Внеклассная работа как один из факторов повышения мотивации к изучению английского языка
Внеклассная работа как один из факторов повышения мотивации к изучению английского языка
Теоретические положения о значении, принципах, некоторых видах и формах воспитательной работы проиллюстрированы практическими примерами мероприятий с учетом специфики работы в среднем специальном учебном заведении.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Внеклассная работа как один из факторов повышения мотивации к изучению английского языка»
Внеклассная работа как один из факторов повышения мотивации к изучению английского языка
Л.И.Сытых, преподаватель английского языка
Братского музыкального училища
Внеклассная работа по английскому языку имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение. Проведение внеклассных мероприятий в оригинальной, познавательно-развлекательной форме не только способствует развитию основных видов речевой деятельности, памяти, ассоциативного мышления, но и формирует навыки общения в коллективе и творческую инициативу.
Творческий характер заданий, предлагаемых в ходе различных конкурсов и соревнований, способствует лучшему запоминанию и усвоению различных грамматических явлений, расширению лексического запаса, развитию монологической и диалогической речи.
Выбор темы внеклассного мероприятия определяется, с одной стороны, объемом языкового материала и спецификой учебного заведения, а, с другой стороны, уровнем общеобразовательной подготовки учащихся и возможностью реализации некоторых межпредметных связей.
Внеклассная работа по иностранному языку решает такие задачи:
усовершенствование знаний, умений и навыков, приобретенных на уроках английского языка;
практическое применение навыков, необходимых для использования иностранного языка в профессиональном и повседневном общении на материале изученных тем в реальных языковых ситуациях;
развитие творческих способностей, самостоятельности, эстетических вкусов обучаемых;
стимулирование интереса, как к самому предмету, так и к культурным традициям и обычаям страны изучаемого языка;
осознание необходимости владения иностранными языками в современном мире.
В процессе организации внеклассной работы преподавателю необходимо учитывать психологические особенности личности. Знание психологических особенностей учащихся – неотъемлемая предпосылка успешного выбора соответствующих форм внеклассной работы, определения содержания этих форм, организации и проведения внеклассного мероприятия.
На среднем уровне (1-2 курс) учащиеся проявляют большую социальную активность, направленную на усвоение определенных образцов поведения и ценностей.
На старшем уровне (3-4 курс) учащиеся стремятся к всестороннему развитию своей личности и углубленному усвоению знаний. На этом этапе формируется научное мировоззрение, возрастает социальная активность, увеличивается интерес к проблемам человеческих взаимоотношений. Большое значение приобретает общение со своими сверстниками. Общение - неотъемлемая часть студенческой жизни, канал информации и вид деятельности, в процессе которой происходит формирование индивидуального стиля поведения.
Хотя цели и задачи учебной и внеклассной работы полностью совпадают, в содержании, организации и формах проведения последней наблюдаются существенные различия.
Основными отличиями внеклассной работы и учебной деятельности являются:
1. Добровольный характер участия учащихся во внеклассной работе в отличие от обязательности учебной деятельности. Учащиеся решают для себя вопрос участия в тех или иных видах внеклассной деятельности, прежде всего в соответствии со своими интересами, желаниями узнать что-то новое, заняться языком дополнительно с какими-то определенными целями.
2.Внеурочный характер занятий, который выражается, в отсутствии строго урочной регламентации, касающийся времени, места, формы их проведения, строгого учета знаний, навыков и умений, оценок в баллах. Проверка результатов внеклассной работы осуществляется в форме информационных листков, стенгазет, информации на сайте училища, поздравлений участникам и победителям мероприятий.
3.Большая самостоятельность и инициативность учащихся в выполнении внеурочных поручений.
Основными организационными принципами внеклассной работы по иностранному языку являются:
Принцип добровольности состоит в том, что учащиеся включаются во внеклассную работу по собственному желанию, берут на себя добровольное обязательство продолжать изучение иностранного языка.
Принцип массовости предусматривает активное участие во внеклассных мероприятиях наибольшего количества учеников с разным уровнем владения иностранным языком.
Принцип учета развития индивидуальных особенностей и интересов учеников предусматривает учет в контексте деятельности учеников их собственного опыта, интересов, желаний, наклонностей, мировоззрения, эмоционально-чувственной сферы и статуса личности в коллективе.
Принцип связи внеклассной работы с учебной деятельностью состоит в том, чтобы обеспечить единство практических, развивающих и воспитательных целей внеклассных занятий и уроков.
Принцип комплексности может обеспечить единство и взаимосвязь предметов общеобразовательного учебного цикла и предметов цикла профильных учебных дисциплин.
Принцип увлеченности связан с выбором конкретных интересных приемов, которые оказывают содействие эффективному достижению поставленных задач, а также с содержанием учебных материалов, которое может быть новым, необыкновенным, захватывающим, большей частью страноведческого характера.
Все вышеназванные принципы дополняют друг друга и в комплексе обеспечивают целенаправленное, последовательное, систематическое и вместе с тем разностороннее влияние на развитие личности обучаемых.
В методической литературе и в практике традиционно различают три формы внеклассной работы:
индивидуальная внеклассная работа проводится с отдельными учащимися, которые готовят сообщение, доклад или презентацию о стране, язык которой изучается, о значительных датах и событиях, выдающихся людях,
групповая форма внеклассной работы имеет четкую организационную структуру и относительно постоянный состав участников, объединенных общими интересами.
массовые формы внеклассной работы не имеют четкой организационной структуры. К ним относят такие мероприятия как фестивали, конкурсы, карнавалы, тематические вечера, марафоны и т.п. Эти мероприятия проводятся эпизодически.
Особенности внеклассной работы находят свое отражение в методических требованиях к их содержанию.
К таким требованиям можно отнести:
Связь урочной и неурочной работы. Внеурочное общение на иностранном языке учащихся приближается к естественно мотивированному пользованию им, оно может служить важным средством мотивации, столь необходимой для речевой практики и овладения языком.
Обязательность в выполнении учащимися добровольно взятых ими на себя внеклассных поручений в соответствующих видах работы.
Целенаправленность и регулярность внеклассных занятий в соответствии с особенностями видов внеурочной работы.
Массовый охват учащихся разными видами внеклассной работы является одним из средств усиления ее воздействия на учащихся.
По смыслу можно выделить такие формы внеклассной работы по английскому языку:
соревновательные,
средства массовой информации,
культурно-массовые,
политико-массовые.
Каждая группа указанных форм предусматривает конкретные мероприятия.
Мероприятия соревновательного характера: конкурс, игра, олимпиада, викторина и прочие.
Средства массовой информации - стенгазета, объявление, устный журнал, выставка-викторина и т.д.
Мероприятия культурно-массового характера: вечер-праздник, посвященный народным традициям родной страны или страны, язык которой изучается; вечер-портрет, посвященный жизни и деятельности известных писателей, поэтов, композиторов, актеров и т.п.; вечер-встреча с интересными людьми; вечера-хроники в связи со знаменательными событиями.
Характеристика некоторых форм внеклассной работы на материале проведенных мероприятий со студентами Братского музыкального училища
Целесообразно выделить такую форму внеклассной работы как Предметная неделя. Эта форма по своему характеру является массовой, так как предусматривает участие в ней широкого контингента учащихся, а по своей структуре является комплексной.
Предметная неделя включает комплекс разных по смыслу и форме мероприятий, которые происходят в определенный период времени и направлены на реализацию задач комплексного подхода к формированию целостного восприятия определенного события.
Неделя иностранного языка проводят в определенный период учебного года по предварительно составленной программе, которая определяет цели, содержание и форму любого из его компонентов. Тематика мероприятий в рамках Недели должна быть интересной, познавательной, доступной, связанной с учебным материалом и отвечать возрастным особенностям студентов, уровню их языковой подготовки.
В качестве примера предлагается перечень мероприятий предметной недели, связанной с празднованием 450–летия со дня рождения Уильяма Шекспира. Такая неделя была проведена в Братском музыкальном училище в 2014 г.
№
Название мероприятия
Ответственный
Примечание
Срок
1.
Выставка информационного материала по творчеству Уильяма Шекспира
Сытых Л.И.
Клодчик Н.М.
Подготовлена папка «Это интересно»
Выставлены книги с комедиями В.Шекспира
01.04.2014г.
2.
Конкурс на компьютерную презентацию по творчеству В.Шекспира
Сытых Л.И.
Византийская Г.Ю.
Объявление о конкурсе на стендах отделений
01.04. – 14.04.2014г.
3.
Викторина по творчеству В.Шекспира
Сытых Л.И.
Текст викторины на стендах отделений
01.04. – 10.04.2014г.
4.
Открытый урок «Уильям Шекспир – величайший драматург, когда-либо живший»
Сытых Л.И.
(4 курс, ДХО, ФО, ОДИ)
Кабинет №24
10.04.2014г.
Время 10.35
5.
Просмотр художественного фильма «Влюбленный Шекспир»
Сытых Л.И.
Клодчик Н.П.
Библиотека училища
16.04.
Время
16.15
6.
Внеклассное мероприятие в Центральной городской библиотеке им. И.З.Черемных «Шекспир- Великий и Неизвестный»
Сытых Л.И.
Прокопьева Н.Н.
Актовый зал Центральной городской библиотеки
23.04.2014г.
Время
7.
Вручение призов победителям викторины
Сытых Л.И.
Кабинет №24
24.04.2014г.
Время
14.00
Наибольшее применение во внеклассной работе по иностранному языку находят применение соревновательные формы работы. Участвуя в
Олимпиадах, конкурсах, викторинах, марафонах студент имеет возможность самореализации в интеллектуально-познавательной и учебно-исследовательской деятельности.
За последние два года сложилась особая форма внеклассной работы по английскому языку между отделом языкознания и иностранной литературы Центральной библиотеки им. И.З. Черемных, Братским музыкальным училищем, педагогическим колледжем г. Братска и СОШ№14 (10-11 классы).Мероприятия, предлагаемые Прокофьевой Н.Н. (главный специалист отдела языкознания и иностранной литературы), обсуждаются преподавателями учебных заведений, в ходе которых вносятся дополнения по формам участия.
Отдельные задания (выступления, презентации, песни, стихи) готовятся заранее, в стенах своих учебных заведений. Мероприятия проходят интересно и непринужденно, используются современные компьютерные технологии, обязательно присутствует состязательный момент.
Дата
Название мероприятия
Достижения
23.04.2014
Шекспир - Великий Неизвестный
Благодарственное письмо Филимоновой Д.(презентация о Шекспире)
Благодарственное письмо преподавателю
16.01.2015
Всемирный день «The Beatles»
Благодарственное письмо
27.04.2015
Географические посиделки «Это – Лондон»
Грамота за 3 место
15.10.2015
Английский характер
Грамота за 2место
19.04.2016
Визит к английской королеве
Благодарственное письмо
08.12.2016
Рождественский пинг-понг
Благодарственное письмо
Олимпиада – это новое образовательное пространство, создаваемое с целью популяризации знаний, формирования мотивации, ответственности обучающихся и преподавателей за уровень знаний, создание духа соревновательности, здорового соперничества и удовлетворения запросов всех обучающихся.
Как показывают теоретические исследования и практический опыт, в педагогическом процессе существуют некоторые противоречия между формами обучения, развития и контроля – одни из них обучают, другие развивают, третьи- контролируют. Предметная олимпиада, одновременно, обучающая, развивающая и контролирующая, позволяет частично снять эти противоречия.
Олимпиада по общеобразовательным дисциплинам в средних профессиональных учебных заведениях сферы культуры и искусства не совсем обычная. Студенты, для которых она предназначена, избрали творческое направление будущей профессиональной деятельности и чрезвычайно увлечены им, кроме того, большинство из них можно назвать способными и одаренными личностями. Это вызывает определенные трудности в подготовке и проведении такой олимпиады.
Существуют некоторые специфические особенности одаренности – большая мотивация к освоению любимой ими сферы деятельности и при этом отсутствие интереса или игнорирование «бесполезных» с их точки зрения учебных предметов. Подобная избирательность познавательных интересов – одна из причин академической неуспеваемости некоторых одаренных учащихся, в том числе высокоодаренных. И в то же время, такие качества, как стремление к познанию нового, желание победить и принести пользу своему отделению и учебному заведению, присущи большинству студентов.
Для преподавателя ОГД и СЭ очень важно знать эти особенности. Именно преподаватель может помочь студенту определиться с выбором дисциплины или ненавязчиво отговорить от выбора тех или иных дисциплин. Основной принцип при этом - желание самого обучающегося при полном отсутствии давления со стороны преподавателя.
Ниже приведена таблица количественного состава участников училища в Международной олимпиаде «Дорогой знаний».
Дата
Количество участников-студентов
Количество дипломов
Количество сертификатов
Количество преподавателей,готовивших участников
Общее количество учебных заведений участников
2012г.
11
5
7
4
17
Россия
2013г.
10
4
8
5
27
Россия
2014г.
9
7
3
6
37
Россия
Украина
2015г.
13
5
2
5
38
Россия
Украина
2016г.
9
3
5
2
40
Россия
Украина
Китай
Как показывает практика, виды внеклассной работы, которые обеспечивают оптимальные результаты, должны иметь такие характеристики:
информативность и содержательность, которые оказывают содействие реализации практических и общеобразовательных целей внеклассной работы;
коммуникативная направленность: все виды внеклассной работы должны обеспечивать пользование иностранным языком как средством получения и передачи информации в типичных естественных ситуациях общения;
ситуативность: подавляющее большинство видов внеклассной работы должно включать "набор" ситуаций, которые являются предметным фоном и стимулом к целенаправленным языковым поступкам;
ориентация задач на повышение языковой активности; эмоциональность форм и способов реализации, которая оказывает содействие повышению интереса учащихся к иноязычной деятельности.
Правильно организованная и проводимая внеклассная работа по предмету поможет выполнить задачи формирования качественных знаний и умений обучаемых, заложенные в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте среднего профессионального образования.
Список использованной литературы:
1. Бим И.Л. Личностно – ориентированный подход – основная стратегия обновления школы./Иностранные языки в школе. -2002-№2
2. Бобрева Л.В. Внеклассная работа по предмету «Иностранный язык» как средство воспитания учащихся (festival.1september.ru)
3. Маслыко Е.А. Бабинская Г.К. Настольная книга преподавателей иностранного языка. 4. Решетникова З.Б. Как я поддерживаю интерес школьника в обучении английскому языку. /Иностранные языки в школе. – 2003. – №2.
5. Савченко И.В., Коршунова О.В.V Международная Олимпиада студентов средних профессиональных учебных заведений сферы культуры и искусства: методические рекомендации. Вып.3- Иркутск, 2014.