Конспект интегрированного урока (английский язык и литература) "Том Сойер - книга для взрослых и детей"
Конспект интегрированного урока (английский язык и литература) "Том Сойер - книга для взрослых и детей"
разработка содержит подробный ход интегрированного урока, который можно использовать как и внеклассное мероприятие. содержит весь необходимый раздоточный материал
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
5) картинки (город Ганнибал, река Миссисипи, фотографии с праздника, посвященного Тому Сойеру);
6) колья забора для игры;
7) подарочные рекомендательные списки;
8) негритянская песня «Внизу у реки» в исполнении Луи Армстронга;
9) английские песенки в стиле кантри;
10) раздаточный материал - таблицы
Ход урока
Ι. Организационный момент.
1.1. Приветствие на английском и русском языке.
- Hello! Glad to see you! Sit down, please. As you know, we have learnt about some famous American and English writers. And the portrait of one of them you see. (слайд №1)Who is he? Yes, you are right. This is a portrait of famous American humorist Mark Twain. And what is his most famous book? Yes, you are right. It’s ’’The Adventures of Tom Sawyer’’. (слайд 2)Our lesson is devoted to Mark Twain and his book. But today we have an unusual lesson. We have Literature and English together. Are you ready for the lesson?
1. 2. –Здравствуйте! Поскольку урок у нас с вами будет необычным, приготовьтесь к неожиданностям. Итак… первый сюрприз.
Упражнение «Растем». (Учащимся предлагается представить себя маленьким ростком, только что показавшимся из земли: «Вы растете, постепенно распрямляясь, раскрывая свои листочки и устремляясь вверх. Я буду помогать вам расти, считая до пяти. Постарайтесь равномерно распределить стадии роста»). Посмотрите, в какое большое дерево превратились росточки, я надеюсь, что расти вы будете в течение всего урока, обогащаясь новыми знаниями.
1.3. – А пока, давайте превратим наше дерево в чудо дерево. А что может расти на таком дереве? (все, что угодно). А вот на нашем дереве будут расти только те предметы, которые имеют отношение к героям книги марка Твена.
-Выберите их среди предложенных и украсьте ими наше дерево.
- But when you do it you, should translate them into English.
(В конвертах у учащихся набор различных предметных картинок, в парах учащиеся выбирают нужные и готовятся объяснить, какое отношение к книге «Приключения Тома Сойера» они имеют)
Сахарница – ее разбил Сид, но тетя Полли по привычке наказала Тома, что последнего очень обидело.
Книга – Мери обещала Тому подарить очень хорошую вещь, если он выучит заданный отрывок из Библии. Этой вещью оказался ножик.
Туфля – с помощью этого предмета тетя поли прогнала негритенка Джима, собиравшегося помогать Тому красить забор.
Коробочка из-под пистонов – в ней сначала находился жук, с которым играл в церкви во время службы пудель, а потом клещ, которого Том и Джо гоняли на уроке по парте.
Бутылка из-под лекарства - в бутылке был «болеутолитель», которым тетя Полли отпаивала затосковавшего Тома, а ложка выдала Тома, «кормившего» щель в полу лекарством и заодно угостившего им кота Питера.
9 желтых, 9 красных, 10 синих – это количество билетиков разного цвета, дававшее право на получение Библии. Обычно такие билетики получали за выученные стихи из Библии, но Том умудрился обменять на них «богатства», вырученные при продаже права красить забор.
- Ожили предметы, ожили страницы главной книги М. Твена, которая принесла ему мировую славу. Книге, возраст которой более ста лет. Не одно поколение мальчишек и девчонок с удовольствием знакомились с приключениями Тома Сойера и его друзей.
-Сам Марк Твен любил повторять, что эта книга для взрослых. Почему? Не будем торопиться с ответом. Подумаем, поразмышляем вместе с героями книги, а в конце урока вернемся к этому вопросу.
- А сейчас пришла пора поговорить о том человеке, который нам ее подарил.
ΙΙ. Биография Марк Твена.
2.1. –Обращаемся к портрету Марк Твена: « У него очень красивые седые волосы, не слишком густые и не слишком длинные, а в самый раз; римский нос, от которого его лицо кажется еще красивее; добрые синие глаза и маленькие усики».
- Вглядитесь в портрет писателя и попробуйте представить себе, каким ребенком был этот человек:
Как он выглядел мальчиком?
Какой у него был характер?
Был ли он послушным ребенком или озорником?
Домоседом или искателем приключений?
(Вихрастый мальчишка, веселый и неугомонный. Иначе как смог бы он написать такие веселые книги, рассказать о проделках и приключениях своих героев)
2.2. –Давайте представим, что к нам в гости пожаловал сам Марк Твен. Какие вопросы вы задали бы знаменитому писателю?
(Из мальчиков по желанию выбирается Марк Твен, ему на голову надевается цилиндр; “Марк Твен” общается с аудиторией на английском языке).
Meet Mark Twain.
(Примерные вопросы, которые задаются писателю.)
Nice to meet you! How are you?
What is your real name and surname?
When were you born?
Where are you from?
What is your profession?
Have you got a family?
How many children have you got?
What is your wife’s name?
What is your hobby? (fishing)
What is your address?
What is your best book?
What is your first book?
What are the names of your famous books?
Where have you got a house?
– Thank you.
2.3. –Давайте пополним шкатулку наших знаний о писателе и отправимся в его родной город Ганнибал. В нем нет ничего особенно примечательного, он только тем и знаменит, что в 1835 году там родился Сэмюэл Легхорн Клеменс (настоящее имя Марка Твена), а теперь нас встречают на площади его герои – Гек Финн и Том Сойер,-изваянные в бронзе, да раз в год на празднике, посвященном Тому Сойеру, проводятся соревнования по волейболу в грязи, состязания на самую резвую лягушку, забеги в мешках для девочек. Гвоздь программы, конечно же, — соревнования по крашению заборов. (Звучит негритянская песня «Внизу у реки» в исполнении Луи Армстронга)
- Одним из наиболее сильных детских впечатлений была великая река Миссисипи – самая большая река Северной Америки, несущая свои мощные воды мимо маленького городка. Именно она дала Сэму первую профессию – он несколько лет работал лоцманом – и псевдоним («Mark twain» -отметить две сажени, минимальная глубина для прохождения речных судов).
ІІІ Физминутка
3.1. – Давайте сейчас проверим, насколько внимательно вы прочитали повесть.
- Что Том ненавидел от всей души, а Сид и Мэри любили от всей души? (Воскресную школу).
- А теперь я задам вопрос, на который вы можете ответить хором:
– Смог бы Том просидеть спокойно на уроке целых 40 минут, как мы с вами?
– Нет! Значит, объявляем игру!
Игра «Покрась забор»
Знак отличия, который был у членов общества «Юные друзья трезвости»
(пунцовый шарф)
В чем связь медицины с дохлой кошкой? (сведение бородавок)
Продолжите ряд: не курить, не жевать табаку, ... (… не ругаться скверными словами.)
Объясните, что это за правила
(Эти требования выдвигались при вступлении в общество «Юных друзей трезвости»)
Что означают эти названия: «Дружба», «Любовь к родителям», «Сердечные склонности»? (Собственные сочинения юных леди школы)
Самое модное лечение того времени?
(водолечение)
Ты вырыл клад. Как ты истратишь деньги? (Куплю барабан, взаправдашнюю саблю, красный галстук, бульдога-щенка и женюсь)
Какую карьеру пророчил для Тома судья Тэтчер? (либо полководец, либо юрист)
Плюгавый человек лет 35, стриженый, рыжий, с козлиной бородкой.
(Директор воскресной школы Уолтес)
10. Когда зарывают под деревом деньги, в ту же яму... (Кладут мертвеца, чтобы он приглядывал за ними)
11. Ты в церкви на утренней проповеди, чем заняты твои мысли? (Во время богослужения на спинку передней скамьи села муха…)
12.Твоё отношение к такой важной науке как анатомия? (Не силён. Цветок поближе к сердцу…, или к желудку)
3.2. – Мы с вами сейчас играли. А для чего ребятам нужны игры?
- В повести есть замечательное рассуждение автора о детской игре:
«Сам того не подозревая, он (Том) открыл великий закон, управляющий человеческими действиями, а именно: для того, чтобы мальчику или взрослому захотелось чего-нибудь, нужно только одно – чтобы этого было нелегко добиться. Если бы Том был великим и мудрым мыслителем, вроде автора этой книги, он сделал бы вывод, что Работа 0 это то, что человек обязан делать, а Игра – то, чего он делать не обязан. И это помогло бы ему понять, почему делать искусственные цветы или носить воду в решете есть работа, а сбивать кегли или восходить на Монблан – забава».
- В какие игры играет Том? Откуда он берет эти игры?
- Многие его игры из книг, я вам хочу подарить список тех книг, которые наверняка были у Тома. Некоторые из них представлены на нашей книжной выставке, и мне хочется верить, что с этими книгами вы знакомы. А если еще нет, то обязательно познакомитесь:
Ф.Купер «Пионеры», «Зверобой», «Последний из могикан»
Т. Майн Рид «Всадник без головы», «Белый вождь»
Д.Дефо «Робинзон Крузо»
Э. По «Кладоискатели», «Золотой жук»
М. де Сервантес «Дон Кихот»
Г. Мелвилл «МобиДик»
- I’m sure you know one of these authors. Who is he? You are right, he is Daniel Defoe. And what is his most famous book? “Robinson Crusoe” . do you remember what it is about? (учащиеся вспоминают автора из предложенных и о чём книга «Робинзон Крузо»)
ΙVАнализ текста повести.
4.1.- А мы обратимся к самой главной книге М. Твена, которая принесла ему мировую славу. Книге, возраст которой более ста лет. Не одно поколение мальчишек и девчонок с удовольствием знакомились с приключениями Тома Сойера и его друзей.
- And now let’s remember the main characters of the book I’m going to read you the description of the character. Your task is guess, who is he or she.(Учитель читает описание героев по-английски, учащиеся догадываются, о ком идёт речь)
She is a strict old lady. She wears glasses. She has a son and a nephew.
He is a very obedient boy. He is Tom’s cousin. He always does his homework and visits the church.
He was a son of a drunk hard. All mothers of the town didn’t like him, because he was lazy, impolite and naughty. He wore old dirty clothes.
She was a beautiful girl with blue eyes and fair hair. Her clothes were always clean and tidy. She was very polite and kind.
– Ребята, у кого из вас мамы и папы читали эту книгу в детстве? А бабушки есть такие?
(Учащимся было заранее дано задание - расспросить об этом своих родных, и они делятся своими впечатлениями в классе.)
- Обратимся к главному герою повести Тому Сойеру, любимцу миллионов девчонок и мальчишек вот уже более 100 лет.
– Так какой же он, Том Сойер?
– Давайте вспомним, как началось наше знакомство с Томом.
(Звучит музыка, английские песенки в стиле кантри)
4. 2. - Чтобы составить полное представление о герое, вспомним основные эпизоды, в которых раскрывается Том, как личность. Можно назвать сферы, где герой проявляет себя?
(Семья, дружба, школа, любовь, приключения). Том везде проявляет себя как незаурядная личность).
- Работа с таблицей. В результате дальнейшей работы заполняем таблицу.
-Итак, семья Тома. В процессе просмотра инсценировки выберите черту, которая характеризует Тома в отношениях с тётушкой Полли и Сидом.
- What is Tom like?
Сценка 1.
Aunt Polly: Tom! Tom! (Нетответа). Tom! Where can that boy be? Tom!
(Всюду заглядывает и, наконец, видит Тома).
Tom: Mm! Mm! So tasty!
Polly: What? In the cupboard again?
Tom: No, aunt Polly.
Polly: No? Look at your mouth, hands. What is that?
Tom: I don`t know.
Polly: But I know. It`s jam. Give me that tick.
Tom: Look behind you, Aunt! (Тетушка оглядывается, Том убегает).
Polly: What a boy! Why can`t I learn? He has always done that.
(В этом эпизоде Том проявляет непослушание и сообразительность. Английский эквивалент naughty, intelligent).
Сценка 2.
Tom: No school, but I must work. I must whitewash the fence! (Краситзабор).
Ben: Tom! What are you doing? Why are you working today?
Tom: Work? You think this is work? But Tom Sawyer likes it. Does the boy whitewash a fence every day?
Ben: Let me whitewash a little.
Tom: Oh, no.
Ben: Please, I`ll give you my apple.
Tom: OK.
Billy: Let me too, I`ll give you my knife.
Johnny: Tom! Let me do it and I`ll give you my dead cat.
Tom: All right!!!(Том очень доволен).
(В этом эпизоде Том проявляет себя как человек ленивый, с одной стороны, с другой стороны, как творческий.Английские слова lazy,creative).
4.3. – Работа в группах. Учащиеся продолжают заполнять таблицу, анализируя предложенные эпизоды.
Жизненные ценности Тома Сойера
Эпизод
Черты характера (рус.)
Черты характера (англ.)
История с тётей Полли
Непослушный
Сообразительный
Naughty
Intelligent
Покраска забора
Ленивый
Творческий
Lazy
Creative
Знакомство с Бекки
Влюбчивый
Романтичный
Loving
Romantic
История с Библией
Тщеславие
Хитрый
Ambitious
Cunning
Том и Гек на кладбище
Смелость
Надёжный
Brave
Reliable
Похороны
Любовь к Приключениям
Эгоизм
Adventurous
Selfish
В пещере Мак Дугала
Выносливость
Героизм
Hardy
Heroic
Сундук с сокровищами
Энергичность
Целеустремлённость
Energetic
Purposeful
Итак, мы создали вместе с вами достаточно привлекательный образ Тома. Но, “ люди никогда не бывают ни безмерно хороши, ни безмерно плохи”.
(Прием “перекрестная дискуссия”: работа в группах: обвинители Тома и его защитники)
– А какие поступки Тома не заслуживают одобрения?
(таскает варенье, прогуливает уроки, симулирует, чтобы не ходить в школу, дерется, отлынивает от работы, обманывает тетю, убежав с Геком и Джо на остров, приносит массу огорчений своим родным и родным Джо, а придумав историю со сном, обижает тетю Полли)
– Почему Том почувствовал себя негодяем? (Его замучила совесть)
Совесть – самый строгий судья для человека. “Незваная гостья, которую нельзя прогнать”, говорит о ней Том. Муки совести – самые страшные, они сильнее даже страха смерти.
-Гораздо больше на его счету поступков хороших: это и благородство по отношению к Бекки, когда он берет на себя ее вину; и мужественное поведение в пещере; и главное – спасение Мэфа Поттера от несправедливого обвинения в убийстве. Том все время берет клятвы с Гека, что тот никому не проговорится о том, что они видели на кладбище, однако, в конце концов, сам идет к судье и свидетельствует против индейца Джо: чувство справедливости перевешивает чувство страха.
V. Рефлексия.
5.1 - Дайте краткую характеристику нашему герою на английском языке. Describe Tom.
На экране заготовки предложений:
Tomisa …(существительное)
Tomis…(три прилагательных)
Tom likes to …(два глагола)
5.2. «Письмо по кругу»
- Мы с вами сегодня говорили об одном из любимых произведений детворы всего мира. Вам сейчас предоставляется возможность написать по кругу письмо веселому озорнику Тому (работа в группах по 4 человека: каждый на своем листе пишет одно предложение и передает его по кругу. Каждый, получив листок, дописывает на нем по одному предложению и так до тех пор, пока письмо не вернется к его владельцу. Два письма зачитываются)
5.3. –Представим, что лет через 15-20 после описанных в книге событий собрались взрослые в доме у кого-нибудь из горожан и обсуждают интересную новость…
Участники инсценировки рассаживаются в воображаемой гостиной небольшими группами, ведут светские беседы. С газетой в руках стремительно входит редактор местной газеты.
Редактор. Вы читали свежий номер «Нью-Йорк таймс?»
Тетя Полли. Нет, мистер Браун. В последнее время у меня совсем плохо со зрением…
Вдова Дуглас. А что такое?
М-р Доббинс(небрежно). Это вы, верно, о Томе Сойере?
Тетя Полли(встрепенулась). О моем Томе? Что же он опять натворил?
М-р Джонс. Ничего, тетушка Полли, не волнуйтесь. Разве том может совершить что-нибудь, кроме очередного подвига?
Тетя Полли. Да-да, он всегда был славным мальчуганом. Озорничал, конечно, у меня от его проказ, бывало, голова шла кругом… Но сердце у него золотое…
Вдова Дуглас(перебивает). Так что же там, в «Нью-Йорк таймс?» Не томите душу!
Редактор. Наш земляк Томас Сойер баллотируется в сенаторы штата Иллинойс!
Тетя Полли (всплескивает руками). В сенаторы! Господи Иисусе! И как только его угораздило! В жизни не видала такого мальчиш… кхе-кхе (смущенно поправляется) мужчины…
Судья Тэчер. Ничего удивительного! Я всегда говорил, что из него выйдет либо великий полководец, либо великий юрист. Я был недалек от истины. Интересно, помнит ли он мои слова?
Редактор. А мы в нашей газете после громкого дела Меффа Поттера, когда Сойер спас его от виселицы, даже прочили ему карьеру президента… Мы впервые увидели в этом пареньке будущее! Надеюсь, он вспомнит об этом, когда станет сенатором.
М-р Доббинс. Да-да, как же, помню: «Быть ему президентом, если до той поры его не повесят!» Упаси бог от такого президента! До чего зловредный был мальчишка! Кажется, мне приходилось пороть его больше других – столько у него на уме было всяких гадостей. ..
Редактор. Пороть! Это интересно! (записывает в книжечку). Это может пригодиться и стать сенсацией. Представляете: «Сенатор, которого в детстве часто пороли!» впрочем, пока лучше об этом не распространяться. Вот если…
М-р Уолтерс (вмешивается). Да, мистер Доббинс знает, что говорит: ведь он был учителем Тома Сойера. Хотя и мне известны авантюры этого молодого человека. Помните, каким образом он получил в награду Библию? Просто скупил у детей все билетики, а стиха не знал ни одного! Могу представить, какими путями он будет действовать, получив власть! .
М-р Доббинс. Вряд ли он ее получит! А если и получит, то скоро потеряет! В один прекрасный момент ему придет в голову завести дружбу с какими-нибудь бродягами или отправиться в сомнительное путешествие и – прощай авторитет! Ведь у него никогда не было хороших манер и здравого смысла…
Тетя Полли. Зачем вы так говорите о моем Томе? Прекратите сейчас же. Да, он был сорвиголовой и ветрогоном, но сердце у него золотое. Разве вы спасли Меффа Поттера?
Судья Тэчер. Да, действительно, разве кто-то другой смог вывести мою девочку из лабиринта?
М-р Доббинс(ехидно). А завести ее туда?
М-р Джонс. Со всяким может случиться! А может это вы нашли клад?
М-р Доббинс (смутившись). Да я ничего, я только хотел сказать, что Тома иногда заносило в сторону, и тогда он мог быть опасен.
М-р Джонс. Заносило – не заносило, а он всегда первым успевал туда, куда нужно, и это помогало ему продвинуться. Теперь вот станет сенатором.
М-р Доббинс(мечтательно). Да, с кладом ему повезло. Не будь клада, может, и не баллотировался бы он сейчас в сенаторы…
М-р Уолтерс. Деньги – великая сила!
Судья Тэчер. Ум к ним тоже не мешает приложить! У Тома Сойера светлая голова. Он прочитал больше вас всех!
М-р Уолтерс. А как же со стихами из Библии?
М-р Джонс. Вы бы хотели, чтобы он сделался идиотом, как мальчуган из немецкой семьи, который выучил три тысячи стихов?!
Тетя Полли. Упаси боже, мистер Джонс!
Судья Тэчер. Зато – дочка мне рассказывала – он знал наизусть все книги про Робина Гуда и помнил все подвиги Дон Кихота! А они – говорила Бекки – всегда приходили на помощь беднякам.
Вдова Дуглас. Значит, и Том будет приходить на помощь всем беднякам, тем более, если станет сенатором.
М-р Доббинс (в сторону). Если его до этого не повесят…
М-р Уолтерс. Ну что ж, посмотрим, посмотрим после выборов…
Судья Тэчер. Мы еще будем гордиться, что мы его земляки…
Редактор. И, может быть, писать воспоминания о его детстве и о нашем городе. Только б он не забыл, кто его первый заметил. Возможно, ему захочется открыть новую солидную газету…
М-р Доббинс. А может, нам придется притворяться, что мы его никогда не учили, не воспитывали, если он опозорится…
М-р Уолтерс. С деньгами не опозорится! Деньги - великая сила!
Тетя Полли. Вы забыли про его сердце! Оно у него золотое, а деньги тут ни при чем…
5.4. –Марк Твен считал «Приключения Тома Сойера» книгой для взрослых. Как вы думаете, что же он хотел сказать взрослым, рассказывая им о мальчике из маленького городка?
(возможно, ему хотелось, чтобы взрослые увидели свой мир глазами ребенка, ребенка умного и наблюдательного, имеющего буйное воображение, мечтающего о кипучей деятельности и подвигах)
- На этом заканчивается знакомство с произведением. А в качестве домашнего задания я предлагаю вам задуматься над вопросом, почему писатель много лет спустя, размышляя о своем герое, писал, что Том, когда вырастет и перестанет играть, будет «лгать, как лгут все».
- Our lesson is over. Did you like it? I’m glad you did. You were very active and creative today. The lesson is over, you may be free.
Вопросы и ответы Твена:
Nice to meet you! How are you?
Hello! Nice to meet you too. I’m fine, thanks
What is your real name and surname?
My real name is Samuel Clemens
When were you born?
I was born on the 30th of November in1835.
Where are you from?
I am from the USA, state Missouri.
What is your profession?
I am a writer.
Have you got a family?
Yes, I have.
How many children have you got?
I have got four children- three daughters and a son