Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по астрономии "Движения и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны"»
Технологическая карта урока астрономии
Задание № 1. Вспомнить сведения, которые вы видели или слышали о спутнике Земли, его движении, структурировать их, оформив кластером.
Задание № 2. Прочитайте текст, используя метод ИНСЕРТ. После прочтения заполните таблицу с соответствующими маркировке графами.
Задание № 3. Внесите необходимые исправления и добавления в составленный ранее кластер.
ХОД УРОКА.
Тема урока: «Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны»
Учитель: Орешкина Е.А. (МБОУ «Школа № 53» г. Рязани)
Цели урока: Организовать самостоятельную познавательную деятельность, используя приемы осмысленного чтения информационного текста; сформировать понятия о сидерическом и синодическом месяцах, умение объяснять наблюдаемое движение и фазы Луны, причины затмений Луны и Солнца; описывать порядок смены лунных фаз; графически пояснять условия возникновения лунных и солнечных затмений.
ФАЗА ВЫЗОВА.
Обращение учителя к классу: «Давайте представим себе, что мы увеличились в размерах, а Солнце, Земля и Луна, наоборот, уменьшились. А теперь посмотрите на данную модель взаимовлияния Луны и Солнца.»
Далее учитель берет укрепленный на стержне непрозрачный шар, размещает его на определенном удалении от глобуса и освещает широким пучком света. При этом обращает внимание на наблюдаемую освещенность из различных точек класса.
Затем делает на шаре отметку, показывает вращение модели Луны относительно глобуса.
Учитель: «Какова же тема нашего сегодняшнего урока?» …… «Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны»
Задание классу. Вспомнить все, что знаете о движениях Луны, изменении вида лунного диска на небе, его периодичности; о солнечных и лунных затмениях, их причинах, периодичности и т.д.
Составляя общий банк идей, акцентируется внимание учащихся на особенностях движения Луны и Солнца, их видимости в различные периоды времени суток и года, причинах этих явлений.
По ходу обсуждения учитель оформляет на доске кластер, а ученики работают в это время в тетрадях.
Заканчивается фаза вызова предложением прочитать текст.
Цель: а) обогатить свои знания новой информацией;
б) проверить, в чем мы правы, а в чем — нет, снять все противоречия.
ФАЗА ОСМЫСЛЕНИЯ.
Читая текст, учащиеся делают пометки карандашом (метод «ИНСЕРТ»),
Используя ключевые слова и фразы, заполняют таблицу с графами:
«+», «V», «!», «?»,
где «+» — знаю; «!» — новое, интересное и неожиданное; «V » — вызывает сомнения;
«?» — вызывает вопросы, не понято, возникло желание изучить подробнее.
ФАЗА РЕФЛЕКСИИ.
Беседа с классом по вопросам:
Что из того, что вы прочитали, вам уже было знакомо?
Что из того, что вы прочитали, оказалось новой информацией?
Что вызвало сомнения или с чем вы были не согласны?
Давайте озвучим вопросы и постараемся на них ответить.
Работа в группах
Прошу ребят вернуться к тому, что было написано на доске и в тетрадях в начале урока, исправить и дополнить кластер.
Домашнее задание:
§§ 7, 8 (учебник Б.А. Воронцов-Вельяминов, Е.К. Страут)
В течении недели наблюдайте положение Луны в одно и тоже время. Выберите удаленные объекты, относительно которых можно сравнивать положение лунного диска. По результатам заполнить таблицу:
Дата наблюдения
Графическое изображение наблюдаемой фазы Луны
Название фазы
Цвет Луны
Характер смещения Луны относительно выбранных ориентиров
Темы проектов:
О чем может рассказать цвет лунного диска.
Описания солнечных и лунных затмений в литературных и музыкальных произведениях.