kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект и презентация интегрированного упока, 7 класс литература-английский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект и презентация  интегрированного урока   литература -английский язык в 7 классе по теме А.П.Чехов и его рассказ "Хамелеон".Цели урока: расширение знаний о творчестве  А.П.Чехова, усвоение терминологии по литературе, знание лексических единиц и умение задавать вопросы и делать краткие сообщения на английском языке.Учащиеся 7 класса сделали краткие сообщения о чеховских местах в городе Таганроге и о семье Чехова. В течении урока с учащимися проводилась словарния работа как на русском ,так и на английском языках. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект и презентация интегрированного упока, 7 класс литература-английский язык »

Урок по теме "Антон Чехов. Рассказ «Хамелеон»"

  • Саморокова Валентина Анатольевнаметодист

Разделы: Преподавание литературы

Урок 1

Цели урока:

  • расширение знаний о творчестве А.Чехова;

  • усвоение терминологии (юмор, сатира);

  • формирование навыков анализа сатирического рассказа;

  • развитие умения читать по ролям и инсценировать эпизоды.

Оборудование:

  • портрет А.Чехова;

  • иллюстрации города Таганрога;

  • иллюстрации к рассказу “Хамелеон”;

  • грамзапись с рассказом о родине писателя.

Словарная работа:

  • хамелеон;

  • юмор;

  • сатира;

  • шарж.

ХОД УРОКА

1. Литературная разминка (групповая работа).

Задание. В этом магическом квадрате зашифрованы названия рассказов. Читаться названия могут слева направо, справа налево, по горизонтали или вертикали, могут “ломаться” под прямым углом. Найдите их. Одно слово будет лишним. Объясните смысл его нахождения в данном задании. Названия рассказов запишите в тетрадь, прочитайте в группе все рассказы к уроку внеклассного чтения. Приложение № 1

2. Путешествие на родину А. Чехова в город Таганрог.

Учитель: Давайте сегодня совершим с вами путешествие по литературным местам и отправимся в город Таганрог, где 17 января 1860 года родился замечательный русский писатель Антон Павлович Чехов. Отправимся путешествовать на литературном экспрессе.

Итак, вот и станция нашего назначения. А поможет нам путешествовать по городу экскурсовод-невидимка. (Грамзапись)

Таганрог-это южный морской город. Длинная полицейская улица, на которой родился писатель Антон Чехов, одним концом упиравшаяся в грязную площадь, другим выходила на высокий, обрывистый морской берег.

Дед Чехова-крепостной, откупившийся на волю. Отец писателя, Павел Егорович, чтобы прокормить большую семью (а у него было 5 сыновей и дочь), держал бакалейную лавку, где продавались чай, сахар, крупа, мука и другие продукты.

3. Сообщение учащегося о детстве и отрочестве Антона Чехова. (Опережающее домашнее задание)

4. Работа над анализом рассказа Антона Чехова “Хамелеон”.

Учитель: Затем Чехов поступает на медицинский факультет Московского университета, и именно в это время стали появляться в печати его произведения под псевдонимом Антоша Чехонте.

Вопрос: А под какими псевдонимами ещё печатался Антон Чехов? (Опережающее домашнее задание)

(Антоша Чехонте не единственный псевдоним писателя. Часто он подписывал свои ранние рассказы так: Человек без селезёнки, Брат моего брата, Балдастов, Врач без пациентов, Вспыльчивый человек и др.)

Большинство произведений Чехова сатирические. Что же такое сатира? Давайте обратимся к словарю.

Сатира - гневное осуждение и беспощадное высмеивание пороков общественной и личной жизни. Это слово пришло к нам из латинского языка. (Запись в тетради)

Учитель: Дома вы прочитали рассказ Антона Чехова “Хамелеон”.

Давайте вспомним героев произведения, а поможет нам в этом кроссворд “Угадай фамилии чеховских героев”Приложение № 2

Вопрос: С чего начинается рассказ?

Кругом тишина и покой. И вдруг:

- Так ты кусаться, окаянная? – слышит вдруг Очумелов. – Ребята, не пущай её! Нынче не велено кусаться! Держи! А…а!

Вопрос: И какая же картина предстаёт перед Очумеловым?

Вопрос: Кто оказался виновником скандала?

Учитель: Действительно, виновником скандала оказался белый борзой щенок, в слезящихся глазах его было выражение тоски и ужаса.

Вопрос: А каким образом ведет себя страж порядка, полицейский надзиратель Очумелов? (Ответ в виде чтения по ролям)

Вопрос: Как вы думаете, почему рассказ называется “Хамелеон”? Кто такой хамелеон? (Опережающее индивидуальное домашнее задание)

Хамелеон – в словарях у этого слова есть два объяснения, одно из них говорит о том, что это разновидность ящериц, меняющих свой цвет в зависимости от обстановки, второе значение формулируется так: “переносное значение. Беспринципный человек, легко меняющий свои взгляды в зависимости от обстановки”.

Вопрос: Какое значение этого слова раскрывается в рассказе?

Имя героя рассказа давно стало нарицательным, понятие “хамелеонство” вошло в русский язык. Хамелеоном мы обычно называем человека, готового постоянно и моментально, в угоду обстоятельствам менять свои взгляды на противоположные.

Учитель: Давайте проследим, как меняется поведение Очумелова в зависимости от обстоятельств, обратите внимание на его речь, обращение к Хрюкину и “виновнику скандала”. (В слабом классе работаем с текстом, в сильном – пересказ текста)

Вопрос: Сколько раз и почему меняет своё решение Очумелов и как это проявлялось внешне?

Вопрос: Прочитайте “жалобу” Хрюкина. Что смешного в ней и как она характеризует Хрюкина? Как Очумелов обращается к Хрюкину? Найдите эти обращения. Почему он их так часто меняет?

Вопрос: Есть ли в рассказе герои, которых автор упоминает, но они не появляются перед читателями? Их роль в повествовании.

Учитель: Итак, Чехов показал нам хамелеонство, мгновенные изменения в поведении и чувствах Очумелова. Он показывает наглость, грубость Очумелова по отношению к Хрюкину, который стоит по социальному положению намного ниже Очумелова, и заискивание, трусость перед сильными мира сего.

Вопрос: Только ли Очумелову присущи черты хамелеонства?

Вопрос: Сколько хамелеонов вы видите в рассказе? Докажите свою точку зрения, используя текст.

Варианты:

1. Хамелеон – Очумелов.

2. Хамелеоны – Очумелов и Хрюкин.

3. Хамелеоны – Очумелов, Хрюкин и толпа.

Вопрос: Почему толпа так быстро (“словно из земли выросши”) собралась вокруг Хрюкина? Почему писатель в одном случае использует слово “толпа”, а в другом – “сборище”? Почему в конце рассказа толпа хохочет над Хрюкиным?

Учитель: тем самым Чехов как бы утверждает, что хамелеонство – всеобщее явление, за которым кроются чинопочитание, подхалимство, угодничество, лицемерие, самодурство. Так смешной рассказ становится гневным обличением российской действительности времён писателя. Персонажи Чехова образуют пёструю толпу, это люди разных судеб и разных профессий, их занимают различные проблемы – от мелких бытовых забот до серьёзных философских вопросов. И жизнь каждого героя – особая, отдельная чёрточка русской жизни, в сумме все эти черты обозначают все глобальные проблемы России конца XIX века.

Вопрос: А как вы думаете, актуально ли это произведение в наше время? Есть ли сейчас хамелеоны, подобные Очумелову?

5. Домашнее задание.

  1. Написать сочинение-рассуждение “Почему рассказ Чехова назван “Хамелеон”?

  2. Нарисовать шарж на “чеховского хамелеона”. Вспомнить, что такое шарж.

  3. Инсценировка понравившихся эпизодов.

Урок 2

Тема урока: Рассказ Антона Чехова “Хамелеон”. “Говорящие фамилии” как средство юмористической характеристики.

Цель урока:

  • закрепление понятий юмор, сатира, о комическом, сюжет;

  • формирование навыков анализа сатирического рассказа;

  • развитие творческих способностей учащихся.

Оборудование:

  • портрет А.Чехова

  • иллюстрации к рассказу “Хамелеон”

Словарная работа:

  • юмор;

  • сатира;

  • рассказ;

  • шарж;

  • художественная деталь;

  • сюжет, его элементы.

ХОД УРОКА

1. Литературная разминка. (Работа над кроссвордом “Проверь себя”). Приложение №3

2. Актуализация знаний учащихся.

Чтение сочинений – рассуждений “Почему рассказ Чехова назван “Хамелеон”? (Домашнее задание)

Защита шаржа на “чеховского хамелеона”.

3. Теоретическая разминка.

Учитель: На прошлом уроке мы с вами говорили об одном из ранних произведений Антона Чехова “Хамелеон”. Скажите, что представляет собой это произведение по жанру? Докажите.

(Рассказ. Рассказ – это небольшое произведение, повествующее о каком-либо эпизоде из жизни героя. Признаки рассказа: 1) повествовательность; 2) небольшой объём; 3) небольшое количество героев; 4) описание одного события, эпизода.)

Вопрос: Давайте вспомним, а что такое сюжет? (Сюжет (от франц. – предмет) – основные события в художественном произведении, в которых раскрываются характеры действующих лиц, отношение к ним писателя.

Вопрос: Перечислите основные элементы сюжета. (Экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка). Дайте им определения и найдите их в тексте. Прочитайте.

Вопрос: Что такое юмор? (Юмор – художественный приём в произведениях литературы или искусства, основанный на изображении чего- либо в комическом, смешном виде , а также произведение литературы или искусства, использующее этот приём.)

Вопрос: Что такое сатира? (Сатира – специальная форма отображения действительности, посредством которой обличаются и высмеиваются отрицательные явления действительности.)

Учитель: Сопоставьте определения юмора и сатиры. Выявите различия.

4. Работа над анализом рассказа.

I группа найдите юмористические эпизоды в рассказе “Хамелеон”.

II группа найдите сатирическое изображение в рассказе “Хамелеон”.

Учитель: Рассказ смешон, но за смешным просматривается невесёлый порядок вещей. Разнообразны проявления юмора в “Хамелеоне”.

Впервые мы видим Очумелова, идущим через базарную площадь в новой шинели и с узелком в руке. За ним шагает рыжий городовой с решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником. Как вы думаете, почему Чехов обращает наше внимание на эти детали? Что такое деталь? Какова её роль в произведении? (Деталь художественная (от франц. – подробность, мелочь, частность) – выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и эмоциональную нагрузку. Деталь художественная может воспроизводить подробности обстановки, внешности, пейзажа, портрета, интерьера, но в любом случае она используется, чтобы наглядно представить и охарактеризовать героев и их среду обитания.

(Значит, полицейский надзиратель и городовой, по долгу службы обходя площадь, уже собрали “дань”)

А теперь подумайте, что значит шинель в портрете Очумелова? (Символ власти над людьми)

Вопрос: А что же замечает автор в Хрюкине? (Полупьяное лицо, на котором что-то написано, здесь же окровавленный палец)

Учитель: А теперь посмотрите на щенка. Что вы увидели в его глазах?

Учитель: Обратите внимание: “человеческое” только в глазах собаки, в то время как площадь полна людей! Вот оно, проявление едкого, близкого к сарказму, юмора Чехова.

Вопрос: Как вы считаете, для чего Чехов использует в рассказе приём “говорящие фамилии”? Попробуйте “расшифровать” фамилии героев рассказа. (Очумелов, Хрюкин, Жигалов)

Приём “говорящих имён и фамилий” - юмористический или сатирический?

Учитель: Также абсурдны словоупотребления и синтаксис в репликах героев (“По какому это случаю тут? Почему тут? Это ты зачем палец?”; “Я человек, который работающий” и т.д.)

Комический эффект достигается в рассказе композиционным приёмом – повторением. В рассказе повторяется ситуация выяснения (“чья собака”?). Шесть раз меняется ответ на этот вопрос, и столько же раз меняется реакция полицейского надзирателя.

Вывод: Итак, делаем выводы: в рассказе Чехова юмор носит саркастический характер. В свой короткий “смешной” рассказ Чехов вложил серьёзное содержание, показав при этом мастерство большого художника.

5. Инсценировка понравившихся эпизодов.

6. Работа с иллюстрациями к рассказу А.Чехова “Хамелеон”.

Учитель: Рассмотрите иллюстрации А.Дудина, С.Герасимова, Бескаравайского, Кукрыниксы к “Хамелеону”

- Кто из художников наиболее верно и живо изобразил характеры героев, сцены, эпизоды?

7. Суд над Очумеловым (по рассказу А.П.Чехова “Хамелеон”).

Оформление: судейский стол, скамья подсудимых, зал для зрителей. Столики для защитника и обвинителя, плакаты: “Боже, как грустна наша Россия” (А.Пушкин); “Вы взгляните на эту жизнь: наглость сильных…, лицемерие…” (Н.В.Гоголь)

Ход суда

Секретарь: Встать, суд идет!

Судья: Прошу защитника, обвинителя, почтенную публику занять свои места. Слушается дело о полицейском надзирателе Очумелове, который обвиняется в хамелеонстве, заискивании, лести перед сильными сего, в наглости, грубости к мастеру золотых дел Хрюкину.

Чтобы лучше понять обвинение и защиту, чтобы приговор был единственно справедливым, соответствующим букве закона, заслушаем показания Очумелова.

Очумелов: Я, почтенный полицейский надзиратель, в новой шинели шел через базарную площадь вместе с городовым, который нёс решето, доверху наполненное конфискованным крыжовником.

Кругом была тишина, на площади ни души. И вдруг я услышал:

- Так ты кусаться, окаянная? Держи её! А…а!

И увидел человека в ситцевой рубахе и расстёгнутой жилетке, он бежал за собакой. Я сделал полуоборот и направился к сборищу.

Защитник: Позвольте, кто это был? Что за человек?

Очумелов: Я узнал в нём золотых дел мастера Хрюкина.

Защитник: А кто же был виновник скандала?

Очумелов: Белый борзой щенок с острой мордой и желтым пятном на спине, в слезящихся глазах его было выражение тоски и ужаса.

Обвинитель: В чем же провинился этот щенок?

Хрюкин: Иду я, ваше благородие, никого не трогаю, и вдруг эта подлая ни с того ни с чего за палец… Вы меня извините, я человек, который работающий… Работа у меня мелкая. Пускай мне заплатят, потому – я этим пальцем, может, неделю не пошевельну…

Судья: Вопрос к Очумелову. И какова была ваша реакция на это происшествие?

Очумелов: Я сказал, что это так не оставлю, приказал Елдырину составлять протокол. А собаку истребить. Узнать, чья она.

Обвинитель: А когда узнали, что она, кажись, генерала Жигалова?

Очумелов: Я приказал Елдырину снять с меня пальто, ужас, как жарко, и спросил у Хрюкина:

- Одного только не понимаю, как она могла тебя укусить? Нешто она достанет до пальца? Ты должно быть расковырял палец гвоздем, а потом пришла в твою голову идея сорвать. Знаю вас, чертей!

Судья: Вопрос к Хрюкину. Голос из толпы утверждал, что ты ей цигаркой в харю для смеха, а она – не будь дура, и тяпни.

Хрюкин: Врет кривой. Не видал, так, стало быть, зачем врать?

Защитник: Я протестую. А вы, господин Очумелов, сколько раз меняли своё решение в отношении собаки?

Очумелов: Шесть. Так ведь решался вопрос о принадлежности собаки. Решали: генеральская она или нет.

Кто-то из толпы сказал:

- Это, кажись, генерала Жигалова!

На что городовой глубокомысленно заметил:

- Нет, это не генеральская…У генерала таких нет. У него всё больше легавые…

Я спросил:

- Ты это верно знаешь?

- Верно, ваше благородие, - отвечал городовой. – А может быть и генеральская… На морде у ней не написано… Намедни на дворе у него такую видел.

- Хорошо, что повар генеральский погодился и сказал, что собака братца генерала Владимира Иваныча. Вот ведь собачонка какая у него шустрая! Цап этого за палец! Ха-ха-ха! А до этого я ещё доберусь! (показывая на Хрюкина, грозит ему пальцем.)

Защитник: Уважаемый суд! Господин Очумелов по должности соблюдал порядок.

Судья: Но он шесть раз менял своё решение. И менял его потому, что сначала было сказано, что собака ничья, потом генеральская, наконец, брата генерала.

А посему суд удаляется на совещание. (Суд удаляется. После возвращения зачитывается приговор)

Судья: Именем закона Российского государства, суд, рассмотрев дело по обвинению полицейского надзирателя Очумелова, приговаривает его к вечному презрению, общественному осуждению за его хамелеонство, заискивание, лесть перед вышестоящими чинами.

8. Домашнее задание.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Английский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
конспект и презентация интегрированного упока, 7 класс литература-английский язык

Автор: Казак Наталья Викторовна

Дата: 29.01.2015

Номер свидетельства: 163760


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства