Цель урока: повышение познавательного интереса к изучению астрономии и физики, формирование навыков самостоятельного исследования технических объектов.
Урок в Мемориальном музее космонавтики имеет модульную структуру и включает несколько этапов. Данный урок может проводиться на первом курсе.
Перед проведением урока учителю следует связаться с экскурсионным бюро Мемориального музея космонавтики и договориться о дате и времени проведения, не позднее чем за 2 недели до предполагаемой даты проведения.
Перед выездом в музей обучающиеся инструктируются по правилам поведения в транспорте, в городе, в общественных местах.
№
Модуль урока
Содержание
1
Предварительная работа проводится в колледже на занятиях
Инструктаж по технике безопасности во время экскурсии проводится в колледже.
Перед проведением урока в колледже на уроках физики и астрономии обучающиеся изучают закон сохранения импульса, реактивное движение, космические скорости, межпланетные полёты.
2
Вводная часть
Определение места работы. Знакомство с залами музея. Получение рабочих листов.
Далее студенты определяют задачи предстоящей самостоятельной работы и составляют план действия для их достижения
3
Самостоятельная работа обучающихся
При выполнении заданий студенты изучают экспонаты музея, работают с литературой и анализируют представленные данные
4
Заключительный этап
На заключительном этапе урока ученики подводят итоги работы. Сдают рабочие листы.
В качестве продукта урока предлагается разработать проект космического искусственного объекта, способного с помощью микродвигателей выбирать нужное направление
Рабочий лист к уроку: Космические скорости. Межпланетные полеты.
Выберите, каким учёным была выдвинута идея использования реактивного движения для космических полётов?
Назовите имя основоположника практической космонавтики.
Задание 2. Устройство ракеты. Одноступенчатая ракета.
В любой ракете, независимо от её конструкции, всегда имеется оболочка и топливо. Найдите в экспозиции, посвящённой К.Э. Циолковскому макет ракеты для межпланетных путешествий. Изучите макет и этикетаж (это аннотация к экспонатам, где, помимо названия, присутствуют интересные для посетителя сведения), подпишите элементы ракеты.
Задание 3. В экспозиции музея найдите раздел, посвящённый исследованию Луны (зал «Исследования Луны и планет Солнечной системы»)
Выберите одно из ключевых событий в исследовании Луны, найдите экспонаты, посвящённые событию и ответьте на вопросы ниже: В каком году произошло событие? Какие результаты были получены?
Задание 4. Внимательно изучите экспозицию зала «Исследования Луны и планет Солнечной системы». Выберите экспонаты посвящённые изучению планет Солнечной системы, перечислите их, укажите год и результат исследования.
Задание 5. В зале «Исследования Луны и планет Солнечной системы» найдите скафандр «Кречет», изучите этикетаж и ответьте на вопросы. Для чего был разработан скафандр? Сравните вес его на Земле и в Лунных условиях. Рассчитайте во сколько раз сила земного притяжения больше лунного.
Задание 6. В зале «Исследования Луны и планет Солнечной системы»
Найдите интерактивный экран. Изучите блок, посвященный Вселенной. Что составляет большую часть космоса?
Задание 7. В зале «Исследования Луны и планет Солнечной системы» найдите стенд, посвященный космической программе, которую в прессе назвали «Свидание с кометой», изучите информацию. Как назывались автоматические межпланетные станции, которые в 1984–85 годы исследовали Венеру и комету Галлея?
Задание 8. Назовите планеты солнечной системы?
В атмосфере, какой из планет, кроме Земли, обнаружен озоновый слой?