На сегодняшний день образовательный стандарт по физике ориентирует учителя на такую организацию учебного процесса, при которой на первое место выходит активная, самостоятельная познавательная деятельность учащихся. При таком подходе учащиеся не только получают новые знания, но и развивают свои информационные и коммуникативные умения, способность искать необходимую информацию в различных источниках (интернете, справочниках, энциклопедиях), переводить ее из одного вида в другой (из текста – в таблицу или схему, из рисунка, графика схемы – в текст).
При подготовке к уроку я руководствовалась Госстандартом, учебной программой, учебником, ресурсами сети Интернет, собственным опытом, теорией, изученной на курсах третьего базового уровня, «Руководством для учителя» Кембриджского университета. Познакомить учащихся с наукой «астрономия», связью с другими науками.
Познавательная цель урока состояла в раскрытии понятий «астрономия», связи данного предмета с другими науками.
При изучении нового материала дети должны были научиться: уровень А: Ученики знают понятия: астрономия, астрофизика, космонавтика, космология, космогония, галактика, метеориты. Уровень В: Ученики могут сравнивать разделы астрономии. Уровень С: Ученики могут выявить взаимосвязь между астрономией и другими предметами.
Данный урок был запланирован с учетом всех семи модулей Программы, интегрированных в три этапа: мотивационный, операционный, рефлексивный.
На мотивационном этапе, для создания благоприятной психологической атмосферы в классе, использовалось упражнение «Бодрячок». Так как здоровый психологический климат позволит учащимся определить свои позиции по отношению к себе и другим в группе, повысит мотивацию учения, произойдет осознание того, что надо учиться тому, как учиться. Проверка домашнего задания осуществляется проверочной работой на бумажных носителях.
Выход на тему урока выполняется с помощью стихотворения Ломоносова М.В. На следующем этапе учащимся предлагается просмотреть видеоролик «Как зарождалась астрономия».
Для осмысления теоретического материала на рефлексивном этапе учащиеся выполняют задания в группах. С целью развития навыков критического мышления учащиеся составляют кластер "Разделы астрономии", используя § 3 п.6, дать им определения и объяснить чем они отличаются друг от друга. Взаимооценка выступлений учащихся осуществлялась стратегией «Светофор».
Для получения обратной связи учащиеся пишут на стикерах: что хочет узнать, что было сложно, что понравилось, что нет. Затем вывешивают на доску под смайлик. Это позволяет пересматривать построение уроков для стимулирования познавательного интереса учеников к изучению физики.