Выступление на МО Интеграция учебной и внеучебной деятельности как средство формирования ключевых компетенций
Выступление на МО Интеграция учебной и внеучебной деятельности как средство формирования ключевых компетенций
Исходя из данных требований, и анализируя результаты итогов 2005-2006 учебного года, мы отметили, что большинство учащихся нашей школы имеют хороший воспроизводящий уровень сформированности знаний, умеют выделять существенные понятия правил, законов, решать задачи в стандартных ситуациях. Однако этот уровень не позволяет делать глубоких обобщений, переносить знания и способы деятельности в новые ситуации. Вызывает беспокойство не достаточный уровень развития ключевых компетенций. Кроме того, у части школьников не сформированы активная гражданская позиция, система ценностей здорового образа жизни и способность противостоять вредным привычкам, ответственное отношение к семье. Не отработан механизм для всесторонней реализации творческих способностей детей.
Возможности информационных технологий не в полной мере используются учащимися как образовательный ресурс в учебной и внеучебной деятельности. Школьники не имеют практических навыков применения предметных знаний для решения жизненно важных проблем, не владеют способами деятельности в различных жизненных ситуациях. Учителя слабо ориентированы на создание условий для развития интеллектуальных творческих способностей школьников. Недостаточна развита степень партнерства с родителями и общественностью.
Однако педагогический коллектив школы способен добиться высокого уровня качества образования, развития интеллектуальных способностей и творческого потенциала учащихся, формирования у школьников способности действовать в ситуации открытого динамично развивающегося общества и компенсировать социокультурную изолированность поселковой школы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Выступление на МО Интеграция учебной и внеучебной деятельности как средство формирования ключевых компетенций »
Интеграция учебной и внеучебной деятельности как средство формирования ключевых компетенций.
Школу можно уподобить скрипке Гварнери, из которой можно извлечь и скрип заржавевших дверных петель, и прекрасную музыку. Всё зависит от виртуозности играющего.
Д. И. Менделеев
В настоящее время возросла роль некоторых качеств личности, ранее не особенно важных для жизни в обществе, таких как: способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, осваивать новые профессии и области знаний, умение находить общий язык с людьми самых разных профессий, культур и др. Эти качества получили название «ключевых компетенций».
В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» в разделе 1.2. «Новые социальные требования к системе российского образования» говорится, что школа – в широком смысле этого слова – должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладают чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание. Система образования должна готовить людей, умеющих не только жить в гражданском обществе и правовом государстве, но и создавать это общество и это государство. Основным результатом образования должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор заявленных государством ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникационной, информационной и прочих сферах.
Исходя из данных требований, и анализируя результаты итогов 2005-2006 учебного года, мы отметили, что большинство учащихся нашей школы имеют хороший воспроизводящий уровень сформированности знаний, умеют выделять существенные понятия правил, законов, решать задачи в стандартных ситуациях. Однако этот уровень не позволяет делать глубоких обобщений, переносить знания и способы деятельности в новые ситуации. Вызывает беспокойство не достаточный уровень развития ключевых компетенций. Кроме того, у части школьников не сформированы активная гражданская позиция, система ценностей здорового образа жизни и способность противостоять вредным привычкам, ответственное отношение к семье. Не отработан механизм для всесторонней реализации творческих способностей детей.
Возможности информационных технологий не в полной мере используются учащимися как образовательный ресурс в учебной и внеучебной деятельности. Школьники не имеют практических навыков применения предметных знаний для решения жизненно важных проблем, не владеют способами деятельности в различных жизненных ситуациях. Учителя слабо ориентированы на создание условий для развития интеллектуальных творческих способностей школьников. Недостаточна развита степень партнерства с родителями и общественностью.
Однако педагогический коллектив школы способен добиться высокого уровня качества образования, развития интеллектуальных способностей и творческого потенциала учащихся, формирования у школьников способности действовать в ситуации открытого динамично развивающегося общества и компенсировать социокультурную изолированность поселковой школы.
Нами определена цель – предоставление каждому участнику образовательного процесса места в системе единого функционального комплекса интеграции учебной и внеучебной деятельности, необходимого для формирования и развития ключевых компетенций; развитие социального партнерства и информационной открытости образовательного учреждения.
(Приложение 1)
Для достижения поставленной цели, необходимо реализовать следующие задачи:
- организовать серию семинаров и педагогический совет, определить круг ключевых компетенций учителя и учащихся; - разработать систему мониторинга формирования и развития компетенций; - вовлечь родителей в совместную образовательную и воспитательную деятельность школы; - развивать творческий потенциал и профессиональные компетенции педагогов.
В психолого-педагогической литературе понятие «компетентность» получило широкое распространение сравнительно недавно. Так, в конце 1960 – начале 1970-х гг. в западной, а в конце 1980-х гг. в отечественной литературе зарождается специальное направление – компетентностный подход в образовании. На данном этапе развития педагогической науки не существует точного определения понятий «компетентность» и «компетенция». Различные учёные выдвигают свои гипотезы по данному вопросу. Я изложу несколько таких гипотез.
Наиболее известным учёным в данном вопросе является почётный профессор Эдинбургского университета, доктор Джон Равен. Он определяет компетентность как специфическую способность, необходимую для эффективного выполнения конкретного действия в конкретной предметной области и включающую узкоспециальные знания, особого рода предметные навыки, способы мышления, а также понимание ответственности за свои действия.
В других исследованиях, наряду с понятием «компетентность», используется и понятие «компетенция», которое также имеет вариативное описание в различных источниках. Одни отождествляют его с понятием «компетентность», другие – выделяют его как самостоятельную структуру.
Авторы толкового словаря под редакцией Д.И. Ушакова впервые пытались доказать различия между понятиями компетентность и компетенция: «Компетентность – осведомлённость, авторитетность; компетенция – круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом, кругом полномочий».
По мнению Сорокиной Т.М., под профессиональной компетентностью учителя понимается единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности. Компетентность рассматривается как одна из ступеней профессионализма, составляющая основу педагогической деятельности учителя. Компетентность учителя трактуется как способность личности на разном уровне решать различные типы педагогических задач.
В исследовании Татьяны Михайловны понятие профессиональная компетенция учителя трактуется как динамическая, процессуальная сторона его профессиональной подготовки, характеристика профессионального роста, профессиональных изменений, как мотивационных, так и деятельностных.
Введенский В.Н. считает, что целесообразность введения понятия «профессиональная компетентность» обусловлена широтой его содержания, интегративной характеристикой, объединяющей такие широко используемые понятия, как «профессионализм», «квалификация», «профессиональные способности» и др. Однако он подчёркивает то, что ещё часты случаи отождествления рассматриваемого понятия с понятием «компетенция». По его мнению, компетентность – это некая личностная характеристика, а компетенция – совокупность конкретных профессиональных или функциональных характеристик.
Лукьянова М.И. под психолого-педагогической компетентностью учителя понимает совокупность определённых качеств (свойств) личности с высоким уровнем профессиональной подготовленности к педагогической деятельности и эффективному взаимодействию с учащимися в образовательном процессе. В качестве компонентов психолого-педагогической компетентности она рассматривает блоки психолого-педагогических ориентаций.
Хуторской А.В. отличает «синонимически используемые» понятия «компетенция» и «компетентность»: Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов и необходимых, чтобы качественно продуктивно действовать по отношению к ним. Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Так же Андрей Викторович выделяет как отдельную структуру образовательную компетенцию, определяя её как совокупность взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика, необходимых, чтобы осуществлять личностно и социально-значимую продуктивную деятельность по отношению к объектам реальной действительности. Он подчёркивает, что следует отличать просто «компетенцию» от «образовательной компетенции».
Галина Михайловна Коджаспирова считает, что «педагог должен овладеть определёнными педагогическими умениями, чтобы быть компетентным педагогом». Однако Шишов С.Е. и Кальней В.А. чётко разделяют понятия компетенция и умение: «Умение – это действие в специфической ситуации. Умения представляются как компетенция в действии. Компетенция – это то, что порождает умение».
Таким образом в современной педагогике сложилось достаточно противоречивая ситуация по вопросу содержания понятий «компетентность» и «компетенция», что свидетельствует о недостаточной разработанности данных понятий в современной образовательной системе и Первыми шагами в формировании компетентностей учителя, по мнению специалистов, являются обучение "жизненным навыкам" (справляться со своими личными проблемами, со стрессами; управлять своим временем; читать инструкции, соблюдать правила; оформлять деловую документацию) и "надпредметным умениям" (обрабатывать и систематизировать текстовую и числовую информацию; быть инициативным, предлагать нестандартное решение, уметь аргументировано отстаивать свою точку зрения).
Формирование перечисленных компетентностей происходит на теоретическом уровне, но основная их часть формируется на практике.
В соответствии с современными тенденциями образования к общепедагогическим компетентностям относят следующие:
- повышать свою квалификацию или полностью переучиваться; - быстро оценивать ситуацию и свои возможности; - самостоятельно учиться; - принимать решения и нести за них ответственность; - адаптироваться к меняющимся условиям жизни и труда; - нарабатывать новые способы деятельности или трансформировать прежние с целью их оптимизации.
В педагогической литературе существует много различных авторских позиций по поводу структуры профессиональной компетентности педагога. Наиболее простым представляется подход Г.М. Коджаспировой, которая компетентность педагога представляет в виде групп педагогических умений, которыми должен овладеть учитель. Такой подход не представляется целесообразным, т.к. считается, что нет необходимости сужать понятие «компетентность» только до умения. Следуя точке зрения Андрея Викторовича Хуторского, рассмотрим трёхуровневую иерархию компетенций учителя. Они различаются на основе главных целей общего образования, структурного представления социального опыта и опыта личности учителя, позволяющим ему получать навыки жизни и практической деятельности в обществе. Итак,
Ценностно-смысловая компетенция.
Это компетенция в сфере мировоззрения, связанная с ценностными представлениями учителя, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Эта компетенция обеспечивает механизм самоопределения учителя в ситуациях учебной или иной деятельности.
Общекультурная компетенция.
Круг вопросов, в которых учитель должен быть хорошо осведомлён, обладать познаниями и опытом деятельности. Это особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере.
Учебно-познавательная компетенция.
Это совокупность компетенций учителя в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесённой с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности.
Информационная компетенция.
Эта компетенция обеспечивает навыки деятельности учителя с информацией, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.
Коммуникативная компетенция.
Включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.
Социально-трудовая компетенция.
Означает владение знанием и опытом в гражданско-общественной деятельности, в социально-трудовой сфере, в области семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в профессиональном самоопределении.
Компетенция личностного самосовершенствования направлена на то, чтобы осваивать способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку.
Общепредметные (базовые) компетенции учителя моделируются на основе общепредметного содержания образования, которое начинается с определения его места на каждом этапе – начальном, основном, среднем. Цели образования на каждом этапе определяются особенностями функционирования образовательного учреждения и представляют собой прогнозируемые и диагностируемые комплексы образовательных результатов, общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной деятельности и образовательной компетенции, т.е. уровня развития личности учителя, связанного с качественным содержанием образования. Состав общепредметной образовательной компетенции конкретизируется на уровне учебных предметов, которые классифицируются по областям общественного знания (компетентности в области наук – в математике, в физике, в гуманитарных науках, в обществознании, в биологии и т.д.). Используя интернет-ресурсы, мы составили брошюру «Компетентностный подход в образовании» в которой изложили теоретические основы формирования профессиональной компетенции учителя и учащегося. (Приложение 2)
Проанализировав существующие трактовки понятия компетенции, мы пришли к своему его пониманию. Для того чтобы быть успешными в дальнейшей жизни учащиеся школы должны получить не только знания, умения и навыки, но и научиться применять их в дальнейшей деятельности. Учитель, который может научить этому должен сам обладать следующими компетенциями:
- иметь активную жизненную позицию; - уметь анализировать своё поведение и свою деятельность; - управлять собой и своими эмоциями; - применять творческий подход в педагогической деятельности; - постоянно повышать свой профессиональный уровень; - использовать современные, в том числе информационные, технологии; - быть коммуникабельным, жизнерадостным, стрессоустойчивым; - заботиться о своём физическом и психологическом здоровье.
Проведя анкетирование на выявление владения педагогами данными компетенциями, мы увидели что:
- имеют активную жизненную позицию – 88% педагогов; - умеют анализировать своё поведение и свою деятельность – 63%; - управлять собой и своими эмоциями – 75%; - применять творческий подход в педагогической деятельности – 88%; - постоянно повышать свой профессиональный уровень – 94%; - использовать современные, в том числе информационные, технологии – 63%; - быть коммуникабельным, жизнерадостным, стрессоустойчивым – 56%; - заботиться о своём физическом и психологическом здоровье – 56%.
Выявив недостатки, мы компенсируем их проведением тематических семинаров: «Управляй собой», «Новые информационные технологии в образовании», «Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность учащихся», «Анализ педагогической деятельности» а также традиционными спортивными соревнованиями «Неразлучные друзья: взрослые и дети», туристскими слетами и коллективными походами. Эти действия помогли нам пересмотреть свой прежний опыт, взгляды и установки в соответствии с современными реалиями и признать необходимость качественных изменений в организации образовательного процесса.
На следующем этапе, нам предстояло решить, какие ключевые компетенции мы должны формировать у учащихся. На семинарах Совета Европы в рамках проекта «Среднее образования в Европе» приведен список ключевых компетенций. Этот список выглядит так:
Изучать:
уметь извлекать пользу из опыта;
организовать взаимосвязь своих знаний и упорядочить их;
организовать свои собственные приемы обучения;
уметь решать проблемы;
самостоятельно заниматься своим обучением.
Искать:
запрашивать базы данных;
опрашивать окружение;
консультироваться у эксперта;
получать информацию;
уметь работать с документами и классифицировать их.
Думать:
организовать взаимосвязь прошлых и настоящих событий;
критически относиться к тому или иному аспекту развития наших обществ;
противостоять неуверенности и сложности;
занимать позицию в дискуссиях и выковывать свое собственное мнение;
видеть важность политического и экономического окружения, в котором проходят обучение и работа;
оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением, а также с окружающей средой;
оценивать произведения искусства и литературы.
Сотрудничать:
уметь сотрудничать и работать в группе;
принимать решения;
улаживать разногласия и конфликты;
уметь договариваться;
уметь разрабатывать и выполнять контракты.
Приниматься за дело:
включаться в проект;
нести ответственность;
войти в группу или коллектив и внести свой вклад;
доказать солидарность;
уметь организовать свою работу;
уметь пользоваться вычислительными и моделирующими приборами.
Адаптироваться:
уметь использовать новые технологии информации и коммуникации;
доказать гибкость перед лицом быстрых изменений;
показать гибкость перед трудностями;
уметь находить новые решения.
Этот список ключевых компетенций не является ни исчерпывающим, ни окончательным. Поэтому на педагогическом совете нами были определены следующие группы компетенций, которые мы можем развивать у учащихся нашей школы:
1. Информационные (владение информационными технологиями, понимание их применения, сбор и обработка необходимой информации);
2. Личностное самосовершенствование (способность учиться всю жизнь как основа непрерывной подготовки в профессиональном плане, а также в личной и общественной жизни);
6. Общекультурные (знание духовно-нравственные основ жизни человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций).
(Приложение 2)
Приобретение компетенций базируется на опыте, деятельности обучающегося. Эту точку зрения, основанную на достижениях теории обучения (Пиаже, Выготский, Брюнер), разделяют многие европейские эксперты. Чтобы научиться работать, нужно работать. Чтобы научиться общению, бесполезно слушать научные доклады об общении, нужно общаться; прослушанные доклады, возможно, могут помочь в будущем или настоящем навести порядок в приобретенном опыте. Нельзя пользоваться компьютером, не прибегая к практике. Другими словами, нашей целью является приобретение учащимися компетенций, которое зависит от активности обучаемых. Для решения этой проблемы было предложено создать в школе особое пространство посредством интеграции учебной и внеучебной деятельности, через:
1. Интегрированных уроков по формированию ключевых компетенций.
2. Реализацию коллективных творческих проектов.
3. Организацию и проведение научно-практической конференции учащихся.
4. Дальнейшее совершенствование поисково-собирательной и исследовательской деятельности учащихся в школьном музее.
5. Разработку и введение в учебный план курса «Самосовершенствование личности» (Г. К. Селевко) с интеграцией ключевых компетенций в программу курса, по окончании которого обучающимся будет выдаваться свидетельство о степени владения ими определенными ключевыми компетенциями (реализация в перспективе на следующий 2009-2010 учебный год).
Первый шаг реализации – проведение открытых уроков, с демонстрацией методов формирования ключевых компетенций. В качестве таких методов являлись: метод исследования, мозгового штурма, конструирования понятий и теорий, творческих проектов, взаимообучения, самоорганизации обучения, рефлексии и самооценки и др. Каждый учитель показал на открытом уроке владение методикой преподавания в данном направлении.
При проведении уроков школьники осваивали учебно-познавательную, общекультурную и компетенцию личностного самосовершенствования, востребованные в будущей профессиональной деятельности. Формирование учебно-познавательной компетенции предполагало создание проблемных ситуаций, в разрешении которых проявлялось умение школьников анализировать и разрешать конкретные жизненные проблемы с позиции имеющихся знаний.
В компетенции личностного самосовершенствования мы включили умения соотносить новые знания с имеющимся опытом, умение производить личностную самооценку. Формирование компетенции личностного самосовершенствования позволяло школьнику проводить анализ своих действий и поступков, объективно оценивать свои возможности и сопоставлять их со своими желаниями в выборе образовательного пути. Проведение интегрированных мультимедийных уроков проблемного содержания способствовало формированию у школьников информационной компетенции (овладение умениями работать со словарями, справочниками, научными статьями и т.д.).
Одним из путей реализации компетентностного подхода стала работа в школьном музее. Таким образом, музей стал тем местом, где и происходит интеграция учебной и внеучебной деятельности. Он был создан в 2005 году по инициативе учащихся, родителей и педагогов школы как результат собственной поисково – собирательной и исследовательской деятельности. Школьный музей обладает практически неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на умы и души детей и подростков. Участие в поисковой работе, встречи с интересными людьми, знакомство с историческими факторами помогают учащимся узнать историю и жизнь поселка изнутри, понять, как много сил вложили люди в становление поселка, частью которого является семья и школа. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений, бережное отношение к природному наследию, без чего нельзя воспитать патриотизм, любовь к своему отечеству, к малой Родине. Наш школьный музей дает возможность детям попробовать свои силы в разных видах научной, технической и общественной деятельности. В ходе реализации программы осуществляется поисковая, исследовательская, проектная деятельность, в клубе интересных встреч и находок организуются тематические вечера и творческие встречи, экскурсии, мастер-классы, научно-практические конференции учащихся, в пресс-центре выпускается печатная продукция.