План - конспект учебного занятия "Информационный дизайн. Стенд"
План - конспект учебного занятия "Информационный дизайн. Стенд"
Обучающие:
Научиться работа с брифом. Анализировать техническое задание. Систематизация знаний об особенностях создания информационных стендов;
Развивающие: формирование навыков креативного мышления, чувство гармонии и вкуса, логическое и аналитическое мышление, самостоятельно работать по плану, развитие навыков общения с заказчиком и коммуникативных способностей.
Воспитательные: воспитывать усидчивость, уважение к труду, умение работать самостоятельно, коммуникабельно воспринимать критику педагога и заказчика, самоорганизацию
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«План - конспект учебного занятия "Информационный дизайн. Стенд"»
Технологическая карта учебного занятия преподавателя
ГБПОУ Уфимского государственного Колледжа Технологии и Дизайна
Ф.И.О. преподавателя
Юнусова Сабина Рафаилевна
Наименование дисциплины/профессионального модуля
МДК 02.02 Информационный дизайн и медиа.
Раздел Информационный дизайн
Тема учебного занятия
Информационный дизайн. Стенд
Вид занятия
Комбинированный.
Цель занятия
Разрабатывать дизайн-макет информационного стенда на основе технического задания.
Дидактические задачи
Обучающие:
Научиться работа с брифом. Анализировать техническое задание. Систематизация знаний об особенностях создания информационных стендов;
Развивающие: формирование навыков креативного мышления, чувство гармонии и вкуса, логическое и аналитическое мышление, самостоятельно работать по плану, развитие навыков общения с заказчиком и коммуникативных способностей.
Воспитательные: воспитывать усидчивость, уважение к труду, умение работать самостоятельно, коммуникабельно воспринимать критику педагога и заказчика, самоорганизацию
Ожидаемые результаты
знать:
технологические, эксплуатационные и гигиенические требования, предъявляемые к материалам;
современные тенденции в области дизайна;
разнообразные изобразительные и технические приёмы и средства дизайн-проектирования.
уметь:
выбирать материалы и программное обеспечение с учетом их наглядных и формообразующих свойств;
выполнять эталонные образцы объекта дизайна в макете, материале и в интерактивной среде;
сочетать в дизайн-проекте собственный художественный вкус и требования заказчика;
выполнять технические чертежи или эскизы проекта для разработки конструкции изделия с учетом особенностей технологии и тематикой; разрабатывать технологическую карту изготовления авторского проекта;
реализовывать творческие идеи в макете;
создавать целостную композицию на плоскости, в объеме и пространстве;
использовать преобразующие методы стилизации и трансформации для создания новых форм;
создавать цветовое единство;
защищать разработанный дизайн-макет;
выполнять комплектацию необходимых составляющих дизайн-макета для формирования дизайн-продукта
Метапредметные результаты
Регулятивные: управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность.
Познавательные: работа с информацией; работа с графическими программами; использование знако-символических средств, выполнение логических операций, анализа, обобщения информации
Формирование общих компетенций
ОК 1; ОК 2; ОК 3; ОК 4; ОК 5; ОК 6, ОК 8; ОК 9
Учебно-материальное оснащение занятия
Компьютер для преподавателя – 1 шт.
мультимедийный проектор – 1 шт.
экран – 1 шт.;
наглядное пособие.
План учебного занятия
1
Организационный этап
5 мин
3
Подведение к теме. Сообщение темы занятия
5
4
Объяснение нового материала
45
5
Выполнение практической работы
30
6
Подведение итогов
5
Ход учебного занятия
Организационный этап.
Преподаватель отмечает в журнале учебных занятий отсутствующих на занятии.
Подведение к теме. Сообщение темы занятия.
С информационным дизайном, так или иначе, сталкивался каждый. Презентации, мультимедийные и печатные издания, графические иллюстрации учебников, диаграммы, схемы, чертежи, сайты и многое другое – всё это является продуктами инфодизайна. Его название, терминология и специфика известны единицам, но результатом – пользуются миллионы. Надежно войдя в жизнь каждого из нас, он существенно упрощает процессы восприятия и понимания, делая некоторые сложные вещи более доступными и легкими.
Информационный дизайн (дизайн мультимедийного продукта или медиадизайн), в широком понимании, подразумевает под собой одну из наиболее развивающихся отраслей представления и художественно-технического оформления информационных данных, где учитывается: эргономика работы с источниками и сервисами; функциональность возможностей представления; эстетика визуальных форм; психология восприятия и пр.
Основная задача информационного дизайна состоит в донесении до пользователя (читателя, зрителя и т.д.) наибольшего объема информации в течение наименьшего времени. Для достижения этих целей используются различные приемы, позволяющие структурировать данные (упорядочить по алфавиту, хронологии, географическому положению, иерархии) и ориентировать их на преобладающую аудиторию (в соответствии с возрастом, уровнем знаний, положением и др.). В работе информационного дизайнера не существует мелочей. Положение элемента на странице, его яркость, масштаб и прорисовка имеют для него принципиальное значение.
В отличие от обычного дизайнера, дизайнер информации выполняет не украшение, а упрощение представленных данных. Четко отличая важное от второстепенного, он относит на второй план или полностью удаляет элементы, не имеющие смысловой (функциональной) нагрузки. Используя различные цвета, шрифты и графику, специалист по инфодизайну выделяет главное, ступенчато (постепенно) представляя информацию, согласно степени ее важности.
На более простом и понятном языке, суть информационного дизайна заключается в «наведении порядка» в полиграфических, мультимедийных, WEB ресурсах (сайтах) и иных продуктах. Располагая содержимое страниц, элементы рисунков, схем, компоненты диаграмм и прочее, дизайнер позиционирует себя с точки зрения простого пользователя, позволяя сделать работу с ресурсом более удобной и понятной, а восприятие информации максимально быстрым и доступным.
Объяснение нового материала.
Определение информационного дизайна
Информационный дизайн — отрасль дизайна, практика художественно-технического оформления и представления различной информации с учётом эргономики, функциональных возможностей, психологических критериев восприятия информации человеком, эстетики визуальных форм представления информации и некоторых других факторов.
В информационном дизайне традиционные и новые принципы дизайна применяются к процессу преобразования сложных и неструктурированных данных в ценную, осмысленную информацию. С помощью картинок, символов, цвета, слов происходит передача идей, иллюстрация данных или визуализация отношений.
По Роберту Хорну из стэндфордского университета информационный дизайн — искусство и наука подготовки информации таким образом, чтобы она могла быть эффективно использована людьми. Дино Карабег дал следующее определение информационного дизайна: «Информационный дизайн — это дизайн информации».
В цитируемой работе определение развёртывается: информационный дизайн противопоставляется традиционному информированию, при котором профессионалы в своей области ведут информационную коммуникацию традиционными средствами, используя традиционные для той или иной сферы деятельности каналы. Для информационного дизайна важны ответы на следующие вопросы:
Каковы цели информации в данной культуре?
Как они могут достигаться эффективнее?
Каким новым целям может служить информация?
Как информация должна быть представлена, чтобы достичь целей?
В своей статье Герлинде Шуллер (Gerlinde Schuller) приводит следующую формулу информационного дизайна: «Информационный дизайн = Сложность + Междисциплинарность + Эксперимент». Информационный дизайн делает сложные наборы фактов доступными восприятию, требует междисциплинарного подхода к коммуникации, например, сочетая умения графического дизайна, трёхмерного дизайна, цифровых технологий, когнитивистики, теории информации, культурологии, следует развивать в направлении экспериментирования, расширяя репертуар средств и не исключая из рассмотрения сложные системы. В сборнике Information design[3] Джеф Раскин заявил, что «информационный дизайн» — неправильное название, так как саму информацию нельзя проектировать, в отличие от способов её передачи и представления.
Принципы
Основной целью информационного дизайна является ясность коммуникации: сообщение должно не только быть точно передано отправителем, но и правильно понято получателем. Информационный дизайн строится на функциональных и эстетических принципах. К функциональным принципам можно отнести: — облегчение понимания и обучения; — чёткая структура сообщения; — ясность; — простота; — единство (англ. unity) элементов сообщения; — обеспечение высокого качества сообщения; — уменьшение стоимости. К эстетическим принципам относятся: — гармония и пропорциональность.
История
Термин англ. information design, обозначающий междисциплинарную область исследований, появился в 1970-х. Некоторые графические дизайнеры стали использовать этот термин, а в 1979 году стал выпускаться журнал «Information Design Journal». По воспоминаниям редактора журнала, новое издание имело целью привнести дизайнерский процесс (планирование) в информационную коммуникацию, содержание и язык в дополнение к форме, в противовес броской информационной графике той поры. Необходимость наглядного представления информации возникла давно, и характерные для информационного дизайна работы в виде инфографики появились задолго до определения самого понятия:
Иллюстрация из «Эссэ о рабстве и коммерции рода человеческого» Томаса Кларксона, 1786;
Карта распространения холеры Джона Шоу (англ.) русск., 1854;
Диаграмма отношения музыкальных нот Куинби (англ. E.J. Quinby), 1941 и другие.
Распространённые приёмы
Акцентирование
Изменением различных параметров текста (размера и начертания шрифта, позиции, и т. п.) можно добиться контраста для части текста, на который необходимо обратить внимание читателя.
Параллельное изложение
Заметки на полях — параллельные тексты, фонарики (жарг.) — помогают привлечь внимание к наиболее важным моментам.
Добавление «воздуха»
Значимые части материала можно выделить путём окружения его пустым пространством — «воздухом». «Воздушный» документ и его части приятнее и легче читать, придаёт тексту изящество.
Излишняя усложнённость
Одной из проблем с информационным дизайном можно считать его излишнюю усложнённость (англ. over-designed), которая может выражаться в наличии отвлекающих внимание элементов.
Применение
Информационный дизайн находит применение в различных областях деятельности, таких как: — информационные материалы (в любом виде) и формы для получения информации; — внутренний документооборот предприятия; — указатели и организация среды для ориентации (англ. wayfinding) в пространстве.
Как мы уже с вами говорили, информация нас окружает везде и повсюду. Находясь на улице, нас окружают рекламные и информационные стенды, баннеры, рекламные и имиджевые щиты и тд...
Что же из себя представляет информационные стенды. Основное назначение, которое призван выполнять информационный стенд – служить полем для размещения различной, в том числе и рекламной, информации. Виды, размеры и формы подобных стендов могут быть самыми разными, в зависимости от их назначения: предназначен информационный стенд для размещения небольшого количества текстовой информации, или на нем предполагается размещать рекламные изображения или листовки. Информационные стенды развешиваются, как правило, на стенах, возможен и вариант их размещения на специальных опорах и установка на полу.
Информационные стенды применяются сегодня практически повсеместно: их можно увидеть в супермаркетах и магазинах, в офисах или на предприятиях, в образовательных или медицинских учреждениях. Несмотря на то, что сегодня появились новые эффективные методы рекламы, использование стендов по-прежнему является востребованным. Тем более, что для их изготовления применяются новые технологии, позволяющие значительно повысить их информативность и привлекательность.
Существуют различные варианты оформления информационных стендов. Это может быть стенд, информация на котором будет оставаться неизменной в течение долгого времени. Но более удобны в использовании стенды, конструкция которых дает возможность легко изменять их содержание. С этой целью обычно предусматриваются пластиковые кармашки, куда вкладываются листочки с информацией.
Стенд информационный, размещаемый в офисе или в магазине, может содержать корпоративную символику организации, или быть выполнен в ее корпоративных цветах. Что касается материалов для изготовления, стенды могут быть выполнены и из дерева, и из металла, популярностью пользуются пробковые и пластиковые стенды, а также различные комбинации этих материалов. Для нанесения информации на различные виды носителей (бумага, самоклеящаяся пленка, и др.) применяется, в том числе, и широкоформатная печать, удобна и аппликация, выполненная из виниловых пленок. А для обрамления информационного стенда, чтобы придать ему долговечность и привлекательность, может быть использован алюминиевый профиль. В конечном итоге, и выбор материала, и выбор других характеристик стендов, изготавливаемых нашей компанией, зависит от пожеланий заказчика. Конечно, при необходимости наши опытные специалисты окажут и консультационную помощь.
Выполнение практической работы.
Наиболее частой заявкой для графического дизайнера является разработка Информационного стенда. Сегодня на занятии мы с вами будем выполнять информационный стенд по техническому заданию.
Заказчик, как правило, создает пакет документов и файлов для выполнения дизайн-макета. Давайте его посмотрим.
Задание:
Разработать дизайн-макет информационного стенда для администрации уфимского района. Представить в виде Tiff-файла, готового к печати.
Заказчик предоставил пакет фотографий, которые необходимо вставить в макет.
Текст: Сеть учреждений культуры Уфимского района представлена 4-мя муниципальными бюджетными учреждениями. В том числе: МБУ «Уфимский районный Дом культуры», имеющий в структуре 27 учреждений клубного типа - МБУ «Уфимский районный Дом культуры», 20 сельских Домов культуры и 6 сельских клубов; 31 муниципальная бюджетная библиотека объединены в МБУ «Межпоселенческаяцентральная библиотека», МБУ «Музей боевой и трудовой славы муниципального района Уфимский район, Юматовский этнографический музей и Дом-музей 25-ой Чапаевской дивизии в селе Красный Яр.
В учреждениях культуры Уфимского района функционируют 12 творческих коллективов с почётным званием «Народный» и 4 коллектива со званием «Образцовый». В штате культурно-досуговых учреждений 2 заслуженных работника культуры Российской Федерации и 14 заслуженных работников культуры Республики Башкортостан.
Критерии оценивания:
балл
критерий
1
Качество визуальной композиции
1
Эффективность визуального воздействия и коммуникации для дизайна
1
Качество типографики для дизайна
1
Качество манипуляции с изображениями (ретушь, клонирование, регулировка цвета и тд.)
1
Качество дизайна других элементов
Подведение итогов.
На примере трех, четырех работ провести анализ и разбор выполненной работы. Показать удачные и неудачные работы, объяснить почему.