Влияние изучения иностранных языков на головной мозг человека
Влияние изучения иностранных языков на головной мозг человека
Общеизвестный факт, что изучение иностранных языков положительно влияет на развитие головного мозга человека. Но что именно происходит в мозге, когда мы учим новые слова или конструкции? Есть ли какие-либо когнитивные преимущества у тех, кто владеет знаниями иностранного, или нескольких языков? И когда лучше начинать их изучать? На эти вопросы я постараюсь ответить в своей статье.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Влияние изучения иностранных языков на головной мозг человека»
Влияние изучения иностранных языков на головной мозг человека.
Автор: Мужаева Розалия Филатовна,
учитель английского языка МАОУ «СОШ № 36»
Общеизвестный факт, что изучение иностранных языков положительно влияет на развитие головного мозга человека. Но что именно происходит в мозге, когда мы учим новые слова или конструкции? Есть ли какие-либо когнитивные преимущества у тех, кто владеет знаниями иностранного, или нескольких языков? И когда лучше начинать их изучать?
Начиная изучать иностранный язык во взрослом возрасте, человеку очень сложно избавиться от акцента. Согласно исследованиям Института Мозга Человека имени Н. П. Бехтеревой, человек может говорить без акцента на неродном ему языке, если начал знакомство с ним в раннем детстве. Чем раньше начать изучение иностранного языка, тем успешнее будут результаты. Ученые утверждают, что дети, начавшие изучать иностранные языки в период с 3 до 7 лет, способны овладеть ими на уровне носителя. После 7 лет такого результата не достигнуть.
Секрет способности детей научиться говорить на иностранном языке без акцента заключается в миелине. Дело в том, что в человеческом мозге примерно около 70 миллиардов нейронов, у которых есть отростки. Связи (синапсы) между нейронами образуют нейронные сети. Отросток у постоянно работающего нейрона, покрывается оболочкой из миелина, что обеспечивает проход нервных импульсов в необходимое место, часть тела. Таким образом, миелин очень важен для обеспечения нормальной жизнедеятельности человека. Он начинает вырабатываться еще в утробе матери. Изучение языков стимулирует выработку миелина, благодаря которому у детей в дальнейшем отсутствует акцент.
Во всех языках мира различают около 8000 звуков. Ребенок рождается со способностью воспринимать все эти звуки. По мере того, как ребенок слышит речь на определенном языке, нейроны головного мозга покрываются миелином, а это значит, что восприятие звуков данного языка останутся с ним на всю жизнь. Незадействованные нейронные связи со временем угасают, и, если начать изучать иностранный язык во взрослом возрасте, избежать акцента не получится, потому что во время разговора на иностранном языке будут задействованы те же нейронные цепи, что и при разговоре на родном языке.
Однако среди исследовательского общества есть скептики, которые не наблюдают преимуществ изучения иностранных языков в раннем возрасте. Но нужно отметить, что приводимые ими доводы менее аргументированы, чем вышеизложенные.
Важным дополнением является тот факт, что разговаривая на родном языке, мы задействуем в основном левое полушарие головного мозга. За воспроизведение речи отвечает центр Брока в левой лобной доле, а для понимания активизируется зона Вернике в левой височной.
Освоение какого-либо иностранного языка не связано с активизацией конкретного полушарию, а подразумевает обмен информацией между ними. И этот факт вполне очевиден, поскольку освоение нового языка включает множество элементов. Как утверждает профессор психологии и лингвистики Пенсильванского университета Пинг Ли, туда входят запоминание слов, изучение звукового строя языка, системы письменности, грамматики и способов выражения мысли, которые и активируют разные области головного мозга.
Сам процесс изучения иностранного языка оказывает на мозг такое же влияние, как, например, занятия в тренажерном зале на мышцы тела человека. Выполнение различных физических нагрузок, приводит к сокращению мышц в ходе тренировок, что в свою очередь, приводит к увеличению их в объеме и укреплению. Таким образом мышцы становятся сильнее. Похожее происходит и с головным мозгом, когда он «работает». В процессе освоения чего-то нового, его структура меняется, образуются новые нейронные связи, а некоторые функции улучшаются и совершенствуются. Изучение иностранного языка способствует развитию соответствующих областей головного мозга; а именно растет количество белого и серого веществ, которые содержат большинство нейронных связей. Положительное влияние на головной мозг оказывает переход с одного языка на другой в процессе речи. Для людей, которые свободно говорят на двух или более языках, этот процесс происходит незаметно. Однако головной мозг в это время выполняет серьезное упражнение, которое способствует росту серого вещества в различных областях, в частности в передней поясной коре, которая отвечает за то, чтобы в процессе общения была возможность говорить на одном языке, не смешивая его с другим. Непосредственно изучение языка оказывает влияние на мозолистое тело (corpus callosum) - «мостик» между правым и левым полушариями, состоящий из белого вещества. Именно он отвечает за обмен информацией между ними.
В процессе изучения иностранного языка, буквально силой мысли происходят физические трансформации в мозге. Это, так называемый, феномен нейропластичности, то есть способности мозга к изменению структуры, восстановлению повреждений, выстраиванию новых нейронных связей. Именно благодаря ним работают наши память, чувства и воображение. Поэтому, чтобы сохранить высокую нейропластичность, необходимо держать головной мозг в тонусе в течение всей жизни человека. Недавние исследования подтвердили, что изучение иностранных языков способствует развитию тех областей головного мозга, которые отвечают за его самые сложные, «исполнительные» функции; такие как переключение между различными задачами, планирование, рассуждение, решение проблем, фильтрация информации. Следовательно, человек, владеющий хотя бы одним иностранным языком, получает преимущества и в других сферах, не затрагивающих использование языков.
Но нельзя обойти стороной еще одно, самое главное преимущество. Головной мозг, создавая новые нейронные связи и задействуя «непривычные» участки для решения тех или иных задач, учится лучше справляться с дегенеративными заболеваниями, такими как деменция и болезнь Альцгеймера. Конечно, не следует исключать, что у людей, владеющих знаниями одного и более иностранных языков, эти заболевания тоже бывают, но, благодаря компенсаторным механизмам, их мозг справляется с ними лучше.
Таким образом, с уверенностью можно утверждать, что изучение иностранных языков - это не только дополнительная строчка в резюме, но и огромный вклад в ментальное здоровье человека.