Просмотр содержимого документа
«Ознакомление со слоговым строением слова»
Консультация для педагогов ДОУ: «Ознакомление со слоговым строением слова».
В первую очередь необходимо познакомить детей с термином «слог» (на первых порах употребляется выражение «часть слова», поскольку дети смешивают понятия «слог» и «слово»).
На начальном этапе работы для анализа предлагаем детям двухсложные слова, состоящие из прямых открытых слов, произношение и написание которых совпадают (Маша, коза). Нужно создать ситуации, в которых слова произносят нараспев, протягивая слоги («Маша заблудилась в лесу и ее звали громко: Ма-ша! Ма-ша!». «Мальчики гуляли и заигрались, мама их звала домой: Са-ша! Па-ша!). Детям предлагают повторить, как звали ребят. Таким образом, дети приходят к выводу, что слова произносятся не сразу, а по частям.
Интересный прием сообщения детям нового термина «часть слова»: детям рассказывается эпизод сказки - «О приключениях трех богатырей», «Гуси-лебеди», где для преодоления разных препятствий они должны были сказать всего одно слово по частям, например: «Шли они, шли. Вот перед ними каменная стена и ворота, а на воротах замок висит. Иван попросил сказать братьям одно слово, но по частям: за-мок. Только проговорили они слово за - мок по частям, ворота сразу и открылись.
Сразу вслед за произнесением слов по слогам детям дается задание сказать, сколько частей они услышали в слове (две, какая первая, какая вторая. При этом опираемся не только на слуховое восприятие, но и на зрительное (сколько раз откроется рот при произнесении слова, сколько в нем частей, а так же тактильно - мышечные ощущения (предлагается детям поставить руку тыльной стороной ладони под подбородок; сколько раз подбородок коснется руки при произнесении слова, столько частей в слове). Тут же слово графически изображается на доске в виде горизонтальной черты, разделенной небольшой вертикальной черточкой. Воспитатель ведет указкой по схеме, а дети хором произносят слово по частям.
Детям показывают две картинки с изображением лисы и белки, под которыми даны схемы слогового строения этих слов. Слова произносятся (хором и индивидуально) по частям, анализируются. Дети объясняют, почему под картинками одинаковые схемы (это схемы слов, разделенных на две части).
На прогулке взрослый предлагает описать состояние ветра в момент наблюдения, но сообщает, что сказать об этом нужно словами, состоящими из двух частей. Поощряются ответы детей: «Ветер веет, рыщет, свистит, гудит, дует». Кому-то поручается отхлопать в ладоши (столько раз, сколько частей в названном слове, подпрыгнуть на одном месте; прошагать, начертить палочкой соответствующее количество квадратиков. Можно разделить детей на две группы и устроить соревнования «Кто быстрее увидит и назовет пять слов - названий предметов, находящихся вокруг веранды?» Слова должны состоять из двух частей и произносить их нужно по частям. Дети называют: трава, цветы, песок, забор, птица и др. Отличают победителей.
Постепенно для анализа вводят слова, состоящие из трех частей (ма-ши-на, бе-ге-мот, и только потом слова односложные (сыр, дом, поскольку на них нельзя продемонстрировать, что такое часть слова.
Слова, состоящие из трех частей, дети называют словами длинными, а из одной части короткими. Важно обратить внимание детей на то, что части слова, как и звуки, располагаются в слове последовательно друг за другом.
Не нужно спешить анализировать новые слова Разные задания с одним и тем же словом заставляют детей лучше осознать строение слова, понять его состав, думать над разными вариантами изменений слова, искать что-то новое в одном и том же слове.
Большую помощь детям в усвоении знаний о слоговом составе слова оказывает пособие «слоговая линейка». У воспитателя большая демонстрационная слоговая линейка, у детей - маленькие индивидуальные.