Статья "Технология проблемного обучения чтению на уроках английского языка в старшей школе" (из опыта работы)
Статья "Технология проблемного обучения чтению на уроках английского языка в старшей школе" (из опыта работы)
На текстовом этапе обучения чтению в старшей школе учащимся можно предложить следующие задания проблемного характера: thinking maps (карта - шар, карта - двойной шар, карта-поток), mind-map, story pyramid. Все эти задания направлены на развитие мышления учащихся, их умения анализировать, сравнивать события рассказа и поступков героев. Они также фокусируют внимание на содержании текста, помогая найти в нём основные элементы: место действия (setting), главных героев (main characters), проблему (problem), разрешение проблемы (solution), тему (theme), нравственные ценности (moral values).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья "Технология проблемного обучения чтению на уроках английского языка в старшей школе" (из опыта работы)»
Набиева М.А.
учитель 1 категории
МБОУ «СОШ №4», г. Мамадыш
Технология проблемного обучения чтению на уроках английского языка в старшей школе (из опыта работы)
В условиях реализации ФГОС в области преподавания иностранного языка необходимо совершенствовать, изучать те методы и технологии обучению языку, которые позволяют учащимся проявлять свою активность и индивидуальность, способствуют их социальной адаптации, самоопределению и эмоциональному самовыражению.
Интерес в данном случае представляет технология проблемного обучения, которая предполагает вовлечение учащихся в творческие занятия, чтобы научиться понимать, осваивать новое, продуцировать новые идеи, выражать собственные мысли, принимать решения, помогать друг другу, осознавать свои возможности. На мой взгляд, это достигается через обсуждение проблемных ситуаций, дискуссий по поводу прочитанных книг, написание сочинений, в которых учащиеся оценивают поступки героев и т.д. Учащиеся, которые больше читают, лучше понимают на слух, лучше говорят и пишут на английском языке. Чтение выступает как интегрирующий вид речевой деятельности, способствующий развитию мышления учащихся, их языковых умений в процессе творческого взаимодействия с текстом, учителем, друг с другом.
Однако использование данной технологии в процессе обучения чтению является не простой задачей из-за отсутствия интереса к чтению на английском языке у учащихся старших классов. Проблему интереса к чтению у учащихся способно решить внедрение УМК «Английский в фокусе для 10 и 11 классов» авторов О. Афанасьевой и В. Эванс в средние общеобразовательные школы. Данные УМК предлагают учащимся интересные, аутентичные, актуальные и эстетически приятные тексты.
На текстовом этапе обучения чтению в старшей школе учащимся можно предложить следующие задания проблемного характера: thinking maps (карта - шар, карта - двойной шар, карта-поток), mind-map, story pyramid. Все эти задания направлены на развитие мышления учащихся, их умения анализировать, сравнивать события рассказа и поступков героев. Они также фокусируют внимание на содержании текста, помогая найти в нём основные элементы: место действия (setting), главных героев (main characters), проблему (problem), разрешение проблемы (solution), тему (theme), нравственные ценности (moral values).
Карта – шар по своей сути напоминает mind-map («карту памяти») и является технологией записи мыслей, идей, ключевых слов, высказываний. Учащиеся пишут тему (проблему) в центре, затем при чтении текста группируют наиболее важные высказывания, ключевые слова вокруг темы. При повторном чтении текста mind-map заполняется уточнениями в виде ответвлений от ключевых слов.
Карта-двойной шар учит учащихся анализировать сходства и различия в поступках героев.
Карта-поток используется для изложения последовательности событий в тексте.
В задании storypyramidпредлагается учащимся заполнить пирамиду, состоящую из 7-8 строчек. Данное задание, кроме знания содержания прочитанного, требует от учащихся знания английских слов, умения мыслить рационально.
После заполнения «карт памяти» или story pyramid я предлагаю учащимся пересказать текст с опорой на эти карты.
Опорная схема для пересказа отрывка из художественного произведения “JaneEyre: GatesheadHall” bySharlotteBrontё в 11 классе по УМК «Английский в фокусе-11» О. Афанасьевой и В. Эванс.
Jane Eyre
Line 1. The main character’s name.
Line 2. Two words describing the main character.
Line 3. Three words describing the setting.
Line 4. Four words stating the problem.
Line 5. Five words describing one main event.
Line 6. Six words describing the second event.
Line 7. Seven words stating the solution of the problem.
Литература:
Соколова Л.А. Реализация принципов философии Wholelanguage в обучении чтению на английском языке //Английский язык. Всё для учителя. – 2011.
Совершенствование качества Преподавания в Республике Татарстан: Пособие для проведения тренинга. – Казань, 2015. – 78 с.