Обучение иностранному языку является одним из основных элементов системы профессиональной подготовки специалистов. Без знания иностранного языка в современном мире не обойтись ни одному человеку. Владение иностранным языком необходимо, чтобы быть конкурентоспособной личностью на рынке труда.
Для успешной реализации требований государственного образовательного стандарта СПО необходим иной подход к изучению иностранного языка. Это объясняется некоторыми причинами, а именно: процесс обучения происходит в искусственной языковой среде; иностранный язык рассматривается как второстепенная дисциплина; недостаточное количество учебников и учебных пособий для ссузов, имеющих профессиональную направленность. Очень часто интерес к предмету у студентов падает, появляется апатия, безразличие, тревожность, вызываемые трудностями, с которыми студент встречается при изучении предмета. Поэтому одна из главных задач преподавателя иностранного языка поддерживать интерес к предмету, желание работать изо дня в день. Чтобы этот интерес не пропал у студентов, преподаватель не только должен знать свой предмет, но и искать новые методические приемы, которые развивают познавательный интерес к учению.
В такой ситуации основным фактором успешного обучения является мотивация, т. е. положительное отношение студентов к иностранному языку как учебной дисциплине и осознанная потребность овладения знаниями в этой области. Необходимо не только заинтересовать студентов иностранным языком, но и преподнести им его изучение как профессионально значимый предмет. При решении этой задачи важную роль играет интеграция со специальными дисциплинами. Мотивация является одним из важнейших элементов совершенствования профильно-ориентированного обучения английскому языку. Одним из резервов повышения мотивации учебной деятельности учащихся может быть рациональное использование межпредметных связей, которые служат одновременно основой формирования коммуникативных умений и результатом осуществления коммуникативной деятельности.
Преподавание английского языка в нашем колледже имеет профессиональную направленность. Колледж готовит студентов по разным специальностям: прибористов, технологов, авиатехников, специалистов в области компьютерных технологий.
Знание иностранного языка необходимо для специалистов технических специальностей, т. к. многие станки, приборы, эксплуатируемые в России, изготовлены за рубежом или на совместных предприятиях и большая часть нормативных документов по техническому обслуживанию, ремонту и эксплуатации написана на иностранном языке. Поэтому одна из целей курса “Английский язык” - обучение деловому языку по специальности для активного применения как в повседневной жизни, так и в профессиональной деятельности.
Целью курса иностранного языка является использование имеющихся у студентов знаний по специальным предметам на уроках английского языка. Так как этот материал знаком, интересен студентам, он непосредственно связан с их будущей профессией, обучение проходит с большим желанием и энтузиазмом. Студенты овладевают технической терминологией на английском языке, читают и переводят тексты, ищут дополнительный материал в журналах, Интернете, в учебниках по специальным дисциплинам, переводят найденный материал на английский язык.
Итогом изучения данного курса является проект в форме электронной презентации.
Студенты выбирают современные станки, самолёты и характеризуют их с точки зрения основных технических характеристик, устройства основных частей, делают выводы. В ходе подготовки презентации студенты проделывают большую работу.
Первый этап – поиск информации: студенты изучают журналы, дисковые носители, работают в Интернете, консультируются с преподавателями специализированных дисциплин.
Второй этап – перевод найденного материала на английский язык, используя все имеющиеся знания лексики и грамматики.
Третий этап – подбор наглядного материала, картинок, фотографий.
Четвертый этап – выполнение электронной презентации, с использований программы Power Point.
Пятый этап – защита своей презентации. Студенты показывают, как они владеют английским языком, произношением, интонацией, как умеют ориентироваться в фактическом материале.
В оценке презентации принимает участие не только преподаватель английского языка, который оценивает произношение, грамотность, правильность построения фраз, соответствие лексической стороны теме выступления, но и преподаватели технических дисциплин, которые оценивают фактический материал, соответствие фотографий и рисунков выбранной модели, а также преподаватель информатики, который оценивает саму электронную презентацию. Студенты представляют свои проекты на научно-практических конференциях, которые ежегодно проходят в нашем колледже.
Так, учащиеся отделения «Авиационные приборы и комплексы» представляли свои творческие работы по темам: «Международный авиакосмический салон (МАКС ). Углубление международного сотрудничества России с зарубежными странами». («International Aerospace Show MAKS. Russia Expands International Cooperation with Foreign Countries»), «Круглосуточная телевизионная камера для обзорных стабилизированных систем вертолётов ГЕО-НТК-4» («Night and Day Camera for Helicopters Gyrostabilized System GEO-NTK 4». Студенты отделения «Радиоаппаратостроение» представили интересные проекты по темам: «Электроника. Применение электроники в нашей жизни». («Electronics. The Usage of Electronics in our Life»), «Развитие радио. Радиосвязь» ( «The Development of Radio. Radio communication». Технологи презентовали свои творческие работы по темам:: «Будущее машиностроительного производства. Инновационные технологии» («The Future of Machine-building. Innovative Technologies», «Развитие современного машиностроения» («The Development of Machine-building Industry»).
Студенты, работая над презентациями, приобретают интеллектуальные, организационные, коммуникативные, конструкторско-технологические умения, воспитывают в себе трудолюбие, способность самостоятельно принимать решения, проявляют изобретательность, развивают проектное мышление, становятся профессионально мобильными. Все это помогает им в дальнейшей учебе, повышает познавательный интерес и формирует устойчивую положительную мотивацию к предмету “Иностранный язык”.
Иностранному языку нельзя научить, ему можно только научиться. Пока студенты не осознают необходимости владения иностранным языком, их профессионализм не будет соответствовать современным требованиям. Реальная профессиональная направленность содержания курса иностранного языка, сотрудничество преподавателей языка и преподавателей специальных дисциплин, подбор современных методик, использование технических средств обучения способствуют не только качественной подготовке специалиста, но и формированию его как активной личности, готовой к самообразованию, саморазвитию, самосовершенствованию.
Влияние Интернет - технологий на профессиональную
направленность в изучении английского языка
в техническом колледже.
Презентации.
«Будущее машиностроительного производства.
Инновационные технологии»
«The Future of Machine-building.
Innovative Technologies».
2. «Развитие современного машиностроения».
«The Development of Modern Machine-building».
«Международный авиакосмический салон МАКС»
«The International Aerospace Show MAKS».
«Круглосуточная телевизионная камера для
Стабилизированных систем вертолётов ГЕО-НТК4».
«Night and Day TV Camera for Helicopters
Gyrostabilized System GEO-NTK 4».
«Развитие современной авиации и индустрии».
«The Development of Modern Aviation».
«Электроника. Применение электроники в быту».
«Electronics. The Usage of Electronics in Our Life».