kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Литературно-музыкальная композиция "Гори, гори, моя звезда!"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное мероприятие можно провести ко дню космонавтики, направлен на расширение гругозора учащихся в области литературы, искусства и астрономии, развитие интеллектуальных способностей учащихся, воспитание духа здорового соперничества и дружелюбной состязательности. Мероприятие насыщено музыкой, песнями и стихами на тему "Космос", красочное знакомство с кометами, познавательная викторина, учащиеся узнали много интересного и познавательного.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Литературно-музыкальная композиция "Гори, гори, моя звезда!"»

Литературно-музыкальная композиция « Гори, гори, моя звезда» .

( Ко Дню космонавтики)

Цели: расширить кругозор учащихся в области литературы, искусства и астрономии; развивать интеллектуальные способности; воспитывать дух здорового соперничества и дружелюбной состязательности.



Две вещи поражают нас больше всего - звезды над головой и совесть внутри нас…

Древняя мудрость

Все люди живут под одним и тем же небом. Его красота пробуждает в нас высокие и светлые чувства, дарит радость творческого вдохновения. Его тайны призывают человеческий разум к размышлению, к исследованию физического мира. Понять природу наблюдаемых тел и явлений во Вселенной, дать объяснение их свойствам, узнать, как они возникают и развиваются, люди хотели всегда.

Дорогие ребята, сегодня 12 апреля - День космонавтики. Никогда не забудет человечество прекрасный апрельский день 1961 года, когда русский парень Юрий Гагарин первым в мире открыл дорогу в космос. Мы гордимся, что первым в космос отправился наш соотечественник - русский человек. Он сказал: "Поехали!". И действительно, сейчас спутники и ракеты бороздят космос, множество космической техники побывало на Луне и на Марсе. То ли еще будет? А этот день, 12 апреля, традиционно отмечают как День космонавтики .

Голос Гагарина перед полетом.

Голос диктора.

Из всех картин природы, развёртывающихся перед нашими глазами, самая величественная - картина звёздного неба. Мы часто любуемся ею в ясные безлунные ночи, и она будит наше воображение.

Звучит песня « Маленький принц»

Смотри, как звёзды в вышине

Светло горят тебе и мне.

Они не думают о нас,

Но светят нам в полночный час.


Прекрасен ими небосклон,

В них вечен свет и вечен сон.

И кто их видит – жизни рад,

Чужою жизнию богат.


Моя любовь, моя звезда,

Такой, как звёзды, будь всегда.

Горя, не думай обо мне,

Но дай побыть мне в звёздном сне.


К. Бальмонт

Мы можем облететь или объехать весь земной шар, наш мир, в котором мы живём, звёздное же небо - это необозримое, бесконечное пространство, заполненное другими мирами.

Что это за миры? Как далеки они от нас? Как измеряют расстояние до них? Как произошли они? Как устроены? Что было с ними в прошлом и что будет в будущем? Все эти вопросы изучает астрономия - наука о Вселенной.

Изображение планет и музыка группы «Спейс»


Астрономия – одна из древнейших наук. С незапамятных времён человек осознал неразрывную связь Земли и неба.

Наука, религия, искусство – всё это так или иначе было связано с небом. Жрецы и астрономы пытались по расположению звёзд и планет предсказать судьбы людей, государств и народов. Современные точные науки начинались с практических наблюдений за перемещениями небесных светил.

Ясной ночью там, где небо действительно тёмное, невооружённым глазом можно увидеть около 2 тыс. звёзд. Звёздное небо – великая книга Природы. Перед тем, кто сумеет её прочитать, раскроются несметные сокровища окружающего нас космоса. Не посвящённому в секреты астрономии даже трудно себе представить, какое богатство материальных форм, какое неистощимое творчеством Природы видение скрыто за теми замысловатыми узорами из звёзд, которые называют созвездиями.


Солнце, Луна. Звёзды – вечный источник вдохновения для поэтов.

Ещё томлюсь тоской желаний,

Ещё стремлюсь к тебе душой –

И в сумерках воспоминаний

Ещё ловлю я образ твой…

Твой милый образ незабвенный,

Он предо мной везде, всегда,

Недостижимый, неизменный,

Как ночью на небе звезда...

Ф. И. Тютчев


Океаны ломают сушу,

Ураганы сгибают небо.

Исчезают земные царства,

А любовь остаётся жить.

Погибают седые звёзды.

Серый мамонт вмерзает в скалы.

Острова умирают в море,

А любовь остаётся жить.


Топчут войны живую зелень.

Пушки бьют по живому солнцу,

Днём и ночью горят дороги,

А любовь остаётся жить.

Я к тому это всё, что если

Ты увидишь, как плачут звёзды,

Пушки бьют по живому солнцу,

Океаны ломают твердь –



Есть на свете чудо;

Рафаэль написал Мадонну,

Незапятнанный свет зачатья

На прекрасном её лице.

Значит, день не боится ночи,

Значит, сад не боится ветра.

Горы рушатся. Небо меркнет.

А любовь остаётся жить.

Сергей Островой



Взгляни на звёзды: много звёзд

В безмолвии ночном

Горит, блестит кругом луны

На небе голубом.

Взгляни на звёзды: между них

Милее всех одна!

За что же? Ранее встаёт,

Ярчей горит она?

Нет! Утешает свет её

Расставшихся друзей:

Их взоры, в синей вышине,

Встречаются на ней.

Она на небе чуть видна,

Но с думою глядит,

Но взору шлёт ответный взор

И нежностью горит.

С неё в лазоревую ночь

Не сводим мы очес,

И провожаем мы её

На небо и с небес.

Себе звезду избрал ли ты?

В безмолвии ночном?

Их много блещет и горит

На небе голубом.


Не первой вставшей сердце вверь

И, суетный в любви,

Не лучезарнейшую всех

Своею назови.

Ту назови своей звездой,

Что с думою глядит,

И взору шлёт ответный взор,

И нежностью горит.



Е.А.Баратынский



Звучит песня « Звёздочка моя ясная»




1 ведущий:

В поэме Хлебникова « Гибель Атлантиды» есть слова:

«…и вот плывёт между созвездий,

Волнуясь чёрными ужами,

Лицо отмщенья и возмездий,

Глова отрублена ножами…»


- О каком небесном явлении идёт речь в этих строках?

- О комете.

Правильно, конечно, это комета!




Косматая звезда,

Спешащая в никуда

Из страшного ниоткуда.

Между прочих овец приблуда,

В златорунные те стада

Налетающая, как Ревность,-

Волосатая звезда древних!


Изображение кометы.


Письменные упоминания восходят к 4-му веку до н. э. Кометы отличаются необычным видом, который объясняет их название. Слово «комета» образовано от греч. Kometes aster – длинноволосая звезда. О кометах знали ещё в древности, однако их природа долго была не ясна. Так, Аристотель считал, что кометы – это испарения земной атмосферы, воспламеняющиеся

При соприкосновении с небесным огнём. Их считали зловещим знамением, предвещающим войны, эпидемии, стихийные бедствия. С отголосками таких предрассудков пришлось столкнуться даже в 1910 г. При сближении с Землёй кометы Галлея.


Именно Э. Галлей установил, что кометы, наблюдавшиеся в 1531,1607, 1682гг., имеют очень похожие орбиты. Он предположил, что это одна и та же комета; предсказал её появление в 1758 г. Предсказание блестяще оправдалось, а за кометой закрепилось имя Галлея. Так было положено начало традиции, сохраняющейся до наших дней. Кометы стали называть именами их первооткрывателей.

За всю историю цивилизации наблюдалось около 2000 появлений комет, но лишь примерно для половины из них есть надёжные наблюдения, по которым оказалось возможным вычислить орбиты свыше 600 комет.

2 ведущий:

В1908 году К. Бальмонт написал следующие строки:


По яйцевидному пути

Летит могучая комета.

О чём хлопочет пляской света?

Что нужно в мире ей найти?


Она встаёт уж много лет,

Свой путь уклончивый проводит,

Из неизвестного приходит,

И вновь её надолго нет.


Как слабый лик туманных звёзд,

Она в начале появленья –

Всего лишь дымное виденье,

В ней нет ядра, чуть тлеет хвост.


Но ближе к Солнцу – и не та.

Уж лик горит, уж свет не дробен,

И миллионы вёрст способен

Тянуться грозный след хвоста.



Кометы воспевали, ими любовались, о них слагали стихи, полные восторга и удивления, но их и боялись, как предшественников страшных событий: воин, голода, болезней…


3 ведущий:

У Вольтера мы находим такие строки:


« Кометы – тьмы и зла ужасные знаменья,

Довольно приводить народы вам в смятенье.

По эллипсу нестись гигантскому в эфире,

Вставать и заходить не лучше ль в нашем мире,

И, став естественным явлением природы,

Являться в должный срок и пробуждать народы?»


Периодически спешит засвидетельствовать землянам своё почтение комета Галлея. Теперь вновь прибудет в 2061 г.Специалисты всех космических программ не забыли подумать о будущих поколениях: вся научная информация будет собрана в Мировом центре данных.


Изображение Млечного пути.



4 ведущий: « Но вот уж меркнет Солнца луч.

Выходит месяц из-за туч

И освещает на пути

Все звёзды Млечного пути».

Как известно Млечный путь – это наблюдаемая на звёздном небе неярко светящаяся полоса неправильной формы. Она состоит из огромного числа неярких звёзд , видимых невооружённым глазом. Греческий миф рассказывает о струе молока, брызнувшей на небо из груди богини Геры в то время, когда она кормила младенца Геркулеса.


Изображение метеоритов.


1 ведущий:

Небо удивительно, созвездия прекрасны и таинственны. Кто из вас не восторгался сияньем звёзд в ночном небе!? Кто не ловил удачу посмотреть на падающую звезду и непременно в этот момент загадать желание!? Падающие звёзды – это метеориты.

Метеорит – камень, падающий на Землю. Такие камни были известны ещё в глубокой древности, когда их считали обломками « небесной тверди». Но после того как стало ясно, что никакой небесной тверди нет, неземное происхождение метеоритов долгое время считалось сомнительным. Представления о том, что они до встречи с Землёй движутся в космическом пространстве, как самостоятельные тела, завоевали признание лишь в конце 18 века.



2 ведущий:

Это светящийся и разбрасывающий в полёте искры шар,который представляет собой сгусток плазмы. Нагретый поверхностный слой плавится, разбрызгивается и испаряется, но в глубь метеорита тепло не успевает проникать, поскольку полёт продолжается всего несколько секунд.


Звучит песня А. Дольского « Тёплые звёзды».



Викторина

НАЗОВИТЕ РУССКОГО УЧЕНОГО, ОСНОВОПОЛОЖНИКА КОСМОНАВТИКИ. (К.Э. Циолковский)

Читают учащиеся: Константин Эдуардович Циолковский (1857 - 1935) - учитель из Калуги, хорошо знавший физику, математику, химию, астрономию, механику. Он является автором проектов дирижаблей, работ в области аэродинамики и ракетной техники, одним из основоположников теории межпланетных сообщений с помощью ракет, разработчиком принципа ракетного движения. Многие из современников считали его безумцем. Ученый смог наметить путь, по которому человечество вышло в космос.

2. ИЗОБРЕТАТЕЛЬ ПЕРВЫХ СОВЕТСКИХ КОСМИЧЕСКИХ КОРАБЛЕЙ. (Сергей Павлович Королев)

Читают учащиеся: С.П. Королев (1906 -1966) - российский ученый и конструктор. Под его руководством были созданы баллистические и геофизические ракеты, первые искусственные спутники Земли, первые космические корабли, на которых впервые в истории совершены космический полет человека и выход человека в космос.

3. В КАКОМ ГОДУ СОСТОЯЛСЯ ПЕРВЫЙ ПОЛЁТ ЧЕЛОВЕКА В КОСМОС? (12 апреля 1961 г.)

4. ПЕРВЫЙ ЧЕЛОВЕК, ПОКОРИВШИЙ ЗВЕЗДНОЕ НЕБО. (Юрий Алексеевич Гагарин)

5. СКОЛЬКО ДЛИЛСЯ КОСМИЧЕСКИЙ ПОЛЕТ Ю.А. ГАГАРИНА? (108 мин = 1 ч 48 мин)

6. КАК НАЗЫВАЛСЯ КОСМИЧЕСКИЙ КОРАБЛЬ Ю.А. ГАГАРИНА? ("Восток")

7. ПЕРВАЯ В МИРЕ ЖЕНЩИНА-КОСМОНАВТ. (Валентина Владимировна Терешкова)

8. КТО ПЕРВЫМ ВЫШЕЛ В ОТКРЫТЫЙ КОСМОС? (Алексей Архипович Леонов)

9. КТО СТАЛ ПЕРВЫМ ЧЕЛОВЕКОМ, СТУПИВШИМ НА ПОВЕРХНОСТЬ ЛУНЫ? (Нил Армстронг)

Читают учащиеся: 20 июля 1969 года американские астронавты Нил Армстронг, Эдвин Олдрин и Майкл Коллинз на трехместном космическом корабле "Аполлон-11" осуществили посадку на Луну. А на следующий день Армстронг и Олдрин вышли из корабля на поверхность Луны, первым из них был Армстронг. Всего на Луну высаживались 12 астронавтов.

10. КАК НАЗЫВАЮТСЯ РУССКИЙ И АМЕРИКАНСКИЕ КОСМИЧЕСКИЕ КОРАБЛИ МНОГОРАЗОВОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ? ("Буран", "Шаттл")

Читают учащиеся: "СПЕЙС ШАТТЛ" (англ. Space Shuttle - космический челнок) - многоразовый пилотируемый транспортный космический корабль США. Первый полет с астронавтами - апрель 1981 года. К 1992 году построены 5 орбитальных ступеней - "Колумбия", "Челленджер", "Дискавери", "Атлантис", "Эндевер".

"БУРАН" - воздушно-космический корабль многоразового использования. Выполнен по самолетной схеме типа "бесхвостка" с низкорасположенным крылом двойной стреловидности. Старт корабля с помощью ракеты-носителя "Энергия", спуск и посадка по "самолетному" режиму. Первый беспилотный полет с посадкой в автоматическом режиме 15 ноября 1988 года.

11. КАК НАЗЫВАЕТСЯ АМЕРИКАНСКИЙ РАКЕТОНОСИТЕЛЬ, КОТОРЫЙ 28 ЯНВАРЯ 1986 ГОДА ПОТЕРПЕЛ КАТАСТРОФУ - ВЗОРВАЛСЯ НА 74 СЕКУНДЕ С МОМЕНТА СТАРТА? ("Челленджер")

12. В КАКОМ ГОДУ БЫЛ ПРОИЗВЕДЕН ЗАПУСК ПЕРВОГО ИСКУССТВЕННОГО СПУТНИКА ЗЕМЛИ? (4 октября 1957 г.)

13. КАК НАЗЫВАЛСЯ САМОХОДНЫЙ АППАРАТ, СОВЕРШИВШИЙ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ПОВЕРХНОСТИ ЛУНЫ? ("Луноход")

Читают учащиеся: "Луноход" - автоматическое или управляемое устройство для работы и передвижения по поверхности Луны. Первый автоматический лунный самоходный аппарат, управляемый с Земли, - советский "Луноход-1" (1970), а первый управляемый лунный самоходный аппарат - американский луноход "Ровер" (1971).

14. КАК НАЗЫВАЛИСЬ АВТОМАТИЧЕСКИЕ МЕЖПЛАНЕТНЫЕ СТАНЦИИ, КОТОРЫЕ В 1984-85 ГОДЫ ИССЛЕДОВАЛИ ВЕНЕРУ И КОМЕТУ ГАЛЛЕЯ? ("Вега")

ЗАДАНИЕ № 2. Запиши ответ. Ведущий задает вопросы, ответы на которые команды записывают на листках.
Вопросы

1. Сколько больших планет в Солнечной системе? Перечислите их. (Девять: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон)

2. Какая из планет Солнечной системы наиболее близка к Солнцу? (Меркурий)

3. Самая близкая к Земле планета. (Венера)

4. Самая большая планета. (Юпитер)

5. Планета, окруженная яркими кольцами. (Сатурн)

6. Самая удаленная от Солнца планета. (Плутон)

7. На какой планете с одной стороны так жарко, что плавится свинец, а с другой - почти 200 градусов холода? (Меркурий)

8. Из мифологии какого народа взяты названия планет? (Из римской мифологии)

9. Естественный спутник Земли. (Луна)

10. Какое воздействие оказывает Луна на Землю? (Морские приливы и отливы)

11. Сколько воды в лунных морях? (Нет воды)

12. Почему Луна все время обращается по своей орбите вокруг Земли, не падая на нее и не улетая от нее? (Взаимное притяжение тел, или тяготение)

13. Какой ученый открыл закон всемирного тяготения? (Исаак Ньютон, упало яблоко)

Читают учащиеся: Исаак Ньютон (Newton) (1643-1727), английский математик, механик, астроном и физик, создатель классической механики. Построил зеркальный телескоп. Сформулировал основные законы классической механики. Открыл закон всемирного тяготения, дал теорию движения небесных тел, создав основы небесной механики. Пространство и время считал абсолютными. Работы Ньютона намного опередили общий научный уровень его времени, были малопонятны современникам.

14. Кто обнаружил существование атмосферы у Венеры? (Михаил Васильевич Ломоносов)

15. Какой польский ученый доказал, что не Земля находится в центре Солнечной системы, а Солнце? (Николай Коперник)

Читают учащиеся: Николай Коперник (Kopernik, Copernicus) (1473-1543), польский астроном, создатель гелиоцентрической системы мира. Совершил переворот в естествознании, отказавшись от принятого в течение многих веков учения о центральном положении Земли. Объяснил видимые движения небесных светил вращением Земли вокруг оси и обращением планет (в т. ч. Земли) вокруг Солнца. Свое учение изложил в сочинении "Об обращениях небесных сфер", запрещенном католической церковью с 1616 по 1828.

16. Как называется помещение, откуда астрономы ведут наблюдение за звездным небом? (Обсерватория)

17. Основной инструмент астронома. (Телескоп)

18. Итальянский ученый, который построил первый телескоп высокого качества. (Галилео Галилей)

Читают учащиеся: Галилео Галилей (Galilei) (1564-1642) построил телескоп с 32-кратным увеличением и с его помощью открыл горы на Луне, 4 спутника Юпитера, фазы у Венеры, пятна на Солнце. Активно защищал гелиоцентрическую систему мира, за что был подвергнут суду инквизиции (1633), вынудившей его отречься от учения Н. Коперника. До конца жизни Галилей считался "узником инквизиции" и принужден был жить в ссылке. Лишь в 1992 папа Иоанн Павел II объявил решение суда инквизиции ошибочным и реабилитировал Галилея.

20. Как называется метеорит, упавший в Сибирскую тайгу в 1908 г? (Тунгусский метеорит)

21. Космодром в Казахстане. (Байконур)

22. Космодром в США. (мыс Канаверал)

Читают учащиеся: Канаверал - мыс на востоке полуострова Флорида (США). Там находится Восточный испытательный полигон с Космическим центром имени Джона Кеннеди, на котором проводятся отработка и испытания ракетной техники и запуски космических кораблей.

23. Кому принадлежат слова: "Открылась бездна звезд полна, звездам числа нет, бездне - дна…" (М.В. Ломоносову)

24. Звезд на небе невооруженным глазом видно так много, что кажется, их не сосчитать. Однако это сделать можно. Сколько на небе звезд, которые видны невооруженным глазом? (Всего около 6000)

25. Сколько звезд можно увидеть невооруженным глазом на небе, не сходя с одного места? (Около 3000, так как находясь на открытой местности видно ровно половину звездного неба)

26. Чем вызвано мерцание звезд? (Движением воздуха в атмосфере)

27. Как называется совокупность нескольких ярких звезд, образующий своеобразный узор? (Созвездие)

28. Сколько на небе созвездий? (88)

29. С помощью какой звезды находят стороны света? (Полярной звезды)

Действительно, главным звездным компасом всегда служила Полярная звезда. Если встать к ней лицом, то легко определить стороны горизонта: впереди будет север, позади - юг, справа - восток, слева - запад. Этот простой способ еще в древности позволял отправившимся в дальний путь правильно выбирать направление на суше и на море.

30. В каком созвездии находится Полярная звезда? (В созвездии Малой Медведицы)

31. Сколько ярких звезд в созвездии Большой Медведицы? (Семь)

Ведущий. Почти с каждым созвездием связана какая-нибудь древняя легенда или миф.

Одна из древнегреческих легенд рассказывает, как всемогущий бог Зевс взял себе в жены прекраснейшую нимфу Каллиосто. Чтобы избавить Каллиосто от преследований ревнивой Геры, Зевс обратил Каллиосто в медведицу и взял к себе на небо. Отсюда - на небе Большая Медведица.

О созвездиях Кассиопеи, Цефея, Андромеды, Пегаса и Персея сложилась другая легенда. Когда-то в незапамятные времена, у мифического царя эфиопов Цефея была красавица жена царица Кассиопея. Однажды Кассиопея имела неосторожность похвастать красотой своей дочери в присутствии нереид - мифических жительниц моря. Завистливые нереиды пожаловались богу моря Посейдону, и он напустил не берега Эфиопии страшное чудовище, пожиравшее людей. Цефей, по совету оракула, вынужден был отдать на съедение чудовищу свою любимую дочь Андромеду. Он приковал ее к прибрежной скале, и каждую минуту Андромеда ожидала гибели. Но Андромеду спас герой Персей, прилетевший на крылатом коне Пегасе. Главных участников этого мифа фантазия древних греков поместила на небо. Так появились созвездия Цефея, Кассиопеи, Андромеды, Пегаса, Персея.

ЗАДАНИЕ № 3. Кто быстрее. Ведущий задает вопросы, отвечает та команда, представители которой первыми поднимут руку.

1. Как называется самая яркая звезда на небе? (Сириус)

2. Думаю, вы знакомы со словосочетанием "знаки зодиака", а что же означает в переводе с греческого "зодиак"? ("Пояс зверей")

3. Сколько существует зодиакальных созвездий? Перечислите их. (Двенадцать: Козерог, Водолей, Рыбы, Овен, Телец, Близнецы, Рак, Лев, Дева, Весы, Скорпион, Стрелец)

В странах Востока, и особенно Азии, с давних времен широкое распространение получил календарь 12-летнего цикла. Этот календарь зародился у кочевых народов Центральной Азии. В основу календаря животного цикла положен период обращения Юпитера вокруг Солнца. Этот период равен примерно 12 годам.

4. Перечислите животных, входящих в календарь животного цикла народов Азии. (Мышь (Крыса), Корова (Бык, Вол), Тигр, Заяц (Кролик), Дракон (Крокодил), Змея, Лошадь, Овца (Баран), Обезьяна, Курица (Петух), Собака, Свинья (Кабан))

5. Назовите день весеннего равноденствия. (21 марта)

6. Назовите день осеннего равноденствия. (23 сентября)

7. Назовите день летнего солнцестояния. (22 июня)

8. Назовите день зимнего солнцестояния. (22 декабря)

9. Какие два космических явления вызывали у людей в древности огромный страх? (Затмение солнца и появление кометы)

10. Чем вызваны солнечные затмения? Почему они происходят? (Во время солнечного затмения между Землей и Солнцем проходит Луна и скрывает его от нас)

11. Из каких веществ состоит комета? (Лед, газ, пыль)

12. Какой вид имеет траектория движения кометы? (Орбиты комет - вытянутые эллипсы, близкие к параболам)

Читают учащиеся: Кометы (от греч. kometes, букв. - длинноволосый), тела Солнечной системы, движутся по сильно вытянутым орбитам, на значительных расстояниях от Солнца выглядят как слабо светящиеся пятнышки овальной формы, а с приближением к Солнцу у них появляются "голова" и "хвост". Центральная часть головы называется ядром, которое представляет собой ледянистое тело - конгломерат замерзших газов и частиц пыли. Хвост кометы состоит из улетучивающихся из ядра под действием солнечных лучей молекул (ионов) газов и частиц пыли, длина хвоста может достигать десятков млн. км. Наиболее известные периодические кометы - Галлея (период около 76 лет), Энке (период около 3,3 года).



















Слайд 1 Циолковский.

Одним из первых о полете в космос задумался русский ученый Константин Эдуардович Циолковский .
Судьба и жизнь Циолковского необычны и интересны.
Первая половина детства у Кости Циолковского была обычной, как у всех детей. Уже находясь в преклонном возрасте, Константин Эдуардович вспоминал, как ему нравилось лазить по деревьям, забираться на крыши домов, прыгать с большой высоты, чтобы испытать чувство свободного падения. Второе детство началось, когда заболев скарлатиной, почти полностью потерял слух. Глухота причиняла мальчику не только бытовые неудобства и моральные страдания. Она грозила замедлить его физическое и умственное развитие.
Костю постигло еще одно горе: умерла его мать. В семье остались отец, младший брат и неграмотная тетка. Мальчик остался предоставленным сам себе.
Лишенный из-за болезни многих радостей и впечатлений, Костя много читает, постоянно осмысливая прочитанное. Он изобретает то, что изобретено давно. Но - изобретает сам. К примеру, токарный станок. Во дворе дома крутятся на ветру построенные им ветряные мельницы, бегают против ветра парусные тележки-самоходы.
Он мечтает о космических путешествиях. Запоем читает книги по физике, химии, астрономии, математике. Понимая, что его способного, но глухого сына не примут ни в одно учебное заведение, отец решает отправить шестнадцатилетнего Костю в Москву для самообразования. Костя в Москве снимает угол и с утра до вечера сидит в бесплатных библиотеках. Отец ежемесячно присылает ему 15 - 20 рублей, Костя же, питаясь черным хлебом и запивая его чаем, тратит в месяц на еду 90 копеек! На остальные деньги покупает реторты, книги, реактивы. Последующие годы также были нелегкими. Он много натерпелся от чиновничьего равнодушия к его трудам и проектам. Болел, падал духом, но вновь собирался, производил расчеты, писал книги.
Теперь мы уже знаем, что Константин Эдуардович Циолковский - гордость России, один из отцов космонавтики, великий ученый. И с удивлением многие из нас узнают, что великий ученый не учился в школе, не имел никаких научных степеней, последние годы жил в Калуге в обыкновенном деревянном доме и уже ничего не слыша, но во всем мире теперь признан гением тот, кто первым начертал для человечества путь к иным мирам и звёздам.





















Слайд 2 Королёв.

Все самые заветные мечты основоположников космонавтики воплотил Сергей Павлович Королев. Главный конструктор, как его называли космонавты, останется главным навсегда.

Королев был невысок, сутуловат, у него была короткая, сильная шея, и, смотря в небо, он никогда не закидывал голову, а взглядывал вроде как бы исподлобья, и от этого казалось, что он чем-то недоволен, озабочен. Он и был озабочен, когда смотрел в небо. Там, в небе, была его работа. Когда из солнечного кома огня поднималась космическая ракета, он не был сторонним наблюдателем. В эти короткие секунды укладывалась вся жизнь его, страсть его, боль неудач и восторг перед мощью человека, и горячая волна благодарности людям, вот этим, которые тут, рядом, и которые далеко, и радость до щекотки в горле от того, что люди эти дали ему и себе это счастье – счастье победы.

Эти секунды были итогом всех советов единомышленников, всех споров противников, итогом озарений и ссор, итогом исчеркнутых чертежей, дикого рева испытательных стендов, бессонных ночей в маленьком домике в том месте, которому люди придумали красивое нерусское имя – Байконур. Сколько раз вот так стоял он и смотрел в небо. Никто не знает, о чем он думал тогда.





































Слайд 3 Собаки.


4 октября 1957 года стал знаменательной датой. В этот день был запущен первый искусственный спутник Земли. Началась космическая эра. Первый спутник Земли представлял собой блестящий шар из алюминиевых сплавов и был невелик - диаметром 58 см, весом - 83,6 кг. Аппарат имел двухметровые усы-антенны, а внутри размещались два радиопередатчика. Скорость спутника составляла 28800 км/ч. За полтора часа спутник облетел весь земной шар, а за сутки полета совершил 15 оборотов. Сейчас на земной орбите находится множество спутников. Одни используются для телерадиосвязи, другие являются научными лабораториями. Перед учеными стояла задача - вывести на орбиту живое существо.
И дорогу в космос для человека проложили собаки. Испытания на животных начались еще в 1949 году. Первых "космонавтов" набирали в подворотнях - первый отряд собак. Всего отловили 32 собачек.
Собак в подопытные решили взять, т.к. ученые знали, как они себя ведут, понимали особенности строения организма. Кроме того, собаки не капризны, их легко тренировать. А дворняг выбрали потому, что медики считали: они с первого дня вынуждены бороться за выживание, к тому же неприхотливы и очень быстро привыкают к персоналу.
За весь периода экспериментов - вплоть до весны 1961 года было запущено 29 ракет с животными. При этом погибло 10 собак. Собаки гибли от разгерметизации кабины, отказа парашютной системы, неполадок в системе жизнеобеспечения.






























Слайд 4 Гагарин.

« Человечество не останется вечно на Земле, но в погоне за светом и пространством, сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосолнечное пространство».

И вот … Старт! Огромная вспышка ослепляет. Лавина огня вырывается из-под ракеты и, отразившись от бетона, клубами заволакивает ее. Яростный гул. Ракета поднимается ввысь, покидая космическую гавань Вселенной – Байконур.

Леонид Вышеславский.

Обычным шумом улица полна

Идет весна. Рабочий день в разгаре.

И из Вселенной радиоволна

Приносит имя русское: ГАГАРИН.

 

Оно во все врывается края,

Во все сердца, как ласточка влетает,

И мать-земля, дыханье затая,

Полет героя-сына наблюдает!

 

Известно, что рядом с Гагариным были другие космонавты. Они тоже были хорошо подготовлены и могли успешно выполнить задание проложить первую космическую борозду. Гагарин «обременен» семьей – у него маленькие дети… Казалось, разумнее было послать в первый полет холостого. Мало ли что могло случиться. Послали, однако, его, Гагарина. Выходит, он был лучшим из лучших? Проще всего сказать: да. Но ведь и другие могли. Дело в том, что для первого полета нужен был человек, в характере которого переплеталось бы как можно больше положительных качеств. И тут были приняты во внимание такие неоспоримые гагаринские достоинства: беззаветный патриотизм, непреклонная вера в успех полета, отличное здоровье, неистовый оптимизм, гибкость ума и любознательность. Смелость и решительность, аккуратность, трудолюбие, выдержка, простота, скромность. Большая человеческая теплота и внимательность к окружающим людям. Таким он был до полета. Таким он встретил свою заслуженную славу. Таким он остался до конца …









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Астрономия

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Литературно-музыкальная композиция "Гори, гори, моя звезда!"

Автор: Куданетова Заира Руслановна

Дата: 13.01.2016

Номер свидетельства: 276408


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства