kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок Астрономии.Тема «Время и календарь». 11 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема «Время и календарь»

  • образовательные: сформировать понятие, какие периодические или повторяющиеся процессы являются основой для измерения времени; ввести термины: «местное время», «поясное время», «зимнее время», «летнее время». Бытовое  и  научное понятие  «местное  время». Летоисчисление  в  древности. Использование  продолжительных периодических  процессов  для создания календарей. Солнечные и лунные календари и их сравнение. Старый  и  новый  стили. Современный календарь.
  • развивающие: продолжить формирование умений пользоваться ИКТ для создания презентаций, пробуждать интерес к творчеству;

воспитательные: прививать интерес к чтению дополнительной литературы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок Астрономии.Тема «Время и календарь». 11 класс»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Тема «Время и календарь»


Должность: учитель физики

Предмет: АСТРОНОМИЯ

Класс: 11


Цели деятельности учителя

  • образовательные: сформировать понятие, какие периодические или повторяющиеся процессы являются основой для измерения времени; ввести термины: «местное время», «поясное время», «зимнее время», «летнее время». Бытовое и научное понятие «местное время». Летоисчисление в древности. Использование продолжительных периодических процессов для создания календарей. Солнечные и лунные календари и их сравнение. Старый и новый стили. Современный календарь.

  • развивающие: продолжить формирование умений пользоваться ИКТ для создания презентаций, пробуждать интерес к творчеству;

  • воспитательные: прививать интерес к чтению дополнительной литературы.

Тип урока

Урок усвоения новых знаний (УУНЗ)

Цели и задачи урока

Выяснить причину связи вращения Земли вокруг оси с единицами измерения времени, а вращение Земли вокруг Солнца с календарём, осуществлять переход к разным системам счёта времени, используя формулы.

Планируемые образовательные результаты

Предметные УУД:

  • уметь формулировать определения терминов и понятий «местное время», «поясное время», «зимнее время» и «летнее время»;

  • пояснять причины введения часовых поясов;

  • объяснять необходимость введения високосных лет и нового календарного стиля.

Метапредметные УУД:

  • уметь анализировать понятие «время», пояснять смысл понятия «время» для определенного контекста;

  • использовать компьютерные технологии для презентаций.

Личностные УУД:  

  • самооценка результатов своей деятельности;

  • способность проявлять толерантное и уважительное отношение своим одноклассникам;

  • стремление к завершённости учебных действий.

Методы обучения

  • фронтальный опрос; беседа;

  • рассказ; презентации (учителя и обучающихся).

Оборудование (ТСО)

  • Ноутбук, мультимедиапроектор, экран, колонки. Фотографии ученых.

Исторические личности

Рене Декарт, Джордано Бруно, Аристотель, Николай Коперник, Галилео Галилей

Опережающее задание

- сообщения обучающихся о приборах измеряющих время, о различных календарях.


Этапы урока

Образователь-ные задачи (планируемые результаты)

Название используемых ЭОР


Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Длит. этапа, мин

1.Организацион-ный момент


Эмоциональная, психологичес-кая подготовка к восприятию, усвоению изучаемого материала


Здравствуйте, ребята!

Знаменитый французский философ и математик Рене Декарт сказал: «Я мыслю, следовательно, я существую», а мы с вами с полным правом в конце урока астрономии сможем добавить – я развиваюсь!


Обучающиеся приветствуют учителя и друг друга.


1

2. Постановка целей урока, мотивация деятельности обучающихся


Мотивацион-ная подготовка обучающихся к усвоению изучаемого материала

Презентация. Слайд 1

- Сегодня мы заканчиваем изучение раздела: «Практические основы астрономии», изучением темы: «Время и календарь». Что такое время? Лучше, чем в песне: «Есть только миг между прошлым и будущим…», - не скажешь. Точное определение времени дать весьма сложно, но это не помешало людям научиться его измерять, связав с длительностью периодических процессов. Объектами, которые всегда под рукой, являются Земля, Луна и Солнце. Движение Земли вокруг Солнца определяет год, движение Луны вокруг Земли – месяц, вращение Земли вокруг своей оси – сутки, сутки делятся на 24 часа, каждый час – на 60 минут, минута – на 60 секунд. Кажется все просто. Но так ли это мы узнаем сегодня, а также сегодня мы поговорим о различных видах времени и о существовавших и существующих календарях.


Выделение существенной информации из слов учителя


Выделяют и осознают то, что знают и что предстоит усвоить



Слушают учителя, записывают.








2









3. Изучение нового материала


Сообщение темы урока и постановка целей учебной деятельности




















Формирование понятий о времени, единицах измерения и счета времени, основанных на продолжитель-ности космических явлений, связи между различными "временами" и часовых поясах



















Формирование представления о приборах, которые измеряют время




Формирование представления о календарях, летоисчислении





На доске фотографии ученых: Джордано Бруно, Аристотель, Николай Коперник, Галилео Галилей















Презентация. Слайды 1-6







Презентация. Слайды 7
























Презентация 1 (выполнили обучающиеся)





Презентация 2 (выполнили обучающиеся)


Изучение астрономии сделало возможным введение счёта времени, создание часов и календарей. Древние ученые достигли поразительных успехов, например, жрецы народов майя населявшего Центральную Америку, создали самый точный календарь. Серьёзно занимались астрономией древние египтяне, греки и римляне. Древние астрономы наблюдали за небом и видимым движением небесных тел и делали свои выводы.

- А как вы думаете, сколько лет нашей ВСЕЛЕННОЙ?

- По мнению учёных, нашей Вселенной 13-14 миллиардов лет. Земля образовалась около 4,5 миллиардов лет, а возраст жизни на ней достигает почти 4 миллиарда лет.

Эти факты стали известны благодаря астрономии - науки о небесных телах. Занимались этой наукой: Д. Бруно, Аристотель, Николай Коперник, Галилео Галилей и другие.

Наше занятие называется «Время и календарь».

Учитель рассказывает о наблюдения древних астрономов за: вращением Земли вокруг своей оси, обращения Луны вокруг Земли и обращения Луны вокруг Солнца. Вводятся понятия о единицах измерения времени.

Учитель обращает внимание учеников:

1. Продолжительность суток и года зависит от того, в какой системе отсчета рассматривается движение Земли (связана ли она с неподвижными звездами, Солнцем и т.д.). Выбор системы отсчета отражается в названии единицы счета времени.

2. Продолжительность единиц счета времени связана с условиями видимости (кульминациями) небесных светил.

3. Введение атомного стандарта времени в науке было обусловлено неравномерностью вращения Земли, обнаруженной при повышении точности часов.

4. Введение поясного времени обусловлено необходимостью согласования хозяйственных мероприятий на территории, определяемой границами часовых поясов. Широко распространенной бытовой ошибкой является отождествление местного времени с декретным временем.

Ребята, а вы знаете, какими приборами измеряют время?

Учитель предоставляет слово ученикам, выполнявшим опережающее задание по теме: «Приборы для измерения и хранения времени».





Учитель предоставляет слово ученикам, выполнявшим опережающее задание по теме: «Календари. Летоисчисление».

Выделяют и осознают то, что знают и что предстоит усвоить


Слушают учителя.





Отвечают на вопрос учителя

Слушают учителя.









Слушают учителя, смотрят презентацию, делают записи в тетрадях.

























Отвечают на вопрос


Слушают своих одноклассни-ков, смотрят презентацию.

Построение логической цепи рассуждений, доказательств.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.



25

4. Физкульт-минутка


Отдых

Фрагмент произведения Бетховена – «Лунная соната» - запись на компьютере

Учитель говорит, что пришло время немного расслабиться, так как обучающиеся выполняли умственную работу и предлагает им послушать фрагмент произведения Бетховена.

Обучающиеся закрывают глаза, слушают музыку и расслабляются.


2

5. Закрепление нового материала


Беседа по вопросам




Презентация. Слайды 8




Учитель контролирует правильность ответов обучающихся:

1. 1 января солнечные часы показывают 10 часов утра. Какое время показывают в этот момент ваши часы?

2. Исаак Ньютон родился 4 января 1643г по новому стилю. Какова дата его рождения по старому стилю.

3. Долгота Колыбельки λ=79о09' или 5ч16м36с. Найдите для Колыбельки местное время и сравните со временем, по которому мы живем.

4. Чем старый стиль отличается от нового?

5. Что такое всемирное время?

6. Что такое полдень, полночь, истинные солнечные сутки?

7.Чем объясняется введение поясного времени?

8. Как определить поясное, местное время?
9.Перечислите, какие вы знаете календари?

10.Что означало слово «календарь» в древности?

Подведение под понятие.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Умение слушать, уточнять и дополнять высказывания одноклассни-ков.



10


6. Подведение итогов. Домашнее задание

Обобщение полученных на уроке сведений подведение итога урока


Наш урок подходит к концу. Посвятили мы его изучению темы «Время и календарь».

Теперь вы можете сформулировать выводы по изученному материалу.



- Запись домашнего задания:



1. Параграф 9 (учебник);

2. Выполнить творческое задание: найти стихи, песни, рассказы, сказки, пьесы, пословицы, загадки, народные приметы о календаре и оформить стенгазету, презентацию, кроссворд и т.д.


Обучающиеся формулируют выводы по уроку.



Записывают домашнее задание


3

7. Рефлексия


Рефлексия. Оценивание.


Презентация.

Слайд 9

«Выберете из 2 предложенных «мордашек», ту, которая соответствует вашему настрое-нию. И устно закончите фразу, которая, по-вашему, мнению, отражает значимость прошедшего урока именно д ля вас




1.Сегодня я узнал…

2.Было интересно…

3.Я понял, что…

4.Теперь я могу…

5.Я почувствовал, что…

6.Я приобрел…

7.Я научился…

8.У меня получилось…

9.Меня удивило …



- Оценки обучающимся за урок.


Рефлексируют, анализируют выбранные «мордашки»

2





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Астрономия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Урок Астрономии.Тема «Время и календарь». 11 класс

Автор: Кулаков Валерий Викторович

Дата: 22.10.2020

Номер свидетельства: 560955


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства