Общая часть |
Предмет | Класс | Тема урока |
Астрономия | Первый курс | Лабораторная работа – исследование «Астрономические наблюдения солнечных пятен» |
Используемый учебник |
Название | Класс | Авторы |
Астрономия | 11 | Б.А. Воронцов-Вельяминов, Е. К. Страут |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Применять методы наблюдения поверхности Солнца. Использовать знания по физике и математике для объяснения устройства телескопа, приблизительного расчёта диаметра и площади солнечного пятна. Зарисовывать детали солнечного пятна. Сравнивать площадь солнечного пятна с площадью поверхности Земли. Владеть терминологией, символикой, условными обозначениями. | Научиться исследовательской и экспериментальной деятельности, определять цели и задачи, самостоятельно приобретать новые знания, объяснять полученные результаты, делать выводы Определять причинно- следственные связи появления солнечных пятен влияние на живую и неживую природу | Использовать знания по астрономии для повышения собственного интеллектуального уровня и развития. Управлять своей познавательной деятельностью и информационной культурой, пользоваться телескопом. Быть убеждённым в возможности познания природы |
ТСО (оборудование) | Средства ИКТ (ЭФУ, программы, приложения, ресурсы сети Интернет) |
Компьютер, проектор, телескоп школьный, окулярный микрометр для телескопа, защитный фильтр, секундомер, методические указания по выполнению лабораторной работы, график среднего количества солнечных пятен | http://astrolab.ru/cgi-bin/manager.cgi-id=0&num=984.html Солнечные пятна http://www.hypernova.ru/zvezd/world/history_observations_of_solar_activity -история наблюдения за солнечными пятнами. http://videouroki.net/look/kvu/?from=astr11 Телескопы. Атмосфера Солнца |
Организационная структура урока |
Этап урока | Образовательные задачи (планируемые результаты) | Используемые ресурсы, в т.ч. ЭФУ (для ЭФУ укажите названия конкретных объектов и страницу) | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | длит. этапа (мин) |
Первая часть | |
Введение в учебную деятельность | Создание учебной мотивации, осознание цели лабораторной работы – получить представление о методах наблюдения поверхности Солнца с помощью простейшего оптического прибора телескопа - рефрактора | http://astrolab.ru/cgi-bin/manager.cgi-id=0&num=984.html Солнечные пятна | Настраивает обучающихся на успешную работу. Формулирует учебные цели и задачи лабораторной работы | Смотрят фрагменты видеоматериалов па теме урока, осмысливают и обсуждают предстоящую лабораторную работу | 3 |
Актуализация знаний | Обсудить вопросы: 1.История наблюдения солнечных пятен 2 Влияние солнечных пятен на живую и неживую природу 3. Методы наблюдения солнечных пятен (невооружённым глазом и с помощью телескопа) 4. Линейные размеры и угловой размер солнечного пятна. Примерный размер нашей Земли. 5. Статистика солнечных пятен, число Вольфа. 6. Эпоха максимума пятнообразовательной деятельности Солнца и максимальной солнечной активности. Последствия аномальной активности солнца для Москвы и Подмосковья на широте 56. 7. Спад солнечной активности Маундеровский минимум считается наиболее холодной эпохой в современной истории человечества. - http://fb.ru/article/353428/maunderovskiy-minimum-osobennosti-i-posledstviya | Фрагмент история наблюдения за солнечными пятнами http://astrogalaxy.ru/897.html -Гипотеза о происхождении солнечных пятен http://www.hypernova.ru/zvezd/world/history_observations_of_solar_activity http://videouroki.net/look/kvu/?from=astr11 Телескопы. Атмосфера Солнцаhttp://www.hypernova.ru/zvezd/world/history_observations_of_solar_activity https://sites.google.com/site/astronomgomulina/labrab Пятен нет
https://smart lab.ru/blog/407379.php спад солнечной активности
Группа пятен Пятно может быть «северным» или «южным».
График солнечной активности по числу пятен 1680-2020 последний цикл солнечной активности | Акцент на те вопросы, которые будут рассматриваться на лабораторной работе: факты, добываемые наблюдениями солнечных пятна, график цикличности солнечных пятен, число Вольфа. Устройство простейшего телескопа для наблюдения солнечных пятен. Техника безопасности | Просматривают видеоматериалы по теме. Участвуют в беседе | 15 |
Вторая часть |
Закрепление основного учебного материала в ходе проведения лабораторной работы | Провести наблюдение поверхности Солнца, с помощью телескопа – рефрактора. Использовать (обязательно!) защитный светофильтр. | 1. Методические указания по выполнению лабораторных работ 2.Телескоп, окулярный микрометр для телескопа, защитный фильтр, секундомер - рабочая тетрадь, карандаш, линейка | Обсуждение хода лабораторной работы. Инструктаж. | Внимательно слушают, следуя методическим указаниям. Готовятся к лабораторной работе подготовиться к лабораторной работе | 20 |
Непосредственная работа | Провести наблюдение поверхности Солнца Измерить поверхность солнечного диска Вычислить площадь измеренного пятна и сравнить с площадью поверхности Земли | https://multiurok.ru/files/laboratornaia-rabota-astronomicheskie-nabliudeniia.html | Организация работы по наблюдению солнечных пятен Консультирует и контролирует работу с телескопом – окулярным микрометром. Расположение глаз у окуляра и получение изображения Солнца, чтобы шкала микрометра проходила посередине солнечного диска Солнечный диск Солнечное пятно Шкала микрометра расположилась на измеренном пятне | Выполнение лабораторной работы. Рисуют в тетрадях примерные размеры наблюдаемого диска Солнца и положение пятен на нём. Измеряют диаметр солнечного диска. Вычисляют линейные и угловые масштабы изображения диска. Измеряют по шкале микрометра диаметр пятна и вычисляют линейные и угловой размеры и диаметра пятна. Результаты измерений и вычислений заносят в таблицу | 30 |
Контроль усвоения | Качество выполнения лабораторной работы. Степень самостоятельности. Освоенные предметные знания. Аккуратное выполнение отчёта | Таблица результатов наблюдений и вычислений | Помощь в заполнении таблицы | Заполнение отчёта о лабораторной работе. Занесение в таблицу результатов измерений и вычислений. | 20 |
Домашнее задание | | | Указание к индивидуальному домашнему заданию (для желающих) Итоги урока ока. | Запись рекомендуемых адресов Интернет –ресурса «Солнце" | 2 |