Просмотр содержимого документа
«Проблемно-диалогическое обучение на уроках английского языка (фрагмент урока).»
Проблемно-диалогическое обучение на уроках английского языка. Фрагмент урока.
Цель методической разработки – применение технологии проблемно-диалогического обучения на уроке английского языка как средство реализации системно-деятельностного подхода. В результате освоения и применения в практической деятельности ПДО ставлю следующие задачи:
- формировать компоненты учебной деятельности у учащихся,
- качественное усвоение знаний.
На уроках с использованием технологии ПДО постановка темы и задач урока, а так же их решение выполняются в ходе специально организованного учителем диалога. Автор технологии кандидат психологических наук Елена Леонидовна Мельникова различает два вида диалога: подводящий и побуждающий и определяет их использование на двух этапах урока: постановки темы и «открытии» нового знания.
Подводящий диалог – это система вопросов и заданий, которая активизирует, развивает логическое мышление учащихся. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы.
Побуждающий диалог – отдельные стимулирующие реплики, которые помогают ученику работать творчески. На этапе постановки проблемы этот диалог применяется для того, чтобы ученики осознали противоречие, заложенное в проблемной ситуации и сформулировали проблему.
Опираясь на классификацию методов проблемно-диалогического обучения покажем примеры использования технологии на уроке английского языка в 6 классе по теме «Достопримечательности Лондона» на основе УМК О.В. Афанасьева, И.В. Михеева, К.М.Баранова “Rainbow English” на этапе «Постановка проблемы» - этапе формулирования темы урока или вопроса для исследования.
Методы постановки учебной проблемы:
1. сообщение темы с мотивирующим приёмом.
Суть метода заключается в том, что учитель предваряет сообщение готовой темы или интригующим материалом (приём «яркое пятно»), или характеристикой значимой темы для самих учащихся (приём «актуальность»). В некоторых случаях, в частности на данном уроке, оба мотивирующих приёма используются одновременно.
Анализ
Учитель
Ученик
Постановка проблемы
«Яркое пятно» в форме песни о Лондоне со зрительной опорой на видеофильм.
«Актуальность» в форме характеристики темы.
- Please listen to the song and watch the presentation.
- What do think you we’ll speak about at the lesson?
- About London.
- Would you like to visit London? Why?
- It’s the capital of Britain, a beautiful city, etc.
Тема
- So what is the theme of our lesson?
- London, the capital of Britain.
2. побуждающий от проблемной ситуации диалог.
Проблемная ситуация с противоречием между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя создаётся практическим заданием на новый материал. Побуждение к осознанию проблемы осуществляется репликами «Вы смогли выполнить задание? В чём затруднение?» И далее: « Почему так получилось? Что мы ещё не знаем?»
Анализ
Учитель
Ученики
Постановка проблемы
Актуализация знаний
- What do you know about London? What sights can you name?
Называют достопримечательности известные по опыту.
Задание на новый материал
-Watch a film about London and then make up a cluster “London and its sights”.
Работая в малой группе, пытаются составить кластер «Лондон и его достопримечательности».
Проверка задания
- Let’s compare the results.
Ученики вывешивают на доску листы с вариантами ответов.
(Проблемная ситуация)
Побуждение к осознанию
- Why do we have so short clusters?
(Осознание проблемы)
Побуждение к проблеме
- What do we need to do the task?
- To learn new words about London, get information about new sights of London, etc.
Уточнение темы
- So what is the theme of our lesson?
- The sights of London.
Таким образом на проблемно-диалогических уроках учитель с помощью диалога помогает ученикам поставить учебную проблему, т.е. сформулировать тему урока и задачи. Далее учитель с помощью диалога знакомит учащихся с новым материалом.