Виды коммуникативных игр на уроках английского языка.
Виды коммуникативных игр на уроках английского языка.
Разработка содержит классификацию и описание различных коммуникативных игр, которые можно ипользовать на уроках английского языка на средней ступени обучения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Виды коммуникативных игр на уроках английского языка.»
ВИДЫ КОММУНИКАТИВНЫХ ИГР НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА.
Одна из основных задач учителя - сделать этот предмет интересным и любимым. Использование игры как одного из приемов обучения иностранному языку значительно облегчает учебный процесс, делает его ближе и доступнее детям. Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению английского языка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, то есть усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.
Игра как вид обучающей деятельности
В структуру игры как процесса входят:
- роли, взятые на себя играющими;
- игровые действия как средства реализации этих ролей;
- игровое употребление предметов, то есть замещение реальных вещей игровыми, условными;
- реальные отношения между играющими;
- сюжет (содержание) - область действительности, условно воспроизводимая в игре.
Игра ориентирована на групповую активность, что вполне отвечает запросам современной методики. Она также легко трансформируется в различные формы индивидуальной активности, давая возможность каждому учащемуся попробовать себя в той или иной роли и проявить индивидуальные способности.
Применение игры способствует коммуникативно-деятельному характеру обучения. Очевидно, что формирование речевых навыков и умений должно идти в условиях, максимально приближенных к тем, какие могут встретиться при естественной коммуникации, а сам процесс обучения должен строиться на решении системы коммуникативных задач посредством языкового материала.
В результате внедрения этого подхода растет мотивация учащихся и их уверенность в себе.
Имеются 2 основных типа игр:
- состязательные - игры, в которых игроки или команды состязаются, соревнуются за то, чтобы первыми достичь цели;
- кооперативные - игры, в которых игроки и команды идут вместе к общей цели.
Коммуникативные игры относятся к типу кооперативных игр, поскольку состязательные элементы или игры, в которых делается акцент на быстроту выполнения, нарушают правильное использование языка.
Деятельностные задания для коммуникативно-ориентированного обучения иностранным языкам строятся на основе игрового, имитационного и свободного общения.
Выделяются задания следующих видов:
- коммуникативные игры (communication games);
- коммуникативные имитации (communicative simulations in role-plays and problem-solving);
- свободное общение (socialisation).
Коммуникативную игру следует использовать на заранее отработанном и доведенном до автоматизма языковом материале. На раннем этапе обучения иностранному языку это условие является обязательным, иначе коммуникативная игра окажется непосильной, и как следствие, бессмысленной. Исходя из этого, в настоящее время получает все большее распространение трехчастная форма выполнения коммуникативно-ориентированных заданий (three-phase frame-work). Практически любое задание может выполняться в три этапа:
подготовительный (pre-activity);
исполнительный (while-activity);
итоговый (post-activity)
Игры следует отнести к существенной части языковой программы, а не к развлекательной деятельности, используемой на последней неделе занятий или в конце четверти.
Игра является диагностическим инструментом для учителя, позволяющим определить наиболее трудные моменты, степень усвоения материала, и, стало быть, предпринять все меры по их ликвидации.
В основе коммуникационных игр лежат различные технологии такие, например, как заполнение пропусков, догадка, поиск, подбор одинаковой пары, обмен, накопление или сбор, комбинации и карточные игры, проблемы и загадки, ролевые игры и воспроизведение.
В коммуникативных играх предусмотрена работа в парах, группах больших и маленьких и целым классом, при этом участники должны иметь возможность свободно продвигаться по комнате.
Роль учителя в игре: мониторинг, учитель должен передвигаться от группы к группе, прослушивать, снабжать необходимой информацией, (то есть оказывать языковую помощь) замечать ошибки, но не перебивать и не исправлять. Делать пометки на бумаге.
Коммуникативная игра способствует интенсивной языковой практике, создает контакт, на основании которого язык усваивается более осмысленно.
Виды коммуникативных игр
1) Коммуникативные игры, в основе которых лежит прием ранжирования.
Данный прием предполагает распределение определенных предметов в порядке значимости, важности их предпочтения. В процессе игры обычно возникает дискуссия, поскольку существуют различия в точках зрения при ранжировании информации, и учащиеся обосновывают свой выбор в парах или группах.
Возможны следующие варианты проведения игры:
- учащийся работает самостоятельно, записывает свое решение проблемы, затем эти решения обсуждаются в парах или группах;
- учащиеся в небольших группах пытаются найти общее решение, которое должны будут обосновать в итоговой общей дискуссии;
- все учащиеся, чьи варианты ответов совпали, собираются в группы, чтобы дать как можно больше аргументов в защиту своего варианта.
Например:
Учащимся предлагается 5-6 тематически связанных существительных и 4-5 прилагательных, которые передают возможные их качества. Например, к существительным по теме “Еда” можно подобрать прилагательные “сладкий”, “горький” и так далее. Лексический материал представлен в виде таблицы:
bitter
tasty
healthy
sour
sweet
Apple
water
carrot
potatoes
meat
porridge
В соответствии с данными критериями учащиеся ранжируют предметы или явления, а затем в группах обсуждают свои варианты.
2) Коммуникативные игры, построенные на основе преднамеренного создания различий в объемеинформации у учащихся, то есть основываются на принципе информатизационного пробела (пробела в информации). Этот прием предполагает неравномерное распределение определенной информации между партнерами по общению, что стимулирует их речевую активность и желание выяснить неизвестные факты. Обмен информацией может быть односторонним или двусторонним. В первом случае один из партнеров имеет доступ к определенной информации, которой не обладает второй. Задача второго участника состоит в получении недостающей информации, чтобы успешно завершить выполнение полученного задания. Во втором случае речевое взаимодействие учащихся заключается в том, что оба участника игры имеют частичную информацию, которую они должны объединить для решения общей проблемы. Например: The Day Orders of Ann and Jane (Распорядок дня Джейн и Энн) В этой игре учащиеся задают и отвечают на вопросы о распорядке дня двух девочек, пользуясь следующими карточками:
A card for Student A
Jane
Ann
A card for Student B
Jane
Ann
…gets up at … o'clock
7
…gets up at … o'clock
7:30
Afterwards she…
cleans her teeth
Afterwards she…
takes shower
At 8 o'clock she…
has her breakfast
At 8 o'clock she…
drinks coffee
At 8:30
…goes to school
At 8:30
…goes for a walk with her dog
She has lessons at school from…to…
from 8:55 to 13:10
She has lessons at school from…to…
from 10:20 to 14:35
She comes home at…
14:00
She comes home at…
15:15
Then she…
watches TV
Then she…
plays with her friends
When her parents come…
They have their dinner together
When her parents come…
They go to the cafй
..goes to bed at…
9 p.m.
…goes to bed at…
10:30 p.m.
3) Игры, предполагающие группирование или подбор подходящих вариантов. В этом случае каждый учащийся получает одну часть информации и должен найти у партнера по общению недостающую. Данный прием может быть использован при составлении предложений, рассказов, диалогов из разрозненных реплик на основе заданных частей. Например: Jokers in the pack. (Шуточные карты) Для проведения этой игры необходимо напечатать инициативные и ответные реплики на отдельных карточках и раздать их учащимся. Например:
1. Mum, will the pancakes be long?
A. It is swimming.
2. Which is faster, heat or cold?
В. No, dear, round.
3. What is fly doing in my soup?
С. Heat, because you can catch cold.
Задача участников игры - найти вторую реплику шутки и разыграть ее. Можно дать дополнительное задание: определить самую остроумную шутку или лучшую пару, инсценировавшую свою шутку.
4) Игры на поиск пары и координацию действий. Каждый учащийся в группе имеет свою пару, о которой не догадывается и которую должен найти, задавая другим участникам игры вопросы. Например: Meet your partner. (Встреть друга) Преподаватель предлагает участникам игры совершить путешествие в определенное время, соблюдая заданные условия. Например: You can go…
1) to Italy
3) for a week
to France
for a fortnight
to England
for a month
2) by air
4) in spring
by car
in summer
by train
in autumn
Задача участников игры - найти себе спутника. С этой целью сначала каждый выбирает подходящие ему условия, а затем подходит поочередно к участникам игры, расспрашивая об их интересах и планах, и пытается убедить поехать с ним. Игра может продолжаться до тех пор, пока большинство не найдут себе пару.
5)Интервью. Цель данного приема - опросить как можно больше участников с тем, чтобы выяснить их мнения, суждения, ответы на поставленные вопросы. Проведению интервью предшествует составление вопросника в виде таблицы, в которой фиксируются ответы. Например:
Name
Favourite books?
Favourite activities?
Kate
books about animals
swimming
Olga
fairy tales
playing the piano
Задача - выяснить, что твои одноклассники любят читать и заниматься в свободное время. Чтобы максимально опросить своих одноклассников, следует организовать игру в кругу. Участники образовывают внешний и внутренний круги, находят себе пару и опрашивают друг друга. Затем учащиеся внешнего круга переходят к следующему участнику по часовой стрелке. И так происходит до тех пор, пока не будут опрошены все участники игры.
6) Ролевые игры. Ситуация ролевого общения является стимулом к развитию спонтанной речи, связанной с решением определенных проблем и коммуникативных задач. Участники игры должны быть поставлены в такие условия, при которых необходимо выяснить социальные, эмоциональные и познавательные стороны межличностных отношений. Для ролевой игры необходимо наличие единого сюжета, соответствующего коммуникативной ситуации и ролевых отношений между участниками общения. Когда ученик принимает роль, он играет самого себя или какого-либо героя в специфической ситуации. Например: Famous people. (Выдающиеся люди.) Каждый ученик выбирает себе знаменитость, о которой может рассказать от первого лица, не называя его фамилию. Остальные задают ему вопросы:
- Are you a man or a woman? - What do you do? - What is the colour of your hair?
Задача “знаменитости” - отвечать на вопросы несколько неконкретно, чтобы его роль не так быстро разгадали. Если ученики догадываются, о ком идет речь, они пишут фамилию на листочке и отдают учителю. Когда дано несколько правильных ответов, учитель останавливает игру и называет фамилию ученика, который первый дал правильный ответ. Подведение итогов можно провести в виде обсуждения следующих вопросов:
- Was it difficult for you to guess? - How did you guess the name so quickly?
Таким образом, коммуникативные игры дают возможность ученику больше и свободнее говорить. Ребенок усваивает сам смысл коммуникации - быть понятым и понимать самому. Ошибки воспринимаются не как угроза плохой оценки, а как нормальное явление, которое можно отработать и исправить.