kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Волынка - национальный шотландский инструмент

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе изучается история появлеия шотладской волынки, ее особенностях. Шотладская волынка сравнивается с другими видами волынок, обосновывается ее значимость и уникальность.

Просмотр содержимого документа
«Волынка - национальный шотландский инструмент»

МБОУ «Гуманитарная гимназия №8»








Волынка - национальный шотландский инструмент









Реферат по английскому языку

ученицы 5 класса «б»

Абрамовой Ии, Самбуевой Дарины

научный руководитель

Соснина Галина Владимировна








ВВЕДЕНИЕ


Он стоял на вершине скалы. Атлантический ветер
Отсыревшими складками килта хлестал по ногам.
Мир дышал и клубился, но их было двое на свете –
Только он и волынка, прогнавшая чаячий гам.
В угловатой по-детски фигурке бунтарское что-то
Расцветало и с каждою нотой на волю рвалось –
Непокорная гордость воинственных пиктов и шоттов,
Непослушный огонь развеваемых ветром волос...
Человек и волынка – сыскать ли союз совершенней?..
Быстрокрылые чайки крестили смурной окоём.
Океан, поседевший от виденных в прошлом сражений,
Беспокойно ворочался в каменном ложе своём.
Исполинские волны, вздымаясь из дышащей стали,
Безустанно крушили о скалы непрочную грудь.
... Он царил над стихией – а звуки в неё прорастали,
И в грохочущий рокот вплеталась протяжная грусть
Семилетнего мальчика с вытертой старой волынкой...


Со времен древних кельтских королей и господства клановой системы Шотландия остается верна своей культуре и традициям, делающим эту страну уникальным явлением в европейской и мировой истории. Культура Шотландии – не музейный экспонат, застывший в своем совершенстве. Это живое и вечно меняющееся явление, составляющее сокровенную суть шотландской нации. Культура Шотландии вобрала в себя традиции всех населявших эту страну народов. Племена пиктов и кельтов, норманнские и англо-саксонские завоеватели в равной мере внесли свой вклад в формирование той особой шотландской ментальности, которая знакома нам по многочисленным романам и фильмам.  Одним из ярких признаков того, что шотландцы сохраняют связь со своим древним культурным наследием, является та огромная популярность, которой в стране и по сей день пользуются традиционная музыка и танцы.

Главным символом исконно шотландской музыки, без сомнения является волынка, в древности бывшая чисто военным инструментом, под протяжные звуки которого без страха бросались в атаку ряды воинов-горцев. После того, как в XIX веке «волынка горцев», вместе с шотландскими полками вошла в состав регулярных войск Великобритании, началось ее победное шествие по всему миру. В наши дни волынка постоянно звучит в ходе различных церемоний, проводимых в Великобритании. Оркестры волынщиков стали образовываться и во многих других государствах - в Германии, Италии, Франции, Нидерландах, Дании, Чехии, Японии, Арабских Эмиратах. Такое масштабное увеличение интереса к шотландской волынке произошло во многом благодаря международному фестивалю военных духовых оркестров Edinburgh Military Tattoo.








Мы решили выбрать эту тему для нашей работы потому, что, изучая наш учебник, мы поняли, что информации о Шотландии, входящей, как известно, в состав Великобритании, очень мало. Мы думаем, что данный материал может быть использован на уроках английского языка в качестве демонстрационного материала, и поможет ученикам лучше узнать Шотландию, ее историческое прошлое, получить сведения о традициях, людях Шотландии, ее национальном музыкальном инструменте - волынке.

Целью нашей работы является изучение материалов о шотландской волынке, ее истории, особенностях. Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Изучить материалы о национальном шотландском инструменте - волынке.

  2. Проанализировать историю появления волынки, выявить ее особенности.

  3. Систематизировать материал и адаптировать его к употреблению на уроках.

Источниками нашего исследования являются энциклопедии, книги об истории Шотландии, информация с интернет сайтов.

Мы использовали следующие методы работы:

1. Исследование

2. Анализ

3. Сравнение

4. Обобщение.

Результатом нашей работы должно являться создание презентации о волынках.





























ГЛАВА 1 ЧТО ТАКОЕ ВОЛЫНКА


Волынка - народный духовой язычковый музыкальный инструмент с воздушным резервуаром (мехом). Распространен у многих народов под различными названиями: бэгпайп, гайда, дуда, дудельзак, коза, сарнай, чимпой, шувыр и другие. (Большой энциклопедический словарь)

Волынка - народный духовой язычковый инструмент, аэрофон. Аэрофоны (духовые) — группа музыкальных инструментов, в которых источником звука является вибрация воздуха, не имеющих струн или мембран. К таким инструментам можно отнести: флейту, кларнет, гобой, фагот, саксофон, валторну и так далее. Волынка представляет собой мех (воздушный резервуар) из кожи или пузыря животного, в который вделаны маленькая трубочка для нагнетания воздуха и несколько игровых трубок: одинарная (иногда парная и как редкое исключение тройная) трубка с игровыми отверстиями, на которой исполняют мелодию, и одна, две и более басовые трубки, сопровождающие игру непрерывным и не изменяющимся по высоте бурдоном. Встречаются волынки и без бурдонных трубок, например грузинская ствири. Все игровые трубки имеют пищики из камыша с одинарным или (реже) двойным язычком. Исполнитель держит волынку под мышкой или перед собой. Мех наполняется воздухом, который приводит язычки в состояние вибрации, и трубки начинают звучать. Когда исполнитель набирает воздух в лёгкие, он прижимает мех к корпусу, благодаря чему звучание не прекращается и сила его остаётся неизменной. Некоторые волынки снабжены маленькими мехами (типа кузнечных) для накачивания воздуха в резервуар. Мелодическая трубка имеет диатонический звукоряд, объём которого зависит от количества игровых отверстий. Бурдонные трубки настраиваются по отношению к мелодической трубке и друг к другу в кварту, квинту, октаву. Звучит волынка сильно и резко. Применяется главным образом для сопровождения массовых народных танцев на открытом воздухе. Иногда волынщик поет на фоне звучания бурдонных трубок, а в перерывах между пением исполняет инструментальные отыгрыши. Для исполняемой на волынке музыки характерно обилие мелизматики - фиоритур, коротких трелей и тому подобное. Волынка - преимущественно сольный инструмент, но нередко используется и в различных инструментальных ансамблях. Волынка распространена во многих странах мира. Встречается в Молдавии, на Украине, в республиках Прибалтики, Закавказья и Поволжья, в прошлом пользовалась популярностью также в Великороссии и Белоруссии. Местные разновидности волынки часто носят другие названия: дуда (русский, украинский, белорусский), чимпой (молдавский), паркапзук или тик (армянский.), ствири или гудаствири (грузинский), чибони (аджарский), тулум (азербайджанский), шувыр (марийский), быз (удмуртский), шапар и сарнай (чувашский). Названия волынок в зарубежных странах: дуды (чешский), коза (польский), гайда (болгарский), закпфайфе или дудельзак (немецкий), бэгпайп (английский), дуделзак (голандский), корнемюз (французский) и другие. Волынки применяются в шотландских военных оркестрах волынщиков. Разновидностью волынки является французский мюзет. (Музыкальная энциклопедия)

Волынка — образовано от географического названия Волынь, откуда этот музыкальный инструмент попал в Россию. (Этимологический словарь)

Волынка стала олицетворением медлительности.

Фразеологический словарь русского литературного языка дет такое определение словосочетанию «тянуть волынку»- простонародное, пренебрежительное. Медлить с чем-либо, затягивать какое-либо дело. Так, «волынить» означает отлынивать от дела, работать кое-как. В России "волынкой" называли форму забастовки, когда рабочие приходят на работу, работу ведут, но делают ее очень медленно, не торопясь. Есть факты, применения волынки и в СССР. Причем эту форму забастовки называли "волынкой" в официальных документах.

Итак, волынка, как музыкальный инструмент, распространена во многих странах мира и представляет собой воздушный резервуар с трубками.


ГЛАВА 2 ИСТОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ВОЛЫНКИ


Несмотря на то, что многие, в том числе и сами современные шотландцы, уверены, что волынка — это исключительно шотландское изобретение, историки утверждают иначе.

Волынка – инструмент, известный еще в античности. История волынки насчитывает, вероятно, несколько тысячелетий. Первый инструмент, опознанный как волынка, датируется 3000 годом до нашей эры. Он был найден при раскопках древнего города Ур на территории царства Шумер. А первые упоминания волынки в письменных источниках встречаются в 400 году до нашей эры у Аристофана. Волынка относится к числу наиболее древних музыкальных инструментов человечества. С помощью волынки услаждали свой слух древние халдеи, ассирийцы, египтяне и греки. Имеются письменные свидетельства того, что своими громогласными и протяжными звуками волынка придавала дополнительной храбрости и без того полным мужества и силы римским воинам. Римский император Нерон был известен как мастер игры на различных музыкальных инструментах, в том числе он играл и на волынке. Предполагается, что именно из Древнего Рима волынка во времена борьбы римлян с варварами перекочевала в Британию и далее в Шотландию, где и приобрела статус народного инструмента и стала национальным символом этой страны. В основе принципа звучания волынки лежит монотонная гармония, сопровождающая голос. Такая форма исполнения музыки в буквальном смысле слова идет из глубины веков. Однако одного голоса, даже исполняющего прекрасную мелодию, как правило, не хватает. Для того чтобы музыкальное произведение воспринималось более живо, голосу требуется что-то дополняющее. Далеко не каждый музыкальный инструмент может дать музыканту такую возможность. Что касается волынки, то такой возможностью она как раз обладает, позволяя подключить к голосу один или несколько перманентных басов, называемых бурдонами. Заслуженным, пусть и меньшим признанием, чем в Шотландии, пользуется волынка и в других странах. Различные виды волынок были широко распространены на землях древних славянских государств, некоторые из подобных волынок сохранились вплоть до наших дней. «Волынка да гудок – собери наш домок» – гласит русская пословица-припевка. История инструмента под названием «волынка» включает в себя обширную коллекцию архивных материалов: летописи, фрески, барельефы, статуэтки и лубочные картинки с изображениями волынок различных периодов времени.

Волынка начала завоевывать Европу в эпоху подъема общеевропейской культуры, связанного, прежде всего, с крестовыми походами и сопутствующими им, помимо горя и разрушений, которые они несли, расширением культурных горизонтов и обменом достижениями культуры различных народов. Но инструментом «для аристократов» королевских дворов Европы волынка так и не стала, оставаясь веками именно народным инструментом, спроектированным для громкого звучания на открытых пространствах, зовущим на жестокий бой и бесшабашный танец. История волынки – этого одного из древнейших аэрофонов, снабженных воздушным резервуаром и распространенного под разными названиями у многих народов мира – парадоксальна. С одной стороны, это – «самый примитивный музыкальный инструмент», «греховный… вульгарный деревенский инструмент», богомерзская дуда». С другой – волынки (musettes) в конце XVII века появляются в партитурах оперных оркестров. В марше из оперы “Изиды” Ж.Б. Люли “musetttes” «играют в унисон с гобоями и скрипками». В некоторых партитурах Ж.Ф. Рамо также «встречается несколько партий…волынок». Волынка становится модным музыкальным инструментом и в придворном быту. Появляются даже виртуозы - волыночники, «среди которых имелись выдающиеся музыканты вроде Готтетера, Филидора и Детуша.

Волынка навсегда вошла в состав официальных инструментов военных оркестров англоязычных стран и постоянно звучит в ходе различных церемоний, проводимых в Великобритании. Серьезный импульс возвращения волынки в музыкальный обиход стал огромный интерес и мода на стиль «фолк», национальную музыку и танцы. Теперь ее снова можно услышать на фолк - фестивалях, концертах, свадьбах и вечеринках Европы, а в таких странах, как Великобритания, Ирландия и Испания появляется все больше «Pipe Bands» – небольших оркестров национальных народных инструментов, где волынщик со своим инструментом все чаще играют центральную роль. Однако развитие волынки не застыло на уровне 19 века – на данный момент разработаны несколько вариантов электронных волынок. Существуют специализированные клавишные MIDI-волынки, некоторые из них позволяют переключать варианты звучания нескольких разных типов волынок.

Таким образом, волынка является древнейшим музыкальным инструментом с богатой историей.

ГЛАВА 3 ВИДЫ ВОЛЫНОК

Как мы выяснили, в мире существует огромное разнообразие волынок. Практически каждая страна имеет свою вариацию волынки.

Казахская волынка

Казахский национальный инструмент носит название Желбуаз, внешне напоминает кожаный бурдюк, делается из козьей шкуры. Горлышко желбуаза закрывается специальной закупоркой. Для того, чтобы инструмент можно было носить на шее к нему привязан прочный кожаный шнур. В последнее время инструмент используется в концертах казахских национальных оркестров и фольклорных ансамблей. Найден при археологических раскопках, хранится в музее национальных музыкальных инструментов имени Ыкыласа Дукенова. В музее поддерживается стабильная температура. Чтобы моль не съела экспонат, с него регулярно стирают пыль специальной марлей. Знаменитый композитор Нургиса Тлендиев впервые использовал желбуаз в концертах оркеста «Отрар сазы».

Армянская волынка

Армянская волынка — близкий родственник ирландской волынки. Состоит из двух или более трубок, снабжённых язычком, и кожаного мешка. Исполнитель надувает мешок сам или мехами. Мешок — воздушный резервуар из кожи или пузыря животного, из которого подают воздух к звучащим трубочкам. Одна из трубок устроена как флейта — с отверстиями. На ней играют, зажимая пальцами отверстия. Остальные, аккомпанирующие трубки издают только один тон. В редких случаях применяются две мелодических трубки. Звукоряд диатонический, звучание сильное и резкое. Применяется главным образом для сопровождения танцев. Мешок паркапзука держат под рукой, и с его помощью воздух нажимом локтя нагнетается в трубки. Распространена среди амщенцев (армянский субэтнос).

Литовско-белорусская волынка

Дуда́ (по-белорусски),  duda, dūdmaišis (по-литовски) — белорусский и литовский народный  инструмент  (разновидность волынки). Самым ранним историческим свидетельством существования волынок на территории Белоруссии и Литвы можно считать образ дударя в составе скоморохов из Радзивилловской летописи XII века, играющего на безбурдонной волынке, вроде польской siersienki, типу волынки, распространённым по всей средневековой Европе — однако, упомянутая миниатюра не может быть полностью вероятным свидетельством в силу отсутствия информации о происхождении самого художника. Первое упоминание дуды в старинных белорусских текстах относится к XV веку. До середины XIX столетия дуда была самым распространённым инструментом и активно использовалась в белорусской и литовской народной музыке. В XXI веке дударское движение в Белоруссии и Литве пользуется чрезвычайной популярностью, постепенно появляются новые музыкальные группы, которые используют волынки в своем творчестве.

Болгарскаяволынка Болгарская волынка (гайда) состоит из бурдюка (козьей шкуры), в который вшита трубка, куда дует музыкант. У гайды есть и ещё две трубки — басовая (бурдон) и мелодическая, с отверстиями. Волынщик держит бурдюк под мышкой и дует в трубку, выталкивая воздух через бурдон и мелодическую трубку. Характерной особенностью гайды является блошиная дырка — отверстие в бурдюке, которое музыкант обычно затыкает указательным пальцем. Народные певцы нередко поют под аккомпанемент каба-гайды — большой волынки с низким звучанием. Существуют оркестры из 60-100 волынщиков — они называются сто каба-гайд. Горы Родопы считаются родиной старейшего направления в народной музыке Болгарии. Центральное место в нём занимает гайда — болгарская волынка.

Бретонскаяволынка Бретонская волынка имеет несколько разновидностей. Биниу-коз («старая волынка») — старинная бретонская волынка, использующаяся, как правило, в паре с бомбардой. Биниу-браз («большая волынка») — волынка сделанная по модели шотландской в конце XIX века бретонским мастером Доригом Ле Войе, задуманная им как аналог бэгпайпа. Вёз— почти то же самое, что и биниу-коз, но используется, в отличие от последней, не как вспомогательная волынка, а как основной инструмент.

Ирландская волынка

Ирландская волынка (иллян пайпс, в переводе с ирландского —«локтевая волынка») — ирландский вариант волынки, окончательно оформившийся к концу 18 века. Воздух накачивается в мешок при помощи мехов, а не духовой трубки. Ирландская волынка, в отличие от всех других волынок, имеет диапазон в две полных октавы, а в своём полном варианте также может помимо мелодии играть аккомпанемент с помощью регуляторов.

Испанская волынка Называемая также «гайта», происходит из Галисии, а также Астурии и восточной части провинции Леон. Она состоит из чантера с двойной тростью, такой же, как у гобоя, одного или двух басовых бурдонов с одинарными тростями как у кларнета. У чантера внутренний конический канал, семь отверстий для пальцев и с обратной стороны отверстие для большого пальца левой руки. Кроме того, он оснащен тремя незакрывающимися отверстиями, находящимися в нижней его части на раструбе.

Итальянская волынка Волынки данного региона могут быть разделены на 2 типа — северо-итальянские, по конструкции сходные с французскими и испанскими инструментами, и южно-итальянские, известные под общим названием зампонья,  и отличающиеся двумя мелодическими трубками в общем стоке с двумя бурдонными. Традиционно зампонья используется как аккомпанемент чьярамелле  — небольшому гобое-подобному инструменту.

Марийская волынка

Марийская волынка (шувыр, шӱвыр, шювюр, шюббер). Состоит из меха (пузырь животного) и 3 трубок — 1 для нагнетания воздуха и двух игровых, мелодических, находящихся в деревянном ложе и имеющих общий раструб из коровьего рога. Их диапазон — терция и квинта, число игровых отверстий: 2 и 4 (возможно исполнение двухголосных мелодий). Звукоряд диатонический. Звук сильный, резкий, жужжащего тембра. Известна с древности. Используется как аккомпанирующий инструмент народным песням, танцевальным мелодиям. Часто используется с марийским барабаном.

Мордовская волынка

В Мордовии в прошлом волынка также была популярным музыкальным инструментом. Она имела не только музыкальное, но и ритуальное значение: считалось, что игра на ней оберегает присутствующих от сглаза, а также может умилостивить добрых духов. Мордовская волынка имела две разновидности:  фам, (уфам),  пувама.

Первая разновидность — с воздушным резервуаром из телячьей шкуры, трубкой для вдувания воздуха и тремя голосовыми трубками: одна бурдонная, без отверстий, изготовлялась из липы или берёзы, и две тростниковые игровые, каждая с тремя голосовыми отверстиями. На одной из игровых трубок исполнялась мелодия, вторая использовалась для извлечения бурдонного звука, высоту которого можно менять. Иногда игровые трубки делались съёмными, чтобы их можно было использовать в качестве самостоятельных музыкальных инструментов.

Вторая разновидность мордовской волынки изготовлялась из бычьего, коровьего или свиного пузыря. В мордовских сёлах существовал обычай отдавать музыкантам пузыри жертвенных животных для изготовления волынок. В пузырь вставлялись две тростниковые трубки с тремя голосовыми отверстиями каждая. Трубки для вдувания воздуха не было, поэтому музыкант надувал пузырь, вынув игровые трубки, и играл, пока запас воздуха не кончится, после чего снова надувал пузырь. Часто волынщики играли вдвоём: пока один исполнитель играл мелодию, второй надувал резервуар своей волынки.

Осетинская волынка

Лалым-уадындз — Она представляет собой одну из разновидностей кавказской волын­ки. Осетинское название инструмента состоит из соединения названий двух предметов — «лалым» (бурдюк, кожаный мешок) и «уадындз» (свирель).

У лалым-уадындз одна мелодическая трубка, сделанная из стебля шиповника, которая вдевается в мешок через деревянную пробку. Зазоры между трубкой и каналом для неё в пробке замазаны воском. На игровой трубке пять отверстий. Кожаный мешок чаще всего делали из цельной шкуры козленка или ягненка. Изготовлялся лалым уадындз следующим образом: зарезав козленка и отрезав голову, снимается кожа целиком. После соответствующей обработки её отрубями или квасцами, наглухо закрываются деревянными затычками отверстия от задних ног и горловина. В отверстие передней левой ноги вставляется вделанный в деревянную пробку уадындз и замазывается воском, чтобы не было утечки воздуха, а в отверстие передней правой ноги, вставляется деревянная трубка, для нагнетания воздуха в мешок.

В конец трубки, входящий внутрь мешка, вделан язычок-пищик, как у уадындза, извлекающий звук под действием нагнетенного в мешок воздуха. Во время игры инструмент держат под мышкой и по мере того, как воздух из него выходит, таким же образом нагнетается каждый раз, не прерывая игры.

Португальская волынка

В некоторых исторических провинциях Португалии имеются различные разновидности волынки гайта-де-фоле: гайта транжмонтана или мирандская гайта в Траз-уж-Монтез и Алту Доуру, галисийская гайта в Минью, другие виды встречаются в провинциях Дору-Литорал, Бейра-Литорал и Эштремадура.

Украинская волынка

Украине волынка имеет название «коза» — видимо, за характерный звук и изготовление из козьей шкуры. Более того, инструменту придают ещё и внешнее сходство с животным: обтягивают козьей шкурой, прикрепляют глиняную козью голову, а трубки стилизуют под ноги с копытами. Коза являлась, в частности, неизменным атрибутом гуляний и колядок. Есть волынки с головой козы, почти во всех карпатских регионах — Словацкий, Польский, Чешский, Лемковский, Буковинский — там традиционно козья голова, деревянная, с рогами.

Французские волынки

Во Франции существует множество типов волынки — это связано с большим разнообразием музыкальных традиций районов страны. Вот лишь некоторые из них:

Волынка из центра Франции, распространённая в местностях Берри и Бурбонне. Представляет собой двухбурдонный инструмент. Бурдоны — большой и малый, малый расположен с низу, возле чантера, настроены друг с другом в октаву. Трость чантера двойная, бурдонные — одинарные; воздух нагнетается через вдувалку. Звукоряд хроматический, диапазон 1,5 октавы, аппликатура полузакрытая. Существуют более поздние варианты этого инструмента с тремя бурдонами и мехами для нагнетания воздуха. Традиционно используется в дуэте с колесной лирой.

Кабретта— однобурдонная волынка локтевого типа, появившаяся в XIX столетии в среде парижских овернцев и быстро распространившаяся в самой провинции Овернь и в окрестных регионах Центра Франции, практически вытеснив из обихода местные, более архаичные типы инструмента, например, лимузенскую шабретту.

Бодега — волынки с мехом из козьей шкуры, вдувалкой и одним бурдоном, распространённые в южных окситаноговорящих департаментах Франции.

Мюзет де кур— «салонная» волынка, широко использовавшаяся в XVII—XVIII веках в придворной барочной музыке. Этот тип волынки отличается двумя игровыми трубками, бурдонным бочонком и мехом для нагнетания воздуха.

Чувашская волынка

Шапар (шабр, шыбыр, пузырь). Состоит из мешка (пузырь быка или коровы), костяной или металлической трубки для нагнетания воздуха и двух оловянных мелодических трубок, укреплённых на деревянном ложе. На них надевали раструб из коровьего рога и иногда дополнительный — из бересты. Левая трубка имеет 2—3, правая 3—4 игровых отверстия. Трости обычно одинарные, хотя в Тетюшском районе (Татарстан) применяются и двойные. Звукоряды очень разные с использованием как хроматических, так и диатонических интервалов.

Сарнай. В отличие от шапара, мешок изготавливают не из пузыря, а из телячьей или козьей кожи. Имеет вдувник, два бурдона и одну мелодическую трубку с шестью игровыми отверстиями и углублениями для пальцев. Все трубки деревянные. Трости одинарные, сделанные из гусиного пера или тростника. Звукоряд обычно диатонический, но встречаются и пропуски ступеней, увеличенные или уменьшенные октавы. Играют обычно сидя, громко отбивая ритм ногами.

Эстонская волынка

Эстонская волынка изготовляется из желудка или мочевого пузыря крупного животного, такого как морской котик, имеет одну, две или (реже) три бурдонные трубки, флейту в качестве голосовой трубки и дополнительную трубку для вдувания воздуха.

Русская волынка

Волынка была некогда очень популярным на Руси народным музыкальным инструментом. Волынка состоит из трех частей. Главная ее часть это игровая трубка с игровыми отверстиями, а затем бурдоны ее второстепенные трубки, выполняющие роль аккомпанемента к ее игровой трубке, а далее вдувная трубка с клапаном, благодаря которой нагнетают воздух в мешок волынки, который в старину делали из желудка или мочевого пузыря животных. Позже мешок стали делать из бараньей или воловьей сырой кожи. На Руси такой музыкальный инструмент стали называть волынкой, а исполнителя на ней волынщиком. На Руси волынщики с древних времен сами себе делали волынки и сами на них играли. Это были музыканты – одиночки и за их искусство во время праздников платили большое жалованье.  Высшими кругами общества волынка игнорировалась, так как её мелодию считали негармоничной, невыразительной и однообразной, она обычно считалась «низким», простонародным инструментом. Поэтому в течение XIX века волынка была постепенно вытеснена более сложными духовыми инструментами типа гармони и баяна.

Сведения об этом музыкальном инструменте имеются достаточно обширные в иконографических и письменных памятниках культуры русского народа, периода с XVI век по XIX век. Самое раннее изображение имеется в Радзивиловской летописи (XV век) на миниатюре “Игрище славян вятичей”.

И, наконец, шотландская волынка, о которой мы расскажем в особой главе.

Таким образом, в мире существует много типов волынок, которые родственны друг другу по типу извлечения звука, по устройству, но имеют и некоторые различия.


ГЛАВА 4 ВОЛЫНКА - НАЦИОНАЛЬНЫЙ ШОТЛАНДСКИЙ ИНСТРУМЕНТ


Шотландская волынка (Great Highland Bagpipe) — старинный шотландский инструмент. Представляет собой резервуар из шкуры овцы или козы, вывернутой наизнанку, к которому прикрепляются (привязываются) три бурдонные трубки, одна трубка с восемью игровыми отверстиями и специальная короткая трубка для вдувания воздуха. Имеет упрощённую подачу воздуха — через поддувную трубку — обеспечивает свободу правой руке.

При игре пайпер наполняет воздухом резервуар, и, нажимая на него локтем левой руки, заставляет звучать бурдонные и игровую трубки, в свою очередь снабжённые специальными язычками (тростями), причём, в бурдонных трубках используются одинарные, а в игровой трубке двойные трости, изготовленные из камыша.

Мелодию шотландской волынки невозможно перепутать ни с чем другим. Она, как завывание ветра в горных ущельях шотландского высокогорья, пронизывает насквозь и затрагивает самые тонкие струны души. Когда волынщик наполняет воздухом инструмент и начинает методично его  сжимать, протяжной звук разносится на километры вокруг. Шотландцы уверены, что в звучании волынки сплетены два голоса - животного и человека. Неудивительно, что шотландские кланы использовали волынку для всевозможных торжественных событий. Ее звук оповещал всю округу о происходящем - будь то свадьба, церемония или другой праздник. В кланах шотландских горцев существовала специальная  должность «клановый волынщик». В обязанности кланового волынщика входило звуковое сопровождение всех церемоний и событий (в том числе  ритуальных), торжественных дат, сходов калана и различных бытовых сигналов. Исторически сложилось, что волынка стала исключительно мужским инструментом, поскольку чтобы играть на ней, нужно обладать очень сильными и развитыми легкими. Шотландцы с их удивительным талантом окружать свой народ ореолом таинственности, создали много мифов о волынке. В других же странах она со временем была заменена иными инструментами, и только шотландцы довели игру на волынке до совершенства, сделали ее своим символом и главным достоянием. Волынщики очень ценились кланами и имели привилегии по отношению к другим членам клана. По расцветке ткани, которой она была отделана, можно было определить ее принадлежность тем или иным владельцам. Их профессия передавалась из поколения в поколение. Одними из самых известных наследственных волынщиков  были  МакКриммоны, служившие клану МакЛеод из Данвегана, они даже открыли на острове Скай, что в архипелаге Внутренние Гебриды на западе Шотландии, собственный колледж, в котором обучали игре на волынке. В старину шотландские волынщики играли протяжные мелодии с трудно уловимой формой. Этот вид музыкальных произведений носит название  «Пиброх» и сегодня является хрестоматийным материалом, написанным для шотландской волынки. Позднее появились маршевые и танцевальные формы музыки для большой шотландской волынки.

В 20 веке шотландцы из средневековой волынки сделали академическую профессиональную волынку в едином строе, с одним регистром сопрано, в одной тональности для игры в унисон в ансамбле и оркестре волынщиков. В 1947 году в Британии на основе такой волынки был создан впервые в мире первый королевский волыночный оркестр, позже была организована Шотландская Ассоциация Волыночных Оркестров, которая всячески поддерживает популярность волынки на островах и по всему миру. Шотландская волынка сегодня изготавливается в тональности Си-бемоль мажор, лад миксолидийский. Мощность звукового давления в шотландской волынке составляет 108 децибел. В горах или на открытом пространстве радиус дальности звучания может достигать шести километров. Строй современной шотландской волынки – 446 Гц, в отличие от всех классических музыкальных инструментов, которые настраиваются в 440 Гц. Магия звучания шотландской волынки, заключается в пронзительном тембре, громкости и постоянном сопровождении основной мелодии бурдонным тоном, который исходит из трёх труб, лежащих на плече исполнителя, и придает всему звучанию сильное магическое и завораживающее ощущение распевности. Все эти качества делают шотландскую волынку идеальным музыкальным инструментом для церемоний, парадов и создания торжественного настроения, так же как и для психической атаки. Звук шотландской волынки устрашал врагов и поднимал силу духа шотландских горцев. Поэтому неудивительно, что в течение длительного времени волынка находилась под запретом Британского Королевства. Однако впоследствии именно англичане сформировали полки шотландских горцев, которые объехали с волынками полмира, участвуя в колониальных походах Великобритании. 
Свою мировую популярность великая горная волынка получила во второй половине 20 столетия. Оркестры волынщиков стали образовываться во многих государствах. Пайп бэнды (Pipe Bands – оркестры волынщиков) появились в Германии, Италии, Франции, Нидерландах, Дании, Чехии, Японии, Арабских Эмиратах и так далее. Такое масштабное увеличение интереса к шотландской волынке произошло во многом благодаря международному фестивалю военных духовых оркестров Edinburgh Military Tattoo. Начиная с 1947 года этот фестиваль ежегодно проводится в Шотландии на плато средневекового Эдинбургского замка. Торжественный выход сводного оркестра волынщиков королевских войск Великобритании признан одним из самых масштабных и красочных шоу военных духовых оркестров в мире. Это яркое событие не могло остаться незамеченным в  разных частях света. Большой вклад в развитие мирового интереса к шотландской волынке внёс один из лучших военных оркестров волынщиков Шотландии Royal Scots Dragoon Guards Pipes & Drums, прославившийся своими совместными трудами с Полом Маккартни, Марком Нопфлером, а также многими рок- и поп-звёздами Великобритании и Голливуда. Именно Royal Scots Dragoon Guards Pipes & Drums впервые исполнил на волынках в Британском радио эфире «Amazing Grace». Это произведение в свое время побило все рекорды популярности, а затем стало неувядающей классикой. Песню «Amazing Grace» исполнял в свое время сам король рок-н-ролла Элвис Пресли.

Итак, несмотря на широкое распространение волынки по всему миру, только в Шотландии она стала национальным инструментом. Только шотландцы довели игру на волынке до совершенства, сделали ее своим символом и главным достоянием.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Поставив перед собой цель — изучить материалы о шотландской волынке, ее истории, особенностях и проделав определенную работу, мы пришли к следующему выводу:

-волынка, как музыкальный инструмент, распространена во многих странах мира и представляет собой воздушный резервуар с трубками;

-волынка является древнейшим музыкальным инструментом с богатой историей.

-в мире существует много типов волынок, которые родственны друг другу по типу извлечения звука, по устройству, но имеют и некоторые различия. Шотландская волынка сегодня самая известная, самая популярная и самая громкая.  Ни в одной другой стране волынка не имела такое весомое историческое и культурное значение, как в Шотландии, где она стала символом единства и власти. Волынка навсегда вошла в состав официальных инструментов военных оркестров англоязычных стран и постоянно звучит в ходе различных церемоний, проводимых в Великобритании. Серьезный импульс возвращения волынки в музыкальный обиход стал огромный интерес и мода на стиль «фолк», национальную музыку и танцы. Теперь ее снова можно услышать на фолк-фестивалях, концертах, свадьбах и вечеринках Европы, а в таких странах, как Великобритания, Ирландия и Испания появляется все больше Pipe Bands – небольших оркестров национальных народных инструментов, где волынщик со своим инструментом все чаще играют центральную роль.



БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК


  1. Донскова И.В. «Шотландия. Мистическая страна кельтов и друидов» Исторический путеводитель. Издательство «Вече» , 2008г., 318с.

  2. Жуков А.В., Жуков В.П. «Школьный фразеологический словарь русского языка» Пособие для учащихся -2е изд. перер. – Москва «Просвещение» 1989г.-383с.
  3. Келдыш Ю. В. Музыкальная энциклопедия : [в 6 т.]  — М. : Советская энциклопедия : Советский композитор, 1973—1982. — (Энциклопедии. Словари. Справочники).

  4. Ларин. Б. А. Этимологический словарь русского языка. Перевод с немецкого и дополнения члена-корреспондента АН СССР О. Н. Трубачева. Издание второе, стереотипное. В четырех томах. М.: «Прогресс», 1986. Тома I–IV. 
  5. Ларионова Ю. А. Фразеологический словарь современного русского языка 2014 Аделант 512с. Фразеологический словарь русского литературного языка. — М.: Астрель, АСТ А. И. Фёдоров 2008

  6. Прохоров А.М. Большой энциклопедический словарь. 2-е изд., перераб. и доп.
    Норинт, 2004 г.  1456- ( Энциклопедии. Словари. Справочники)
  7. «The bagpipe: the history of a musical instrument»Автор: Francis M. Collinson ISBN- 13: 978-0710079138

  8. http://ppt4web.ru/okruzhajushhijj-mir/shyvyr-volynka-odin-iz-drevnejjshikh-muzykalnykh- instrumentov-mari.html

  9. http://viamidgard.info/news/article/nasledie/volynka-starinnyj-slavyanskij-instrument_1.htm

  10. http://www.arrivo.ru/shotlandiya/kultura-shotlandii.html

  11. http://www.perunica.ru/etnos/1782-muzykalnye-instrumenty-v-zerkale-russkix-bylin.html


ПРИЛОЖЕНИЕ №1 ШОТЛАНДСКИЕ ВОЛЫНЩИКИ №2 ШОТЛАНДСКАЯ ВОЛЫНКА № 3 РУССКАЯ ВОЛЫНКА №4 Edinburgh Military Tattoo


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Английский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Волынка - национальный шотландский инструмент

Автор: Соснина Галина Владимировна- преподаватель, Абрамова Ия, Самбуева Дарина - обучающиеся.

Дата: 03.06.2020

Номер свидетельства: 552524

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Разработка открытого урока в 6 классе "Страна Шотландия""
    ["seo_title"] => string(56) "razrabotka_otkrytogo_uroka_v_6_klasse_strana_shotlandiia"
    ["file_id"] => string(6) "499280"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1549850986"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства