Просмотр содержимого документа
«Совершенствование навыков устной речи у учащихся на уроках иностранных языков - залог успешной сдачи экзамена»
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 21»
Совершенствование навыков устной речи у учащихся на уроках иностранных языков – залог успешной сдачи экзамена
Подготовила: учитель английского языка МАОУ СОШ № 21 г. Балаково
Бикбаева Мария Каюмовна
Использование в наши дни коммуникативно-ориентированного метода основанного на развитие устной речи, представляется наиболее обоснованным. Устная форма коммуникации включает говорение и аудирование. Говорение или выражение мыслей средствами языка- сложный и многогранный процесс, позволяющий совместно с аудированием осуществить устное общение. Роль говорения велика. Требуется много усилий, чтобы научить этому сложному виду речевой деятельности. Говорение может выступать в форме диалогического и монологического высказывания. Обучение этим двум формам осуществляется в тесной взаимосвязи, но каждая из них требует особого внимания, так как имеет свои специфические характеристики.
При выполнении задачи развития умений и навыков устной речи привычным признаком урока иностранного языка стала ситуативность. Речевая ситуация- это такие условия и обстоятельства, которые побуждают его к речевой деятельности. Критерием естественности учебно-речевых ситуаций следует считать их способность создавать естественную коммуникативную мотивацию, то есть вызывать у учащихся реальную потребность в осуществлении иноязычной речевой деятельности. Это в свою очередь подразумевает такие коммуникативные умения: рассказать, описать, оценить, уточнить, расспросить и т.д. названные умения можно отработать только в процессе непосредственного и заинтересованного общения. Потому на уроках я приветствую стремление обмениваться мнениями, поощряю попытки поддержать или опровергнуть высказанные суждения рассматривать разные точки зрения. Например, ребятам интересно рассказывать на уроке не о персонажах школьных учебников, а о своих одноклассниках. При этом интересен не просто рассказ, а оценка действия ученика (как он готовится к занятиям, как помогает по дому, какие книги читает и т.д.). Можно описать классную комнату, включая фразу о том, какой хотел бы ее увидеть; не просто описать внешность кого-то, но и сказать несколько слов о характере человека. А обсуждение вопросов, интересных для учащихся, приводит тому, что школьники постоянно ощущают потребность в привлечении новых языковых средств, запланированных программой на следующие годы обучения. Я не боюсь увеличить объем языкового материала: кто-то запомнит больше, кто-то меньше. Но постепенно по мере постоянного его использования на уроках практически все учащиеся овладевают материалом, если не продуктивно, то рецептивно, то есть узнают его в речи собеседников. На моих уроках типичными являются задания типа «Представьте себе...», которые переносят учащихся в воображаемые ситуативные обстоятельства. Это позволяет нам с детьми побывать «в детском международном лагере», «дома», «в магазине», «в библиотеке», «в кассе аэропорта», «в салоне самолета» и т.д.
Другим признаком современного урока по обучению устной речи является коллективное взаимодействие. Школьники работают в парах, в небольших подгруппах или целым классом, решая при этом общую коллективную задачу. Например, большой популярностью у ребят пользуется игра « интервью», которую можно проводить, изучая различные темы и на разных этапах обучения. Я стараюсь проводить эту игру, начиная с первых уроков.
Ученики с удовольствием играют в эту игру, при этом происходит закрепление вопросно-ответных. Поэтому на уроках мы все больше времени отводим изучению того, как знакомиться с людьми, начать беседу, остановиться в гостинице, сделать покупки, обратиться к врачу и т. п. я стараюсь на всех ступенях обучения изучать, закреплять и использовать в речи разговорные формулы. Например, представить кого-либо, представиться самому, узнать мнение собеседника и высказать свое, предложить что-либо и ответить на предложение, поблагодарить, извиниться и т.п.
Эффективной формой организации упражнений для обучения иноязычному го-ворению является диалоговая речь. Диалогизированные упражнения выступают как средство формирования и совершенствования навыков, как средство развития умения диалогической речи. Основным активизирующим приемом на этом этапе является прием взаимного стимулирования, когда каждый учащийся, работая в парах, должен составить не только реагирующую реплику, но и стимулирующую. Речевые диалогизированные упражнения выглядят так: 1) опора на диалогический текст учебника. После прочтения диалога создается аналогичная ситуация, где я выступаю в роли более инициативного партнера и обращаюсь с репликами к учащимся, хорошо успевающим. Затем эта ситуация подается с изменениями, а затем весь класс работает в парах над составлением аналогичного диалога. После этого следует контролирующая беседа. 2) Опора только на диалогичекий образец между мной и хорошо успевающим учеником. Далее работа ведется по той же схеме. 3) Опора на подготовленный диалог-образец между двумя учениками: выступив перед учениками с подготовленным диалогом, они обращаются с репликами товарищам, которые должны прореагировать на них. Затем аналогичный диалог составляют другие учащиеся; 4) неподготовленная беседа в группах с опорой на реплики специально подготовившегося ученика: ученик в качестве домашнего задания получает карточку, по которой готовит примерные стимулирующие реплики. Затем на уроке этот ученик организует беседу в классе. Далее класс продолжает начатый диалог учителем и в парах. 5) Неподготовленная беседа в группе, связанная с решением посильного вопроса по изучаемой теме (например, Коля получает плохие отметки по английскому языку. Почему? Как ему помочь? Может быть беседа по изучаемой теме. Одним из наиболее важных моментов в плане развития у школьников умений в диалогической речи является способность проявлять инициативу (задавать различного вида вопросы), так как задавая вопросы, ученик стимулирует собеседника к ответному речевому действию.
На своих уроках я организую самостоятельную работу с учебником, связанную с поиском конкретного материала для решения задач, всегда требующих осмысливать, обобщать, высказывать мнения, делать выводы, осуществлять самоконтроль. Это обеспечивает прочное усвоение программного материала. Кроме учебника я приучаю учащихся пользоваться грамматическими справочниками, словарями (англо-русскими и русско-английскими, лингвистическими справочниками). Стараюсь приучать учащихся самостоятельно работать дома с аудиокассетами. Доказываю необходимость и эффективность этой работы для лучшего овладения английской речью. И конечно же, важным источником информации для самостоятельной работы являются тексты (из учебника и для домашнего чтения). Стараюсь побуждать учащихся к исследовательскому поиску по тексту, чтобы они могли извлекать из него необходимую информацию.
Более сложным переходным этапом от аудирования отдельных структур и структурных групп к аудированию связной речи является прослушивание высказываний учителя и учащегося в процессе учебного разговора. Школьники учатся слушать связную речь учителя в рамках ситуации. Для аудирования я предлагала описание внешности, описания дома или квартиры, описания рабочего дня, описание времени года. Перед учащимися ставилась задача понять содержание текста и передать его. Отрабатывая навыки аудирования, я одновременно развиваю у ребят умение в говорении.
Одним из важных моментов при работе над развитием навыков аудирования является контроль понимания текста.
Большую роль в развитии навыков устной речи играет дискуссионное общение. Вовлечение учащихся в проблемное обсуждение сегодня считается обязательным компонентом процесса обучения иностранному языку, без которого урок теряет значительную часть своей эффективности. В соответствии с этим положением проблема является одним из способов организации учебного материала, таким же, как сюжет ролевой игры, тексты для чтения или слушания, письменного задания. На уроке перед учащимися ставиться проблема, школьники знакомятся с различными путями ее решения, попутно усваивают соответствующий речевой материал, принимают участие в дискуссии, делают выводы. Дискуссия, даже если она учебная, требует от участников большого умственного напряжения, тем более при проведении обсуждения на иностранном языке. Участники должны не только уметь сформулировать свою точку зрения и ее обосновать, но прежде всего должны уметь слушать и понимать суждения партнеров, видеть сходства и различия мнений. При организации дискуссии я стараюсь следить не только за правильностью речи выступающих, ее лексическим и грамматическим наполнением, но и за правильностью понимания содержания выступающих другими участниками дискуссии. Стараюсь дать возможность ученикам высказать самые разнообразные дискуссии. Темы для обсуждения должны соответствовать жизненным и познавательным интересам учеников.
Большую роль в развитии навыков устной речи играют уроки домашнего чтения. Они помогают выполнить ряд задач: выбрать правильный вариант ответа, утверждать или опровергнуть, найти нужную информацию с данными словами, построить предложения в правильном порядке по содержанию, поставить себя на место героя, ответить на вопрос «что ты думаешь о прочитанном?.. Эти уроки «захватывают» ребят, и они с удовольствием готовятся к ним.
Важным условием организации внимания является наглядность обучения, широкое применение наглядных различных пособий. Это, прежде всего, предметные картинки. Яркие, красочные, они помогают ребятам быстро запоминать структуры названия предметов, их качество, количество. Картинки являются так же хорошим средством "Для стимулирования монологических высказываний учащихся. Работа становится интереснее, если придать ей элементы соревнования: у кого рассказ лучше? Широко используются необходимые вспомогательные средства: картины, макеты, схемы, таблицы, опорные конспекты, раздаточный материал для парной и групповой работы (циферблаты часов, цифровое лото, лото в картинках, карточки), ТСО и т. д. Целенаправленное использование средств психолого-педагогической разрядки, ярко выраженная коммуникативная направленность, проблемность в обучении позволяют увеличить объем нового языкового материала и организовать его усвоение.
Следует также добавить, что одним из способов развития умений и навыков устной речи при обучении английскому языку является внеклассная работа, которая усиливает мотивацию к изучению языка, способствует практическому владению речевой деятельностью, увеличивает активный языковой запас, совершенствует произношение, стимулирует в целом их интеллектуальную и языковую активность. Внеклассная работа оказывает положительное психологическое" воздействие на взаимоотношения учителя и учащихся, создает атмосферу сотрудничества и творчества, способствует достижению общих целей. Школьники с удовольствием разучивают песни, стихи, драматизируют короткие диалоги, пьесы, сказки на английском языке. Очень часто мы готовим праздники к Рождеству, 8 Марта, День Святого Валентина и другие.
Умело проводимый организационный момент урока также способствует созданию языковой атмосферы, тем самым обеспечивает коммуникативную направленность учебного процесса, настраивает слуховой и речевой аппарат учащихся на иностранный язык.
Организационный момент способствует также освоению языкового материала учащимися и выработке речевых навыков. С самого начала урока стараюсь создать атмосферу доверия, взаимопонимания, сотрудничества. Учащиеся сами с большим удовольствием проводят организационные беседы а начале урока, физкульт-минутки, политинформации, активно участвуют в языковых и речевых играх, в групповых и парных формах работы, составляют диалоги и сообщения.
Успешным средством тренировки учащихся в употреблении речевых средств являются стихи, песни, загадки, пословицы...это позволяет формировать у учащихся устойчивый интерес к предмету. Учащимся 5-6 классов нравится разучивать рифмовки, считалки, песни, играть в разные игры, разыгрывать забавные сценки. А ученикам 7-8 классов интересно узнавать о жизни и учебе немецких школьников. Им нравится слушать речь, проводить конкурсы. Проблема речевой ситуации является ключевой в организации современного процесса обучения. Яруководствуюсь следующими требованиями к созданию речевой ситуации: четко определить речевую задачу: о чем спросить, что узнать у собеседника, о чем рассказать, что нужно доказать, уточнить или опровергнуть; обеспечить конкретным языковым и речевым материалом и нужной информацией при выполнении задания; стимулировать мотивацию учения, вызывать у школьников интерес к заданию и желание выполнить его. Залогом успеха считаю взаимоотношения с детьми. Важно понять каждого, уметь видеть их глаза не терять ход их мыслей, « шагать» вместе с ними, обучать, воспитывать, учить учащихся, учиться, включать каждого в активную мыслительную и речевую деятельность, развивать их творческую инициативу. Я думаю о том, пробудит ли урок у ребят доброму, уважению к старшим, друг к другу, желание помочь слабоуспевающему и совершать другие добрые поступки, захочется ли им достичь более высоких успехов в изучении предмета, появится ли воля к преодолению трудностей в освоении иностранного языка, как повлияет урок на формирование их мировоззренческой позиции и совершенствование культуры умственной деятельности .Все это способствует успешной сдачи экзамена.
Список литературы.
Г.М. Чернова. «Создание учебно- речевых ситуаций». Москва 2008 г.
Р.Г. Борисова. «О некоторых приемах обучения дилогической речи». Москва 2010 г.
Е.И. Беляева. «Коммуникативная ситуация в английском языке». Москва 2009г.
А.А. Лентьев. «Принципы коммуникативности сегодня». Москва 2011г.
Н.Н. Хорева. «О развитии навыков устной речи у учащихся». Москва 2011г.