Мотивационно-ориентировочный этап 1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний
3. Мотивация и целеполагание
|
Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку Создает эмоциональный настрой на урок. Проверяет готовность к уроку
Для организации повторения используется приём «Согласен – Не согласен». У учащихся на партах лежат листы красного и зеленого цвета. Учитель зачитывает утверждение. Данный прием дает возможность учителю оценить степень усвоения пройденного материала и логично перейти к изучению темы урока. Утверждения: 1. Перечислим планеты в порядке увеличения их расстояний до Солнца: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Сатурн, Юпитер, Уран, Нептун. (-) 2. В Солнечной системе 9 планет. (-) 3. Лунная кора значительно тоньше земной. (-) 4. На четыре планеты земной группы приходится четыре спутника. (-) 5. В составе планет-гигантов преобладают водород и гелий. (+) 6. Согласно общепринятой гипотезе, Солнечная система сформировалась в результате эволюции горячего плазменного шара. (-) 7. Литосфера Земли – уникальное явление в Солнечной системе. (-) 8. Плотность земной атмосферы уменьшается с высотой. (+) 9. По своей природе Луна относится к телам планетного типа. (+) 10. По физическим характеристикам планеты Солнечной системы разделяют на две группы (+) Прием «Цитата».Обращает внимание на цитату К. Э. Циолковского (эпиграф). Задает вопросы о целях пилотируемых космических полетов к другим планетам; о том какие сведения необходимы для таких полетов. Как вы думаете, зачем нам, землянам, нужно изучать другие планеты? (Чтобы искать пути возможного исследования и практического использования этих планет, чтобы ценить нашу планету за те условия, которые позволяют существовать жизни на ней.) Тема сегодняшнего урока «Планеты земной группы». Это наименее удаленные от Солнца первые четыре планеты. Для достижения поставленной цели, поможет таблица, которую заполним в течение урока. |
Взаимные приветствия. Настраиваются на работу. Осуществляют самопроверку готовности к уроку. Если ученик с утверждением согласен, то он поднимает вверх зеленую карточку. Если не согласен – красную. Данный прием дает возможность быстро включить учащихся в мыслительную деятельность
Обсуждают смысл цитаты. Отвечают на вопросы. В ходе беседы выясняют, что для успешного посещения человеком других планет Солнечной системы важно знать информацию об условиях на этих планетах.
Записывают в рабочих тетрадях тему урока |
Операционно-исполнительский этап 1 . Открытие новых знаний
2. Усвоение и закрепление новых знаний | Предлагаю разделиться на четыре группы и провести «Аукцион планет»: перед вами зашифрованные планеты в виде вопросов. Выберете один из них и вы узнаете какую планету для изучения предоставила вам удача Ваша задача состоит в том, чтобы в течение 15 минут подготовить небольшое сообщение о планете и попытаться найти информацию для заполнения пустых колонок таблицы: масса, диаметр, плотность, средняя удаленность от Солнца, период вращения, период обращения, рельеф планеты, атмосфера, магнитное поле, спутники, температура на поверхности. Контроль за работой групп. Учитель исполняет роль консультанта. Дополняет рассказ учащихся, используя презентацию «Планеты земной группы» и диск «Открытая астрономия». Заполняет обобщающую таблицу на доске. Учащимся предлагается сделать выводы и указать сходства и различия между планетами земной группы. | Делятся на 4 группы Распределяются тексты, содержащие информацию о планетах.
Работа в группах.Сведения записываются на карточках. Один представитель от каждой группы озвучивает у доски сведения, найденные во время групповой работы, остальные учащиеся заполняют обобщающую таблицу в тетрадях. Выводы: Так как Меркурий практически лишен атмосферы, то на его поверхности наблюдается рекордный перепад температур (более чем на 500 ºС). Облака на Венере и пылевые бури на Марсе напоминают нам, что на Земле необходимо ограничить выбросы пыли и промышленных отходов в атмосферу, что позволит сохранить привычные условия существования и развития жизни. |
Контроль и самоконтроль | Учитель предлагает учащимся небольшой тест по изученному на уроке материалу. Каждая группа получает вариант теста, выполняет его. Далее проводится самопроверка. | Самостоятельная работа. Закончите предложения. Вариант 1. 1.Самый большой перепад дневной и ночной температур поверхности у планеты Меркурий. 2.Высокая температура поверхности Венеры обусловлена парниковым эффектом. 3.Планета земной группы, средняя температура поверхности которой ниже 00 С, - это Марс. 4.Большая часть поверхности покрыта водой у планеты Земля. 5.В состав облаков входят капельки серной кислоты у планеты Венера. Вариант 2. 1.Планета, суточный перепад температур поверхности которой составляет около 1000 С, - это Марс. 2.Планеты, температура поверхности которых бывает выше +4000 С, - это Меркурий и Венера. 3.Планета, в атмосфере которой часто происходят глобальные пылевые бури, - это Марс. 4.Практически не имеют атмосферы планеты Меркурий и Плутон. 5.Планета, обладающая биосферой, - это Земля. Вариант 3. 1. Самая большая по размерам и массе в этой группе планет… 2. Самая маленькая планета… 3. Самую плотную атмосферу из планет этой группы имеет… 4. Магнитным полем и радиационными поясами из этих планет обладает только.. 5. Наибольшее число естественных спутников имеет… Вариант 4. 1. Гора Олимп есть на планете… 2. Температура поверхности днем и ночью остается практически постоянной на… 3. На самом близком расстоянии от Солнца обращается планета Меркурий 4. Большая часть поверхности покрыта водой у планеты … Земля. 5. Планета, в атмосфере которой часто происходят глобальные пылевые бури – это… Марс. |
Рефлексивно-оценочный этап 1. Рефлексия
2. Домашнее задание
3. Подведение итогов урока | Подводятся результаты урока.
Учитель предлагает учащимся анкету, в которой они высказывают свое мнение о проведенном уроке Дает пояснения к домашнему заданию
Решать загадки можно вечно. Вселенная ведь бесконечна. Спасибо всем нам за урок! А главное, чтоб был он впрок! Урок окончен! Спасибо за внимание! |
Заполняют анкету. Дают самооценку и взаимооценку. Записывают домашнее задание: §18. Вопросы и задания после параграфа |