Просмотр содержимого документа
«Уроки устной речи и аудирования как средство формирования коммуникативных и аудитивных компетенций учащихся с использованием информационных технологий»
5
Педагогический проект
«Уроки устной речи и аудирования как средство формирования коммуникативных и аудитивных компетенций учащихсяс использованием информационных технологий»
Нет ничего нежизненнее и схоластичнее идеи о том, что существует только один способ деятельности. Эти способы бесконечно разнообразны, как разнообразны человеческие способности. Б.М. Теплов
Визитная карточка проектной идеи
Предметный раздел
Предмет: английский язык (устная речь, аудирование).
База реализации: учащиеся 1-9 классов
Краткое описание проекта:В проекте рассматриваются возможности формирования коммуникативных компетенций учащихся;аудирование в различных видах с использованием CD дисков, интернета.
Тип проекта по методу:Практико – ориентированный
Тип проекта по цели: Долгосрочный
Авторы проектной идеи:Жантемирова С.Ж., Гекман Д.Е., Климова Д.Ю.
Постановка проблемы, на решение которой направлен проект. Актуальность проектирования.
Информатизация учебного процесса - одна из важнейших задач современного образования. Внедрение современных компьютерных технологий, являющихся принципиально новым средством обучения и мощным инструментом познания, требует развития новых методов и организационных форм обучения. Иностранный язык – это учебный предмет, который в силу своей специфичности (создание для обучающихся искусственной языковой среды из-за отсутствия естественной) предлагает наиболее гибкое и широкое использование различных технических средств обучения. Поэтому не удивительно, что в преподавании иностранного языка новые возможности, интернет, нашли самое разнообразное применение. Очень важно проводить уроки иностранного языка не менее двух раз в неделю, проводить дополнительные занятия (факультативы).
В существующих реалиях необходимым фактором реализации современной системы образования по иностранным языкам, является коммуникативная компетенция учащихся и их готовность к правильно- оформленной и беглой речи по английскому языку, где в скором будущем монологическая и диалогическая речь будет проходить наедине с компьютером. У детей, не готовых к данной ситуации, это может вызвать стресс и снижение активности практической деятельности на экзамене. Эту проблему может решить педагог, использующий в своей деятельности все возможности, развивая у детей навыки аудирования и говорения на иностранном языке. Во - первых, использование наушников с микрофонами при диалогической и монологической речи мотивирует учащихся на дальнейшее обучение, вызывая у них интерес и заинтересованность, во – вторых, учащиеся попадают в ситуацию общения наедине с собой, когда ты не видишь своих собеседников, не поворачиваешься к ним, при этом проявляя способность отвечать на вопросы и вести общение на заданную ситуацию.
Но не все педагоги могут и хотят применять специально-разработанные полилоги, диалоги и монологические высказывания, а также осуществлять отбор заданий, направленных на формирование и автоматизирование аудитивных и фонетических навыков. Так как современная модернизированная система образования предлагает компьютеризированные возможности для обучения аудированию (в каждом образовательном учреждении имеются колонки и компьютер для воспроизведения речи носителя языка), и для обучения устной речи (используя систему уроков обычного типа).
Гипотеза: уроки устной речи и аудирования обеспечит решение проблем, связанных с коммуникативной компетенцией учащихся, обеспечит развитие их способностей для жизни в современном обществе и самореализации на уроках иностранного языка. В ходе занятий аудирования и чтения повышается мотивация к обучению иностранному языку, учащиеся переживают ситуацию успеха, испытывают возможности говорения, становясь уверенными и способными максимально реализовать свой потенциал, а также у них появляется стремление к изучению иностранного языка.
Объект проектирования: развитие коммуникативной и аудитивной составляющей английского языка на занятиях.
Предмет проектирования: технология информационно – коммуникационного преподавания английского языка в современных реалиях.
Цель: Раскрытие возможностей информационно-коммуникационных технологий преподавания устной речи и аудирования в лингафонном кабинете на фоне современной модернизации образования.
Задачи:
Изучить и проанализировать различные информационные источники по теме проекта.
Сформировать банк компетентно выстроенных заданий обучения устной речи и аудирования.
Составить и апробировать проект урока по развитию коммуникативных и аудитивныхнавыков учащихся с применением полилогов и диалогов.
Составить методические рекомендации для учителей по данной тематике.
Доказать эффективность использования информационно-коммуникационных технологий в современных реалиях.
Разработать методы рефлексии и диагностики уровня сформированности коммуникативных и аудитивныхкомпетенций учащихся на занятиях по-английскомуяхыку.
Целесообразность проекта:
Интенсификация учебно-познавательного процесса
Повышение мотивации к изучению иностранного языка
Повышение эффективности изучения материала
Развитие информационно-коммуникационной лингвистической среды
Формирование коммуникативных и аудитивных компетенций учащихся
Новизна проекта:
Инновационный педагогический проект имеет ряд преимуществ
Во первых происходит изменение роли учителя, из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной креативно-коммуникативной среды деятельности своих учеников.
Во вторых присутствует информационно-коммуникационная составляющая учебного процесса, что важно для современной образовательной действительности.
В третьих, через мотивационный настрой учащихся и готовности говорить на английском языке в различных разговорных формах: полилог, диалог, монолог формируются ключевые компетенции.
В четвертых, увеличивается мотивационный потенциал для всех субъектов образовательного процесса.
Принципы проекта:
Открытость: возможность включения в разработку и реализацию проекта всех заинтересованных субъектов.
Целостность: Соединение образовательного процесса с компетентносным воплощением его в модернизационно-информационную среду.
Сотрудничество: комплексная работа и взаимодействие с каждым обучающимся.
Саморазвитие: формирование умения гибкости и динамичности коммуникативных навыков у учащихся, которые способны реализовываться и быть готовыми к изменениям на уроках устной речи и аудирования.
Диагностируемость: наличие обратной связи и мониторинг функционирования информационно-коммуникационных средств обучения на практике
Конструктивная целостность: установление прочной взаимосвязи с учащимися в ходе занятий в лингафонном кабинете и проектирование дальнейшей деятельности в процессе реализации составленной системы коммуникативного общения.
Целевые группы: субъекты образовательного процесса
Инновационный проект направлен на
детей среднего и старшего возраста, на формирование у них аудитивных и коммуникативных компетенций с использованием информационно-коммуникационных технологий.
Фандрайзинг: Социальное партнёрство
Интернет
ученики
Автор проекта
учителя
Учащиеся из других школ
Чтение-сложный процесс декодирования символов, направленный на понимание текста, способность воспринимать, понимать информацию, записанную тем или иным способом, воспроизводить техническими устройствами.
Что значит аудирование
Аудирование — это одновременно цель и средство обучения. Обучение смысловому восприятию речи на слух предполагает выполнение обучающимися упражнений на формирование общих аудитивных навыков, речевых упражнений и последующую учебную работу с аудиотекстом, то есть обучение аудированию направлено на развитие и совершенствование механизмов аудирования. Аудирование как активная мыслительная деятельность - сложный процесс восприятия и понимания звучащей речи. И элементы зрительного восприятия ( жесты, мимика) и интонация, разбивающая речь на синтагмы, помогают понять речь.
1 Аудирование - вид речевой деятельности на уроках иностранного языка.
2 Аудирование – понимание воспринимаемой речи на слух, основа общения.
3 Виды аудирования: 1. С полным пониманием; 2. С пониманием основного содержания.
5 Содержание обучения аудированию: I. Лингвистический компонент: 1.Лингвистический материал: фонемы, морфемы, слова, обороты 2.Речевой материал: предложенрия, микро-, макротемы, ситуативные высказывания.
6 II. Психологический компонент доведение восприятия и понимания звучащей английской речи до уровня навыка и умения. II. Психологический компонент - доведение восприятия и понимания звучащей английской речи до уровня навыка и умения.
7 III. Методологический компонент 1.Объяснение учителем как правильно, внимательно слушать, что говорится на иностранном языке 2.Наглядность, жесты и мимика учителя.
8 При проведении аудирования учитель: 1.Снимает трудности (картинки, перевод слов, имена); 2.Дает установку на работу с текстом; 3.Предлагает прослушать один раз (или несколько, в зависимости от уровня учащихся и трудности текста); 4.Проверяет, как поняли.
9 Аудирование – стимул учебной и коммуникативной деятельности учащихся
Оценка риска:
Оценки риска
Меры для их минимизации
Внутренние риски
Урок устной речи и аудирование с формами полилогического, диалогического общения и аудирования занимают весь урок
Уроки устной речи и аудирования должны чередоваться с уроками грамматики и лексики
Значительное возрастание нагрузки на преподавателя, по причине отсутствия в учебно-методических комплексах новейших разработок уроков в лингафонном кабинете, с использованием полилогического общение разработок нет совсем и на практике в школах данный вид деятельности не применяется.
Создание методических рекомендаций, проектов уроков и банков заданий для уроков, направленных на формирование коммуникативных и аудитивных компетенций.
Внешние риски
В результате аудирования в наушниках, есть риск первоначального не понимания рассеянного аудирования (через колонки), так как учащиеся привыкают к речи, которая идет непосредственно в уши.
Ожидаемые результаты:
Прямые:
Систематизация информационных источников по теме проекта
Проектирование заданий на формирование коммуникативной компетенции учащихся с использованием полилогов.
Пакет компетентностно – ориентированных заданий (аудитивного и коммуникативного характера) для обучающихся
Методические рекомендации для учителей.
Косвенные:
Повышение мотивации учащихся к обучению английского языка
Повышение уровня сформированных компетенций учащихся
Повышение профессионального уровня педагога, а в результате изменение качества и содержания урока
Создание нового содержательного имиджа школ, соответствующих государственному и социальному заказу.
Деятельность в рамках проекта:
Проект предполагает достижение поставленных целей и задач через три этапа: подготовительный, основной, заключительный
Подготовительный этап:
Информирование участников образовательного процесса о проекте, его потенциале и пользе на заседаниях МО и ШМО, а также педагогических советах.
Сбор и анализ необходимых информационных источников по теме и собственные разработки на основе информационно-коммуникационных технологий
Разработка плана-графика проектной деятельности
Стартовый мониторинг контрольных классов.
Основной этап:
Структурирование собранного необходимого материала
Сбор ресурсов для реализации проекта
Исследование необходимых функций лингафонной системы
Разработка рефлексии и критериев диагностики сформированности ключевых компетенций учащихся.
Проведение промежуточных мониторингов эффективности проекта.
Заключительный этап
Подведение итогов
Оценка эффективности проекта
Рефлексия.
Итоговый мониторинг эффективности проекта
Возможности развития. Устойчивость проекта:
Реализация проекта «Уроки устной речи и аудирования как средство формирования коммуникативных и аудитивных компетенций учащихся с использованием информационных технологий» планируется в течение одного года.
Особенностью проекта является масштабность, повышенная актуальность к модернизации образовательного процесса и инновационным технологиям в сфере обучения иностранному языку на высоком уровне и мотивированной подготовки к экзаменам. На основе данного проекта предполагается: участие в различных методических конкурсах, публикации, распространение опыта, открытие тематической педагогической мастерской на образовательном портале.
Список литературы:
1. Баксанский О. Е. Проблемное обучение: обоснование и реализация //Наука и школа. № 1 2000. — С.1925.
2. Бейзеров В. А. Проблемное обучение // Образование в современной школе. — 2005. — № 12. — С. 4851.
3. Зимняя И.А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата современного образования// Интернетжурнал «Эйдос». — 2006. — 5 мая. http://www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm
4. Калашникова Ю.Б. Эвристический и традиционный подходы в образовании: свобода и безопасность.// Интернетжурнал «Эйдос». — 2009. — 14 января.
5. Король А. Д. Диалоговый подход к организации эвристического обучения. // Педагогика. — 2007. — №9. — С.1825
6. Король А. Д., Хуторской А. В. От монолога к диалогу: методологические предпосылки проектирования образования — эвристического типа. // Интернетжурнал «Эйдос». — 2007. — 22 февраля
7. Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе: книга для учителя — М.,1977. — 240 с.
8. Мельникова Е.Л. Технология проблемного обучения. — М., 1999. — С. 85 93.
9. Мельникова Е. Л. Проблемное обучение: теория, технология, применение. М. 2002
10. Оценка надпредметных понятий, ключевых компетентностей и социального опыта учащихся / Под ред. Ушаковой И.А. — ГОУ ДПО «СарИПКиПРО». 2008. — 32 с.
11. Прищепа Т. А. Педагогическая технология «Альтернатива» в проблемном обучении // 28.12.2015 Инновационный педагогический проект http://kolpschool2.ru/?page_id=756 6/6 Интернетжурнал «Эйдос». — 2008.
12. Хуторской А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты: доклад на Отделении философии образования и теоретической педагогики РАО 23 апреля 2002 г. — Центр «Эйдос»
13. Хуторской А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. М.: Издво МГУ, 2003, 416 с.