kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Лабораторная работа "Наблюдене поверхности Луны, двойной звезды и туманностей"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В лабораторной работе "Астрономические наблюдения поверхности Луны, двойных звёзд и туманностей" показано, как провести наблюденя с помощью школьного телескопа. Изучить поверхность Луны с помощью   лунной карты. Когда наилучшие условия.для наблюдения Луны

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Лабораторная работа "Наблюдене поверхности Луны, двойной звезды и туманностей"»

Лабораторная работа № 3

Раздел III. Физическая природа тел Солнечной системы

Тема 3. 1 Система Земля—Луна

Название лабораторной работы: наблюдение поверхности Луны, двойной звезды и туманностей

Учебная цель: наблюдать в телескоп поверхность Луны

Учебные задачи: рассмотреть изображение лунного диска пятна моря Луны, кольцевые овалы – кратеры Луны. Отметить расположение лунных морей и кратеров.

Правила безопасности: правила проведения в кабинете во время выполнения практического занятия

Норма времени: 2 часа

Образовательные результаты, заявленные во ФГОС третьего поколения:

Студент должен

уметь: пользоваться учебным телескопом, биноклем. Проводить наблюдения

знать: поверхность Луны с помощью лунной карты

Обеспеченность занятия:

- методические указания по выполнению занятия

- лабораторная тетрадь, карандаш, линейка

- телескоп (один на всю группу, бинокль, красный фонарик, часы (чтоб знать точное время, когда производилось наблюдение)

Порядок проведения занятия:

Для выполнения практической работы учебная группа

выполняет один вариант


Теоретическое обоснование

Работа проводится с телескопом, рисунок 1, который устанавливается на штативе 3 и имеет зрительную трубу 1, азимутальную (или экваториальную установку) 2. Зрительная труба состоит из корпуса, объектива 4, муфты с механизмом выдвижения 5, окулярной трубки 6. Муфта с механизмом выдвижения служит для обеспечения движения окулярной трубки при фокусировке телескопа. Окулярная трубка предназначена для установки в неё окуляров и плавного передвижения их при фокусировке телескопа. Азимутальная установка обеспечивает перемещение зрительной трубы телескопа вокруг двух взаимно перпендикулярных осей.

Объектив телескопа даёт действительное изображение наблюдаемого объекта, а окуляр увеличивает это изображение.

1 окуляр

2 диоптрийная шкала

3 ось шарнира 4. объектив


Рисунок1 Рисунок 2

Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию:

  1. Как устроен лабораторный телескоп, бинокль?

  2. Почему наблюдать Солнце можно только через тёмное стекло (защитный фильтр)? Чтобы не повредить сетчатку глаза.

  3. Наилучшие условия для наблюдения Луны? Первые десять дней после новолуния. Различные детали на поверхности Луны видны лучше в определённые моменты, зависящие от фазы Луны.

  4. Что такое фазы Луны? Фазы Луны в мае 2018 года. 29 мая полнолуние

  5. Как провести наблюдения с помощью бинокля: фаз Луны, положение её на небосводе и видимого перемещения планет среди звёзд?

  6. Что такое двойные звёзды?

  7. Для какой цели в древних культурах использовали Алькор? Для определения качества зрения будущих воинов. В Древнем Египте – в личные войска фараона, у арабов, греков и римлян – в лучники. В Японии человек, не различающий соседку Мицара, считался стариком, и значит – ему пришло время готовиться к смерти.

  8. Что такое туманности? Участок межзвёздной среды, выделяющийся своим излучением или поглощением излучения на общем фоне неба, рисунок 5

  9. Как изучить поверхность Луны с помощью лунной карты?

    Рисунок 5

    Рисунок 4

    Рисунок 3






  10. Почему с Земли можно наблюдать только одно полушарие Луны? Период вращения вокруг Земли и период вращения вокруг своей оси у Луны совпадает.

  11. Какие образования можно увидеть с Земли? Селенологические образования — моря, кратеры, горы и горные цепи, разломы, трещины.

  12. Что такое Лунные моря? Морями на Луне называются тёмные области, которые являются относительно ровными участками.

  13. Что такое Лунные кратеры? Чашеобразное углубление в поверхности Луны, имеющее плоское дно и окруженное кольцевидным приподнятым валом.

Содержание и Последовательность выполнения лабораторной работы:

Задачи практической работы:

  1. Расположить глаз у окуляра телескопа, установленного на Луну, и откорректировать по глазу фокусировку окуляра.

  2. Наблюдать в телескоп поверхность Луны.

  3. Рассмотреть на полученном изображении лунного диска пятна- моря Луны и кольцевые овалы – кратеры Луны.

  4. Зарисовать в тетради наблюдаемое изображение Луны, отметив расположение наблюдаемых лунных морей и кратеров.

  5. Расположить глаз у окуляра телескопа, установленного на двойную звезду «ковша» Большой Медведицы (вторая звезда конца «ручки ковша»)

  6. Рассмотреть с яркой звездой Медведицы – Мицар вторую, слабую звёздочку Алькор. Эти звёзды отстоят друг от друга на расстоянии 707 секунд дуги.

  7. При наблюдении обратить внимание на блеск, цвет и взаимное расположение звёзд

  8. Вывинтить окуляр из переходной втулки и поместить перпендикулярно её оси микрометр. Ввинтить окуляр в переходную втулку.

  9. Рассмотреть с помощью телескопа полученное изображение двойной звезды Большой Медведицы и определить количество делений микрометра между Мицаром и Алькором (угловое расстояние между наблюдаемыми звёздами ξ и g), рисунок 6.

  10. Определить цену деления микрометра, а: а = 707 секунд дуги / п.

  11. Расположить глаз у окуляра телескопа, установленного на диск Луны (ξ) и звезду ориентир (g), которая может быть расположена слева или справа от диска Луны, и определить количество делений n1, микрометра между этой звездой и краем диска Луны, рисунок 7
    Рисунок 7



    Мицар и Алькор

    Рисунок 6

  12. Спустя 30 – 40 минут вновь определить количество делений n2 микрометра между наблюдаемой звездой и диском Луны.

  13. Определить угловое перемещение луны I n2 – n1 I a и её угловую скорость I n2 – n1 I a /t, t – время между двумя наблюдениями, с.

  14. Результатам измерений и вычислений записать в таблицу 1

Количество делений микрометра между звёздами Мицар и Алькор n

Цена делений шкалы микрометра, а ''дуги


Количество делений шкалы

Микрометра между звездой' –

Ориентиром и Луной

Угловое

перемещение Луны

I n2 – n1 I а'' дуги


Время между двумя

наблюдениями t, с

Угловая скорость движения Луны, 

''дуги / с


n1


n2







По окончанию практической работы студент должен представить: - Выполненную в лабораторной тетради работу в соответствии с вышеуказанными требованиями.

Список литературы:


  1. Р. А. Дондукова Руководство по проведению лабораторных работ по физике для СПО М.: Высшая школа,2000

  2. Чаругин В.М. Астрономия. Учебник для 10 – 11 классов. – М.: Просвещение, 2018.

  3. Школьный астрономический календарь. Пособие для любителей астрономии / Московский Планетарий – М., 2018

  4. Т. В. Ильина Методические указания по проведению лабораторно-практических работ по астрономии; ФОС ГАПОУ «Подмосковный колледж «Энергия», 2018














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Астрономия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Лабораторная работа "Наблюдене поверхности Луны, двойной звезды и туманностей"

Автор: Ильина Татьяна Васильевна

Дата: 27.10.2018

Номер свидетельства: 482279

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Лабораторная работа Наблюдене поверхности Луны, двойной звезды и туманностей"
    ["seo_title"] => string(78) "laboratornaia_rabota_nabliudene_poverkhnosti_luny_dvoinoi_zvezdy_i_tumannostei"
    ["file_id"] => string(6) "482272"
    ["category_seo"] => string(11) "astronomiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1540621573"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства