Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока с учетом интенсивности умственной деятельности учащихся (здоровьесбережение)»
МБОУ СОШ №15, г.Коломна
Иванова Наталья Владимировна
Учитель английского языка
Технологическая карта урока
с учетом интенсивности умственной деятельности учащихся (здоровьесбережение)
Тема урока: “Jobs”
Класс: 5
Тип урока: Урок рефлексия
Цели по содержанию:
обучающие: освоить употребление лексического материала по теме «Профессии»
развивающие: сформировать умение работать в парах
воспитывающие: формирование интереса к иностранному языку.
Планируемые результаты учебного занятия :
Предметные : Употреблять лексику по теме «Профессии»
2.Читать текст с пониманием основного содержания.
Метапредметные :
Регулятивные: планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.
Коммуникативные: Умение работать в паре в соответствии с нормами общения, взаимопонимания, правилами поведения и этикета.
Познавательные: выделять необходимую информацию; осознанно строить речевое высказывание в устной форме; овладевать при поддержке учителя учебно-организационными, учебно-информационными и учебно-коммуникативными умениями.
Личностные: 1.формирование мотивации изучения иностранных языков и стремление к самосовершенствованию в образовательной области «Иностранный язык»
2.освоение социальных ролей
3. воспитание уважительного отношения ко всем профессиям.
Используемая технология : здоровьесберегающая, обучение в сотрудничестве.
Гигиенические условия в классе (кабинете) в соответствии с СанПиН ФГОС: чистота, температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.п.
Время
Нагрузка
Деятельность учителя и ученика
Соответствие требованиям здоровьесбережения
1-й этап. Вырабатывание
5
Относительно невелика
Проведение орг.момента.
Актуализация: Учитель показывает наглядность учащимся, проводит опрос учащихся по картинке на тему «Профессии». Учащиеся рассматривают наглядное пособие и отвечают на вопросы разного типа. «Что делает Мистер Джон, кто он по профессии?» и т.д.
1, 2, 3,5, 6,12,13,15
2-й этап.
Максимальная работоспособность
20-25
Максим-но снижена на 15 мин.
Затем учащиеся делятся на 3 группы, рассаживаются по группам, прослушивают запись и сопоставляют говорящего с картинкой профессии. (проверяют: каждая группа пишет на доске ответы, обсуждают всем классом.)
Динамическая пауза.
Учащиеся читают диалог по ролям в парах. Задают вопросы друг другу по диалогу.
10,1,2,3,4,5,6,7,9,12,13,15
3-й этап.
Конечный порыв
10-15
Небольшое повышение работоспособности
Затем каждая пара составляет загадку, про какую либо профессию и задает ее классу.
Рефлексия. Учитель задает домашнее задание- прочитать текст, ответить на вопросы.
9,12,13,15
Критерии здоровьесбережения в соответствии с анализом проведения урока с позиций здоровьесбережения.
Анализ проведения урока с позиций здоровьесбережения
Параметры
Выводы
1
Гигиенические условия в классе (кабинете): чистота, температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.п.
2
Число видов учебной деятельности, используемых учителем. К их числу относятся: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач, практические занятия и др. Нормой считается 4-6 видов за урок.
3
Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма - 7-10 минут.
4
Число использованных учителем видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и др. Норма - не менее трех за урок.
5
Чередование видов преподавания не позже чем через 10-15 минут.
6
Использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся, которые позволяют им реально превратиться из «потребителей знаний» в субъектов деятельности по их получению и созиданию. К таким методам относятся
методы свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, его способа, выбор приемов взаимодействия, свобода творчества и т.д.);
активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь и др.);
методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки) и др.
7
Длительность применения технических средств обучения в соответствии с гигиеническими нормами.
8
Умение учителя использовать возможности показа видеоматериалов для инициирования дискуссии, обсуждения, привития интереса к познавательным программам, т.е. для взаимосвязанного решения как учебных, так и воспитательных задач
9
Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы.
10
Физкультминутки и физкультпаузы. Необходимо обратить внимание на их содержание и продолжительность (норма - на 20 минуте урока по 2 минуте из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого), а также на эмоциональный климат во время выполнения упражнений и наличие у школьников желания их выполнять
11
Положительной оценки заслуживает включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация примеров, прослеживание этих связей; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, обсуждение разных возможностей и последствий выбора того или иного поведения и т.д. Умение учителя выделить и подчеркнуть в большинстве тем вопросы, связанные со здоровьем, является одним из критериев его педагогического профессионализма
12
Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке: интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п. Оценивается уровень этой мотивации и методы ее повышения, используемые учителем.
13
Благоприятный психологический климат на уроке, который также служит одним из показателей успешности его проведения: заряд позитивных эмоций, полученных школьниками и самим учителем. И наоборот: наличие стрессов, хроническое психофизическое напряжение, продуцирование отрицательных эмоций и т.п. проявления как со стороны учителя, так и учеников свидетельствуют о преобладании на уроке здоровьеразрушающих тенденций
14
Наличие на таком уроке микроконфликтов между учителем и учащимися: из-за нарушений дисциплины, несогласия с отметкой, проявления дискомфортных состояний и т.д. Умение учителя предупредить такие эмоционально-негативные «всполохи», обеспечивая профилактику «школьных неврозов» и дидактогений.
15
Преобладающее выражение лица учителя, к примеру, различные проявления доброжелательности или недоброжелательности, улыбчивости - угрюмости и т.п. Урок неполноценен, если на нем не было эмоционально-смысловых разрядок: улыбок, уместных остроумных шуток, использования юмористических картинок, поговорок, афоризмов с комментариями, небольших стихотворений, музыкальных минуток и т.п.
16
Итоговая плотность урока, т.е. количество времени, затраченное школьниками непосредственно на учебную работу. Рекомендуемые показатели - в диапазоне от 60% до 80%.
17
Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения за возрастанием двигательных и пассивных отвлечений школьников в процессе учебной работы. Норма - не ранее чем за 5-10 минут до окончания урока.
18
Темп и особенности окончания урока. К нежелательным показателям относятся:
• неоправданно быстрый темп заключительной части, ее «скомканность»;
• отсутствие времени на вопросы учащихся;
• необходимость торопливой, практически без комментариев, записи домашнего задания.
Все это - ненужный стресс как для школьников, так и для учителя. Кроме того, недопустима задержка учащихся в классе после звонка на перемену. Желательно, чтобы завершение урока было спокойным: учащиеся имели возможность задать учителю вопросы, учитель мог прокомментировать задание на дом, попрощаться со школьниками.
19
Интегральным показателем эффективности проведенного занятия можно считать состояние и вид учеников, выходящих с урока: на одном полюсе - спокойно-деловое, удовлетворенное, умеренно-возбужденное состояние школьников; на другом - утомленное, растерянное, агрессивное, фрустрированное, «взвинченное». Стоит обратить внимание и на состояние учителя.