Просмотр содержимого документа
«Выступление по теме «Персональная грамматическая компетенция»»
Персональная грамматическая компетенция.
Асрумян Светлана Гавреновна, учитель английского языка,
МБОУ СОШ № 7 г. Георгиевска
Объективной потребностью современного образования является поиск оптимальных путей организации учебно-воспитательного процесса, рациональных вариантов содержания и использование разных стратегий обучения. Актуальность данных задач бесспорна и при реализации комплекса целей обучения и овладения иностранным языком в условиях средней школы.
Успешному развитию иноязычной коммуникативной компетенции способствует прочно сформированная языковая компетенция, основу которой составляют грамматические навыки и знания правил или норм изучаемого языка. Существующие стратегии формирования грамматической компетенции в контексте современного личностно-ориентированного образования нуждаются в дальнейшем исследовании и в определённой коррекции вектора обучения.
Под грамматической компетенцией обычно понимают систему грамматических навыков, однако прочность и гибкость навыков зависят не только от постоянной тренировки, но и от того, ведётся ли она осознанно, с опорой на знания или интуитивно.
Грамматическая иноязычная компетенция – это синтез трёх компонентов: грамматических явлений изучаемого иностранного языка, знания правил/норм их образования и функционирования в речи и системы грамматических навыков. Иными словами, грамматическая компетенция – это многогранное понятие, каждый компонент которого отличается спецификой и требует своего подхода и способа овладения им.
Известно, что любая деятельность, любые действие и поступок всегда мотивированы, и вопрос о роли мотивации в учении – один из основополагающих в новой личностной парадигме образования. Организация мотивов деятельности на уроках иностранного языка играет очень важную роль, так как обучение новому языку осуществляется в искусственно заданных условиях. В этой связи учитель, задумываясь об усилении мотивации деятельности учащихся с новым грамматическим материалом, в частности, должен обращать внимание в первую очередь на возрастные особенности обучающихся.
Поскольку школьникам свойственно стремление к познанию и разрешению проблем, выявлению логических и причинно-следственных связей, выражению своего отношения к явлениям, то в этом и следует искать мотивы деятельности учеников при изучении иностранного языка и, в частности грамматики.
Личностно-ориентированное образование нацелено на развитие творческой личности, а это предполагает творческое освоение любой информации, в том числе и грамматической.
Чтобы реализовать это положение, необходимо внедрять в практику такие технологии, цель которых – не только накопление знаний, но и постоянное обогащение опытом творчества.
Процесс овладения иностранным языком, а также грамматической компетенцией, всегда индивидуален. Его личностный характер и качество зависят от ряда факторов, один из которых – уровень / качество владения правилами, т.е. знаниями, обеспечивающими (наряду с тренировкой) правильность оформления речевого высказывания и его адекватное понимание в тексте.
Качество грамматических навыков у большинства учащихся прямо пропорционально качеству знания правил, а практика заучивания готовых правил для подростков не всегда эффективна, правила забываются. Нужен иной способ овладения знаниями, в котором была бы увеличена доля самостоятельной когнитивной деятельности ученика при восприятии новой информации и действий по её переработке. Это обеспечивает трансформацию полученной информации в личностно значимую материальную форму, которая в свёрнутом виде сможет затем интериоризироваться и храниться в памяти человека как персональная информация.
Практика обучения показывает, что любое новое грамматическое явление иностранного языка вызывает у учащихся потребность каким-то образом зафиксировать его образно чувственной форме, чтобы лучше запомнить.
Рисунки и схемы есть не что иное, как приёмы мнемотехники, т.е. приемы установления связей между запоминаемыми объектами и их мысленным размещением в воображаемом пространстве. Мнемотехника как система запоминания базируется на приёме формирования ассоциаций.
Осмысленная, личностно переработанная информация представляет собой обобщённый конструкт, который в свёрнутой форме хранится в памяти ученика и является надёжной базой для овладения грамматическими навыками.
Итак, реализация с помощью описанных выше средств основных положений личностно-ориентированного подхода к обучению иностранного языка способствует наряду с тренировкой формированию персональной грамматической компетенции школьника, которая в свою очередь служит базой для более успешного развития его когнитивных и коммуникативных умений в области изучаемого иностранного языка и обеспечивает комплексное формирование лингвистической, коммуникативной и компенсаторной компетенции обучаемого.