Класс, в котором проводился данный урок, работает с УМК «English - 9» под ред. В.П.Кузовлева.
В данной учебной группе обучается 12 человек. Группа со средним учебным потенциалом: 4 учащихся имеют высокую мотивацию к изучению английского языка, хотели бы изучать язык углубленно в 10 классе. Эти учащиеся охотно берутся за выполнение индивидуальных дополнительных заданий.
Актуальность темы урока основана на высокой роли СМИ в жизни современных подростков, в определении их культурных ценностей и жизненных приоритетов. Знакомство с предпочтениями британских подростков в сфере СМИ дает возможность для поликультурного общения и расширения кругозора учащихся по теме, возможности сопоставления и сравнения своих интересов и интересов своих сверстников из другой страны.
Современные подростки оправданно считают себя продвинутыми пользователями интернета и имеют высокий уровень владения современными информационно-коммуникационными технологиями.
Каждый этап урока сопровождался определенной технологией (кластеры, «облака» из активной лексики урока, аудио файлы, кроссворды, метод контрольных вопросов, приемы ТРИЗ технологий – синквейн, чтение с остановками).
Урок построен с учётом компетентностного подхода в обучении английскому языку. Компетентностный подход предлагает освоение умений успешно действовать в проблемных ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни. Фактически знания здесь равны комплексу умений для эффективного действия в незнакомых условиях. Компетентностный подход – это усиление практического характера школьного образования.
На уроке были использованы технологии критического мышления и ТРИЗ технология. Технологии, выбранные мной, предполагают следующие этапы работы:
1. вызов интереса логическое предположение, т.е. всё, что мы знаем по теме;
2. этап осмысления содержит в себе обсуждение того, что мы знаем и умения воспринимать новое;
3. рефлексия – осмысление того, что мы узнали. Новые знания выстраиваются в общую систему знаний и готовы к творческому использованию в новых аутентичных материалах.
Урок состоял из 8 этапов.
На первом этапе основной задачей было включить учащихся в режим активной познавательной деятельности и продуктивной работы на уроке, активизировать их знания по теме «СМИ Великобритании», настроить учащихся на общение. Фронтальная форма работы учитель-ученик в виде устного блиц опроса по изученному материалу являлась оптимальной. Учащиеся давали краткие и развернутые ответы на вопросы учителя, используя активную лексику урока, сгруппированную в наглядном «кластере» и высказывали свое отношение к СМИ. Исходя из предложенных для обсуждения лексических единиц, учащиеся сделали вывод о теме урока.
Следующий этап включал в себя проверку домашнего задания – обобщить знания о СМИ Великобритании. В качестве опорного конспекта учащимся были предложены схемы-конспекты, созданные при помощи компьютерной программы Mind Map Manager (создатель карт - ума). Данные схемы содержат в себе ключевые понятия по теме высказывания и позволяют построить краткое исчерпывающее логическое высказывание.
Следующим этапом работы было проверка знаний по теме. При разработке урока учителем был учтен уровень владения языком учащимися и работа на уроке была построена с учетом уровня обученности: дети со средним уровнем обученности выполняли, в основном, групповые задания, а учащиеся с высоким уровнем владения английским языком выполняли индивидуальные задания, ориентированные на углубленное изучение темы. Первой группе была предложена работа с текстами (после прочтения текста надо было составить либо синквейн, либо кластер). Они рассказали о своих предпочтениях в СМИ, опираясь на свои ответы по анкете.
Второй группе было предложено поработать с анкетой, а затем рассказать о своих предпочтениях в СМИ, опираясь на свои ответы по анкете. Те, кто раньше справились с выполнением своего задания, решали кроссворд, где проверили свои орфографические навыки. Кроссворд является альтернативой словарному диктанту. Учащиеся работали с текстами, содержащие задания в рамках подготовки к ГИА. Задания по аудированию также соответствовали заданиям в рамках подготовки к ГИА.
После того как обе группы справились со своими заданиями они обобщали полученные сведения о предпочтениях британских и российских подростков, сравнивали, делали вывод. Вывод, что наиболее популярным СМИ среди подростков России и Великобритании является интернет.
Сделанный вывод подводит учащихся к заключительному этапу урока, который одновременно является и проверкой того, насколько успешно они усвоили учебный материал, а так же одновременно является связующим звеном между основным содержанием урока и содержанием домашнего задания. Домашнее задание – представление проекта по теме на следующем уроке.
Учащиеся проявили высокую познавательную активность на уроке, с легкостью справлялись с поставленными задачами, активное использование наглядных средств обучения повысило результативность выполнения упражнений. На этапе рефлексии дети выразили свое отношение к средствам массовой информации и отметили эффективность использованных технологий и желание использовать их в дальнейшем в учебной деятельности.