. Районный центр – посёлок Горный, с численностью жителей 7000 человек.

Я расскажу вам легенду о возникновении нашего посёлка:


«В один из весенних дней, где река Сакма делает крутой поворот на запад, пастух подогнал на водопой овец. Животные напились и легли на отдых. Неизвестный нам чабан захотел погреться чайком. Собрал сноп сухой травы, кучу кизяков и пошёл за водой. На берегу ему показались на глаза тёмно – грязные, цвета серы камни.

- «Сгодятся, использую вместо таганка» - подумал пастух. Затрещал в огне сухой хворост, задымились кизяки. Вот и чай скоро будет готов. И тут пастух почувствовал запах горелой резины.

- Уж не плащ ли брезентовый загорелся? Оглядел кругом, нет ничего. Потом он заметил, камни – то горят, а дым идёт жирный и пахнет сразу резиной и серой».


Так или не так, а первую шахту действительно заложили в 200 – 300 метрах от этого места.

Горючие сланцы – местное топливо, малокалорийное. Хозяйки о нём говорили – положишь в печь ведро, а золы выберешь два. После войны, до 1956 года шахты работали, продолжая давать сланец, но потом савельевские сланцы, как топливо стали нерентабельные. Они не могли конкурировать с нефтью и газом, залежи которых были обнаружены в нашей области. И как память, вокруг посёлка сейчас остались терриконики старых шахт.

80 лет тому назад посёлок был известен как место, где добывали горючий сланец. Рудник, Сланцы – так раньше называли шахтёрский посёлок.


Вот как выглядел посёлок в то время: - сланцевая пыль, в центре одноэтажное здание рудоуправления (располагался там, где сейчас находится администрация района), бараки, терриконы, отсутствие растений. Горный сильно изменился, похорошел, но многое исчезло и предано забвению.


Мы исследовали историю озеленения поселка:

  • Изучали материалы районного архива по этому вопросу.

  • Делали запрос в архив города Пугачёва.

  • Подробно записывали воспоминания старейших жителей посёлка, особенно краеведов, работников лесничества.

  • Так же находили материалы в районном краеведческом музее.

  • Работали в архиве районной газеты «Заволжские степи».



Каким был наш посёлок с 1931 года и каким он стал?

Чтобы поселок выглядел веселее, в 1932г начальник рудоуправления С. Г. Забелян предложил посадить парк. Первый опыт удался, деревца, посаженные на сланцевой почве, окрепли и тянулись ввысь. Квадрат, где сегодня здания редакции, библиотеки, КБО и администрации занимал парк (чаще его называли сквер) около бывшего кинотеатра «Горняк». Этот сквер создали сами шахтеры. Они сажали желтую акацию, сирень, вяз, клен, тополь. Земля была привозная, вода тоже. В сквере была танцевальная площадка, где играл духовой оркестр, словно в той песне: «В городском саду играет духовой оркестр….»

Вот как об этом написано в книге Е. Покусаева и А. Медведева
«Горючий камень» (Саратовская область, государственное издательство 1938 год стр. 30)

«Длинные одноэтажные шахтерские дома с белыми черепичными крышами образовали прямые улицы, просторные площади. В центре разбит парк. Он еще очень молод, как и сам Горный. Года через 3 в тенистых аллеях парка зазвучат задорные, боевые песни шахтерской молодежи». Из воспоминаний старейшего краеведа К. Г. Петровой –«На этом месте, где сейчас стоит мой дом (ул. Чапаевская) был прекрасный парк с аллеями из желтой акации, сирени, серебристого лоха». Один из кустарников лоха долго еще сохранялся после строительства домов (сейчас его нет). В жилищно-коммунальном отделе Савельевского рудоуправления была бригада озеленителей, которая руководила работами в этом сквере, а потом и во втором парке, за ныне существующим кинотеатром «Горняк» (раньше «Заря»)

По счету это второй парк, тоже сажали шахтеры в 50-е годы. В этом парке росли желтая акация, клен, вяз. Вдоль дорожек клумбы с розами, астрами, ромашками. Садовник В. И. Василенко очень строго следил за порядком в парке. Дорога делила парк на 2 части, в центре была вышка для наблюдений, аллея с лавочками для отдыха. Сначала полив был ручной, а потом сделали водопровод. На территории парка был летний клуб – длинное одноэтажное здание, танцевальная площадка, где играл духовой оркестр под руководством Сухачева. Чтобы войти в парк надо было купить билет за 50 коп. Парк был окружен оградой зеленого цвета. Раньше было больше мест, где горновцы могли соревноваться, отдыхать – стадион, клуб, пруд, парк. Старожилы поселка рассказывали нам о тех временах, а нам казалось это сказкой. На стадионе проходили соревнования между командами разных районов. На пруду была лодочная станция, и можно было отдохнуть в выходной день. В клубе ставили спектакли. В 1957 году шахты закрыли, шахтеры разъехались на другие шахты. Все постепенно стало разрушаться. Парк и сквер исчезли не без помощи человека. Поселок застраивался. Сквер исчез, так как в центре поселка построили библиотеку, редакцию, КБО. Второй парк вымер тоже по причине строительства, с одной стороны кинотеатр «Заря», а с другой здания суда и милиции. Хотя люди понимали, что создать заново такие парки будет трудно, так как почвы средней мощности и декоративные деревья (акация, сирень) трудно приживаются. У нас росла в основном желтая акация. Осталось от парка 3 дерева около суда.

В 60-х годах создается «зеленое кольцо» вокруг поселка Горный. Лесоводы Краснопартизанского лесничества окружают поселок лесополосами. В 1968г. на окраине поселка была посажена березовая роща. Из воспоминаний юного лесничего Горновской школы Дубаева Николая (1975 г.): у учеников Горновской школы стало традицией в дни летних каникул помогать Краснопартизанскому лесничеству. Помощь мы осуществляли силами своего школьного лесничества, в которое входили учащиеся 5-7 классов. Мы ухаживали за лесокультурами, собирали семена деревьев. Закончив учебный год, юные лесничие занимались прополкой лесополос. Со школьниками постоянно находилась учитель биологии Тамара Леонтьевна Рыгалова. Классы были разбиты на звенья, Тамара Леонтьевна показывала самым младшим методы прополки, попутно знакомила с видами сорных растений. Школьное лесничество было награждено медалью «Всероссийского общества охраны природы». «Сейчас от березовой рощи осталось три дерева, в этом месте застаивались грунтовые воды, и шло сильное засоление почвы». Эти исследования проводились по направлению нашей работы секции биоэкологи.

С 1982 года лесоводы Краснопартизанского лесничества начали «приучать» сосну к почвенно – климатическим условиям нашей местности. Конечно, не все деревья приживаются, и задача с каждым годом расширять границы соснового леса. Всего в районе более 3300 гектаров леса и лесонасаждений. Застраивается наш посёлок, хорошеет. Хвала и честь тем, кто заботится об этом. В декабре 2005 года, было полностью уничтожено химическое оружие, хранившееся на объекте в п. Горный. Весь уклад службы военных, должен быть направлен на то, чтобы разгромить, уничтожить противника, разрушая то, что людьми создавалось. А у нас, в Горном, мы видим совершенно обратное – созидание: уничтожению подвергнуто само оружие.

Построены целые посёлки усадебного типа, трёхэтажные дома со всеми удобствами в центре Горного. Так же построили физкультурно – оздоровительный комплекс «Степняк», Дом Культуры с музыкальной школой, новый стадион, хоккейную коробку – и это все было построено за счёт средств программы «Химического разоружения».

Мы члены экологического кружка, строим свою работу не только на изучении прошлого, но и на сохранении уже имеющегося.

История нашего посёлка, история людей и природы – это то, что не прерывает связи поколений прошлых лет с поколениями нынешними, не прерывает связи старших и младших, идущих на смену.

Век, отпущенный человеку, жизнь каждого из нас имеет смысл только тогда, когда является естественным звеном в цепи поколений, связь между которыми призвано осуществлять краеведение, без которого не мыслима судьба человека.

Смыкаясь с прошлым, мы прокладываем мостик в будущее, где каждый из нас является не только элементом в цепи биогеоценоза, экосистемы, под пристальным взглядом естественных наук изучающих природу средствами краеведения.

Узнавая судьбы людей нашего посёлка, мы начинаем понимать чувств родной Земли, Малой Родины! Вот об одной такой судьбе я и хоте бы вам сегодня рассказать.

Это Палатов Александр Константинович. Родился в Горном в 1938 году. Вырос, окончил школу им. Горького в 1955г. Потом поступил в Саратовский медицинский институт. После окончания стал военврачом. Ему приходилось служить в разных точках нашей страны – в Средней Азии, служил в Афганистане врачом – инфекционистом. После аварии на Чернобыльской АС, был направлен в служебную командировку по месту аварии, там он проработал 3 месяца. Сейчас он живёт в городе Харькове. Александр Константинович является подполковником запаса, инвалид 2 группы. Он всю жизнь помнил свою Малую Родину. По памяти нарисовал план «того, и своего» Горного, мы изучили его и многие объекты были нам незнакомы, т.к они исчезли или изменили своё место положения:

  1. Золобетонный завод (сгорел в 1949г).

  2. Были закрыты все шахты.

  3. Закрыто «Общество Конюшни»

  4. Пекарня, базар и баня не исчезли, а изменили своё местоположение.

Хотя родители, бабушки и дедушки помнят их.

Поражают его детские рисунки. На которых он изображал микропосёлки Горного по памяти.

Например:

«Дома у пруда» - часть п. Горный, включающая 5 двухэтажных и несколько небольших домов расположенных у небольшого пруда. Отсюда и название – «Дома у пруда». Сейчас из 5 больших деревянных домов, осталось только одно здание.

Посёлок Плановый – рассоложен к северо – западу от п.Горный Краснопартизанского района. Строился по плану, как «Поселок шахтёров» рядом с шахтой №1, во время разработок сланца в районе.

Посёлок Коопхоз – расположен к западу от п.Горный. название происходит от слов – кооперативное хозяйство, где были построены дома для работников кооперации. Отсюда и название на его рисунке – Коопхозский мост через реку Сакму.

Посёлок Песчанка – расположен южнее нашего посёлка. Вероятно название связанно с песчаными берегами у пруда.

Вот так жизнь одного человека проходит через жизнь посёлка.

Работа в этом направлении будет продолжена, так как мы стремимся, чтобы она способствовала формированию экологического мышления школьников. На фоне общих экологических проблем, нас интересует судьба нашей малой Родины, поэтому учащиеся нашей школы вносят посильный вклад в изучение и охрану родного края.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Экологическое краеведение. Тема: «Там, где была глухая степь»

Автор: Мосева Ирина Васильевна

Дата: 13.12.2015

Номер свидетельства: 265747


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства