kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование умений диалогической речи посредством дискуссии на среднем этапе обучения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обучение диалогической речи на уроках иностранного языказанимает сегодня одну из ведущих позиций.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование умений диалогической речи посредством дискуссии на среднем этапе обучения»

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Кузбасский гуманитарно-педагогический институт
федерального государственного бюджетного образовательного
учреждения высшего образования
«Кемеровский государственный университет»


Факультет филологии


Кафедра иностранных языков




Рубцова Анастасия Евгеньевна

гр. ИЯИЯ-20-1


«ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ДИСКУССИИ НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ»



Курсовая работа

по дисциплине «Методика обучения английскому языку»

по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование

(с двумя профилями подготовки)

направленность (профиль) подготовки «Иностранный язык (английский язык) и Иностранный язык (французский язык)»



Проверил:

ст. преп.

Е. С. Беденко

Общий балл:______________

_________________________

подпись

«___» ____________ 20 ___г.







Новокузнецк, 2023


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1 Теоретические основы формирования умений диалогической речи. 6

1.1. Диалогическая речь как вид речевой деятельности 6

1.2. Основные характеристики процесса формирования диалогических умений 12

1.3. Контроль сформированности диалогических умений 14

Выводы по первой главе 16

Глава 2 Использование приема «дискуссия» для формирования умений диалогической речи на среднем этапе обучения. 17

2.1. Понятие приема дискуссия 17

2.2. Дискуссия как прием формирования умений диалогической речи на среднем этапе обучения 18

2.3. Организация занятия по формированию умений диалогической речи посредством дискуссии 19

Выводы по второй главе 29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32

ПРИЛОЖЕНИЕ A 34

ПРИЛОЖЕНИЕ Б 35

ВВЕДЕНИЕ


Знание иностранных языков становится все более и более востребованным аспектом в современной жизни человека. Изучение языков в школе способствует разностороннему развитию обучающихся, а также их кругозора. В процессе изучения иностранных языков, обучающимся необходимо овладеть умением участвовать в общении на изучаемом языке. Основной целью обучения иностранным языкам является развитие умений диалогической речи на изучаемом иностранном языке.

Обучение диалогической речи на уроках иностранного языка занимает сегодня одну из ведущих позиций.

Во многих трудах отечественных лингвистов и психологов, таких как И. А. Зимняя, Е. И. Пассов, Н. И. Гез и др. была рассмотрена тема формирования умений диалогической речи.

Успешность при обучении диалогической речи зависит от множества факторов, таких как: отведенное время, вводимые речевые образцы и др. А также можно отметить такой фактор, как эффективная организация дискуссий. Не достаточная разработанность этой проблемы при проведении практики обучения диалогической речи на среднем этапе и позволила определиться с выбором данной темы.

Вышеизложенное обусловило актуальность исследования.

Объектом исследования является процесс формирования диалогических умений на среднем этапе обучения. В качестве предмета исследования выступает комплекс заданий, направленный на формирование умений диалогической речи на среднем этапе обучения посредством дискуссии.

Цель: разработать комплекс упражнений, направленный на формирование умений диалогической речи на среднем этапе обучения с использованием приема дискуссии.

Задачи:

  1. рассмотреть диалогическую речь, как вид речевой деятельности;

  2. выявить основные характеристики процесса формирования диалогических умений;

  3. рассмотреть формы и виды контроля сформированности диалогических умений;

  4. охарактеризовать прием обучения и прием дискуссии;

  5. рассмотреть дискуссию, как прием формирования умений диалогической речи;

  6. разработать комплекс заданий, направленных на формирование диалогических умений на среднем этапе обучения с использованием приема дискуссия.

В ходе исследования использовались методы:

  1. изучение и анализ психолого-педагогических и методических источников по теме исследования;

  2. изучение и обобщение педагогического опыта.

Теоретическую основу исследования составляют теоретические положения обучения иностранному языку в рамках деятельностного и коммуникативного подходов, а также положения, лежащие в основе дискуссионных приемов обучения (И. А. Зимняя)

Практическая значимость работы определяется актуальностью исследования и заключается в возможности использования результатов исследования при разработке УМК, методических разработок для учителей иностранного языка в средней школе и применения в реальных условиях.

Апробация результатов исследования предполагается в 8 семестре во время прохождения педагогической практики.

Структура работы: данная работа состоит из введения, двух глав, преимущественно теоретического характера, выводов по главам, заключения и списка использованных источников, включающего в себя 12 источников. В первой главе рассматриваются теоретические основы формирования диалогических умений, в том числе понятие и виды речевой деятельности, основные характеристики процесса формирования диалогических умений, формы и виды контроля сформированности диалогических умений на среднем этапе обучения. Во второй главе рассматривается понятие приема дискуссия, выявляются приемы формирования умений диалогической речи на среднем этапе обучения, разрабатывается комплекс заданий, направленных на формирование диалогической речи посредством дискуссии.



Глава 1 Теоретические основы формирования умений диалогической речи.
    1. Диалогическая речь как вид речевой деятельности


В современном обществе изучение иностранных языков является важной составляющей жизни человека. Знание иностранного языка необходимо современному человеку, чтобы иметь успех в той или иной сфере деятельности. Изучение иностранных языков открывает человеку много возможностей, таких как: знакомство с культурой и традициями другой страны, способствует развитию мышления, а также, что немаловажно памяти. Знание иностранных языков помогает людям в разных сферах жизни, например в политике, науке, спорте и тд.

Существуют разные цели, которые преследуют люди, изучая иностранный язык.

  1. Работа – знание иностранного языка позволяет получить хорошую профессию, а впоследствии и повышение. Также появляется возможность отправиться в командировку в другую страну и обменяться опытом со своими иностранными коллегами;

  2. Эмиграция – процесс адаптации в новом обществе происходит в разы быстрее, если человек знает иностранный язык;

  3. Путешествия – даже знание одного иностранного языка, например английского, позволяет путешествовать во многие страны. Без проблем получится коммуницировать с местными жителями, купить билеты или продукты и тд;

  4. Личные мотивы – здесь могут быть разные причины от интернациональных браков до личного хобби.

Чтобы успешно овладеть иностранным языком, нужно формировать базовые навыки: грамматические, лексические и фонетические.

Речевая деятельность – деятельность, осуществляемая преимущественно с помощью языка. Деятельности, включающей только речевые действия, не существует. Речевые действия в любом случае перемежаются с умственными, двигательными и другими. Речевая деятельность может быть различных видов: чтение, говорение, перевод, редактирование, корректирование, реферирование и другие. Но если отбросить профессиональные виды речевой деятельности, то появляется возможность различать четыре основных вида речевой деятельности: говорение, аудирование, чтение и письмо [6].

Аудирование – один из четырех основных видов речевой деятельности наряду с говорение, письмом и чтением. Аудирование предполагает не просто слуховое восприятие речи, но восприятие речи с ее пониманием. Сущность аудирования заключается в том, чтобы слуховыми анализаторами выделить воспринимаемый объект и узнать его, сопоставив с хранящимся в долговременной памяти эталоном. Первое действие называется различением, а второе – узнаванием. Для того чтобы различать и узнавать иноязычную речь, необходима перестройка речевых механизмов, приспособленных к родному языку. Основными механизмами аудирования являются: речевой слух, вероятностное прогнозирование и проговаривание. Кроме того, эффективность аудирования зависит и от развития памяти, в том числе и оперативной памяти [6].

Говорение – один из основных видов речевой деятельности, характеризующийся продуктивностью (репродуктивностью) и использованием устной формы речи.

Различают неварьируемое говорение – воспроизведение готовых фраз, варьируемое говорение – комбинирование клишированных оборотов, свободное говорение – самостоятельная продукция речевых произведений [6].

У устной речи существует ряд характеристик: [7]

  1. Спонтанность – можно заранее обдумать, что мы хотим сказать, и тем не менее речь конструируется заново в момент говорения;

  2. Однократность – то, что уже было сказано, невозможно вычеркнуть или стереть;

  3. Наличие паралингвистических средств общения – это интонация, расстановка акцентов, паузы, модуляция голоса, жесты и тд.

  4. Обратная связь – в диалогической речи обратная связь очевидна и выражается в репликах партнеров по разговору. В монологической речи она менее очевидна, выражается в реакции слушающих.

Чтение – рецептивный вид речевой деятельности, имеющий своей целью извлечение информации из письменного текста. В методике обучения иностранным языкам различают два основных вида чтения: учебное, информативное. Информативное чтение может быть, в свою очередь, изучающим (аналитическим) и поисковым (синтетическим, ознакомительным). Поисковое чтение при значительном темпе чтения называют скоростным или динамическим [6].

Процесс чтения во многом совпадает с процессом аудирования. И здесь и там происходит сначала выделение воспринимаемого объекта, называемое различением, а затем его сопоставление с хранящимся в долговременной памяти эталоном, т.е. узнавание. Но при всем своем сходстве с аудированием чтение имеет и свои отличительные стороны: [7]

  1. При чтении основная нагрузка падает не на слуховые, а на зрительные анализаторы. Поэтому на первое место выдвигает зрительный образ, при этом слухомоторный образ играет вспомогательную, хотя и обязательную роль при узнавании языкового материала;

  2. При чтении в значительной степени снимается нагрузка с оперативной памяти, поскольку существует возможность неоднократного восприятия письменного текста;

  3. При чтении проговаривание воспринимаемого текста может принимать открытый характер (чтение вслух), так как оно и в этом случае не создает помех восприятию речи;

  4. При чтении скорость поступления языкового материала регулируется не источником речи, а ее получателем, т.е. самим чтецом, что снижает вероятность ошибок восприятия и создает более благоприятные условия для осознания поступающей информации

Письмо – продуктивный вид речевой деятельности, объектом которого является письменная речь. При обучении письму различают: [6]

  1. Овладение графической, а потом орфографической системами языка;

  2. Овладение письменной речью как средством коммуникации.

В первом случае письмо может быть использовано как средство обучения или фиксации готовых слов и предложений. Во втором случае письмо становится целью обучения и полноценным средством общения.

Владение письменной речью дает возможность осуществлять различные сложные виды речевой деятельности, в том числе письменный перевод, реферирование, аннотирование и любую другую компрессию текста [7].

Говорение как вид речевой деятельности это порождение устной речи, чаще всего в коммуникативных целях. Говорить можно, имея в виду ответную вербальную реакцию слушающего, и для этого специально её провоцировать. В этом случае говорение обретает форму диалога.

Диалог реализуется только в устной речи. Письменная речь может зафиксировать диалог, порождённый устно; диалога, порождённого в письменной речи, не существует.

Диалогическая речь – устная речь, реализуемая в форме диалога. У диалогической речи есть несколько характеристик [6].

Диалогическая речь всегда ситуативна. Без знания ситуации диалогическую речь можно не понять. Ситуативность как одна из характерных черт диалога предполагает, что успешность диалогического общения на уроке во многом зависит от заданной ситуации и понимания учащимися речевой задачи общения. Ситуативность составляет суть и предопределяет логику данной формы общения [11].

Рассмотрим пример такого диалога: «Што же ты трубку-то не продула?» – «А ты сам продуй! Губы-то толстые, можа останутся на медяшке!»– «Испугалась! Иш какая нежная!» – «Такая уж родилась» (Алексеев М. Ивушка неплакучая). Все в этих репликах становится ясным, если знать, что речь идёт о запуске трактора на морозе. Именно ситуация создаёт в диалогической речи «возможность недосказывания, неполного высказывания, ненужности мобилизации всех тех слов, которые должны бы были быть мобилизованы для обнаружения такого же мыслимого комплекса в условиях монологической речи».

Диалогическая речь носит реактивный характер. Это значит, что реплика первого собеседника, являясь стимулом, задаёт реакцию и ограничивает число ответов, которые воспроизводятся, как правило, автоматизированно. Это говорит также, что в диалоге речь в основном не продуцируется, а репродуцируется.

Диалогические речевые умения – это способность человека вести беседу с другим человеком или группой людей. Это включает в себя умение слушать и понимать собеседника, задавать вопросы, выражать свои мысли и чувства, а также аргументировать свою точку зрения.

Диалогические речевые умения важны для общения в повседневной жизни, а также для успешной работы в команде и профессиональной деятельности. Они помогают устанавливать контакты с другими людьми, достигать взаимопонимания и решать конфликты.

Под диалогическими речевыми умениями понимаются следующие речевые действия:

  1. Формулировать запрос информации (коммуникативно и ситуативно мотивированные вопросы);

  2. Удовлетворять запрос информации, т.е. коммуникативно и ситуативно адекватно отвечать на вопросы;

  3. Сообщать информацию в целях ее последующего обсуждения;

  4. Выражать оценочные суждения по поводу полученной информации (реплики согласия, несогласия, сомнения, подтверждения ее истинности).

Эти умения выражаются во владении соответствующими диалогическими единствами в динамике их порождения в речи в соответствии с информативно-коммуникативными задачами общения в определенных пределах, заданных условиями обучения т.е. на коммуникативно достаточном уровне.

Этот уровень не требует совершенного выполнения всех перечисленных выше речевых действий, он предполагает прочное и уверенное владение наиболее употребительными вопросительными и утвердительными репликами в форме простых нераспространенных предложений, элементарными эмоцинально-оценочными репликами и др.

Механизмы говорения и аудирования между собой тесно связаны, иногда они полностью совпадают. Поэтому обучать аудированию невозможно без говорения, а говорению без аудирования. Существует взаимосвязь у механизмов говорения и аудирования и с механизмами чтения и письма: они также способствуют становлению механизмов устной речи. Их последовательное формирование в значительной степени вынужденное – нельзя обучать сразу всему. Именно поэтому обучение устной речи в большинстве случаев предшествует обучению письменной речи. Эта последовательность определяется не только целями, но и логикой обучения. Прежде чем прочесть слово, его надо уметь произнести. Исходя из той же логики обучения, обучение аудированию необходимо рассматривать до обучения говорению. Прежде чем что-то сказать, учащийся должен услышать, как это следует сделать. Письмо возникло на базе уже звучащей речи как способ фиксации звуков языка для сохранения и последующего воспроизведения информации. Чтение является как бы пе­реходной формой от устной речи к письму, сочетая в себе признаки того и другого. Обучение как чтению, так и пись­му связано с развитием связей между речевым слухом и ар­тикуляцией.

Каждая речевая деятельность в норме обеспечивается совместной работой нескольких анализаторов, объединен­ных «единством рабочего действия». Однако функция каж­дого анализатора в любом виде речевой деятельности остает­ся строго дифференцированной, а взаимосвязь между ана­лизаторами — динамической, подвижной, изменяющейся при переходе от одного вида речевой деятельности к дру­гому. Например, связь между слуховым и речедвигательным анализаторами не является абсолютной, а зависит от мно­гих факторов, в первую очередь, от сложности умственных действий, от формы общения (устного или письменного), от речевого опыта учащихся и т.д. [7].


    1. Основные характеристики процесса формирования диалогических умений


Основной целью обучения говорению является развитие у учащихся способности осуществлять устное речевое общение в разнообразных ситуациях.

Процесс формирования диалогических умений включает в себя обучение различным формам диалога (беседа, интервью, дискуссия, спор и т.д.), развитие умения задавать вопросы и отвечать на них, выражать свои мысли ясно и точно, а также понимать и интерпретировать высказывания собеседника.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту нового поколения, содержание обучения говорению на ступени основного общего образования предполагает достижение ряда результатов: личностных, метапредметных и предметных.

Личностные результаты учащихся основной школы, формируемые при обучении говорению на иностранном языке, предполагают:

  1. Формирование мотивации изучения иностранных языков и стремление к самосовершенствованию в образовательной области «Иностранный язык»;

  2. Стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом;

  3. Стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и готовность содействовать ознакомлению с ней представителей других стран.

К метапредметным результатам относится:

  1. Развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение;

  2. Развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли;

  3. Развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации.

Рассмотрим методы обучению диалогической речи, с точки зрения многих ученых используется два пути или способа: [11]

  1. «Путь сверху» иначе можно назвать дедуктивный или аналитический способ, при котором обучение начинается с целого диалогического образца;

Обучение начинается с того, что диалог прослушивается целиком, заучивается наизусть, затем происходит варьирование его лексического наполнения, отработка элементов и, наконец, учащиеся подводятся к ведению диалогов на ту же тему, что и разучиваемый. Таким образом, работа с диалогом происходит в три ступени:

  1. Восприятие и понимание;

  2. Воспроизведение (простое и с модификацией);

  3. Использование его в новых ситуациях.

Учащиеся слушают диалог либо в звукозаписи, либо в исполнении учителя. Учитель обеспечивает и проверяет понимание диалога. Затем дети слушают его еще раз с опорой на печатный текст и отрабатывают чтение, то есть воспроизводят диалог. Дома (иногда в классе) учащиеся заучивают диалог и воспроизводят его уже по памяти. Далее учитель предлагает учащимся слова для подстановки или учащиеся делают это сами. Таким образом, происходит воспроизведение диалога с модификацией.

  1. «Путь снизу» или же индуктивный подход, предполагает усвоение отдельных компонентов (реплик, диалогических единств) с последующим их объединением в диалоге.

В соответствии с индуктивным подходом обучения подготовка к ведению диалога включает:

  1. Совершенствование психических механизмов диалогической речи;

  2. Формирование навыков использования языкового материала, типичного для диалогической речи;

  3. Овладение умением взаимодействовать с партнерами в условиях внутренней и внешней речевой ситуации.


    1. Контроль сформированности диалогических умений


Контроль – совокупность рецептивных действий обучающего с целью сопоставления воспринятого с эталоном. В отличие от распространенного толкования термина «контроль», контроль, как вид учебной деятельности начинается с началом рецептивных действий преподавателя и заканчивается вместе с ними. Эффективность контроля зависит от аутентичности, доступности и своевременности предъявления эталонов [6].

У контроля две четко зафиксированные функции: [6]

  1. Функция обратной связи, позволяющая определять уровень обученности учащегося;

  2. Стимулирующая функция, побуждающая ученика к работе.

При проверке сформированности умений диалогического общения учитываются:

  1. Быстрота реакции (беглость);

  2. Наличие и правильная реализация речевых формул;

  3. Уместность реплик и их разнообразие;

  4. Правильность использования лексики и грамматических структур;

  5. Соблюдение характеристик диалога (эллипсность, ситуативность, наличие эмоционально-оценочных слов и предложений).

Во время проведения контроля сформированности умений диалогической речи можно использовать следующие виды контроля: промежуточный и итоговый. При проведении промежуточного контроля следует использовать ролевую игру с обучающимися, чтобы выявить уровень сформированности речевых умений за первую половину учебного года. При итоговом контроле можно провести уже более сложный прием, такой как дискуссия. Данный прием можно использовать, как итоговое задание при завершении учебного года.

Существует несколько форм контроля диалогических умений, но зачастую используются следующие:

  1. Интервью. Интервью проводится в формате диалога, который предполагает владение участниками определенными речевыми стратегиями. В процесс вовлекаются все учащиеся, а участие учителя сводится к минимуму. Интервью дает учителю возможность определить «сильные» и «слабые» места учащихся, выявить лидеров и тех, кто испытывает явные затруднения при выполнении задания.

  2. Ролевая игра. Для реализации ролевой игры необходимы декорации и реквизит. Учитель знакомит учащихся с английскими речевыми клише для моделирования различных ситуаций общения в реальной жизни. Ролевые игры – это учебные занятия широкой сферы  применения, способствующие усилению мотивации учения, формированию познавательной деятельности школьников, углублению и расширению знаний, переносу творческого учебного материала в практическую деятельность учащихся.

  3. Диалог-дискуссия. Многие дискуссионные игры ведут к вовлечению разнообразных устных и письменных видов деятельности. Большое разнообразие проблемных ситуаций, которые предоставляют дискуссионные игры, дают возможность генерировать дискуссию, служат стимулом для выражения собственного мнения, отстаивания и обосновывания его [5].

Выводы по первой главе



В первой главе рассмотрены теоретические основы формирования умений диалогической речи на среднем этапе обучения, в том числе понятие

и виды речевой деятельности, цели и содержание обучения, а также особенности контроля сформированности диалогических умений.

Следует отметить, что овладение обучающимися диалогической речи на ИЯ занимает важное место в процессе обучения ИЯ, т. к. это является фундаментом для изучения ИЯ. Выделяют несколько видов контроля умений диалогической речи, такие как диалог-дискуссия, ролевая игра и интервью. Основной целью обучения говорению в школе является развитие у учащихся способности осуществлять устное речевое общение. Учитель должен контролировать сформированность умений диалогической речи на ИЯ среди обучающихся, т. к. контроль является одним из важнейших компонентов обучения говорению на ИЯ, контроль определяет уровень сформированности речевых умений. Также были рассмотрены функции, виды и формы контроля сформированности умений диалогической речи.

Таким образом, при формировании умений диалогической речи можно использовать различные виды контроля.



Глава 2 Использование приема «дискуссия» для формирования умений диалогической речи на среднем этапе обучения.
    1. Понятие приема дискуссия



Учебная деятельность учителя складывается из учебных действий. Этапы ознакомления, тренировки и речевой практики при формировании лексического навыка реализуются в системе конкретных операций учителя. Эти действия и операции называются приемами обучения [7].

Согласно Р.К. Миньяру-Белоручеву, целью каждого используемого на уроке иностранного языка приема обучения является стимулирование активной учебной деятельности учащихся для решения частных задач процесса обучения [7].

Наиболее распространенным активным методом обучения является дискуссия, которой уделяют особое внимание, как психологи (А.В. Брушлинский, А.А. Леонтьев и др.), так и педагоги (И.А. Махмутов, М.М. Оконь). Каждый трактует данное понятие по-разному, одни подразумевают, что это публичное обсуждение каких-либо проблем или спорных вопросов в беседе. Другие трактуют дискуссию как обсуждение компетентными лицами неоднозначной проблемы с целью установления путей ее достоверного решения. Существуют множество различных трактовок данного понятия, но исходя из вышесказанного, можно вывести определение.

Дискуссия – коллективное обсуждение, исследование, разбор какого-либо вопроса, проблемы на основе сопоставления информации, идей, мнений, предположений участников [5].

Часто у учащихся теряется интерес к изучению иностранного языка. Для этого у учителя есть стимулирующая функция, с помощью которой он может побудить учащихся к работе. Важно, чтобы учитель использовал современные методы и приемы на своем уроке. Поэтому дискуссия может помочь учителю поднять заинтересованность учащихся в предмете. Им придется отойти от шаблонного изучения темы и размышлять на достаточно серьезные темы.


    1. Дискуссия как прием формирования умений диалогической речи на среднем этапе обучения



Дискуссии могут быть полезны для развития навыков общения, критического мышления, аргументации и решения проблем. Они также могут помочь участникам лучше понять свои собственные убеждения и ценности, а также убеждения и ценности других людей. Кроме того, дискуссии могут стимулировать творческий подход и инновации, поскольку участники могут предлагать новые идеи и решения.

Этот метод предполагает обсуждение определенной темы или проблемы, в ходе которого участники высказывают свое мнение и аргументируют его. Дискуссия помогает развивать навыки общения, критического мышления и решения проблем, а также способствует лучшему пониманию обсуждаемой темы.

Посредством дискуссии, возможно решить ряд задач, которые способствуют формированию умений диалогической речи и не только.

В ходе дискуссий обучающиеся осваивают навыки эффективной коммуникации, умение взаимодействовать друг с другом и учителем, умение решать общие задачи, ими осваиваются навыки «культурной» критики, навыки правильного выхода из конфликтных ситуаций. Во время дискуссии учащиеся взаимодействуют между собой, выстраивают диалог, где стороны могут дополнять друг друга. Всё это способствует развитию внутренних возможностей личности и раскрытию творческого потенциала учащихся. По характеру проведения существуют следующие виды дискуссий: стихийные, свободные и организованные. Чаще всего учителя в средней школе предпочитают использовать организованные дискуссии, чтобы у учащихся было достаточно времени подготовиться к их проведению. Не редкость, что даже при проведении организованной дискуссии у учащихся могут возникнуть проблемы и им нужно будет продолжать диалог без опоры на свои заметки. Поэтому дискуссия способствует развитию у учащихся неподготовленной речи.

Данный метод обучения может успешно быть использован в том случае, если учитель знаком с методом их употребления. Следовательно, учителя английского языка должны быть ознакомлены с целью, видами, этапами проведения дискуссии при организации урока, чтобы получить максимальный эффект при обучении говорению.

Существует большое разнообразие форм дискуссий, но самые распространенные это: круглый стол; заседание экспертной группы («панельная дискуссия», «ток шоу»); техника аквариума; мозговой штурм; диспут; судебное заседание; приоритеты, идейная карусель. Четко зафиксированных требований к этапам проведения дискуссии нет, но, как правило выделяют три этапа: введение в дискуссию (подготовительный этап), обсуждение проблемы (основной этап) и подведение итогов (заключительный этап) [4].



    1. Комплекс упражнений по формированию умений диалогической речи посредством дискуссии



Целью исследования является разработка комплекса упражнений, направленных на формирование умений дилогической речи на среднем этапе обучения с использованием приема дискуссии и внедрение его в серию фрагментов уроков.

В качестве УМК, на базе которого решено было разработать комплекс упражнений, выступает «Английский в фокусе (Spotlight) – 8», авторами которого являются Ю.Е. Ваулина, Дж. Дули, О.Е. Подоляко и В. Эванс.

УМК «Английский в фокусе» для 8 класса состоит из следующих компонентов:

  1. учебника (student's book), состоящего из 8 модулей;

  2. рабочей тетради (workbook);

  3. книги для учителя (teacher's book);

  4. двух сборников грамматических упражнений и проверочных работ к ним;

  5. моего языкового портфеля (my language portfolio);

  6. сборника контрольных заданий (test booklet);

  7. книги для чтения (reader).

В основу УМК положен коммуникативно-когнитивный подход к обучению английскому языку, который предполагает последовательное формирование речевых навыков и умений и развитие всех составляющих коммуникативной компетенции.

Проанализировав данный учебник, можно выявить, что количество упражнений для формирования умений диалогической речи присутствует достаточное количество. В каждом модуле есть такие разделы как «Listening and Speaking», «Vocabulary and Speaking», где представлены упражнения для тренировки диалогической речи. Также в начале каждого модуля есть задания направленные на практику говорения на английском языке по конкретной теме. В учебнике преобладают упражнения для развития диалогических умений, но все они однотипны, только подведены под конкретную тематику. Приведу пример одного из таких упражнений.

На рисунке 1 представлено упражнение с использованием приема «диалог-расспрос» из первого модуля учебника. Данный диалог строится на основе упражнения 2, откуда учащиеся берут вопросы для расспроса (рисунок 2).

Рисунок 1 – Упражнение в формате диалога из первого раздела учебника «Spotlight 8» [1, с. 12]

Рисунок 2 – Упражнение из первого раздела учебника «Spotlight 8» [1, с. 12]


В УМК «Английский в фокусе» для 8 класса содержится достаточное количество упражнений для формирования умений диалогической речи посредством диалога. Однако, как было упомянуто выше, задания все однотипные и будет целесообразно предложить свой комплекс упражнений, чтобы разнообразить учебный процесс и где учащиеся смогут практиковать умения диалогической речи посредством дискуссии.

В качестве раздела учебника, который объединит своей тематикой комплекс упражнений при использовании приема дискуссии, был выбран Module 5 «Global Issues». Он состоит из следующих подразделов: 5a «Reading and Vocabulary», 5b «Listening and Speaking», 5c «Grammar in Use», 5d «Vocabulary and Speaking», 5e «Writing Skills», 5f «English in Use», «Culture Corner», «Across the Curriculum». [1, с. 73]

Подраздел 5a знакомит учащихся с новой лексикой, а именно с наименованиями природных катаклизмов (drought, flood, tornado, tsunami, earthquake, cyclone, avalanche, hurricane). Также в подразделе 5d представлены некоторые идиомы, связанные с погодными явлениями (to feel under the weather, to save up for a rainy day, to be on cloud nine, to see which way the wind blows, to be a bolt from the blue).

Разработанный комплекс упражнений для формирования умений диалогической речи по теме «Global Issues» посредством дискуссии имеет ряд задач:

  1. тренировать учащихся в употреблении лексических единиц по теме «Global Issues» в диалогической речи;

  2. воспитывать уважительное отношение к одноклассникам;

  3. развивать умение работать в команде.

Комплекс упражнений содержит следующие упражнения с использованием приема дискуссии:

  1. «Круглый стол» тема «Every year the summer gets hotter and hotter, are people to blame for global warming?»

Цель: практиковать умения диалогической речи по теме «Global Issues», развивать умение работать в команде

Время: 30 минут

Средства: учебник «Английский в фокусе 8» [1. с. 76]

Лексика: heat (жара), drought (засуха), climate change (смена климата), the ozone layer (озоновый слой), degrees (градусы)

Структуры: I guess…, I am convinced…, there is no doubt that…, firstly/secondly…, moreover…, to sum up…, in conclusion I would like to say…, to emphasize

Форма учебной работы: групповая (2 группы по 4-5 человек)

Учитель распределяет учащихся и рассаживает их по командам. На доске пишется тема дискуссии, раздаются чистые листы каждой группе, где учащиеся делают свои заметки. Одна группа готовит аргументы, что виноваты в происходящем люди, другая группа напротив, отстаивают позицию, что это природное явление, и оно происходит само по себе. Дается 15 минут на подготовку и затем начинается сама дискуссия (не больше 15 минут).

  1. «Техника аквариума» тема «Who is to blame for the poverty of the country's population? The people themselves or the state?»

Цель: тренировать умения диалогической речи по теме «Global Issues»

Время: 20 минут

Средства: учебник «Английский в фокусе 8», текст на странице 76

Лексика: salary (зарплата), income (доход), job (работа), high/low level… (высокий/низкий уровень…), government (правительство), society (общество)

Структуры: I guess…, I strongly believe that…, I am convinced…, there is no doubt that…, firstly/secondly…, moreover…, to sum up…, in conclusion I would like to say…, to emphasize

Форма учебной работы: групповая (2 группы)

5-6 участников вместе с руководителем садятся в круг. Они - «рыбы». Вокруг них становятся остальные участники группы, они - «рыбаки». Члены внутреннего круга («рыбы») активно участвуют в обсуждении предложенного руководителем вопроса. «Рыбаки» наблюдают и вступают тогда, когда чья-либо версия их заинтересовала; они дополняют, задают вопросы, конкретизируют. При этом «рыбак» должен встать рядом с «рыбой», которая его привлекла своей версией. После обсуждения одной проблемы (вопроса) учащиеся меняются местами (те, кто стоял за пределами круга, садятся в круг). Необходимо, чтобы все участники побывали в кругу.

  1. «Мозговой штурм» тема «You have opened your nursery for endangered species of animals. Think of what you'll call it»

Цель: тренировать умения диалогической речи по теме «Global Issues»

Время: 15-20 минут

Средства: учебник «Английский в фокусе 8», текст на странице 76

Лексика: whale (кит), chinchilla (шиншилла), leopard (леопард), kindness (доброта), treat with… (относиться с…), happiness (счастье),

Структуры: Let me think…, maybe…, I can add/offer, I suggest…

Форма учебной работы: фронтальная

Выбирается один ведущий, который у доски будет записывать идеи остальных учащихся. Записывается каждая идея, а затем, проводится голосование, у каждого будет всего 3 голоса. Если какие-то идеи набрали равное количество голосов, то проводится новое голосование, но уже у учащихся будет по 1 голосу.

  1. «Диспут» тема «Homeless people are to blame for being like this»

Цель: тренировать умения диалогической речи по теме «Global Issues», развивать уважительное отношение друг к другу

Время: 30 минут

Средства: карточки с ролями, учебник «Английский в фокусе 8» страница 77

Лексика: unemployment (безработица), salary (зарплата), income (доход), education (образование), laziness (лень), unhealthy (нездоровый)

Структуры: I guess…, I strongly believe that…, I am convinced…, there is no doubt that…, firstly/secondly…, moreover…, to sum up…, I agree with you, I disagree with you, I'm sorry to interrupt, but…, in conclusion I would like to say…, to emphasize


Форма учебной работы: групповая (3 группы по 3-4 человека)

Учитель раздает карточки с ролями учащимся. Роли: участники, зрители, модератор и эксперты. Модератор – это человек, который контролирует ход диспута и обеспечивает соблюдение правил общения. Участники команд – это учащиеся, которые принимают активное участие в диспуте. Они представляют разные точки зрения и аргументируют свои позиции. Участники команд должны быть готовы к аргументированной дискуссии, обладать знаниями по теме и уметь выступать публично. Они должны быть готовы к критике и быть открытыми для новых идей. Зрители – это учащиеся, которые наблюдают за диспутом, но не принимают активного участия в обсуждении. Они могут задавать вопросы или высказывать свои мысли после завершения диспута. Эксперты – это могут быть учителя или учащиеся, которые имеют хорошие знания в области, которая обсуждается в диспуте. Дается 15 минут на подготовку к дискуссии и затем начинается диспут, длительность не более 15 минут.

  1. «Идейная карусель» тема «How to solve the problem of hunger in the world? Come up with your own solutions»

Цель: практиковать умения диалогической речи по теме «Global Issues», развивать умение работать в команде

Время: 25-30 минут

Средства: листы бумаги, учебник «Английский в фокусе 8»

Лексика: poverty (бедность), unemployment (безработица), salary (зарплата), government (правительство), help (помощь), look after (присматривать)

Структуры: Let me think…, maybe…, I can add/offer, I suggest…, I agree with you, I disagree with you, I'm sorry to interrupt, but…

Форма учебной работы: групповая (3-4 группы по 3-4 человека)

Класс делится на микрогруппы по 3-4 человека, в каждой из них выбирается главный, кто будет записывать все идеи на лист. Обсуждение в микрогруппах происходит тихо, чтобы другие не услышали идеи. Затем между каждой микрогруппой происходит обмен листами, где нужно будет прочитать идеи предыдущих учащихся и дописать свои, но чтобы они не повторялись. Так происходит до того момента, пока каждый лист не вернется к своей микрогруппе. Затем происходит обсуждение также в микрогруппах сформулированных участниками ответов, предложений и выделение в итоговый список наиболее важных, актуальных из них. После все микрогруппы предлагают по очереди свои формулировки из итогового списка. Если формулировка не встречает возражений других групп, она включается в окончательный общий список.

  1. «Приоритеты» тема «You have a list of terms, your task is to put them from the most important to the least. Pollution, war, endangered species, poverty, famine, global warming, homelessness, child labour»

Цель: практиковать умения диалогической речи по теме «Global Issues»

Время: 15-20 минут

Средства: учебник «Английский в фокусе 8» с. 76-77, листы бумаги

Лексика: pollution (загрязнение), war (война), endangered species (вымирающие виды животных), poverty (бедность), famine (голод), global warming (глобальное потепление), homelessness (бездомность), child labour (детский труд)

Структуры: Let me think…, I doubt, maybe…, I can add/offer, I suggest…, I agree with you, I disagree with you

Форма учебной работы: групповая (3 группы по 3-4 человека)

Учащиеся должны расположить тезисы в соответствии с собственным мнением в порядке убывания приоритетов. Для этого высказывания оцени­ваются по десятибалльной шкале. Участники разбиваются на группы по 4-5 человека в каждой. В группах они разрабатывают единую систему приорите­тов. Если группа не приходит к единому мнению относительно какого-то тезиса, то этот тезис отмечается особо, доводы «за» и «против» также фиксируются для позднейшего обсуждения дан­ного случая на общем собрании. Затем все учащиеся объединяются и представляют свои «приоритеты» с доводами, вместе приходят к общему мнению.

  1. «Ток-шоу» тема «Can people fight against natural disasters or at least alleviate the consequences after them?»

Цель: практиковать умения диалогической речи по теме «Global Issues»

Время: 30 минут

Средства: учебник «Английский в фокусе 8» с. 75, карточки с ролями

Лексика: avalanche (лавина), tsunami (цунами), tornado (торнадо), earthquake (землетрясение), volcanic eruption (извержение вулкана)

Структуры: I guess…, I strongly believe that…, I am convinced…, there is no doubt that…, firstly/secondly…, moreover…, to sum up…, I agree with you, I disagree with you, I'm sorry to interrupt, but…, in conclusion I would like to say…, to emphasize, I want to ask you about…

Форма учебной работы: групповая (две группы по 4-5 человек)

Группа из 3-5 человек ведет дискуссию на заранее выбранную тему в присутствии аудитории. Зрители вступают в обсуждение позднее: они выражают свое мнение или задают вопросы участникам беседы. Участников дискуссии нужно рассадить так, чтобы «зрители» были вокруг стола основных действующих лиц. Первыми выступают основные участники, после чего ведущий приглашает «зрителей» принять участие в обсуждении.

После каждой дискуссии обязательно должна проводиться рефлексия, где учащиеся могут высказаться. Рассказать, что получилось, а с чем были затруднения во время дискуссии. Также рефлексия позволит увидеть настроение учащихся после проведенной дискуссии.

Разработанный комплекс упражнений содержит, как групповую работу, таки фронтальную, где будут задействованы все учащиеся. Также каждый тип дискуссии позволит остаться услышанным всем участникам процесса, что позволит улучшить работу со сверстниками и сотрудничество между ними.

Для того чтобы показать, как данные дискуссии будут внедряться в учебный процесс, было принято решение разработать несколько фрагментов, как пример, где учащиеся смогут практиковать свои умения диалогической речи по теме «Global Issues», на основе 5 раздела учебника.

Фрагмент урока 1. Раздел 5b «Global Issues» [1. с. 76]

Скан страницы 76 учебника «Spotlight 8» представлен в приложении Б.

«Круглый стол» тема «Every year the summer gets hotter and hotter, are people to blame for global warming?»

Для начала ученики читают небольшой текст про «Global Warming» на странице 76. После прочтения, дается несколько минут, чтобы учащиеся высказали свое мнение по поводу проблемы, учитель сразу делает пометки, в какие группы распределять учеников, согласно их точки зрения. Затем на слайде появляются картинки по теме «Global Warming», а также фразы клише и предлагается учащимся принять участие в дискуссии. Класс делится учителем на группы и начинается обсуждение проблемы, основные идеи записываются на лист. По истечении времени, начинается обсуждение всем классом, в конце дискуссии проводится рефлексия, где учащиеся могут высказаться, что у них получилось, в чем были трудности и понравилась ли им такая форма работы.

Фрагмент урока 2. Раздел 5b «Global Issues» [1. с. 76]

«Мозговой штурм» тема «You have opened your nursery for endangered species of animals. Think of what you'll call it»

На странице 76 представлен небольшой текст про вымирающих животных. Учащиеся просматривают этот текст. Далее на слайде появляется лексика для повторения темы, чтобы облегчить дискуссию на английском языке. Затем появляется слайд с картинкой питомника для животных. После чего выбирается один из учащихся, который будет стоять у доски, записывая все идеи своих одноклассников. Когда идеи заканчиваются, начинается голосование за лучшее название, если несколько идей набрали одинаковое количество голосов, то проводится снова голосование, но уже выбор из названий, которые набрали одинаковое количество. По окончании дискуссии обязательно проводится рефлексия. Учащимся раздаются листочки, где они анонимно могут ответить на вопросы, касающиеся данной формы работы.

Таким образом, можно внедрить комплекс упражнений с использованием приема дискуссии в серию уроков по английскому языку в 8 классе, на основе 5 раздела учебника «Английский в фокусе». Каждое упражнение является достаточно затратным по времени, поэтому лучше использовать дискуссию на 3-4 занятии, когда у учащихся уже будет хватать лексических единиц по теме.

К заключительному фрагменту урока подразумевается, что учащиеся усвоят лексику по теме «Global Issues», а также смогут вести диалог на английском языке.

Выводы по второй главе


В настоящей главе рассмотрены понятие приема и приема дискуссии, также рассмотрено использование дискуссии как прием для формирования диалогической речи и был разработан комплекс упражнений для формирования умений диалогической речи на среднем этапе обучения, который был внедрен во фрагменты уроков.

К современным нетрадиционным приемам обучения относится прием дискуссии. Данный прием позволяет учащимся по собственному желанию вступать в речевое общение друг с другом. Создается благоприятная, психологическая атмосфера, в которой учащиеся могут высказывать свои мнения и не бояться быть осужденными.

В ходе исследования был рассмотрен УМК Spotlight для 8 класса. При анализе данного УМК было выявлено достаточное количество упражнений в формате диалога. Однако заданий с приемом дискуссии не было обнаружено, поэтому разработанный комплекс упражнений отвечает всем требованиям к приему дискуссии и отличается своей актуальностью. Некоторые упражнения из этого комплекса были внедрены во фрагменты урока, для удобства демонстрации его на уроках английского языка.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Целью обучения иностранному языку является формирования иноязычной коммуникативной компетенции у обучающихся. Достижение данной цели представляется невозможным без формирования речевой деятельности.

Учителя все чаще стали использовать современные методы и приемы для становления навыков и умений у учащихся. К таким приемам и относится дискуссия. Данный прием позволяет обеспечивать более эффективный процесс обучения для учащихся, нежели, когда учитель использует традиционные методы обучения.

В настоящее время становится тяжело заинтересовать учащихся к изучению иностранного языка. А традиционные методы и приемы обучения, только снижают желание у учащихся к дальнейшему изучению. В более старшем возрасте учащимся нравится разговаривать, вести какие-то тематические беседы и дискуссия как раз позволяет им это сделать. К 8 классу у ребят уже формируются их собственные мнения по каким-либо темам, поэтому они будут заинтересованы в проведении дискуссии.

Разработка комплекса упражнений для формирования умений диалогической речи при использовании приема дискуссии на уроках английского языка в средней школе, являлось целью исследования. Все упражнения были разработаны в соответствии с требованиями к дискуссиям. Данный комплекс разработан на основе УМК «Spotlight 8», поэтому может логично быть включен в цепочку упражнений на уроке.

Таким образом, цель данной работы достигнута, все поставленные задачи были решены. Перспективы данной работы состоят в том, что на основе разработанного комплекса заданий с использованием приема дискуссии можно использовать учителям при планировании уроков по формированию диалогических умений.



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Английский язык. 8 класс : учебник для общеобразовательных учреждений / Ю. Е. Ваулина, Д. Дули, О. Е. Подоляко, В. Эванс. – М. : Express Publishing : Просвещение, 2012. – 216c. : ил. – (Английский в фокусе). – ISBN 978-5-09-028993-1. – Текст : непосредственный.

  2. Английский язык. Книга для учителя. 8 класс : учебное пособие для общеобразовательных организаций / Ю. Е. Ваулина, Д. Дули, О. Е. Подоляко, В. Эванс. – 7-е изд. – М. : Express Publishing : Просвещение, 2021. – 144 с. : ил. – (Английский в фокусе). –ISBN 978-5-09-078341-5. – Текст : непосредственный.

  3. Вольфсон Марина Евгеньевна Обучение диалогической речи с использованием жанра научной дискуссии // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2009. №11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obuchenie-dialogicheskoy-rechi-s-ispolzovaniem-zhanra-nauchnoy-diskussii

  4. Кларин, М. В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии / М. В. Кларин. — Рига: НПЦ «Эксперимент», 1995. — 176 с.

  5. Кругликов В. Н. Интерактивные образовательные технологии : учебник и практикум для вузов / В. Н. Кругликов, М. В. Оленникова. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 355 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-15331-6. — Текст : электронный

  6. Миньяр-Белоручев Р. К. Методический словник : Толковый словарь терминов методики обучения языкам. - Москва : Стелла , 1996. - 144 с. – ISBN 5-86881-015-5. – Текст : непосредственный

  7. Миньяр-Белоручев, Р. К. Методика обучения французскому языку : учебное пособие / Р. К. Миньяр-Белоручев. – Репринтное воспроизведение издания 1990 г. – Москва : Издательство Альянс, 2012. – 224 с. – ISBN 978-5-91872-028-8. – Текст : непосредственный

  8. Михайлова Т.В., Бирюкова А.А. УЧЕБНАЯ ДИСКУССИЯ КАК ПРИЁМ ОБУЧЕНИЯ // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2018. №14. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/uchebnaya-diskussiya-kak-priyom-obucheniya

  9. Основы методики обучения иностранным языкам : учебное пособие / Н. Д. Гальскова, А. П. Василевич, Н. Ф. Коряковцева, Н. В. Акимова. – Москва : КНОРУС, 2017. – 390 с. – (Бакалавриат). – ISBN 978-5-406-05677-6. – Текст : непосредственный.

  10. Салиева, З. И. Дискуссия как один из методов формирования навыка говорения на уроках английского языка / З. И. Салиева. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2016. — № 3 (6). — С. 63-65. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/43/1358/

  11. Соловова, Е. Н. Методика обучения иностранным языкам : базовый курс лекций : пособие для студентов пед. вузов и учителей / Е. Н. Соловова. – 3-е издание. – Москва : Просвещение, 2005. – 239 с. – ISBN 5-09-013891-5. – Текст : непосредственный.

  12. Шатилов С. Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе. – 2-е изд. – Москва : Просвещение, 1986. – 221 с. – ISBN (В пер.) (В пер.) : 70 к. – текст непосредственный




ПРИЛОЖЕНИЕ A

Презентация к дискуссии по теме «You have opened your nursery for endangered species of animals. Think of what you'll call it»








ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Скан страницы 75 учебника «Spotlight







Продолжение приложения Б

Скан страницы 76 учебника «Spotlight

Окончание приложения Б

Скан страницы 77 учебника «Spotlight




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Английский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Рубцова Анастасия Евгеньевна

Дата: 23.09.2024

Номер свидетельства: 656677


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства