САМОАНАЛИЗ УРОКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
в 8 «А» классе МОБУ «Средняя общеобразовательная школа № 9» г. Минусинска
учителя иностранного языка Живан Ольги Ивановны.
Цель урока: формирование у учащихся коммуникативных умений и навыков через использование различных коммуникативных приемов и упражнений.
Цель урока: к концу урока учащиеся смогут дать совет кому–либо, находящемуся в сложной ситуации и составить список правил о поведении в классе;
Коммуникативная задача: учащиеся смогут обсудить, как люди себя чувствуют и как ведут себя в сложной ситуации;
Воспитательная задача: воспитание уважения, терпимости (толерантности), сочувствия (сопереживания), к другим людям и умения видеть себя частью общества;
Развивающая задача: - развивать умение наблюдать и сравнивать, классифицировать и
обобщать;
- вести дискуссию о поведении людей в различных ситуациях;
- участвовать в парных и групповых обсуждениях;
- читать тексты с общим и детальным пониманием содержания.
Моя методическая тема называется: «Влияние коммуникативных приемов, влияющих на речемыслительную деятельность, на совершенствование монологического высказывания у учащихся 7- 8х классов на уроках иностранного языка».
Данный урок по теме « I don’t belong» (« Я не принадлежу») я подготовила, для того чтобы показать насколько важно формирование коммуникативной компетентности у учащихся на уроках иностранного языка.
На данном уроке мною использованы следующие коммуникативные приемы:
Описание картинки посредством наводящих вопросов;
Вопросно-ответная форма работы;
Предвосхищение, предположение;
Мозговой штурм;
Поиск деталей, подробностей.
Критерии отбора коммуникативных приемов:
создание познавательных затруднений у учащихся;
развитие абстрактно-логического мышления;
мотивированность к речевому взаимодействию.
Прием - «описание картинки посредством наводящих вопросов» выполняет здесь сразу две функции: обозначение темы и снятие трудностей перед чтением. Учащиеся, отвечая на наводящие вопросы, описывают картинку и тем самым предугадывают содержание текста, который они собираются читать на следующем этапе урока. Мною замечено, что учащимся очень нравится сначала высказывать свои предположения по определенной теме, а затем, выяснять, правы они были или нет. Этот мотив также способствует стимуляции речемыслительной деятельности и создает мотивированность к речевому взаимодействию. Более того, я считаю, что этот коммуникативный прием является помощником в развитии воображения у детей, ведь высказывание предположений о чем-либо требует не только сформированности навыка устной речи, но и наличия достаточно богатого воображения.
Следующий коммуникативный прием - «поиск деталей». Здесь учащимся предлагается текст о Назим и ее проблеме и задание обсудить причины возникновения ее проблемы, а также найти слова и фразы, описывающие деятельность и чувства героев текста, иными словами - аргументы. Данный прием направляет внимание учащихся не только на выяснение информации посредством текста, но и на ее сопоставление, преобразование, осмысление. Именно это способствует составлению более логичных, полных и аргументированных высказываний. После того, как ребята все обсудили, им было предложено ответить на вопрос, почему Назим чувствует себя униженной. Для выстраивания соответствующего требованиям высказывания учащимся был предложен план ответа.
С помощью приема вопросно-ответной формы работы, ребята высказали свое мнение по проблеме (часть ответов отличались ясной логикой, полнотой и развернутостью, а также наличием большого количества поясняющих аргументов. В остальных высказываниях можно было заметить наличие нарушений и недочетов.
Проанализировав данный урок с точки зрения исследования, я думаю, что очевидно то, что частое использование различных коммуникативных приемов, стимулирующих речемыслительную деятельность учащихся, напрямую влияет на совершенствование умений монологического высказывания.
При работе с текстом были выдержаны 3 основные этапа:дотекстовый, текстовый и послетекстовый.
Содержание урока соответствует программе, связано с современной жизнью. Данный урок является одним из текущих уроков темы; интегрированный (урок совершенствования ЗУНов).
Я считаю, что выбранная структура урока была рациональна для решения поставленных задач и цели урока, логично связаны.
На уроке я пыталась организовать и управлять деятельностью учащихся; образовательный режим – режим обучения (т.е. цель, содержание, формы взаимодействия были направлены на совместную деятельность учителя и ученика, на понимание друг друга).
Дидактические отношения – У-у; у-у; у –уч. материал;
Организационная форма: коллективная; фронтальная; парная; групповая.
Коммуникативная деятельность – на уровне проблемы.
Уровень усвоения – творческое применение знаний.
Методы – частично–поисковый, проблемно-изучающий, объяснительно-иллюстративный, аудиовизуальный, когнитивный (сравнение).
Обратная связь – фронтально-содержательная (получала ответ практически от всех учащихся), иногда выборочно-содержательная и интуитивно-визуальная.
Дифференцированный подход
Целеполагание – совместное (в начале урока)
Мотивация учебной деятельности (с помощью разнообр. форм и методов, заданий)
Типологические случаи: понял - принял - делаю.
Влияние на ЗУНы (+)
Ученик (субъект, объект)
Эффективность способов Де ( +)
Роль учителя (регулятивная, инструкторская, коммуникативная)
Психологический климат: уравновешенный, создаются условия для самовыражения.
Качество усвоения (достижение результата): (полнота, глубина, гибкость, прочность…)
Наглядность: ДСИ (дотехн. ср-ва информации – книга)
ДСТ (дотехн. ср-ва тренажа – тетрадь)
ДСК ((дотехн. ср-ва контроля – карточки, дидакт. материал, наглядн.)
Степень воспитывающего воздействия урока (+)
Степень развивающего потенциала урока (+)
Степень валеологического компонента (смена видов Де, форм и методов)
Вывод: считаю, что урок был продуктивным, т.к. ребята были активны, работали увлеченно.
Я думаю, цель урока достигнута.