Проектная методика как средство комплексного контроля речевых умений учащихся на старшем этапе обучения
Проектная методика как средство комплексного контроля речевых умений учащихся на старшем этапе обучения
В данной работе рассматривается проблема проектной методики как средства комплексного контроля речевых умений учащихся.Целью данной работы является исследование возможностей метода проектов как средства комплексного контроля речевых навыков и умений учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проектная методика как средство комплексного контроля речевых умений учащихся на старшем этапе обучения»
УДК 372.881.111.1
А.Д. Селина
Новокузнецкий институт (филиал) федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет», г. Новокузнецк
ПРОЕКТНАЯ МЕТОДИКА КАК СРЕДСТВО КОМПЛЕКСНОГО КОНТРОЛЯ РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ НА СТАРШЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ
В данной работе рассматривается проблема проектной методики как средства комплексного контроля речевых умений учащихся.Целью данной работы является исследование возможностей метода проектов как средства комплексного контроля речевых навыков и умений учащихся.Методами исследования являются обобщение опыта ведущих педагогов и методистов, изучение специальной литературы (психолого–педагогической и методической), опытное обучение, наблюдение.
Иностранный язык принадлежит к числу тех учебных предметов в школе, которые требуют особенно тщательного учета и контроля знаний и умений учащихся. Его специфика заключается в том, что домашнее задание, подлежащее контролю, может быть дано для приготовления и в устной, и в письменной форме; может касаться отдельных аспектов языка, но может быть и комплексным; например, оно может состоять из задания в самостоятельном чтении и устном переводе текста или из письменного задания в виде упражнения на проверку лексических знаний этого же урока [2].
Приучить учащихся систематически работать над выполнением домашнего задания – задача каждого учителя, и каждый учитель стремится к этому. Но учащийся только тогда будет выполнять домашнее или классное задание, когда будет знать, что вся его работа проконтролирована и оценена. Отсутствие контроля и оценки какого-либо вида речевой деятельности приводит к снижению мотивации при выполнении домашнего задания и вообще к изучению языка. Следовательно, тщательный учет знаний и умений учащихся необходим и как стимул к добросовестной работе ученика [2].
Традиционные технологии, которые представляют собой авторитарные системы требований, в которых учащийся был пассивен, а основной его вид деятельности заключался в том, что он слушал учителя, уходят в прошлое и сменяются личностно-ориентированными технологиями, которые ставят в центр всей образовательной системы личность обучающегося, создание комфортных условий для ее развития. Одна из них– проектная методика, которая прочно заняла место среди современных педагогических технологий. Одной из главных особенностей проектной деятельности является ориентация на достижение конкретной практической цели – наглядное представление результата, будь это презентация, доклад или сочинение. Метод проектов предоставляет возможность учащимся использовать язык в ситуациях реальной повседневной жизни.
Е.С. Полат дает следующее определение «проекта» как метода и как педагогической технологии: «В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления». Говоря о методе проектов как о педагогической технологии, «то это технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой сути» [1; 8].
Проектная методика является не только средством для повышения мотивации в изучении иностранного языка, развития творческих способностей учащихся, умения работать в коллективе, но и может быть средством комплексного контроля речевых навыков и умений учащихся.
В МБНОУ «Лицей 111» в 11 «Б» с 29.09.2015г. по 12.10.2015г. был проведен проект «Livingin a globalvillage», основанный на базе УМК «EnjoyEnglish» для 11 классов.
Цели проведения проекта были обозначены следующим образом:
1. Контролировать все виды речевой деятельности учащихся: аудирование, чтение, письмо, говорение;
На первом этапе учитель назвал тему «Globalisation in Our Life» и огласил задачи, которые учащиеся должны будут выполнить в ходе проекта, а именно критически осмыслить и обобщить собранный материал по предложенным темам и представить его в конкретной форме, в форме презентации.
На втором этапе происходил сбор информации. Учитель на уроке выступал в качестве источника информации. В качестве домашнего задания учащиеся выполняли упражнения не только на развитие лексических и грамматических навыков, но также проявляли самостоятельность в поиске необходимой информации по теме проекта.
Третий этап проходил на последних двух уроках. На 7 уроке состоялось подведение итогов по теме «Globalisation in Our Life». Во-первых, учащиеся обсуждали темы проектов, которые они будут представлять на защите. Также, они обсуждали ход работы над проектом, разрабатывали план, по которому в дальнейшем составлялась презентация, выделяли необходимую информацию для своих микро тем, используя знания, полученные в ходе уроков, а также различные источники информации (статьи, учебники, Интернет ресурсы) и личный опыт.
На 8-м уроке проходила защита проектов. Каждая группа составила реферат и презентацию по своей теме. Выступления проходили в форме телевизионного шоу, в котором школьники делились проблемами глобализации в современном обществе. Выступления проходили в виде монологического высказывания. После выступлений каждой из групп, учащиеся задавали интересующие их вопросы участникам, т.е. проводилась небольшая конференция. После защиты проектов, учащимся было предложено сделать совместный плакат, в котором они отразили основные идеи своих микро тем.
В ходе анализа проекта, мы пришли к выводу, что проектные задания действительно являются эффективным средством комплексного контроля. Во время проведения проекта, учащиеся использовали все виды речевой деятельности: извлекали информацию из различных текстов учебника или статей, а также аудио- и видеозаписей, оформляли доклад в письменной форме, делали устное сообщение по теме своего проекта, слушали выступления своих одноклассников и провели конференцию в рамках темы проекта. В ходе проведения проекта развивались не только все виды речевой деятельности, но также и лексические и грамматические навыки, так как учащимся было необходимо использовать лексику и грамматический материал в рамках заданной темы. Все это доказывает то, что проектная работа может служить средством всестороннего контроля видов речевой деятельности.
Список литературы
Старичнева, Л. Д.О формах учета знаний учащихся / Л. Д. Старичнева. - (Практика) // Иностранные языки в школе. - 2010. - № 4 ; Золотые страницы. - 2010. - Вып. 1. - С. 77-80. - (Золотые страницы. - 2010. - Вып. 1. - С. 77-80).
Полат Е. С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностр. языки в школе. / ИЯШ. – 2000. – № 2. – С. 3-10.