kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Возможности рифмованных текстов для здоровьесбережения обучающихся на уроках английского языка в условиях ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

Возможности рифмованных текстов для здоровьесбережения обучающихся на уроках английского языка в условиях ФГОС.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Возможности рифмованных текстов для здоровьесбережения обучающихся на уроках английского языка в условиях ФГОС»

Автух Вера Владимировна

Учитель английского языка

ГБОУ школа №104 им.М.С.Харченко

Санкт-Петербург

Возможности рифмованных текстов для здоровьесбережения обучающихся

на уроках английского языка в условиях ФГОС.



Главное условие реализации образовательной программы – обучение без нанесения вреда здоровью детей.


Для сохранения здоровья учебный процесс организован с соблюдением расписания занятий, составленного в соответствии с требованиями СанПиНа; через каждые 45 минут – перерыв; между занятиями проводится проветривание кабинета. На занятии виды деятельности, требующие большого напряжения, чередуются с более легкими. Также организуются кратковременные перерывы.


Большое внимание уделяется правилам безопасности. Систематически проводятся инструктажи по технике безопасности, текущие инструктажи. В помещении оборудована вентиляция.


В деятельности применяются методы:


- метод формирования сознания по здоровьесбережению, который включает такие формы работы, как беседа, объяснение, демонстрация, внушение, приведение положительных примеров здорового образа жизни;


- метод разумной организации деятельности с предвидением результатов;


- метод формирования опыта поведения (практика);


- методы стимулирования должного поведения (поощрение, одобрение, осуждение, наказание).



Принципы здоровьесбережения



По сло­вам профессора Н. К. Смирнова, «здоровьесберегающие образовательные технологии — это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся».


Понятие «здоровьесберегающая технология» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, как решается задача сохранения здоровья учителя и учеников.

Данные технологии должны удовлетворять принципам здоровьесбережения,


которые сформулировал Н. К. Смирнов:


o «Не навреди!» — все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя.


o Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося — все используемое должно быть оценено с позиции влияния на психофизиологическое состояние участников образовательного процесса.


o Непрерывность и преемственность — работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке.


o Субъект-субъектные взаимоотношения — учащийся является непосредственным участником здоровьесберегающих мероприятий и в содержательном, и в процессуальном аспектах.


o Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся — объем учебной нагрузки, сложность материала должны соответствовать возрасту учащихся.


o Комплексный, междисциплинарный подход — единство в действиях педагогов, психологов и врачей.


o Успех порождает успех — акцент делается только на хорошее; в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки.


o Активность — активное включение, а любой процесс снижает риск переутомления.


o Ответственность за свое здоровье — у каждого ребенка надо стараться сформировать ответственность за свое здоровье, только тогда он реализует свои знания, умения и навыки по сохранности здоровья. Перед любым учителем неизбежно встает задача качественного обучения предмету, что совершенно невозможно без достаточного уровня мотивации школьников. В решении означенных задач и могут помочь здоровьесберегающие технологии.

В ходе работы нами был проанализированы следующие пособия для начальной школы: Верещагина И.Н., Притыкина Т.А. Английский язык: учеб.для II кл.шк. с углубл. изучением англ.яз., лицеев, гиназий, колледжей. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2000; Азарова C.И. Английский язык МИЛЛИ. Обнинск: Титул, 2007.-128 с. (см. Диаграмму 1 и Диаграмму 2) на наличие и содержание представленных рифмованных текстов.

Диаграмма 1. Распределение рифмованных текстов (Верещагина И.Н., Притыкина Т.А. Английский язык: Учеб.для II кл.шк. с углубл. изучением англ.яз., лицеев, гиназий, колледжей) (в %)













Диаграмма 2. Распределение рифмованных текстов (Азарова C.И. Английский язык. Millie) (в %)


































В результате анализа выявлено, то доминирующее число рифмованных текстов - стихотворения и песни тематического характера, довольно объемные, состоящие из нескольких куплетов и предполагающие работу на нескольких уроках. Представлено очень незначительное количество рифмовок (9% и 16%). Отметим, что отсутствует разнообразие заданий к представленным текстам, в основном, работа с рифмованными текстами ограничивается несколькими весьма распространенными приемами: введение незнакомой лексики, чтение стихотворения учителем, учащимися, заучивание, чтение стихотворения наизусть.

В связи с вышесказанным, мы подобрали рифмовки к совершенствованию речевых навыков, которыми может воспользоваться учитель в своей работе (см.Приложение).

Отметим, что при отборе рифмованных текстов мы руководствовались следующими положениями:

- рифмованные тексты должны быть доступными, то есть не содержать большого количества новой лексики;

- рифмованные структуры должны быть небольшими по объёму;

- они должны соответствовать изучаемой теме и направлены на совершенствование необходимого речевого навыка.

Очевидно, что выбор конкретных заданий при работе с рифмованными текстами будет зависеть от следующих факторов:

– темы занятия;

– цели;

– уровня знаний обучаемых;

– возраста обучаемых;

– этапа обучения.

Рассмотрим типологию возможных заданий с рифмованными текстами для совершенствования речевых навыков:

1. Questioning. Прием вопросно-ответной работы. При работе со стихотворением можно предложить два варианта вопросов:

а) comprehension questions – вопросы на проверку понимания прочитанного или прослушанного текста на основе узнавания, припоминания. Например:

А cat has three kittens.

They are white.

But they hаvе black spots

Each оn his side.

  • How mаnу kittens does the cat have?

  • What colour are they?

  • Do they have black or red spots?

В данном случае, текст песни, стихотворения или рифмовки дети слушают или читают.

b) true / false questions – вопросы, требующие выбор ответа, высказывания, подтверждающего или опровергающего данное утверждение. На пример:

Му mother is so kind and nice.

But she isn't very brave.

She is afraid of dogs and miсе.

And cries: Take them away!

  • Is mу mother kind and nice?

  • Is ту mother very brave?

  • Is she afraid of cats?

2. Gap-filling. Заполнение пропусков. Детям предлагается заполнить пропуски, выбирая слова из пар антонимов, затем они сравнивают свои варианты с оригиналом. Например:

А pig is ……….                          big – little

А mouse is ……….                 short – tall

А giraffe is very ……….         small – large

Отметим, что в данном случае мы обращаемся к письменной речи.

3. Unscrambling. Логическая перегруппировка – упражнение, в основе которого лежит прием восстановления. Учащимся дается задание выстроить предлагаемый материал в логической последовательности и таким образом воссоздать связный текст стихотворения из предложений или слов. Например:

а) The sun has visited                                The sun has visited

            The nest.                                                      The day is nice.

The bird is glad to see the guest.              It is so good to eat а worm!

          The day is nice.                                          The nest.

The day is warm.                                       The bird is glad to see the guest.  

It is so good to eat а worm!                       The day is warm.

b) The sun has visited.                               – sun, the, visited, has

The nest.                                                    – nest, the

Тhе bird is glad to see the guest.               – is, the, bird, to, glad, see, guest, the

Тhе day is nice.                                          – is, day, nice, the

Тhе day is warm.                                       – wаrm is, day, the

It is so good to eat а worm!                      – so, is, it, good, to, а wоrm eat

4. Ranking. Ранжирование – упражнение, в котором учащиеся получают задание подобрать предметы или картинки к стихотворению и разложить их по мере появления в тексте. На пример: разложить картинки к выделенным словам.

Mr. Frog is mу friend.

And we hор, hор.

Mr. Dog is mу friend.

And we run, run.

Mr. Fish is mу friend.

And we swim, swim.

Mr. Cock is mу friend.

And we sing, sing.

5. Expansion. Упражнение на расширение заданного речевого материала (стихотворения). Расширение высказывания может осуществляться за счет детализации, уточнения, включение элементов описания и других способов логического развития мысли. Например:

I'll go to Granny                                         What is she like?

Оn foot, оn foot, оn foot.                           Who will уоu go with?

I'll go to Granny                                         How old is she?

Ву bus, bу bus, bу bus.                              What colour is the bus?

I'll go to Granny                                         Where does she live?

Ву plane, bу plane, bу plane.                    Is the plane fast and соmfortable?

I'll go to Granny                                         What present do уоu have for her?

Today, today, today!                                  Why will уоu go to Granny?

Затем учащимся предлагается рассказать историю о своей бабушке.

6. Drawing. Рисунок – упражнение, в котором учащиеся должны, опираясь на текст стихотворения, передать его содержание при помощи графических символов или рисунков. Например:

Flowers, flowers,

I love уоu.

Yоu are yellow,

Yоu are bluе.

White and red,

And green and brown.

In the village.

In the town.



7. Miming. Упражнение, нацеленное на передачу содержания стихотворения, с помощью мимики, движений и жестов. Упражнения такого рода могут быть использованы для снятия усталости у детей. Например:

Wind is blowing, (дети поднимают руки вверх и покачиваются)

Wind is blowing

То the left, (дети делают наклоны влево и вправо)

То the right.

Wind is blowing,

Wind is blowing

Day and night, (на слове «day» дети улыбаются и подпрыгивают)

Day and night! (на слове «night» дети закрывают глаза)

8. Composing. Упражнение, предлагающее сочинить собственное стихотворение на английском языке на основе имеющегося. Отметим, что ученики здесь используют усвоенную лексику, опираются на необходимые грамматические конструкции.

        Например:

Let us sing together,

Together, together.

Let us sing together,

Together we shall sing.

Let us hop together.

Together, together.

Let us hop together.

Together we shall hop.

Let us + (play, run, draw, write, read, f1y, dance).

Здесь уже наблюдается творческий подход к переработке информации, когда можно совершенствовать все речевые навыки [44, 45].

9. Rhyming. Рифмовка – упражнение, направленное на закрепление лексики на основе стихотворения путем подбора рифмующихся слов. Учитель подбирает пары рифмующихся слов, необходимых для закрепления [45].

Например:

        Pencil, pencil,                                                bat – rat

        Draw а hat.                                                          bear – hare

        And а chicken,                                                mouse – house

        And а cat.                                                          dog – frog

        And а bear, and а dress.                                      cock – croc

– Yes!

10. Drama. Прием игрового моделирования, который составляет часть арсенала коммуникативного метода. Например:

I see а dog (а frog, а cat, а bear)

– Hеllo!

– Hеllo!

– Let's go to the Zoo (park, school, cinema) – No, nо, nо!

Дети не просто читают данное стихотворение по ролям, а воспроизводят его в виде сцен [43].

Таким образом, мы видим, что существует большое количество заданий, которые могут быть выполнены для совершенствования речевых навыков на уроках английского языка в начальной школе на основе рифмованных текстов.

Список использованной литературы:



  1. 700 Английских рифмовок / составитель Захарченко И.А. – М., 1999.

  2. Абалкина П.И. Совершенствование методики преподавания иностранного языка. - М.: ВЛАДОС, 2002.

  3. Азарова С.И., Дружинина Э.Н. Millie: учебник английского языка для 2 - 4 классов общеобразовательных учреждений. - Обнинск: Титул, 2007.

  4. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). - М.: Издательство ИКАР, 2009.

  5. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. Заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.

  6. Бим И.Л. Некоторые актуальные проблемы современного обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. - 2001. - № 4. - С.12-18.

  7. Бим И.Л. О преподавании иностранного языка на современном этапе // Иностранные языки в школе. - 1999. - №3. - С. 15-18.

  8. Бориско Н.Ф. Сам себе методист, или Советы изучающему иностранный язык. Киев. Фирма «ИНКОС», 2001 

  9. Дьяченко, Н. П. Стихи, рифмовки и песни как средство повышения эффективности обучения на уроках английского языка / Н. П. Дьяченко // Пед. вестн. — 2004. — № 3. — С. 30—31.

  10. Нехорошева А.В. Сборник стихов, рифмовок и песен на английском языке: Практическое пособие – М: АРКТИ, 2006. – 80с.

  11. Рачок Т.П. Работа над стихотворениями на уроках английского языка // Иностранные языки в школе. - 1999. - №2. - С.18-21.

  12. Рогова Г.В. Методика обучения английскому языку на начальном этапе и в средней школе. - М.: Просвещение, 2000.

  13. Рогова Г.В., Верещагина И.Н.  Методика обучения английскому языку на начальном этапе. – М.: Просвещение, 1998.

  14. Шапиро Т.Л. Знакомство с английским через рифму. – М.: Филоматис, 2004.

Интернет-источники

  1. http://150-shelkovo-licey.edusite.ru/p266aa1.html-Рифмовки при изучении английского языка
  2. http://nota.triwe.net/children/rhymes/jingles.htm- Рифмовки и небылицы
    http://detishka.ru/current.php?id=9250 - Использование проектной методики в обучении иноязычному общению учащихся среднего школьного возраста

  3. http://u4eba.net/wp-content/uploads/2013/03/Rabota-so-stihi-i-pesni-na-urokah-angliyskogo-yazyika-1.doc - Печененко Т.В. Работа со стихами и песнями на уроках английского языка как один из способов повышения мотивации учащихся (методические рекомендации)

  4. http://my-dictionary.ru/word/29236/rifma/ - Мой словарь.

  5. http://methodological_terms.academic.ru/-Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Английский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Автух Вера Владимировна

Дата: 28.03.2017

Номер свидетельства: 404240


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства