kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Совершенствование навыков устной речи у учащихся на уроках иностранных языков - залог успешной сдачи экзамена

Нажмите, чтобы узнать подробности

Совершенствование навыков устной речи  у учащихся на уроках иностранных языков - залог успешной сдачи экзамена.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Совершенствование навыков устной речи у учащихся на уроках иностранных языков - залог успешной сдачи экзамена»


Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 21»











Совершенствование навыков устной речи у учащихся на уроках иностранных языков – залог успешной сдачи экзамена







Подготовила: учитель английского языка МАОУ СОШ № 21 г. Балаково

Бикбаева Мария Каюмовна


















Использование в наши дни коммуникативно-ориентированного метода основан­ного на развитие устной речи, представляется наиболее обоснованным. Устная форма ком­муникации включает говорение и аудирование. Говорение или выражение мыслей средствами языка- сложный и многогранный процесс, позволяющий совместно с ауди­рованием осуществить устное общение. Роль говорения велика. Требуется много уси­лий, чтобы научить этому сложному виду речевой деятельности. Говорение может вы­ступать в форме диалогического и монологического высказывания. Обучение этим двум формам осуществляется в тесной взаимосвязи, но каждая из них требует особого внимания, так как имеет свои специфические характеристики.

При выполнении задачи развития умений и навыков устной речи привычным признаком урока иностранного языка стала ситуативность. Речевая ситуация- это такие условия и обстоятельства, которые побуждают его к речевой деятельности. Критерием естественности учебно-речевых ситуаций следует считать их способность создавать естественную коммуникативную мотивацию, то есть вызывать у учащихся реальную потребность в осуществлении иноязычной речевой деятельности. Это в свою очередь подразумевает такие коммуникативные умения: рассказать, описать, оценить, уточнить, расспросить и т.д. названные умения можно отработать только в процессе непосредственного и заин­тересованного общения. Потому на уроках я приветствую стремление обмениваться мнениями, поощряю попытки поддержать или оп­ровергнуть высказанные суждения рассматривать разные точки зрения. Например, ребятам интересно рассказывать на уро­ке не о персонажах школьных учебников, а о своих одноклассниках. При этом интере­сен не просто рассказ, а оценка действия ученика (как он готовится к занятиям, как помогает по дому, какие книги читает и т.д.). Можно описать классную комнату, включая фразу о том, какой хотел бы ее увидеть; не просто описать внешность кого-то, но и сказать несколько слов о характере человека. А обсуждение вопросов, интересных для учащихся, приводит тому, что школьники постоянно ощущают потребность в при­влечении новых языковых средств, запланированных программой на следующие годы обучения. Я не боюсь увеличить объем языкового материала: кто-то запомнит больше, кто-то меньше. Но постепенно по мере постоянного его использования на уроках прак­тически все учащиеся овладевают материалом, если не продуктивно, то рецептивно, то есть узнают его в речи собеседников. На моих уроках типичными являются задания типа «Представьте себе...», которые переносят учащихся в воображаемые ситуативные обстоятельства. Это позволяет нам с детьми побывать «в детском международном лагере», «дома», «в магазине», «в библиотеке», «в кассе аэро­порта», «в салоне самолета» и т.д.

Другим признаком современного урока по обучению устной речи является кол­лективное взаимодействие. Школьники работают в парах, в небольших подгруппах или целым классом, решая при этом общую коллективную задачу. Например, большой по­пулярностью у ребят пользуется игра « интервью», которую можно проводить, изучая различные темы и на разных этапах обучения. Я стараюсь проводить эту игру, начиная с первых уроков.

Ученики с удовольствием играют в эту игру, при этом происходит за­крепление вопросно-ответных. Поэтому на уроках мы все больше времени отводим изучению того, как знакомиться с людьми, на­чать беседу, остановиться в гостинице, сделать покупки, обратиться к врачу и т. п. я стараюсь на всех ступенях обучения изучать, закреплять и использовать в речи разго­ворные формулы. Например, представить кого-либо, представиться самому, узнать мнение собеседника и высказать свое, предложить что-либо и ответить на предложе­ние, поблагодарить, извиниться и т.п.

Эффективной формой организации упражнений для обучения иноязычному го-ворению является диалоговая речь. Диалогизированные упражнения выступают как средство формирования и совершенствования навыков, как средство развития уме­ния диалогической речи. Основным активизирующим приемом на этом этапе является прием взаимного стимулирования, когда каждый учащийся, работая в парах, должен составить не только реагирующую реплику, но и стимулирующую. Речевые диалогизированные упражнения выглядят так: 1) опора на диалогический текст учебника. После прочтения диалога создается аналогичная ситуация, где я высту­паю в роли более инициативного партнера и обращаюсь с репликами к учащимся, хо­рошо успевающим. Затем эта ситуация подается с изменениями, а затем весь класс ра­ботает в парах над составлением аналогичного диалога. После этого следует контро­лирующая беседа. 2) Опора только на диалогичекий образец между мной и хорошо ус­певающим учеником. Далее работа ведется по той же схеме. 3) Опора на подготовлен­ный диалог-образец между двумя учениками: выступив перед учениками с подготов­ленным диалогом, они обращаются с репликами товарищам, которые должны прореа­гировать на них. Затем аналогичный диалог составляют другие учащиеся; 4) неподго­товленная беседа в группах с опорой на реплики специально подготовившегося учени­ка: ученик в качестве домашнего задания получает карточку, по которой готовит при­мерные стимулирующие реплики. Затем на уроке этот ученик организует беседу в классе. Далее класс продолжает начатый диалог учителем и в парах. 5) Неподготовлен­ная беседа в группе, связанная с решением посильного вопроса по изучаемой теме (на­пример, Коля получает плохие отметки по английскому языку. Почему? Как ему по­мочь? Может быть беседа по изучаемой теме. Одним из наиболее важных моментов в плане развития у школьников умений в диалогической речи является способность про­являть инициативу (задавать различного вида вопросы), так как задавая вопросы, уче­ник стимулирует собеседника к ответному речевому действию.

На своих уроках я организую самостоятельную работу с учебником, связанную с поиском конкретного материала для решения задач, всегда требующих осмысливать, обобщать, высказывать мнения, делать выводы, осуществлять самоконтроль. Это обес­печивает прочное усвоение программного материала. Кроме учебника я приучаю уча­щихся пользоваться грамматическими справочниками, словарями (англо-русскими и русско-английскими, лингвистическими справочниками). Стараюсь приучать учащихся самостоятельно работать дома с аудиокассетами. Доказываю необходимость и эффек­тивность этой работы для лучшего овладения английской речью. И конечно же, важ­ным источником информации для самостоятельной работы являются тексты (из учеб­ника и для домашнего чтения). Стараюсь побуждать учащихся к исследовательскому поиску по тексту, чтобы они могли извлекать из него необходимую информацию.


Более сложным переходным этапом от аудирования отдельных структур и структурных групп к аудированию связ­ной речи является прослушивание высказываний учителя и учащегося в процессе учеб­ного разговора. Школьники учатся слушать связную речь учителя в рамках ситуации. Для аудирования я предлагала описание внешности, описания дома или квартиры, описания рабочего дня, описание времени года. Перед учащимися ставилась задача по­нять содержание текста и передать его. Отрабатывая навыки аудирования, я одновре­менно развиваю у ребят умение в говорении.

Одним из важных моментов при работе над развитием навыков аудирования является контроль понимания текста.

Большую роль в развитии навыков устной речи играет дискуссионное общение. Вовлечение учащихся в проблемное обсуждение сегодня считается обязательным компонентом процесса обучения иностранному языку, без которого урок теряет значитель­ную часть своей эффективности. В соответствии с этим положением проблема является одним из способов организации учебного материала, таким же, как сюжет ролевой иг­ры, тексты для чтения или слушания, письменного задания. На уроке перед учащимися ставиться проблема, школьники знакомятся с различными путями ее решения, попутно усваивают соответствующий речевой материал, принимают участие в дискуссии, дела­ют выводы. Дискуссия, даже если она учебная, требует от участников большого умст­венного напряжения, тем более при проведении обсуждения на иностранном языке. Участники должны не только уметь сформулировать свою точку зрения и ее обосно­вать, но прежде всего должны уметь слушать и понимать суждения партнеров, видеть сходства и различия мнений. При организации дискуссии я стараюсь следить не только за правильностью речи выступающих, ее лексическим и грамматическим наполнением, но и за правильностью понимания содержания выступающих другими участниками
дискуссии. Стараюсь дать возможность ученикам высказать самые разнообразные дис­куссии. Темы для обсуждения должны соответствовать жизненным и познавательным
интересам учеников.

Большую роль в развитии навыков устной речи играют уроки домашнего чте­ния. Они помогают выполнить ряд задач: выбрать правильный вариант ответа, утверждать или опровергнуть, найти нужную информацию с данными словами, построить предложения в правильном порядке по содержанию, поставить себя на место героя, ответить на вопрос «что ты думаешь о прочитанном?.. Эти уроки «захватывают» ребят, и они с удовольствием готовятся к ним.

Важным условием организации внимания является наглядность обучения, ши­рокое применение наглядных различных пособий. Это, прежде всего, предметные кар­тинки. Яркие, красочные, они помогают ребятам быстро запоминать структуры назва­ния предметов, их качество, количество. Картинки являются так же хорошим средством "Для стимулирования монологических высказываний учащихся. Работа становится ин­тереснее, если придать ей элементы соревнования: у кого рассказ лучше? Широко ис­пользуются необходимые вспомогательные средства: картины, макеты, схемы, табли­цы, опорные конспекты, раздаточный материал для парной и групповой работы (ци­ферблаты часов, цифровое лото, лото в картинках, карточки), ТСО и т. д. Целенаправ­ленное использование средств психолого-педагогической разрядки, ярко выраженная коммуникативная направленность, проблемность в обучении позволяют увеличить объем нового языкового материала и организовать его усвоение.

Следует также добавить, что одним из способов развития умений и навыков устной речи при обучении английскому языку является внеклассная работа, которая усиливает мотивацию к изучению языка, способствует практическому владению речевой деятельностью, увеличивает активный языковой запас, совершенст­вует произношение, стимулирует в целом их интеллектуальную и языковую активность. Внеклассная работа оказывает положительное психологическое" воздействие на взаимоотношения учителя и учащихся, создает атмосферу сотрудничества и творчест­ва, способствует достижению общих целей. Школьники с удовольствием разучивают песни, стихи, драматизируют короткие диалоги, пьесы, сказки на английском языке. Очень часто мы готовим праздники к Рождеству, 8 Марта, День Святого Валентина и другие.

Умело проводимый организационный момент урока также способствует созданию языковой атмосферы, тем самым обеспечивает коммуникативную направленность учебного процесса, настраивает слуховой и речевой аппарат учащихся на иностранный язык.

Организационный момент способствует также освоению языкового материала учащимися и вы­работке речевых навыков. С самого начала урока стараюсь создать атмосферу доверия, взаимопонимания, сотрудничества. Учащиеся сами с большим удовольствием проводят организационные беседы а начале урока, физкульт-минутки, политинформации, активно участвуют в языковых и речевых играх, в групповых и парных формах работы, составляют диалоги и сообщения.

Успешным средством тренировки учащихся в употреблении речевых средств являются стихи, песни, загадки, пословицы...это позволяет формировать у учащихся устойчивый интерес к предмету. Учащимся 5-6 классов нравится разучивать рифмов­ки, считалки, песни, играть в разные игры, разыгрывать забавные сценки. А ученикам 7-8 классов интересно узнавать о жизни и учебе немецких школьников. Им нравится слушать речь, проводить конкурсы. Проблема речевой ситуации является ключевой в организации современного процесса обучения. Я руководствуюсь следующими требованиями к созданию речевой ситуации: четко определить речевую задачу: о чем спросить, что узнать у собеседника, о чем рассказать, что нужно доказать, уточнить или опровергнуть; обеспечить конкрет­ным языковым и речевым материалом и нужной информацией при выполнении зада­ния; стимулировать мотивацию учения, вызывать у школьников интерес к заданию и желание выполнить его. Залогом успеха считаю взаимоотношения с детьми. Важно по­нять каждого, уметь видеть их глаза не терять ход их мыслей, « шагать» вместе с ними, обучать, воспитывать, учить учащихся, учиться, включать каждого в активную мысли­тельную и речевую деятельность, развивать их творческую инициативу. Я думаю о том, пробудит ли урок у ребят доброму, уважению к старшим, друг к другу, желание помочь слабоуспевающему и совершать другие добрые поступки, захочется ли им достичь более высоких успехов в изучении предмета, появится ли воля к преодолению трудностей в освоении иностранного языка, как повлияет урок на формирование их мировоззренческой позиции и совершенствова­ние культуры умственной деятельности .Все это способствует успешной сдачи экзамена.

Список литературы.


  1. Г.М. Чернова. «Создание учебно- речевых ситуаций». Москва 2008 г.

  2. Р.Г. Борисова. «О некоторых приемах обучения дилогической речи». Москва 2010 г.

  3. Е.И. Беляева. «Коммуникативная ситуация в английском языке». Москва 2009г.

  4. А.А. Лентьев. «Принципы коммуникативности сегодня». Москва 2011г.

  5. Н.Н. Хорева. «О развитии навыков устной речи у учащихся». Москва 2011г.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Английский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Автор: Бикбаева Мария Каюмовна

Дата: 22.08.2019

Номер свидетельства: 518170


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства