1.Организацион-ный момент | Эмоциональная, психологичес-кая подготовка к восприятию, усвоению изучаемого материала | | Здравствуйте, ребята! Знаменитый французский философ и математик Рене Декарт сказал: «Я мыслю, следовательно, я существую», а мы с вами с полным правом в конце урока астрономии сможем добавить – я развиваюсь! | Обучающиеся приветствуют учителя и друг друга. | 1 |
2. Постановка целей урока, мотивация деятельности обучающихся | Мотивацион-ная подготовка обучающихся к усвоению изучаемого материала | Презентация. Слайд 1 | - Сегодня мы заканчиваем изучение раздела: «Практические основы астрономии», изучением темы: «Время и календарь». Что такое время? Лучше, чем в песне: «Есть только миг между прошлым и будущим…», - не скажешь. Точное определение времени дать весьма сложно, но это не помешало людям научиться его измерять, связав с длительностью периодических процессов. Объектами, которые всегда под рукой, являются Земля, Луна и Солнце. Движение Земли вокруг Солнца определяет год, движение Луны вокруг Земли – месяц, вращение Земли вокруг своей оси – сутки, сутки делятся на 24 часа, каждый час – на 60 минут, минута – на 60 секунд. Кажется все просто. Но так ли это мы узнаем сегодня, а также сегодня мы поговорим о различных видах времени и о существовавших и существующих календарях. | Выделение существенной информации из слов учителя Выделяют и осознают то, что знают и что предстоит усвоить Слушают учителя, записывают. | 2 |
3. Изучение нового материала | Сообщение темы урока и постановка целей учебной деятельности Формирование понятий о времени, единицах измерения и счета времени, основанных на продолжитель-ности космических явлений, связи между различными "временами" и часовых поясах Формирование представления о приборах, которые измеряют время Формирование представления о календарях, летоисчислении | На доске фотографии ученых: Джордано Бруно, Аристотель, Николай Коперник, Галилео Галилей Презентация. Слайды 1-6 Презентация. Слайды 7 Презентация 1 (выполнили обучающиеся) Презентация 2 (выполнили обучающиеся) | Изучение астрономии сделало возможным введение счёта времени, создание часов и календарей. Древние ученые достигли поразительных успехов, например, жрецы народов майя населявшего Центральную Америку, создали самый точный календарь. Серьёзно занимались астрономией древние египтяне, греки и римляне. Древние астрономы наблюдали за небом и видимым движением небесных тел и делали свои выводы. - А как вы думаете, сколько лет нашей ВСЕЛЕННОЙ? - По мнению учёных, нашей Вселенной 13-14 миллиардов лет. Земля образовалась около 4,5 миллиардов лет, а возраст жизни на ней достигает почти 4 миллиарда лет. Эти факты стали известны благодаря астрономии - науки о небесных телах. Занимались этой наукой: Д. Бруно, Аристотель, Николай Коперник, Галилео Галилей и другие. Наше занятие называется «Время и календарь». Учитель рассказывает о наблюдения древних астрономов за: вращением Земли вокруг своей оси, обращения Луны вокруг Земли и обращения Луны вокруг Солнца. Вводятся понятия о единицах измерения времени. Учитель обращает внимание учеников: 1. Продолжительность суток и года зависит от того, в какой системе отсчета рассматривается движение Земли (связана ли она с неподвижными звездами, Солнцем и т.д.). Выбор системы отсчета отражается в названии единицы счета времени. 2. Продолжительность единиц счета времени связана с условиями видимости (кульминациями) небесных светил. 3. Введение атомного стандарта времени в науке было обусловлено неравномерностью вращения Земли, обнаруженной при повышении точности часов. 4. Введение поясного времени обусловлено необходимостью согласования хозяйственных мероприятий на территории, определяемой границами часовых поясов. Широко распространенной бытовой ошибкой является отождествление местного времени с декретным временем. Ребята, а вы знаете, какими приборами измеряют время? Учитель предоставляет слово ученикам, выполнявшим опережающее задание по теме: «Приборы для измерения и хранения времени». Учитель предоставляет слово ученикам, выполнявшим опережающее задание по теме: «Календари. Летоисчисление». | Выделяют и осознают то, что знают и что предстоит усвоить Слушают учителя. Отвечают на вопрос учителя Слушают учителя. Слушают учителя, смотрят презентацию, делают записи в тетрадях. Отвечают на вопрос Слушают своих одноклассни-ков, смотрят презентацию. Построение логической цепи рассуждений, доказательств. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. | 25 |
5. Закрепление нового материала | Беседа по вопросам | Презентация. Слайды 8 | Учитель контролирует правильность ответов обучающихся: 1. 1 января солнечные часы показывают 10 часов утра. Какое время показывают в этот момент ваши часы? 2. Исаак Ньютон родился 4 января 1643г по новому стилю. Какова дата его рождения по старому стилю. 3. Долгота Колыбельки λ=79о09' или 5ч16м36с. Найдите для Колыбельки местное время и сравните со временем, по которому мы живем. 4. Чем старый стиль отличается от нового? 5. Что такое всемирное время? 6. Что такое полдень, полночь, истинные солнечные сутки? 7.Чем объясняется введение поясного времени? 8. Как определить поясное, местное время? 9.Перечислите, какие вы знаете календари? 10.Что означало слово «календарь» в древности? | Подведение под понятие. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Умение слушать, уточнять и дополнять высказывания одноклассни-ков. | 10 |
6. Подведение итогов. Домашнее задание | Обобщение полученных на уроке сведений подведение итога урока | | Наш урок подходит к концу. Посвятили мы его изучению темы «Время и календарь». Теперь вы можете сформулировать выводы по изученному материалу. - Запись домашнего задания: 1. Параграф 9 (учебник); 2. Выполнить творческое задание: найти стихи, песни, рассказы, сказки, пьесы, пословицы, загадки, народные приметы о календаре и оформить стенгазету, презентацию, кроссворд и т.д. | Обучающиеся формулируют выводы по уроку. Записывают домашнее задание | 3 |
7. Рефлексия | Рефлексия. Оценивание. | Презентация. Слайд 9 | «Выберете из 2 предложенных «мордашек», ту, которая соответствует вашему настрое-нию. И устно закончите фразу, которая, по-вашему, мнению, отражает значимость прошедшего урока именно д ля вас 1.Сегодня я узнал… 2.Было интересно… 3.Я понял, что… 4.Теперь я могу… 5.Я почувствовал, что… 6.Я приобрел… 7.Я научился… 8.У меня получилось… 9.Меня удивило … - Оценки обучающимся за урок. | Рефлексируют, анализируют выбранные «мордашки» | 2 |