Янковская Е.С.
Цель урока: организация деятельности обучающихся по изучению средств художественной выразительности (метафор, сравнений, гипербол, олицетворений, аллегорий)
в русском и английском языках.
проанализировать стихотворение В.Набокова «К моей юности» на предмет наличия литературных тропов в тексте;
соотнести русский и английский варианты литературных тропов в стихотворении поэта;
совершенствовать навык перевода с русского языка на английский, используя текст стихотворения В. Набокова «К моей юности».
Образовательная технология: ТДМ (технология деятельностного метода).
Планируемый результат | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Метапредметный | Предметный |
1. Мотивация |
Самоопределение к деятельности | Актуализация знаний | При входе в класс дети выбирают шахматную фигуру (Набоков\фигуры.docx), так класс делится на 3 группы. Учителя литературы и английского языка сидят за столом и играют в шахматы, читая параллельно по четверостишиям стихотворение В.Набокова «Шахматы» (звучит английский и русский вариант стихотворения). (Набоков\стихотворение Набокова о шахматах.doc) | Учащиеся выбирают шахматную фигуру, разбиваются на группы. Учащиеся слушают стихотворение. |
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии |
| | Учителя «играют» в шахматы и по очереди перечисляют факты из биографии В.Набокова. Учитель литературы: Этот писатель родился 10 апреля 1899 года. Учитель английского языка: Не spoke and wrote in three languages; Russian, English and French. Учитель литературы: В 1919 году красные ворвались в Крым, и его семья на пароходе «Надежда» эмигрирует: Константинополь –Париж– Лондон и, наконец, Берлин. | Учащиеся: Это Владимир Набоков |
| | Учитель английского языка: His most popular novel is «Lolita»? Who is it? Why did we play chess at the beginning of the lesson? Учителя предлагают ответить на вопросы: «Почему представлена игра в шахматы? Как автор связан с этой игрой? Почему звучит русская и английская речь?» | May be he liked to play chess. Отвечают на вопросы, выдвигают предположения. |
3. Выявление места и причины затруднения |
| | Предлагает понять, в чем проблема, и сформулировать её. Учитель литературы: На какие вопросы нам предстоит ответить на уроке? | Учащиеся формулируют проблему и причины затруднения. Разве В. Набоков писал стихотворения? Как связаны шахматы с творчеством В. Набокова? В.Набоков – русский или английский писатель? Какие ещё тайны есть у В.Набокова? |
4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения |
| Формулирование цели | Организует процесс целеполагания с помощью диалога подводящего характера. Учащиеся формулируют цель устно. Учитель литературы: Давайте сформулируем суть нашего спора, подберём существительное. У каждого из вас на парте опорный конспект, который мы заполним в ходе урока. (Набоков\опорный конспект.docx) Сначала запишите название нашей шахматной партии: «Загадки Владимира Набокова» (Набоков\тема и цель.pptx) Цель мы также обозначили, укажите её в конспекте. Уникальность Владимира Набокова в том, что он талантливо писал как на русском, так и на английском языке. Оба языка для него родные. Он классик русской литературы и английской. Если американца спросить: «Знаете ли вы русского писателя Набокова?», – то он ответит: «Нет, я знаю американского писателя Набокова!». Во всём Набоков выискивает тайную симметрию. Как и шахматы: белое и чёрное, симметричны друг другу русская и английская половины его творчества. | Учащиеся формулируют цель устно. Записывают тему урока: «Загадки Владимира Набокова». Записывают цель в опорном конспекте: знакомство с биографией В.Набокова, сопоставление русского и английского творчества писателя. |
5. Реализация построенного проекта |
| Знакомство с биографией писателя, анализ стихотворения В. Набокова «К моей юности», актуализация знаний о средствах выразительности, анализ их в стихотворении. | 1.Организует просмотр презентации о жизни и творчестве писателя. (Набоков\презентация) Учитель литературы: Сейчас факты из жизни главной фигуры нашего спора появятся на экране. Ваша задача: внести основную информацию из презентации в первое поле таблицы опорного конспекта. 2.Послушаем, что вы записали? (обмен мнениями учащихся) Владимир Набоков начал свою загадочную игру с читателем именно со стихотворений. Затем русские известнейшие романы «Машенька», «Защита Лужина». В Америке он 18 лет занимается преподавательской деятельностью, где преподаёт русскую литературу. Студенты очень любили мистера Набокова. Адаптировавшись, Набоков начинает писать романы на английском языке. Самый главный в его жизни роман 1953 года – «Лолита». Через 14 лет он перевёл его на русский язык. В. Набоков говорит об этом так: «Ужасная вещь – переводить самого себя, перебирая собственные внутренности и примеривая их, как перчатку». Набоков также сделал английские переводы «Евгения Онегина», «Героя нашего времени», «Слова о полку Игореве». Итак, в каждой игре есть свои правила, есть они и в любом литературном жанре. 3.Как вы думаете, по каким правилам игры создаётся стихотворение? На ваших партах стихотворение В. Набокова «К моей юности». (Набоков\к моей юности.doc) Это стихотворение уже зрелого поэта, написано оно в Париже в 1938 году. 4.А прочтёт его сегодня главная фигура в нашей партии – сам автор. (Аудиотекст в исполнении В. Набокова) (Набоков\читаетнабоков.mp3) 5.О чём это произведение? 6.Какой размер выбирает автор? 7.В опорных конспектах в поле «Русский ход» указаны ключевые словосочетания из этого стихотворения. Определите, какие это средства художественной выразительности. 8.Отлично, мы разгадали с вами эту загадку В. Набокова. Прочтём выразительно стихотворение. | 1. Учащиеся смотрят презентацию, записывают основные факты биографии в опорный конспект. 2. Учащиеся кратко пересказывают биографию В. Набокова. 3. Учащиеся: Важен ритм, размер, рифма, а главное – средства художественной выразительности. 4. Прослушивают аудиозапись стихотворения В. Набокова «К моей юности» 5. Учащиеся: о воспоминаниях лирического героя о молодых годах, о быстротечности жизни, о жизни и смерти. 6. Стихотворный размер: анапест. 7. Учащиеся называют средства выразительности. Работа с таблицей опорного конспекта. 8. Читают стихотворение вслух. |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи |
Сравнение средств выразительности в русском и английском языке на примере стихотворения В.Набокова «К моей юности» | Понимание смысла ЛЕ (лексических единиц), узнавание новых ЛЕ, выделение новых ЛЕ в звучащем потоке речи, соотнесение звукового и визуального образа. | 1.Учитель предлагает соотнести русский вариант средств художественной выразительности (из английской версии стихотворения) с английским. Учитель: It has already been mentioned that Nabokov is also known as an outstanding translator. Today you have a chance to try to interpret his poem. But first let’s translate the metaphors and comparisons. Match the English and the Russian variant. | 1. Учащиеся соотносят русский и английский варианты средств выразительности и продолжают работу с опорным конспектом. |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону |
Самоконтроль и коррекция в случае необходимости, взаимоконтроль и коррекция. | Самостоятельное воспроизведение изученных средств выразительности. | 1.Учитель организует групповую работу и предлагает перевести стихотворение В. Набокова «К моей юности» и прослушать аудиозапись стихотворения в прочтении автора на английском языке. (Набоков\читает набоков.mp3) 2.Учитель: Now in groups try to rhyme the poem. Each group has 4 lines. Let’s see what you’ve done? Now you have an opportunity to listen to the writer himself and read the original translation. (Набоков\к моей юности.doc) | 1. Выполняют и контролируют действия партнёров по общению. 2. Читают получившиеся переводы, слушают аудиозапись. Сравнивают свои переводы с оригиналом. |
8. Включение в систему знаний и повторение |
| Знание новых ЛЕ, умение употреблять их в правильном контексте | Предлагает продолжить заполнение таблицы и сравнить оба варианта стихотворения. Учитель английского языка: Продолжим заполнение таблицы. Вы можете теперь сравнить оба варианта стихотворения. В каком из них автор использует больше средств выразительности? (Перевод практически совпадает с оригиналом, однако в английской версии нет рифмы, только ритм). | Заполняют таблицу, сравнивают средства выразительности в обоих стихотворениях. |
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке |
Самоконтроль и самооценка | | 1.Учитель: Have you managed to translate the poem correctly? Was it difficult? 2.Учитель английского языка: Which variant English or Russian do you like more? 3.Учитель литературы: Мы приближаемся к завершению нашего спора о том, кто же Набоков – русский или английский писатель и поэт. Сделайте сейчас свой выбор: в поле опорного конспекта «Ваш выбор и причины» напишите, какой вариант стихотворения вам ближе и почему? А кем является для вас Владимир Набоков: это больше русский или английский поэт и писатель? Это чёрная или белая фигура, по-вашему мнению? Аргументируйте, пожалуйста, свои высказывания. 4.А что же выбирает главная фигура нашего спора? Набоков говорил: «Моя голова говорит по - английски, а сердце по - русски...». Заполните и это поле. И какая же шахматная партия разыгрывалась в стихотворении В. Набокова «К моей юности»? 5.Вернёмся к началу урока. Так почему же шахматы? Писатель серьёзно увлекался шахматами задачами: во многих романах шахматный мотив становится сквозным (например, «Защита Лужина»), многие смыслы раскрываются, если расшифровать шахматные задачи. 6.Набоков был достаточно сильным игроком - практиком и опубликовал ряд интересных шахматных задач. Мы предлагаем вам решить одну из них. | 1. Учащиеся пытаются адекватно оценить свою деятельность на уроке, понять, что узнали и чему научились. Учащиеся: Yes, we tried, but we’ve made some mistakes. 2. Самостоятельные ответы учащихся. 3. Учащиеся: Узнали, что В. Набоков писал, как на русском, так и на английском языке, что средства художественной выразительности при переводе на английский язык существенно отличаются от русского варианта. 4. Работа с опорным конспектом, высказывание мнений с обоснованием причин. 5. Учащиеся высказывают свои мнения. Работа с опорным конспектом. Учащиеся: между жизнью и человеком. 6. Решение шахматных задач (если времени не хватает на уроке, решение задачи – часть домашнего задания, по выбору учащихся) |
10. Объяснение домашнего задания |
| | Учитель объясняет домашнее задание, снимает трудности выполнения домашнего задания. Предлагает найти информацию о В.Набокове, проанализировать другие стихотворения поэта, подготовить сообщения в группах. | Учащиеся фиксируют домашнее задание, Планирует свою деятельность по выполнению домашнего задания |