Выступление на августовской конференции "Использование технических средств обучения на уроках английского языка"
Выступление на августовской конференции "Использование технических средств обучения на уроках английского языка"
Изучение, обобщение и выводы по возможностям имеющихся в городе Балхаше мультимедийных кабинетов и их применению на уроках английского языка в общеобразовательных школах, лицеях и школах-гимназиях, а также в языковых центрах. В работе представлены также возможности и иллюстрации интерактивных досок, находящихся в мультимедийных кабинетах. В городе Балхаш также имеются лингафонные кабинеты без компьютеров. Их также можно использовать для улучшения качества преподавания иностранных языков, как для детей, так и для взрослых.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Выступление на августовской конференции "Использование технических средств обучения на уроках английского языка" »
«Использование современных технических средств обучения на уроках английского языка»
Тенденции глобализации, всемирной интеграции в различных областях экономической, технической, культурной, общественной и индивидуальной жизни предъявляют высокие требования к современной личности, а вхождение Казахстана в информационное образовательное пространство предполагает высокий уровень коммуникативной и информационной компетентности. Происходит модернизация казахстанского образования и как результат - переход образовательных учреждений в режим развития.
В условиях изменения содержания образования, когда происходит переход от знаниецентрического подхода к компетентностному, приоритетную роль в учебно-воспитательном процессе играют информационно-коммуникативные технологии.
К ним относятся компьютерные классы, мультимедийные и лингафонные кабинеты, одиночные компьютеры с интерактивными досками, одиночные компьютеры с проектором и раздвижным экраном, компьютерные обучающие программы и электронные учебники. Таким мощным современным арсеналом оснащены все школы города Балхаш.
В своей работе мне хотелось бы раскрыть 3 вопроса:
* Разновидности и возможности мультимедийных кабинетов (г.Балхаш)
* Разновидности и возможности интерактивных досок (г.Балхаш)
* Электронные учебники и их составляющие (по предмету англ.яз в общеобразовательных школах)
1 вопрос
Разновидности мультимедийных кабинетов.
Первая разновидность мультимедийных кабинетов. Например, средняя школа №10, в которой я работаю.
Такими же кабинетами располагают средняя школа № 15 и школа в посёлке «Озёрный».
Такие классы оснащены: Ноутбуками HP c процессором Core 2 Duo (т.е. двухядерные), наушниками «Defender» HN 875, главным компьютером, который является сервером (т.е. управляет компьютерным классом) со всеми составляющими, и интерактивной доской «Activboard»
Операционная система «Арта» (разработана в Казахстане, г. Астана)
В ноутбуки также загружена казахстанская программа «Пифагор»
Возможности программы: отправка аудирования с сервера, возможность разговора «учитель-ученик», возможность создания микрогрупп, контроль за мониторами учащихся и возможность вмешиваться в процесс, возможность записи голоса, электронное тестирование с анализом, использование электронных учебников
Второй разновидностью мультимедийных кабинетов располагают:
акимат города Балхаш, средняя школа № 17 и № 1
Акимат г. Балхаш СШ № 17
Такие классы оснащены: компьютерами с жидкокристаллическими экранами, наушниками «Dialogue», концентратором для реализации лингафонных возможностей, программой «Лингвомакс» и интерактивными досками «Smart Board» или “IP Board”
Здесь возможны монологовый режим (лекция), когда все слышат голос преподавателя в свои наушники, но сами не могут говорить; звук с компьютера, когда учащиеся могут слушать запись электронного учебника или аудиодиска, общий диалоговый режим, когда все учащиеся слышат преподавателя через свои наушники, и каждый может высказать возражение или дополнение к разговору, которое услышат все присутствующие в лингафонном кабинете; индивидуальный диалоговый режим, когда аудитория занята каким-то собственным заданием, в то время как преподаватель ведёт диалог только с одним обучающимся (их никто не слышит), затем переключается на другого, третьего т.д.; попарный режим, когда дано задание на отработку диалога, при этом каждый слышит только собеседника, сидящего напротив и не слышит остальных.
Третья разновидность мультимедийных кабинетов.
СШ № 16. СШ № 4. Гимназия
Такие классы также оснащены компьютерами с жидкокристаллическими экранами, с хорошей оперативной памятью, объёмным жёстким диском и интерактивными досками «Activboard». Но не предусмотрен концентратор, как в предыдущем случае, поэтому расположение компьютеров как в обычном учебном кабинете, а не напротив друг друга для попарного режима. В таких кабинетах можно применять либо программу «Пифагор», как в ноутбуках, либо программу «Лингвомакс», как во второй разновидности мультимедийных кабинетов, для реализации лингафонных возможностей при использовании кабинета для преподавания иностранных языков.
Лингафонные кабинеты без компьютеров.
Помимо мультимедийных компьютеризированных кабинетов, для преподавания иностранных языков используются лингафонные кабинеты без компьютеров. Например, в балхашской городской школе-гимназии в учебный процесс включается лингафонный кабинет, в котором используются кассеты.
Лингафонный кабинет без компьютеров новейшего образца, в котором используются DVD плейеры и 2 концентратора (на каждый ряд отдельно), представлен в самой новой, построенной в городе Балхаш недавно средней школе № 15.
Мультимедийный кабинет позволяет проводить занятия на качественно новом уровне. Визуальная насыщенность учебного материала делает его ярким, убедительным. Компьютерные презентации позволяют акцентировать внимание учащихся на значимых моментах излагаемой информации и создавать наглядные эффектные образы в виде иллюстраций, схем, таблиц, графических композиций. Кроме того, современный мультимедийный кабинет позволяет, как никогда раньше, удивительно ярко и правдиво перемещать аудиторию в другие страны и на другие континенты в виртуальной реальности, проводить настоящие «экскурсии» по архитектурному или культурному достоянию той или иной нации. Красочные иллюстрации по страноведению могут быть представлены не только в виде слайдфильмов, но и видеофильмов, которые, несомненно, увеличивают интерес детей к предмету и выводят урок на совершенно другой уровень, который как минимум на порядок выше того, где учитель просто монотонно говорит и может показать одну-две картинки на бумаге. Погружение в виртуальное пространство — очень эффективное средство развития социокультурной компетенции учащихся.
Одна из немаловажных и уникальных возможностей таких кабинетов – это звук. Звук на уроке английского языка – это своеобразный «прорыв». Теперь ученик может слышать не только своего учителя как единственный образец правильного произношения – такой неправильный подход далеко в прошлом (ведь и учитель может быть несовершенным в плане произношения, акцента, да и просто случайных маленьких ошибок). Гораздо профессиональнее будет предоставить аудитории на слушание аудиоматериал, записанный носителями языка. В мультимедийном или просто лингафонном кабинете, прослушав «настоящую» версию диалога или текста, учащийся пытается подстроить своё произношение под оригинал, может слышать, как говорит учитель, и как копируют звуковой материал его сверстники, может их поправлять или быть исправленным, получая, таким образом, богатую коллекцию вместо скучного монопольного чтения из урока в урок. Создание микрогрупп, в которых ученики могут обсуждать или отрабатывать новый материал или закреплять уже пройденный, создаёт разнообразие форм обучения. А они, в свою очередь, предполагают дифференциацию обучения. Попарный режим в аудитории учащихся или индивидуальный диалоговый режим «учитель-ученик» даёт возможность детям раскрепоститься и сосредоточиться только на собственных, в данный момент приобретаемых, навыках, так как он точно уверен, что никто его не слышит. Разнообразие форм использования мультимедийного или лингафонного кабинета также увеличивают интерес учащихся, предоставляя им больше независимости и самостоятельности. Так, например, в то время как весь ученический коллектив отрабатывает речевые навыки, используя наушники и лингафонные возможности кабинета, отдельный учащийся может включить звук с компьютера и дополнительно послушать аудиоматериал, при необходимости останавливая и повторяя его столько, сколько необходимо (тоже используя наушники). Возможность работать автономно обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию процесса обучения, создаёт комфортную среду обучения. Кроме того, прослушивание трансляционных программ развивает навыки аудирования учащихся, углубляя при этом их знания по предмету.
Применение мультимедийного кабинета позволяет не только повысить эффективность учебного процесса, но и определить степень усвоения материала учащимися - это электронное тестирование. Новейшее средство «подведения итогов» как промежуточных, так и конечных результатов даёт объективную картину всего, происходящего на уроке. Моментальная обработка данных компьютером позволяет в одно и то же время увидеть результаты и при необходимости ошибки всех участников тестирования. Такую удивительную экономию времени можно использовать для работы над ошибками и закрепления «слабых звеньев» урока или раздела по какой–либо теме, а также для проведения сразу нескольких небольших тестов в течение одного урока. Такой подход не позволяет детям расслабляться во время урока и подталкивает их к собранности и вниманию. В этом случае необходимо заметить, что доброжелательность учителя играет первостепенную роль, так как во время любого, пусть даже небольшого тестирования, ученик испытывает стресс. И от того, как учитель сможет локализовать внешнее «давление» и внутреннее волнение ученика, зависит весь дальнейший ход развития событий: будет ли успех в обучении, результат, повысится ли мотивация ученика или бесконечными проверками учитель совсем «отобьёт» желание учиться. Непременно нужно продумать систему «реабилитации» невнимательных или плохо подготовленных учеников: возможность «выкарабкаться» из неловкого положения будет сохранять самооценку ребёнка на прежнем уровне и подогревать желание выглядеть как можно лучше.
Самым крупным, ни с чем не сравнимым преимуществом мультимедийных кабинетов является интернет, который есть в каждом новейшем современном кабинете. Интернет обогащает образовательный процесс не только «бархатным» звуком, элитными уникальными иллюстрациями архитектуры, музеев, картинных галерей, скульптуры, портретов выдающихся личностей политики, литературы, музыки и других областей современной жизни, но и служит бесконечным источником разнообразной информации, выполняя роль бесценной самой крупной библиотеки мирового масштаба всех времён и народов. Интернет можно использовать как учительский инструментарий, который может успешно помочь как в методике преподавания самому учителю, так и быть совершенно «реальным» партнером прямо во время ведения урока. Непонаслышке знакома и применяю во время ведения своих уроков потрясающе разработанные сайты, которые органично дополняют и обогащают мой урок. Уже не могу представить себе урок по обучению чтению в младших классах без своего любимого сайта http://www.starfall.com/n/level-a/learn-to-read/load.htm?f.
Очень часто применяем сайт http://www.gdzbest.ru/gdz/english.htm, где можно найти и скачать любые учебники по английскому языку, например сборник упражнений по грамматике Ю.Голицынского. А также пользуемся сайтами-электронными библиотеками, в которых тоже можно найти много полезной и нужной информации.
http://www.rusbooks.org/languagelern/english/7359-veselyjj-anglijjskijj-dlja-detejj-obuchajushhaja.html - Электронная библиотека (электронные учебники) .
Интернет может помочь и с методикой преподавания. А первоначальное представление какой-либо песенки на английском языке для детской аудитории нам всегда помогает выполнить красочно и на высоком профессиональном уровне сайт YouTube, без которого специально направленный «музыкальный» урок английского языка или подготовку к утреннику, я уже ни за что не смогу и не соглашусь провести.
2 вопрос
Разновидности интерактивных досок
Неотъемлемой частью мультимедийных кабинетов является интерактивная доска.
Во время мини-исследования в своём городе я обнаружила три разновидности интерактивных досок в Балхаше.
Первая разновидность интерактивных досок в городе Балхаш – Activboard.
Такой доской можно управлять одним электронным маркером
В памяти такого «чуда техники» находится богатейший набор разнообразных картинок, звуков, мелодий, фонов, обоев, разноцветных маркеров и фломастеров, различных инструментов для украшения лекции или опросов учащихся, таких как шторка, прожектор, булавка, фиксирующая домашнее задание, бегущая строка, напоминающая тему урока, независимо от того, что происходит на интерактивной доске во время урока, возможность создания флипчатов к уроку и сохранения их в памяти, создания видео и многое другое.
Вторая разновидность – это Smart Board, так называемая «Умная доска».
Она значительно отличается от Activboard уже тем, что на такой доске пишут четырьмя разноцветными маркерами – чёрным, красным, зелёным и синим. Ненужные записи стираются при помощи специальной стёрки, располагающейся рядом с маркерами (в предыдущем случае одним маркером можно было и писать и стирать, переключая нужную функцию в программном обеспечении доски). Большое отличие доски Smart Board и в том, что она является сенсорной, то есть доска чувствительна к любому прикосновению, и управлять ею можно просто касаясь пальцами. Зато цветовая гамма представлена только внешними маркерами (4 цвета) и не запрограммирована в памяти компьютера. В такой доске тоже довольно «объёмное» верхнее и нижнее «меню» с богатым арсеналом возможностей, которые украшают «серые будни» и делают учебный процесс приятным.
Третья разновидность интерактивной доски в нашем городе – IP-Board
Такая доска примечательна тем, что у неё есть «меню быстрого доступа» в нижней части. Это значительно экономит время стоящего у доски человека. Функции IP-Board понятны и очень просты, и каждый без особых усилий может разобраться и овладеть в совершенстве всеми тонкостями работы с ней. Один маленький недостаток заключается в том, что «внутреннее меню» и все записи, запрограммированные в такой интерактивной доске только на английском языке. Конечно, это не смутит учителей английского языка, зато абсолютно неудобно для других предметников.
Использование интерактивной доски в сочетании с аудиосредствами позволяет реализовывать принципы наглядности, доступности и системности изложения материала.
При этом такие возможности реализуются не только в режиме просмотра, как это было при проведении презентаций с помощью проекторов, но и, используя специальный маркер и другие возможности доски, мы можем сочетать проверенные методы и приемы работы с обычной доской и набор интерактивных и мультимедийных возможностей.
Интерактивная доска позволяет осуществлять: активное комментирование материала, выделение, уточнение, добавление дополнительной информации посредством электронных маркеров. Возможности интерактивной доски позволяют переключить школьников на понимание того, что видео и игровые программы успешно используются для обучения, способствуя развитию творческой активности, увлечению предметом, созданию наилучших условий для овладения навыками аудирования, говорения, письма, основ грамматики, что обеспечивает в конечном счете эффективность усвоения материала на уроках английского языка.
3 вопрос.
«Электронные учебники и их составляющие»
Компьютерные обучающие программы имеют много преимуществ перед традиционными методами обучения.
Они позволяют тренировать различные виды речевой деятельности и сочетать их в разных комбинациях, помогают осознать языковые явления, сформировать лингвистические способности, создавать коммуникативные ситуации, автоматизировать языковые и речевые действия, а также обеспечивают возможность реализации индивидуального подхода и интенсификацию самостоятельной работы учащихся. Использование мультимедийных программ вовсе не исключает традиционные методы обучения, а гармонично сочетается с ними на всех этапах обучения. (Показ электронных учебников)
.
(Слайдфильм «Королевский Лондон» - отрывок)
Общий вывод: Технические средства обучения рассматриваются как инструмент повышения мотивации. ТСО позволяют задействовать у обучаемого все три канала восприятия: слуховой, визуальный и кинестетический, что позволяет увеличить объем и прочность усвоения изучаемого материала, значительно повышают статус учеников в учебном процессе, увеличивают познавательную активность учащихся и поддерживают интерес к предмету, а также расширяют поле для самостоятельной деятельности учащихся, позволяют использовать Интернет как средство погружения в виртуальное пространство.
Проблемы:
Использование ТСО требуют от учителя большой подготовки и специальных знаний
Количество учащихся не всегда соответствует количеству компьютеров (что создаёт определённые сложности)
Компьютерный класс требует сложнейшего технического обслуживания (техника может просто выйти из строя)
Как решить проблемы?
Курсы повышения квалификации
Дифференциация обучения
Заключение контрактов с программистами по обслуживанию оборудования