Автор | Звягинцева Т.В. |
Предмет | Английский язык / математика |
Класс | 7 |
Автор УМК | Mary Bowen, Printha Ellis, Атанасян Л.С. |
Тема урока | Симметрия |
Тип урока | Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности. |
Форма урока | бинарный. |
Время | 120 минут |
Цель урока | Организовать деятельность по восприятию, осмыслению и закреплению новых знаний и способов деятельности по теме «Симметрия» с использованием английского языка. |
Задачи урока | 1. Создать условия для формирования понятия об осевой и центральной симметрии и развития практических навыков построения центральной и осевой симметрии; дать представление о симметрии в различных областях науки, культуры и окружающем нас мире. 2. Создать условия для освоения математической терминологии на английском языке, приобретения и закрепления навыков в восприятии и понимании английской речи и развития умения излагать на английском языке материал (идеи, мысли) математического характера. 3. Создать условия для развития социокультурной, коммуникативной компетентности. 4. Интегрировать знания учащихся. 5. Формировать у гимназистов убеждение в связности предметов, в целостности мира. |
Формы и методы, технологии обучения | Методы: визуализации, словесной передачи и слухового восприятия информации, проблемно-поисковый, стимулирования и мотивации, интерактивные, метод графической организации материала. Формы: групповая работа, индивидуальная, фронтальная, парная. Технология: развития критического мышления, личностно-ориентированная. Приемы: сочетание двух учебных дисциплин на одном уроке, индивидуальная практическая деятельность; создание ситуации взаимопомощи, беседа, наблюдение, демонстрация, заполнение диаграммы Венна, кластера, фронтальный и индивидуальный опрос. Принципы обучения: научность, системность, логичность, доступность, наглядность. |
Образовательные ресурсы | Учебники Way Ahead VI, Геометрия 7-9 , электронные образовательные ресурсы – сайты http://www.youtube.com/watch?v=lGs676XuDwY http://www.innovationslearning.co.uk/subjects/maths/activities/year3/symmetry/shape_game.asp http://www.crickweb.co.uk/ks2numeracy-shape-and-weight.html#Symm, http://gwydir.demon.co.uk/jo/symmetry/snow.htm http://gwydir.demon.co.uk/jo/symmetry/symm.htm (интерактивные задания, игры, презентация) |
Оборудование | Интерактивная доска, компьютеры, раздаточный материал, презентация к уроку c 2 видами симметрии в природе и в деятельности человека; карточки с заданиями; слайды урока по данной теме. |
Основные понятия и термины | Симметрия, ось симметрии, симметричный, асимметричный, центральная, осевая симметрия горизонтальная, вертикальная симметрия (на русском и английском языках), названия фигур (на русском и английском языках). |
Планируемые результаты | Научатся: различать центральную, осевую симметрию, понимать суть симметрии, строить симметричные точки и распознавать фигуры с центральной и осевой симметрией. Получат возможность научиться: Различать многообразные проявления симметрии в окружающем мире. |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Универсальные учебные действия |
Организационный этап (2 мин.) | Учителя приветствуют гимназистов. Организуют распределение гимназистов на 5 групп согласно ранее выбранным геометрическим фигурам (круг, параллелограмм, прямоугольник, трапеция, равносторонний треугольник), т. к. в ходе урока им придётся работать в группах. | Рассаживаются по группам. | Регулятивные: формирование установки на урок. Личностные: испытывают заинтересованность, положительный настрой на урок. |
Стадия вызова (7 мин.) | Учитель математики сообщает, что сегодня все собрались на необычный урок, чтобы поговорить о понятии, которое издавна употреблялось в значении гармония и красота. А помогут нам в этом математика и английский язык. Тему урока (симметрия) ученики должны отгадать сами, учитель подводит гимназистов к определению темы урока при помощи презентации (на английском языке). http://www.youtube.com/watch?v=lGs676XuDwY - Сегодня содержание урока мы будем отражать в кластере. Давайте начнём его заполнять. -Что мы можем внести в кластер? Слайд 2 | Смотрят презентацию и называют тему урока. Заполняют в кластере тему урока. | Познавательные: анализируют просмотренную и прослушанную презентацию и устанавливают предмет разговора. Коммуникативные: излагать своё мнение. Регулятивные: выдвигать версии. |
Стадия осмысления (71 мин.) | Учитель математики знакомит учащихся с понятием центральной и осевой симметрии; учит строить центральную и осевую симметрию. Предлагает повторить алгоритм построения центральной и осевой симметрии. Задаёт вопросы: Как построить точку, симметричную относительно прямой? Как построить точку, симметричную относительно данной точки? Предлагает выполнить практические задания на построение симметрии. -Вернёмся к кластеру. Какие виды симметрии вы можете назвать? (14мин.) | Строят центральную и осевую симметрию. Отвечают на вопросы учителя. Записывают в кластер: виды симметрии - относительно точки (центральная), относительно прямой (осевая). | Познавательные: выполнение действий по алгоритму. Определение основной и второстепенной информации. Регулятивные: Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Контроль, коррекция, оценка собственной деятельности. |
Английский язык. Знакомство с английской терминологией и актуализация материала на английском языке. Гимназисты знакомятся и закрепляют следующие термины на английском языке: центральная, осевая симметрия; горизонтальная, вертикальная ось симметрии. Слайды 3-5 (5 мин.) | Произносят новые слова и предложения. Строят высказывания. Взаимодействуют с учителем и одноклассниками во время опроса, и решения поставленной задачи. | Коммуникативные: адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач. Регулятивные: уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. |
Учитель английского языка раздаёт распечатки с английским алфавитом. Предлагает проверить наличие симметрии в печатных буквах английского алфавита. - Перед вами английский алфавит. Постройте оси симметрии. Затем учитель задаёт проблемные вопросы. - Можете ли вы сказать, что все буквы английского алфавита имеют ось симметрии? А есть ли буквы, имеющие больше одной оси симметрии? Слайд 6 Диаграммы Венна помогут нам распределить английские буквы по категориям в соответствии с их симметрией или отсутствием её. Раздаю диаграммы Венна для работы в группах. Слайд 7 (8 мин.) | Строят оси симметрии. Находят буквы с горизонтальной, вертикальной симметрией, а также буквы, имеющие и горизонтальную, и вертикальную симметрию; а также буквы, не имеющие симметрию. Заполняют диаграммы Венна в парах (левый круг – буквы с вертикальной симметрией, правый круг – буквы с горизонтальной симметрией, пересечение кругов - буквы с горизонтальной и вертикальной симметрией ). Сообщают результаты рассмотрения симметрии букв английского алфавита. Используют новые слова в устном высказывании. | Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. Структурирование знаний. Регулятивные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками. Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. |
Рассмотрение симметрии геометрических фигур. Знакомство с названиями фигур на английском языке (круг, параллелограмм, прямоугольник, трапеция, треугольник, ромб, квадрат, пятиугольник, шестиугольник, восьмиугольник). Сейчас мы послушаем и споём песню «Shape song» («Песня о фигурах»). Эта песня в стиле рэп. Пойте и запоминайте английские названия геометрических фигур. Актуализирую новую лексику. Используя раздаточный материал (изображение геометрических фигур), прошу назвать те фигуры, которые упоминались в песне. Слайды 8,9 (5 мин.) | Отвечают на вопросы учителя, называют по-английски фигуры, которые упоминались в песне. Взаимодействуют с учителем и одноклассниками во время опроса, и решения поставленной задачи. | Познавательные: извлечение из песни необходимой информации. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Регулятивные: коррекция собственного произношения в соответствии с образцом. Личностные: получение эстетического удовольствия от прослушивания и исполнения песни. |
Учитель английского языка - В начале урока вы выбирали геометрические фигуры. Каждая группа имеет свою фигуру. Постройте оси симметрии. Затем назовите свою фигуру и скажите, сколько осей симметрии она имеет. (5 мин.) | Каждая группа строит оси симметрии и описывает свою фигуру (круг, параллелограмм, прямоугольник, трапеция, равносторонний треугольник). | Коммуникативные: адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач. Познавательные: построение логической цепи рассуждений. |
- Давайте выясним, сколько осей симметрии имеют другие многоугольники и другие геометрические фигуры. Учитель английского языка предлагает выполнить ряд интерактивных заданий, направленных на развитие пространственного, логического мышления, внимания, развитие познавательного интереса. 1. «Symmetry game» - игра на построение осей симметрии у многоугольников. http://www.innovationslearning.co.uk/subjects/maths/activities/year3/symmetry/shape_game.asp 2. «Symmetry sort» - классификация геометрических фигур по количеству осей симметрии. http://www.crickweb.co.uk/ks2numeracy-shape-and-weight.html#Symm Слайд 10 По окончании игры задаются проблемные вопросы. Сколько осей симметрии может быть у многоугольника? Какие многоугольники имеют одинаковое количество сторон и осей симметрии? Какой вывод вы можете сделать о параллелограмме? - Чему вы научились, выполняя данные задания? (12 мин.) | Выполняют задание, используя электронные ресурсы. Классифицируют различные геометрические фигуры по количеству осей симметрии. Отвечают на вопросы учителя. Строят оси симметрии у многоугольников. Делают вывод о том, что есть фигуры, имеющие одну или несколько осей симметрии. А есть фигуры, которые вообще не имеют осей симметрии. Взаимодействуют с учителем и одноклассниками во время опроса, и решения поставленной задачи. | Познавательные: расширяют полученные знания о симметрии. Сравнивают многоугольники по заданным критериям, используя ИКТ. Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация элементов по какому-либо основанию. Регулятивные: контроль, коррекция, оценка собственной деятельности. Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. Формулирование и аргументация своего мнения. |
| Учитель математики предлагает посмотреть вокруг и назвать симметричные предметы в классе. Задаёт проблемные вопросы. - Как вы определяете, что у них есть ось симметрии? При обсуждении симметричности реальных предметов дети не могут достоверно доказать симметричность. Поэтому учитель подводит учащихся к открытию способа проверки симметричности плоскостного изображения. (2 мин.) | Отвечают на вопросы учителя, слушают ответы других. Выводы по заданию: если внимательно рассмотреть фигуры, то среди них есть фигуры, имеющие одну или несколько осей симметрии. А есть фигуры, которые вообще не имеют осей симметрии. | Коммуникативные: формулирование и аргументация своего мнения. Взаимодействуют с учителем во время разговора. Познавательные: обобщают новые знания и умения. |
Учитель математики - Кто не любовался симметричностью творений природы: листьями, цветами, птицами, животными; или творениями человека: зданиями, техникой, – всем тем, что нас с детства окружает, тем, что стремится к красоте и гармонии. Практически во всём, что нас окружает можно увидеть симметрию. Давайте посмотрим презентацию и убедимся в этом. Слайды 11-25 (2мин.) | Смотрят презентацию и учатся различать многообразные проявления симметрии в природе, архитектуре и окружающем мире. | Познавательные: извлечение из презентации необходимой информации. |
Как видно из презентации, природа изобилует симметрично устроенными формами, например, симметрично устроены фигуры животных, бабочки, снежинки и т.д. А теперь постройте свою снежинку и расскажите о ней по-английски. http://gwydir.demon.co.uk/jo/symmetry/snow.htm - Сколько осей симметрии у вашей снежинки? (5мин.) | Строят снежинку on-line. Рассказывают о симметрии снежинок на английском языке. Отвечают на вопросы учителя, слушают ответы других. | Познавательные: моделирование, преобразование модели. Коммуникативные: построение высказывания. |
А теперь рассмотрим симметрию в творениях человека. Слайды 26-34 - Симметрия – это не только математическое понятие. Его заимствовали из природы. А так как человек – это часть природы, то человеческое творчество во всех его проявлениях тяготеет к симметрии. Учитель английского языка предлагает выполнить интерактивное упражнение «Мой дом» в группах. http://gwydir.demon.co.uk/jo/symmetry/symm.htm Возвращает гимназистов к кластеру. Вы исследовали проявление симметрии в окружающем мире. Что ещё мы можем записать в кластер? (13 мин.) | Выполняют задание в парах, используя электронные ресурсы. Строят симметричное здание, используя горизонтальную или вертикальную симметрию. Описывают здание на английском языке. Заполняют кластер. Выдвигают версии, почему кластер заполнен не полностью. Предполагают, что существуют и другие виды симметрии и видеть её можно и в других явлениях и объектах реального мира. Приводят примеры. | Коммуникативные: учет разных мнений, координирование в сотруд- ничестве разных позиций. Работать в группе, используя ИКТ. Познавательные: применение полученных знаний. Регулятивные: выдвигают версии. Осознают ответственность за успешное выполнение совместного задания. |
Рефлексия (40 мин.) | Учитель английского языка предлагает выполнить творческий проект и представить его в виде презентации. Каждой группе выдаются карточка с заданием. 1 группа – филологи. Они исследуют симметрию в русских и английских словах и фразах. 2 группа – вексиллологи (специалисты по флагам). Они исследуют симметрию флагов России и Великобритании. 3 группа – ботаники. Они исследуют симметрию цветов – символов России и Великобритании. 4 группа – зоологи. Они исследуют симметрию у животных – символов России и Великобритании. 5 группа – архитекторы. Они исследуют симметрию в архитектуре России и Великобритании. Предлагает распределить роли в группах. Дизайнер оформляет слайды, фотограф подбирает картинки, писатель составляет текст, спикер будет делать устную презентацию. (35 мин.) Приложение Слайды 35-39 | Выполняют творческий проект в группах и представляют его в виде презентации. Гимназисты рассаживаются за персональные компьютеры, производят поиск информации в Интернете, затем обмениваются найденной информацией и каждая группа оформляет своё исследование в виде презентации и представляют её классу на английском языке. Распределяют роли в группах. Каждая группа представляет свою презентацию классу на английском языке. | Регулятивные: определяют цель проекта, выдвигают версии, планируют. Осознают ответственность за успешное выполнение совместного проекта. Коммуникативные: аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. Использование ИКТ для выполнения проекта. Развитие умения произвольно и выразительно строить контекстную речь. Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Расширяют полученные знания о симметрии. Анализируют, интерпретируют, творчески перерабатывают, структурируют информацию. Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. |
| Подводя итог урока, предлагаем учащимся составить один синквейн на группу. Выбирают язык, на котором составляют синквейн. (5 мин.) Слайд 40 Объяснение домашнего задания - подготовить сообщения о других видах симметрии и о различных проявлениях симметрии. | В группах составляют синквейн на русском или английском языке (по выбору). | Регулятивные: постановка новых проблем, новых целей обучения. Познавательные: строят рассуждение в форме связи простых суждений об объекте и его особенностях Cинтезируют информацию. Личностные:выражают отношение к изученному понятию. Оценивание себя в учебном процессе. Коммуникативные: рефлексия своих действий. |