kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Биологический вечер «Драма идей от косности людей»

Нажмите, чтобы узнать подробности

На этом вечере учащиеся знакомятся с историей развития анатомии, у них формируется познавательный интерес к предмету, воспитывается чувство гордости за успехи отечественной науки.

           Для вечера потребуется интерактивная доска, презентация о выдающихся ученых, костюмы к сценкам. На стенах желательно разместить плакаты с высказываниями ученых и писателей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Биологический вечер «Драма идей от косности людей» »

МОУ «ООШ с. Андреевка Воскресенского района Саратовской области» учитель биологии Слесаренко Марина Владимировна

Биологический вечер

«Драма идей от косности людей»

На этом вечере учащиеся знакомятся с историей развития анатомии, у них формируется познавательный интерес к предмету, воспитывается чувство гордости за успехи отечественной науки.

Для вечера потребуется интерактивная доска, презентация о выдающихся ученых, костюмы к сценкам. На стенах желательно разместить плакаты с высказываниями ученых и писателей.

Ваш взор постиг и подсмотрел,

Меж роскоши и меж богатства,

Меж ужасов и святотатства,

Всю красоту, всю прелесть тела. (Э. Верхарн)



Мой Боже, в некий час

Помыслил я: царь строит свой дворец,

Чтоб в нем жилище обрести,

Но можно ль краше храм найти,

Чем человек?.... (Дж. Герберт)

Если… созерцать чудеса природы не только с любопытством, но и с благочестием, то нет такой области естественной истории, изучение которой укрепило бы в нас надежду, веру и любовь, в чем мы все, каждый из нас так сильно нуждаемся в наших странствиях по пустыне жизни. Так посмотрим, какие возвышенные чувства могут пробудить в нас наблюдения над мертвыми. (Э. Хемингуэй)



Учитель. Дорогие ребята! Вы приступаете к изучению нового для вас предмета – изучение анатомии. Название этой науки произошло от греческого «рассекав». Надо сказать, что анатом – одна из загадочных фигур среди представителей других врачебных специальностей. О нем рассказывают небылицы и фантастические истории. Многие анатомию не любят, боятся, поскольку эта наука чаще других имеет дело с мертвым телом. А все живое, таинственное и необычное всегда и у всех вызывало суеверное отношение, пугало.

История анатомии созвучна истории прогрессивной человеческой мысли. Мистика и домыслы, стоящие у колыбели этой науки, не выдержав испытание временем, рассеялись, а истина осталась.

Сегодня вы познакомитесь с яркими фактами из жизни и деятельности ученых, их разными точками зрения – всем тем, что в конечном счете получило свое отражение в медицинской практике, помогло разработать подходы к различным хирургическим операциям.

Ученик. Тело! О нем писали, им восхищались Декарт и Паскаль, Спиноза и Омар Хайям, Пастернак и Чехов.

Тело! Ты чудесно, ибо воплощаешь собой человека, его мысли, чувства, поступки. При кажущейся стандартности строения, обладая длиной, шириной и глубиной, ты весьма индивидуально, геометрически неправильно. Строение твое полностью неизвестно до сегодняшнего дня никому, в основе функций заложены самоподчиненность и неразрывность всех сложных систем, образующих их органов, тканей, клеток.

Тело! Никто не знает, что это такое и к чему оно способно. Может быть, ты – храм души, основа которого дана творцом из кожи, мышц, костей и жил, или же пустое собрание висков и губ, глаз, ладоней, плеч, или биологический феномен, или святая святых?

Ответа нет, и вряд ли можно однозначно сказать о теле, которое действительно «биологически ущербно», изумительно и изменчиво, трагично и комично.

Второй ученик. Свидетельства из области строения тела появились благодаря передаваемому из поколения в поколение опыту, полученному в результате лечебной деятельности. Охотники делились сведениями о наиболее уязвимых местах животных. При жертвоприношениях выяснялась форма органов. Первоначально ни о каких вскрытиях даже мысли не возникало.

Одним из первых, кто рискнул вскрывать мертвых животных с научной целью, был грек Алкмеон Кротонский. То, что он не увидел, домыслил. В III в. до н.э. врачи так называемой александрийской школы, впервые начали вскрывать тела умерших. Но затем это делать запретили.

Вообще, в основе познания тела издревле лежало рассечение. К нему прибегали врачи Древней Индии. Индийские хирурги умели, вправляли кости, переломы, восстанавливать носы, уши и губы, потерянные и искалеченные в бою. Впервые в мире в Индии в III в. до н.э. были созданы больницы. В то время своим умением прославился индийский врач Чарака.

Сценка «Ученик врача»

(На сцене шкаф с различными снадобьями, стол, стулья, врач Чарака и его ученик Свами в традиционных индийских одеждах)

Ученик. Отдохни, учитель, ты устал, работаешь целый день, я принесу тебе чаю. (Мальчик уходит за кулисы и выносит поднос с пиалами. Оба пьют чай.)

Ученик. Расскажи, учитель, как ты познакомился с моим отцом?

Чарака. Это удивительная история. Твой отец не был в числе моих постоянных пациентов. Вряд ли он даже слышал обо мне. Но случилась беда. Твоего отца подло оклеветали в воровстве. Суд был скорым и несправедливым. Палач приготовил раскаленные щипцы… и отец остался без нижней губы.

Ученик. Но учитель, у моего отца губы на месте.

Чарака. Терпение – первое из достоинств врача. После случившегося твоя мать как обезумела. Я отыскал ее и предложил свою помощь. «Это возможно?» - спросила она. Разумеется. Операция несложная». На самом деле такой операции не делал еще ни один врач. Но я держал сомнения при себе. Правило врача – поддерживать дух больного и его близких.

Твоя мать чисто вымыла пол. Отец пожевал траву, снимающую боль. И я приступил к операции. Пришлось вырезать часть кожи с бедра.

Ученик. Да – да! Там у него шрам. Когда я спросил, что это, отец ответил: «Укусил добрый тигр». А разве бывают добрые тигры?

Чарака. (смеясь). Видимо, бывают. Итак, я пересадил кожицу вместо губы, окурил рану, чтобы не было заражения. Наложил повязку. Через месяц твой отец был здоров, к тому же нашли настоящего вора. Я сам был благодарен возможности совершить такую операцию. Потом я исправлял носы и уши и даже вскрывал черепную коробку. Но я никогда не забывал твоего отца. И когда я стал плохо видеть, отец привел тебя со словами: «Спаситель, Свами будет твоими глазами. Он будет твоим посохом. Может быть, и он будет врачом».

Второй ученик. Еще больше свидетельств, как литературных, так и вполне материальных, дошло до нас из древнего Египта. Бальзамирование умерших способствовало изучению египтянами тела человека.

Первый ученик. В изучении организма человека повезло Герофилу. Он родился в 330 г. до н.э. По милостивому разрешению Птолемея I ему выдавались для исследований тела казенных преступников. Герофил внес большой вклад в развитие анатомии, написал книгу «Анатомика», которую оценили, к сожалению, много позже.

Третий ученик. Последующие анатомы обладали каждый своей судьбой. Они уже задумывались над законами природы, более того – над влиянием естественных сил на организм. Наиболее известным был Гиппократ – основоположник античной медицины. (Демонстрация его портрета).

Гиппократ – выдающийся врач Древней Греции, оказавший большое влияние на развитие медицины в последующие века. Он родился в 460 г. до н.э. в городке Мегополис, на острове Кос. Мать его была повитухой, отец происходил из рода асклепидов (врачей). Он был воспитателем сына и его учителем в области медицины. Гиппократ принадлежал к категории странствующих врачей, на обязанности которых лежало, в частности, лечение бедного населения. Это дало возможность ему иметь обширную врачебную практику, накопить огромный опыт, который он изложил в ряде медицинских сочинений. Часть из них дошла до нашего времени в «Гиппократовом сборнике». Этот сборник дает представление о системе теоретических и практических знаниях знаменитой Косской медицинской школы, основанной Гиппократом.

Главным источником знания в ней служили вскрытия животных, так как анатомировать человеческое тело тогда строго запрещалось. Заслуживают внимания написанные Гиппократом правила положения хирурга, его рук, размещение инструментов, освещения при операции и т.д. Однако конкретные анатомические познания этого древнегреческого врача были скудны и нередко ошибочны.

Потомки высоко оценили труд Гиппократа: он был признан « отцом медицины». Заканчивая учебу в медицинских институтах, молодые врачи перед своими коллегами дают клятву Гиппократа посвятить свою жизнь служению людям, сохранению их здоровья.

Умер Гиппократ в 337 г. до н.э. Долгие годы его могила была местом паломничества. Легенда гласит, что водившиеся там дикие пчелы давали мед, обладающий волшебно целебными свойствами.

Четвертый ученик. А теперь настала очередь рассказать о Галене. (Демонстрация его портрета).

Клавдий Гален жил около 2 тыс. лет назад. Он родился в Бергаме. Отец, богатый архитектор, не жалел средств на образование сына, и когда Клавдию минуло 17 лет, решил обучать его врачебному искусству. В Бергаме были хорошие врачи, знающие анатомы, и учителя для Галена нашлись. Однако согласия между ними не было, каждый лечил по- своему и всячески поносил своих противников. Клавдий слышал то одно, то другое, перед ним был словно запутанный перекресток нескольких дорог. Какая из них настоящая, по какой пойти?

Галену был 21 год, когда умер его отец. Получив большое наследство, юноша отправляется путешествовать. Смирна, Коринф, Александрия, восточное побережье Средиземноморья. Вот где изучал анатомию Гален! Вернувшись из путешествия, он занял в Бергаме должность врача гладиаторов.

Гален узнавал анатомию, вскрывая овец, свиней, коз. Пока вскрытия умерших людей официально запрещались, а этот период длился весьма долго, риск анатомирования и цены на трупы были довольно высоки, их всегда недоставало. Поэтому Гален допускал грубые ошибки, многое напутал, а вернее, домыслил. Именно он принес в медицину элемент религиозных предрассудков и магии. Его учение превращалось в догму. Все, что как-то не соответствовало ему, отбрасывалось или подгонялось, подтасовывалось под застывшую, но зато авторитетную схему.

И не смотря на это, Гален – великий врач своего времени. Он понял, что мозг необходим как источник нервных влияний, а не для охлаждения крови, что вообще кровь заполняет артерии, в чем ей долгое время отказывали. В его трудах дано подробное описание строения человека, много практических советов по оперированию ран. До сих пор всякого рода лекарства растительного происхождения называют галеновы препараты. Простейший из них – всем известный горчичник.

Умер Гален в 200 г. до н.э. в возрасте 70 лет в родном Бергаме. Среди сочленов «многочестивого и высшего сонма» Данте перечисляет и Галена:

Там были люди с важностью чела,

С неторопливым и спокойным взглядом,

Их речь звучна и медленна была…

Там геометр Евклид, там Птолемей,

Там Гиппократ, Гален и Авиаценна.

Пятый ученик. А я расскажу об Авиаценне. (Демонстрация его портрета). Много лет назад в Бухаре жил гениальный человек по имени Абу Али Хусайн ибн Абдаллах ибн Хасан ибн Али ибн Сина. Европейцы же называли его Авиценной. С восемнадцати лет он был приближен к дворцам мусульманских правителей. Высокородные пациенты ценили искусство врача, покровительствовали ему. Но покровительство быстро превращалось в тиранство, а высокопоставленное мусульманское духовенство всегда и везде яростно ненавидело Абу Али ибн Сину. Причиной тому были его свободолюбивые взгляды и независимый характер. Угнетавшая его зависимость от феодальных правителей, угроза заточения, уже пережитого в молодости, а иногда и угроза жизни заставляли великого лекаря бежать от одного покровителя к другому.

В конце концов ибн Сина поселился при дворце правителя Хамадана. Он был назначен придворным врачом и даже визирем (министром).

Сценка. «Проницательность врача»

(На сцене диван. На нем сидит человек в восточном костюме. Это мелкий правитель Кадбанувейх. Рядом стоит, почтительно наклонившись молодой Абу Али. Звучит тихая восточная мелодия.)

Абу Али. Уважаемый Кадбанувейх, расскажите о своем недуге.

Кадбанувейх. Омой руки и потрогай мои зубы. (Врач моет руки и трогает зубы.)

Абу Али. Правитель, они шатаются. Когда это произошло?

Кадбанувейх. Мои зубы слабы с детского возраста, а сейчас я не могу раскусить даже яблоко.

Абу Али. Мой господин, разреши провести врачебный осмотр. ( Кадбанувейх замирает, начинает шумно дышать, выражение лица его торжественное и важное. Абу Али склоняется над правителем и изучает шумы его организма.)

Абу Али. Сегодня правитель плохо спал, а утром он был немного взволнован. Кадбанувейх. (удивленно) Верно. Всю ночь выли собаки.

Абу Али. ( прощупывает желудок, прослушивает пульс). Правитель съел мясо молодого барана. Мясо было слишком поджаренным.

Кадбанувейх. Верно!

Абу Али. (заканчивая осмотр). Лечение будет простым. Я приготовлю смолу «зифт».

Кадбанувейх. (недоверчиво). Что это?

Абу Али. Это смесь из смолы, воска и меда. Смесь надо жевать постоянно. Полезные вещества из нее перейдут в десны и зубы закрепятся. Скоро правитель будет здоров.

Кадбанувейх. (с восхищением). Твоими руками управляет сам Аллах!



Пятый ученик. Живя в караван-сараях, Абу Али делал простые операции – вправлял вывихи, исправлял позвоночник, вырезал полипы в носу, во дворцах правителей – более сложные: удаление камня из мочевого пузыря, глазные операции. Хирургические инструменты в Хорезме и Гургандже сделали опытные мастера по его собственным чертежам.

Абу Али написал важнейшее сочинение «Канон врачебной науки» - настоящую энциклопедию медицинских знаний того времени. Приведенные в «Каноне» данные отличаются от аристотелевских и галеновских большей конкретностью. Перед смертью Авиаценна сказал:

От праха черного и до небесных тел

Я тайны разглядел мудрейших слов и дел.

Коварства я избег, распутал все узлы.

Лишь узел смерти я распутать не сумел.

Это были его последние слова. 18 июня 1037 г. Ибн Сина умер в возрасте 58 лет. О его последних часах рассказывает легенда.

Великий врач, почувствовав приближение конца своих дней, решил дать бой смерти. Напрягая ослабевшие руки, он приготовил 49 различных лекарств и разлил их в сосуды. На каждом написал номер. Потом сказал своему верному ученику: «Мои силы ослабли, и, вероятно, завтра я потеряю сознание. Но я не умру, если ты применишь все 40 лекарств в том порядке, что я тебе продиктую». И он стал диктовать.

На следующий день Абу Али потерял сознание. Перед учеником лежало безжизненное тело изможденного старика. Ученик, волнуясь, взял сосуд 1 с лекарством. Потом – 2, 3, 4… взял 10, 20,30. Постепенно немощное старческое тело превращалось в цветущее тело юноши.

Осталось 40-е лекарство, самое главное. Ученик был так поражен чудесным превращением, сто внезапно из его трясущихся рук выпал последний сосуд. Лекарство разлилось по песку, ушло в глубину земли. Через несколько минут перед учеником лежало безжизненное тело учителя.

Шестой ученик. А теперь вспомним мрачное средневековье. Костры инквизиции, гонения, запреты. К анатомам никто не благоволил. Служение столь необычному для тех времен поприщу требовало большой моральной и физической выдержки. Ученый, избравший своим занятием эту науку знал, что обрекает себя на весьма тяжелые взаимоотношения с церковью, государством, часто с семьей, обрекая себя на бедность. Но наградой анатомам были не слава и богатство, а возможность первыми выяснить мудрую тайну природы, познать объективность существующего.

Желательности вскрытий умерших людей, а потом и их обязательности способствовали, с одной стороны, прогресс в научных взглядах, с другой – безотлагательная необходимость развития всех сторон медицинской науки, которая не в состоянии была противостоять массовым эпидемиям.

Появляются первые анатомические театры. Войдем в один из них. Он начинается с вывески. Текст ее различен. «Анатомия есть ключ и руль медицины», «Это есть место, где смерть рада помочь жизни», «Мертвые учат живых», «Смерть есть предел всего». Штат анатомического театра включал как минимум профессора-анатома с книжкой (вернее лектора), облаченного в мантию, часто с жезлом и цепью на груди, его место – за кафедрой, диссектора-с указкой. В анатомическом театре вскрытие нередко заканчивалось музыкой. Работавший в Болонье Мондмино да Люции (1275-1327) был первым, кто начал производить вскрытие под музыку. Отсюда и пошло название «Анатомический театр».

Седьмой ученик. Умершими издавна интересовались не только врачи, но и художники. Причиной было не столько любопытство, сколько стремление добиться выразительности изображения.

Леонардо да Винчи, считая несправедливым отнимать жизнь у животных, не ел мясной пищи, осуждал войну и кровопролития, но он же писал зимой 1510 г. в одной из своих тетрадей, что вскрыл множество человеческих тел, стараясь постичь зависимость строения и функций.

Сохранилось свыше двухсот анатомических зарисовок художника. В них весьма детально проиллюстрированы строение и топография внутренних органов, и их ориентация на поверхности тела, изгибы позвоночника, костно-мозговые полости трубчатых костей, синусы черепа. Около 50 рисунков посвящены строению сердца и сосудов, их старческим изменениям.

Конечно, недруги не оставили без внимания занятия Леонардо. Его стали упрекать в кощунстве над мертвыми. В 1519 г. по распоряжению самого папы перед художником двери госпиталя закрылись.

Изобразить момент вскрытия счел для себя интересным Рембрандт в картине «Урок анатомии». (Демонстрация картины.)

Восьмой ученик. Нельзя не вспомнить и имя Андрея Везалия, справедливо признанного основоположником современной анатомии. (Демонстрация его портрета.)

Андрей Везалий родился в 1514 г. в Брюсселе. Его отец был придворным аптекарем, а дед – врачом. Поэтому Везалия с детства окружал мир медицины. Учился он во Франции, а затем в Бельгии. И в Париже, и в Лувене анатомию он изучал по Галену. Везалий самостоятельно из костей казненного собрал полный скелет человека. Это было первое анатомическое пособие в Европе.

После получения в1537 г. докторской степени Везалий стал преподавать анатомию и хирургию в Падуанском университете. В своих лекциях он придерживался учения Галена, но уже тогда у него зародились подозрения, что многие сведения учителя ошибочны. Он задумывает написать свой труд по анатомии. Главная сложность заключалась в том, что для исследований были необходимы тела умерших людей. Рискуя жизнью, он анатомировал их. В 1543 г. в Базеле выходит в свет труд ученого «О строении человеческого тела».

Величие Везалия в том, что он посмел выступить против схоластики, ввел новый принцип анатомического изучения, который ныне нам кажется тривиальным, а для своего времени был почти революционным. Главное – не приблизительность в аналогии, а непосредственное наблюдение. Согласно его реформаторским тенденциям анатомия, становящаяся истинной наукой, оказалась не простоподчиненой, а критически переосмысленной, построенной на строгих фактах.

Его неистовое подвижничество не только волновало, восхищало, а будоражило. В те времена, после опубликования книги, ему надо было обладать изрядным гражданским мужеством, чтобы противостоять уничтожающей критике со стороны его ученика и помощника по кафедре Коломбо, его бывшего учителя Сильвия и других, явно обуреваемых завистью и ревностью.

Вмешивается католическая церковь. В результате Везалий отстранен от преподавания, публично осужден, а затем изгнан из города, заклеймен тавром клеветника.

Неисповедимы пути и путы.… Чтобы как-то отделаться от преследований инквизиции, Везалий едет в Палестину. На обратном пути корабль терпит крушение. Больной и покинутый всеми ученый оказался на острове Занте в Средиземном море, где и скончался в 1564 г.

Девятый ученик. Географические открытия, войны, миссионерство, торговые контракты, регулярное судоходство вкупе с трудами уже профессиональных медиков способствовали распространению знаний. Необходимо было соединить практическую медицину с анатомией и физиологией. В этом плане анатомии повезло в России. На нее обратил внимание, а потом и полюбил Николай Иванович Пирогов. (Демонстрация его портрета.)

Н.И.Пирогов родился в Москве в 1810 г. Получив диплом медицинского факультета Московского университета. Пирогов несколько лет учился за границей. Благодаря выдающимся способностям он в возрасте 26 лет был избран профессором Дерпского университета. Затем его пригласили в Петербург заведовать кафедрой в Медико-хирургической академии. В это время Пирогов разрабатывает много новых приемов ведения операций.

Ученый всю жизнь отличался неистовством в работе. Зато и результаты этого значительны – как хирург он шел на выполнение самых сложнейших операций. В частности, именно Пирогов стоял у истоков развития в России сосудистой хирургии.

Он преподавал и студентам, и врачам, был руководителем диссертантов. Впервые массово применил на поле боя в Дагестане наркоз и гипсовые повязки. И все это потому, что путь его на кафедру хирургии проходил через анатомикум.

Пирогов занимался и «ледяной анатомией»: распиливал замороженное тело в трех плоскостях. Это позволило ему вывести закономерности взаимоотношения соединительных образований с кровеносными сосудами, изучить возможные вариации смещения органов, происходящие при патологических процессах. Трехмерность исследования объекта наполнила новым содержанием анатомию, позволила изучить органы не только в их естественном положении, и их реальные размеры и форму.

Девятый ученик. После того как Пирогов на приеме у Александра II доложил о бездарном руководстве армией, он впал в немилость и был отправлен в Одессу, а через 10 лет вообще уволен с государственной службы без права на пенсию. В расцвете творческих сил Николай Иванович уединился в небольшом принадлежавшем ему имении, где и умер в 1881 г.

Десятый ученик. Времена и подходы к объекту исследования менялись. Появляются новые имена: Н.Н. Бурденко, будущий президент Академии медицинских наук, который утверждал, «что нормальный медик-это человек, прошедший через мертвецкую. И проработавший там самостоятельно и бесстрашно. И главное – самостоятельно». А.В. Вишняков, написавший: «девять лет, проведенные в анатомическом театре сыграли большую роль, которую я рассматриваю как благословение для всей своей последующей хирургической работы».

Разработке новых хирургических операций предшествовали манипуляции на умерших, которые выполняли С.П.Федоров, В.И.Воячек, А.Н.Бакулев. М.М.Дитерекс в своей книге «Душа хирурга» написал: «… с болью в сердце приходится сознавать, что вся наша культура, все благополучие современного человечества построены… на трупах людей, заплативших своей жизнью за счастье других».

С болью в сердце…



Литература

  1. Буянова Н.Ю. Я познаю мир. – М.: Медицина, 1997.

  2. Воскобойников В. Великий врачеватель. - М.,1972.

  3. Гастев А. Леонардо да Винчи. – М., 1984.

  4. Старков В. Книга для чтения по истории Древнего мира. – М., 1972.

  5. Этинген Л. Страна анатомия. – М., 1982.

  6. Вокруг тебя мир. – М., 1996.

  7. Хрестоматия по истории Древнего мира. – М., 1982.














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Биологический вечер «Драма идей от косности людей»

Автор: Слесаренко Марина Владимировна

Дата: 23.10.2015

Номер свидетельства: 243035


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства