Просмотр содержимого документа
«Выступление на ШМО Домашнее чтение на уроках английского языка как средство коррекции ценностных ориентаций детей и подростков с девиантным поведением»
Домашнее чтение на уроках английского языка как средство коррекции ценностных ориентаций детей и подростков
с девиантным поведением
Ни для кого не секрет, что у современных детей и подростков сформирована своя система ценностей, в корне отличающаяся от той, которая была заложена в свое время в нас, взрослых. Учителю часто приходится сталкиваться с беспричинным агрессивным поведением учеников.
Что же поможет педагогу разорвать эту цепочку бесконечного негатива у класса? Ведь без создания положительного психологического климата ни один урок не может состояться.
Опыт работы учителей английского языка в специальных учебно-воспитательных учреждениях для детей и подростков с девиантным поведением показал, что возможно провести коррекцию поведения учеников на уроке английского языка, задействовав воспитательный потенциал предмета.
Подростки, тем более склонные к девиантному поведению, не любят прямого назидания, нажима, плохо воспринимают четкие инструкции. Именно поэтому в своей работе я стремлюсь к опосредованному и, желательно, эмоциональному воздействию, например, через художественную литературу.
Считаю целесообразным проводить уроки домашнего чтения для всех классов – именно здесь учитель может в полной мере развивать ценностные ориентации детей с отклоняющимся поведением без сопротивления с их стороны. Для каждого класса подбирается своя книга для чтения (можно для большей визуализации найти одноименный фильм/мультфильм на языке) исходя из уровня языковой подготовки и «темы» воспитательной работы. В процессе чтения, ответов на вопросы, просмотра фрагментов фильма учителю следует делать сильные акценты на нравственные стороны проблемы. Ученики поначалу начинают скидывать весь свой негативный опыт решения проблемы. Постепенно их активность в симпатии к «антинормам» угасает. Здесь для педагога главное не пропустить этот момент. Здравый смысл, убедительные доводы и положительные примеры из жизни, окружающего мира постепенно начинают побеждать. Механизмы защиты детей с девиантным поведением от положительного влияния взрослого постепенно ослабевают. Педагог не занимается морализацией ученика «в лоб» - он рассказывает вовсе и не про него, а про главного героя, у которого такие же проблемы. У ученика срабатывает психологический механизм переноса. Поняв ситуацию, приняв ее как данность, увидев правильный путь, ребенок меняет свою ценностную ориентацию на положительную. Далее от учителя требуется подкреплять и поощрять сначала желаемый ответ, а затем – поведение у ученика.
В таблице 1 представлен список некоторых используемых мною книг для домашнего чтения и перечень ценностных ориентаций, которые можно развивать/формировать с их помощью.
Таблица 1. Список книг для домашнего чтения и перечень ценностных ориентаций, которые можно развивать/формировать с их помощью.
Название книги
уровень
Ценностные ориентации
Green eggs and ham
begginer
формирование чувства прекрасного и эстетических чувств благодаря знакомству с мировой и отечественной художественной культурой;
развитие уважения к окружающим – умения слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;
Красавчик
beginner
-формирование чувства прекрасного и эстетических чувств благодаря знакомству с мировой и отечественной художественной культурой;
-формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;
-привитие любви к животным, природе, развитие рефлексии, чувства долга, ответственности
Рождественская история
elementary
-формирование чувства прекрасного и эстетических чувств благодаря знакомству с мировой и отечественной художественной культурой;
-развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации;
-развитие чувства ответственности за принятие решений, терпимости и толерантности, альтруизма, доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
- развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма;
Человек дождя
Pre-intermediate
-принятия и уважения ценностей семьи и общества, стремления следовать им;
-развитие чувства сострадания к людям с ограниченными возможностями, доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
- развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма;