Просмотр содержимого документа
«Организация уроков астрономии в урочное и внеурочное время»
«Организация урока Астрономии»
Главный этап урока — это формулировки целей. Когда сценарий урока разработан, учащиеся должны стать активными действующими лицами. Целеполагание реализуется уже в ходе урока. Рассмотрим отдельно каждую из целей.
Методические цели формируются из содержания урока астрономии. Основные цели должны привести к планируемым результатам.
Один из путей реализации — таксономияцелей обучения. Понятие «таксономия» означает классификацию объектов, которая построена на основе их естественной взаимосвязи. анализ, синтез, оценка.
Таблица 1
Основные категории учебных целей
Примеры обобщенных типов учебных целей
1. Знание
Ученик
Категория обозначает запоминание и воспроизведение изученного материала.
Знает:
- употребляемые термины,
- конкретные факты,
- методы и процедуры,
- основные понятия,
- правила и принципы
2. Понимание
Ученик
Показателем способности понимать значение изученного может служить преобразование (трансляция) материала из одной формы в другую, перевод с одного языка на другой (например, из словесной формы – в математическую). В
Понимает правила, факты и принципы;
интерпретирует:
- словесный материал,
- схемы, графики, диаграммы;
- преобразует словесный материал в математические выражения;
3. Применение
Ученик
4. Анализ
Ученик
Эта категория обозначает умение разбить материал на составляющие так, чтобы ясно выступила его структура.
Выделяет скрытые (неявные) предположения;
видит ошибки и упущения в
5. Синтез
Ученик
Эта категория обозначает умение комбинировать элементы, чтобы получить целое, обладающее новизной. (выступление, доклад), план действий или совокупность обобщенных связей (схемы для упорядочения имеющихся сведений).
Пишет небольшое творческое сочинение;
предлагает план проведения эксперимента;
использует знания из разных областей, чтобы составить план решения той или иной проблемы
6. Оценка
Ученик
Эта категория обозначает умение оценивать значение того или иного материала.
Оценивает логику построения материала в виде письменного текста; оценивает соответствие
вывода имеющимся данным
Таксономия Блума даёт формулировки целей урока через деятельность учащегося. ФГОС представляет целеполагание в терминах УУД (универсальные учебные действия): курсант научится; курсант получит возможность научиться. Все цели выступают целями – действиями. Для определения того, насколько урок будет результативным, ставлю себя на место наблюдателя. Сможет ли он, исходя из запланированных мной форм и видов деятельности на уроке обнаружить действия, подтверждающие достижение планируемого результата? Если да, то цели моего урока сформулированы верно.
Из трех групп целей–планируемых результатов (личностные, метапредметные и предметные) сложность при планировании деятельности вызывает формулировка личностных целей. Эта проблема определяется тем, что относится к самой важной области – области убеждений, веры, ценностей, отношений, чувств. Убеждения и вера касаются возможностей науки в постижении законов природы, в наличии методов астрономии, позволяющих, находясь на расстоянии нескольких миллионов световых лет сделать выводы о происходящих процессах и т.д. Ценность, прежде всего, представлена ценностью самого человека, сверстника, его мнения, умения принимать само наличие другой точки зрения, уважать возможность этой точки зрения, хотя и формулировать собственную. Ценность касается экологии человеческих отношений, экологии собственного поведения по отношению к окружающему миру, собственному поведению как ценности. Цель может быть сформулирована и в терминах «высказывает отношение к …», так как лишь через слова мы можем получить первое подтверждение и представление об отношении человека к тому или иному процессу. Важными являются высказывания, в которых учащийся, формулируя собственное мнение, ответ на вопрос, высказывается о собственном чувстве – чувстве гордости, чувстве ответственности. Цели, формулируемые учащимися на уроке, носят познавательный характер, они открыты и являются частью системы, мотивирующей на вступление в процесс обучения. Неважно, какие цели сформулировала я при разработке урока. Большинство из этих целей будет им чужды – у них уже есть определенное мировоззрение, они умеет анализировать, и в общих чертах ориентируется в астрономических вопросах. Потребность, которая осознана и стала мотивом важно вывести в разряд цели. Эту линию надо реализовать методически. В ходе формулировки целей урока важно воздействовать на актуализацию тех потребностей, которые приведут к верной формулировке целей на уроке, при чем в собственной версии учащегося. Необходимым этапом в формулировке цели является проблема выявления противоречий. Приведу пример методических целей одного из уроков астрономии и сценария подведения учащихся к формулировке целей урока:
Урок - Развитие представлений о строении мира
Цели урока:
Личностные: высказывать убежденность в возможности познания системы мира.
Метапредметные: устанавливать причинно-следственные связи смены представлений о строении мира; характеризовать вклад ученых в становление астрономической картины мира.
Предметные: воспроизводить исторические сведения о становлении и развитии гелиоцентрической системы мира, объяснять петлеобразное движение планет с использованием эпициклов и дифферентов.
Формулировка целей урока учащимися в ходе занятия:
Организация обсуждения учителем сообщения «Достижения и уровень знаний древних ученых-астрономов». В ходе обсуждения учителем акцентируется внимание на значимом количестве астрономических данных, накопленных в древних обсерваториях, об устройстве мира.
Обсуждение картины мира, которая могла существовать в представлениях древних, и фактов, подтверждающих эти представления.
Обсуждение проблемного вопроса о причинах изменений представления об устройстве мира, различиях нынешних и прошлых взглядов на его устройство.
Формулировка цели урока о причинах и динамике изменения астрономической картины мира.
При организации целеполагания учащимися на уроке астрономии надо подобрать такой материал, который бы ярко иллюстрировал планируемые к изучению явления. Большим мотивационным потенциалом обладают видеоданные этих явлений, наблюдавшихся в населенном пункте, где проживают дети. Такие материалы могут касаться вопросов солнечных и лунных затмений, наблюдения движения метеорных тел в атмосфере Земли, вида звездного неба, полярных сияний, суточного движения звезд, движения Луны, Солнца и т.д. Любой иллюстративный материал должен быть не в избыточном количестве (современные информационные системы его обеспечивают в избыточном количестве), а являться достаточным для организации его обсуждения: анализ того, что видит учащийся, обучение принципам проведения наблюдений – приоритетная задача при организации целеполагания учащимся на уроках астрономии.
Темы уроков астрономии обладают значимым потенциалом в формировании мировоззренческих позиций учащихся. При этом важно учитывать достаточный запас элементарных знаний, полученных учащимися при изучении других курсов (физика, география, история). Это касается тем, направленных на выявление методологических основ астрономии, анализа законов и закономерностей и т.д.
Приведу пример некоторых тем, которые могут являться ключевыми при отборе содержания образования учителем при планировании урока.
Тема обладает потенциалом в формировании мировоззренческих позиций учащихся. Учитывая достаточный запас элементарных знаний, полученных учащимися при изучении других курсов (физика, география, история), в ходе занятия приоритетными выступают вербальные методы ведения урока.
Урок 12. Законы движения планет Солнечной системы
Урок обладает значительным личностным познавательным потенциалом, так как впервые показывает логику рассуждений ученого-астронома и вывод законов на основе эмпирических данных. Поэтому при введении в новую тему наиболее эффективным методом выступает мини-лекция с элементами проблемного диалога.
Содержание данного урока обладает значительным методологическим и метапредметным ресурсом. С одной стороны, в рамках урока анализируются законы и закономерности квантовой и ядерной физики (закон Стефана-Больцмана, закономерность для светимости; спектроскопия, спектры поглощения и излучения; термоядерные реакции, закономерности слабого взаимодействия), элементы молекулярно-кинетической теории (виды теплопередачи, газовые законы); элементы электродинамики, элементы механики (гравитационное взаимодействие). С другой стороны, демонстрация учителем моделей построения логических доказательств и вывода аналитических зависимостей позволяет формировать научное мышление учащихся.
Солнечной системы, а последние два урока характеризуют одну из звезды – Солнце. На данном уроке продолжается развития методологических умений учащихся. При этом параллельно разворачивается картина многообразия звездных объектов, выступающих инструментами для выявления определенных характеристик удаленных космических тел. Важнейшим выводом является грамотное применение характеристик и закономерностей данных систем для астрономических исследований. Особенностью урока выступает и насыщенность предметного материала, детальная проработка которого будет осуществлена в ходе практической работы.
Урок 32. Структура нашей Галактики
Предметное содержание урока является для учащихся абсолютно новым, в процессе его раскрытия важно на каждом этапе учитывать три элемента: возможность иллюстрации рассматриваемого материала (при наличии – опыт учащихся по наблюдению определенного элемента на звездном небе), описание и визуальное представление с использованием медиасредств (изображений, анимаций и т.д.), графическое представление модели рассматриваемого элемента учащимися.
Литература
1 Методическое пособие к учебнику «Астрономия» Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута. Базовый уровень. Кунаш М. А. –М.: Дрофа, 20183.Категории и типы обобщенных учебных целей (Шишов С. Е., Кальней В. А. Мониторинг качества образования в школе. — М.: Рос.пед. агентство, 1998.)