Тема самообразования "Современный урок английского языка: планируем, ставим задачи"
Тема самообразования "Современный урок английского языка: планируем, ставим задачи"
В данном докладе представлены особенности современного урока английского языка в условиях введения ФГОС, требования к современному уроку, постановка целей и задач на уроке , структура современного урока. Данная публикация может быть использована учитеями английского языка. Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, свое творчество, активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранным языкам.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тема самообразования "Современный урок английского языка: планируем, ставим задачи" »
Доклад на тему:
« Современный урок английского языка: планируем, ставим задачи»
Выполнил:
учитель англ. языка
МБОУ СОШ № 37 п.Тюменский
Мусина Е.В.
2014
ОГЛАВЛЕНИЕ
Ведение
1.Современный урок английского языка: его особенности
2.Современный урок английского языка в условиях введения ФГОС
3.Требования к современному уроку английского языка
4. Постановка целей и задач современного урока английского языка
5.Структура современного урока английского языка
Заключение
Список литературы
Введение
Выдающийся американский ученый, педагог, философ, профессор Джон Дьюи сказал:
"Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдём у наших детей завтра».
Основная задача общества сегодня – развивать творческие способности каждого его члена, так как прогресс нашей цивилизации полностью зависит от людей творческих, многогранных и стремящихся к проявлению своих способностей.
Школа не может дать человеку запас знаний на всю жизнь. Но она в состоянии дать школьнику основные базовые ориентиры основных знаний. Школа может и должна развивать познавательные интересы и способности ученика, привить ему ключевые компетенции, необходимые для дальнейшего самообразования. Задача школы состоит в том, чтобы не потерять будущие таланты, стимулировать и развивать их. В последние годы все чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком.
Задача, учителя, состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, свое творчество, активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранным языкам.
1.Современный урок английского языка: его особенности
В наши дни преподавательское искусство четко диктует необходимость новых подходов к обучению, в том числе и английскому языку. Старые методики, бывшие когда-то единственно верными, уходят в прошлое, а их место занимают новые, креативные техники преподавания, основанные не на строгой зубрежке, а на понимании пройденного материала и заинтересованности в его изучении. Современный урок английского языка уже не может обходиться без действенных методик преподавания.
На основе психологического анализа, проводящегося по таким параметрам, как новизна, эмоциональность, связь с потребностями и интересами учащихся, объем материала, его доступность и так далее, современный урок английского является интересным для слушателей, может привлечь их внимание и направить мысли учащихся в нужное русло. К сожалению, на сегодняшний день далеко не все преподаватели способны адекватно оценить степень заинтересованности класса в их предмете и поддержать интерес учеников на нужном уровне. Соответственно качество обучения существенно снижается.
Одной из последних тенденций является использование в обучении английскому языку современных информационных технологий – обучающих компьютерных игр, электронных учебников и прочего подобного. Такие меры позволяют существенно повысить интерес учащихся к процессу работы над усвоением новой информации, сделать урок увлекательным и несколько увеличить его темп. Впрочем, последнее далеко не всегда является положительным моментом.
Также современный урок английского языка включает в себя по возможности индивидуальный подход к каждому из учащихся. Важно подобрать соответствующий комплекс упражнений для людей с разными ведущими каналами информации (аудиалы, кинестетики, визуалы). Наряду с этим, если члены учебной группы владеют английским языком на разном уровне, необходимо применять разноуровневые упражнения. Здесь оптимальны компьютерные программы, выдающие упражнения для работы с постепенно повышающимся уровнем сложности.
Неплохие результаты демонстрирует и работа учащихся в сотрудничестве друг с другом. При использовании такого метода слабые ученики имеют возможность подтянуться за счет более сильных товарищей. Работа ведется в микрогруппах, где каждый из участников делает свой, посильный вклад в получение общей на всю группу оценки. Рекомендуется включать в состав группы как минимум одного сильного, и одного слабого ученика. При участии же в проекте каждому учащемуся достается своя часть задания, и как сильные, так и слабые ученики имеют возможность проявить свои реальные знания и умения.
Современный урок, наряду со всем вышесказанным, должен постоянно включать в себя что-то новое. Ведь однообразные действия врятли смогут удержать интерес учащихся любого возраста. Преподаватель должен постоянно внедрять в процесс обучения новые моменты, которые с интересом будут восприниматься его подопечными. Стоит обратить внимание и на разницу в литературном и разговорном языке. Ведь впоследствии учащимся скорее всего придется не только читать и переводить тексты, написанные традиционным литературным языком, но и общаться с реальными носителями языка, использующими некоторые специфические выражения, молодежный либо профессиональный сленг и тому подобное. К тому же обучение разговорным особенностям языка наверняка вызовет у школьников или студентов гораздо больший интерес.
Таким образом, современный урок английского языка предполагает применение новых технологических решений, а также внедрение новых преподавательских методик, ломающих старые стереотипы.
Наш ученик, если так можно выразиться, - продукт иной формации. Для него телефон, компьютер и всевозможные гаджеты – не роскошь, а неотъемлемая часть повседневной жизни, средство существования в сложном, многоплановом мире, где реальность и виртуальность – как две стороны одной медали.
Современный учитель понимает, что соответствие вызовам времени достижимо лишь при условии информатизации образования и информационно-технической насыщенности урока. Более того, английский язык, став общепринятым языком межкультурной коммуникации, мировым языком науки и техники, требует поиска нового методического арсенала для учителя, иных подходов к процессу обучения. Необходимо научить человека XXI века ориентироваться в потоке иноязычной информации, работать с аутентичными текстами и информационными источниками Интернет. Здесь можно привести известное высказывание Георга Зиммеля, который говорил, что человек образованный — это тот, кто знает, где найти то, чего он не знает.
Информационные технологии и мультимедийные средства прочно вошли в нашу повседневную жизнь. Однако, что касается школьной практики, то интеграция их в образовательный процесс – дело непростое, требующее не только соответствующей технической оснащённости учебного пространства, но так же колоссальных творческих усилий и временных затрат со стороны учителя. Вот почему на данный момент трудно говорить о какой бы то ни было системе в сфере информатизации обучения, скорее всего пока – это удел учителей-новаторов и энтузиастов, любящих свою профессию и осознающих уровень требований нового информационного века. Впрочем, данная тенденция характерна для всех стран, двигающихся в направлении модернизации образования.
Современный учитель иностранного языка, имеющий в своём распоряжении, как минимум, компьютер, проектор и доступ в Интернет, - активно использует PowerPoint для презентации языкового материала, включает подкасты для развития навыков аудирования, подбирает текстовый материал образовательных сайтов, соответствующий потребностям и интересам обучаемых. Многие идут дальше и открывают ученикам возможности электронных веб-инструментов для реализации разнообразных проектов, презентации творческих работ и создания собственных видео и аудио продуктов на иностранном языке. Иными словами, учитель 21 века находится в постоянном творческом поиске, открывая новые горизонты для себя и своих учеников.
Использование мультимедийных средств обучения в сочетании, например, с технологией развития критического мышления, или проблемного обучения, позволяет решить перечисленные выше задачи. Одну из возможных вариантов данной модели обучения можно представить в виде следующих последовательных этапов:
Инициирование.
Учитель создаёт ситуацию, позволяющую заинтересовать учащихся, вызвать у них удивление, интерес, любопытство, а так же вспомнить то, что учащиеся уже знают об этом явлении, предмете, событии. Учитель может использовать фото, аудио, видео, PowerPoint презентации. Кстати, порой в качестве учителя может выступать кто-то из заранее подготовленных учеников.
Исследование.
Учащиеся включаются в совместную работу по поиску недостающих данных, фактов, ответов на вопросы с использованием различных информационных источников (словари, справочники, web страницы, online карты и т.д.), актуализируя уже имеющиеся у них знания, анализируя, проверяя новую информацию, строя гипотезы.
Обсуждение.
Коллективное обсуждение различных точек зрения, плюсов и минусов, выявление закономерностей, правил и т.п.; обобщение, обоснование, доказательство. Учитель выступает в роли посредника, участника обсуждения, при необходимости может задавать наводящие вопросы, помогает «дойти до истины» и сделать выводы. Учитель тщательно готовит данный этап, стараясь предугадать и снять возможные языковые трудности, а после завершения обсуждения, если это необходимо, организовать повторение и коррекцию.
Генерирование идей и создание собственного продукта.
Учащиеся используют новое знание при решении аналогичных задач творческой или практической направленности. Это может быть самостоятельный поиск фактов, данных, свидетельств, доказательств в сети Интернет, вебквест, online опрос с последующим обобщением результатов. Ученики могут создать презентацию, слайдшоу, текст, таблицу, буклет, диаграмму, электронный плакат; написать и опубликовать на сайте стихотворение, рецепт, инструкцию на иностранном языке; записать подкаст, диалог, сценку или рекламный видеоролик. На данном этапе используются технические средства и информационные источники, выбранные учениками самостоятельно, или предложенные учителем, который помогает, советует, рекомендует.
Оценка и самооценка.
Учащиеся оценивают уровень собственной активности при создании продукта, обобщается и оценивается качество полученного результата.
Учитель имеет возможность оценить степень продвижения учащихся и уровень сформированности навыков. На этом этапе так же могут быть использованы интерактивные ресурсы и независимая оценка Интернет сообщества.
Говоря о современном уроке английского языка невозможно не упомянуть федеральные государственные стандарты нового поколения, которые все с большей силой и скоростью внедряются в наши школы.
2.Современный урок английского языка в условиях введения ФГОС
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. И школа становится не столько источником информации, сколько учит учиться; учитель не проводник знаний, а личность, обучающая способом творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний. Если говорить о конкретных методиках, обучающих универсальным учебным действиям, они могут включать в себя и экскурсии, и поиск дополнительного материала на заданную тему, и обмен мнениями, и выявление спорных вопросов, и построение системы доказательств, и выступление перед аудиторией, и обсуждение в группах, и многое другое. Признанным подходом в обучении выступает системно-деятельностный, т.е. учение, направленное на решение задач проектной формы организации обучения, в котором важным является:
• применение активных форм познания: наблюдение, опыты, учебный диалог и пр.;
• создание условий для развития рефлексии — способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание и др. Требования предъявляемые к современному уроку:
1. хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание.
2. учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока
3. урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
4. учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
5.вывод делают сами учащиеся;
6.минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
7.здоровьесбережение; 8.в центре внимания урока - дети;
9.учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей; 10. умение демонстрировать методическое искусство учителя;
11.планирование обратной связи;
В соответствии с изменениями упор должен делаться на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса. И это, конечно, никак не может обойтись без использования технологий. Использование технологий позволяет проводить интересные уроки, проектировать учебную деятельность, позволяющую получить требуемый результат. Учащиеся при этом учатся высказать свои суждения, мнения, отстаивать свою точку зрения, - у них формируются чувства сопереживания, умение жить и трудиться в коллективе, умение уважать себя, слушать и слышать друг друга. «Высший пилотаж» в проведении урока и идеальное воплощение новых стандартов на практике – это урок, на котором учитель, лишь направляя детей, дает рекомендации в течение урока. Поэтому дети ощущают, что ведут урок сами.
3.Требования к современному уроку английского языка
Общедидактические требования к уроку:
Цели: обучающие, развивающие, воспитательные
Содержание: объем и структура материала
актуализация опорных знаний, умений, навыков
изложение нового материала
закрепление
Обучение: доступность
проблемность
индивидуальный и дифференцированный подход
наглядность и технические средства обучения
связи с другими сферами
Учение: работа в зоне ближайшего развития
активность
самостоятельность
творчество, поиск
общеучебные умения
Контроль проверка домашнего задания
иоценка: текущая обратная связь
оценивание
качество знаний, умений и навыков учащихся
качество самостоятельных умственных действий учащихся
Психологические и этические требования к уроку
Установите контакт в общении с учащимися! В этом вам помогут:
-собранность и внимательность, самообладание и постоянный контроль над собой, бодрость духа и оптимизм, умение управлять своим настроением;
-высокая требовательность, сочетающаяся с доброжелательностью, справедливостью и уважением личности учащегося, соблюдение педагогического такта;
-организация внимания учащихся, учет их возрастных и индивидуальных особенностей, создание на уроке положительной эмоциональной обстановки.
Старайтесь предупредить умственное и физическое переутомление учащихся исключением однообразия в учебной работе, чередованием слушания учащимися изложения материала с выполнениемимипрактических, графических, вычислительных и других заданий.
Всегда помните, что основной предпосылкой реализации требований к уроку, условием его эффективности являются профессиональная квалификация учителя, его интеллектуальный, нравственный и культурный облик, формируемый на основе непрерывного самообразования.
Организационные требования к уроку
Четкость, рациональное использование времени урока — путь к успеху!
-четкая постановка учебной цели, ясная формулировка темы и конкретных задач урока;
-гибкая, но вместе с тем четкая структура, соответствующая цели, содержанию и методам проведения урока, использование различных типов уроков (урок усвоения знаний, формирования навыков и умений, применения знаний, умений и навыков, обобщения, систематизации знаний, проверки знаний, умений и навыков, комбинированный урок).
4. Постановка целей и задач современного урока английского языка
Особая трудность для преподавателей во время подготовки к уроку возникает при обозначении целей и задач. ЦЕЛЬ УРОКА - это заранее запрограммированный преподавателем результат, который должен быть достигнут учителем и учащимися в конце урока.
Триединая цель урока - это сложная составная цель, вбирающая в себя, три аспекта: познавательный, воспитательный и развивающий. В цели урока сформулирован тот ключевой результат, к которому должны стремиться учителя и ученики, и если она определена неточно или учитель плохо себе представляет пути и способы ее достижения, то об эффективности урока трудно говорить.
При формулировании целей нужно использовать отглагольные существительные.
Примером могут служить следующие формулировки.
личностные цели –
осмыслениецелей образования;
приобретение веры в себя, в свои потенциальные возможности;
умение ставить перед собой цель, планировать деятельность; развитие навыков работы в группе,
освоение техники ведения дискуссий.
Что такое задача? В самом общем значении это – данное и искомое, совокупность последовательных действий (операций) над которыми приводит к преобразованию объекта. Задачу можно рассматривать в качестве средства достижения цели, а совокупность действий с задачей – способа достижения цели. Задача (средство) может быть одна и та же, а способы ее решения – разные. В зависимости от этого возможно большее или меньшее совпадение предполагаемой цели и действительного результата.
М. И. Махмутов считает, что следует различать дидактическую и учебную задачи.
Дидактическая задача является наиболее общей задачей для учителя и учащихся: решение дидактических задач приводит к достижению дидактической цели. Например, дидактическая цель – усвоить понятие «копирования объекта», отработать умения и навыки его применения. Эта цель сложная, она достигается путем решения трех основных дидактических задач: а) актуализации прежних знаний, умений и навыков; б) формирования новых понятий и способов действия; в) применение (с целью формирований умений и навыков).
Каждая из дидактических задач в свою очередь состоит из ряда учебных (задач для учащихся), имеющих более конкретный характер (выполнение заданий практической работы и т. д.). Эти задачи отражают учебную деятельность учащихся в целом, в них может содержаться новое знание, но его может и не быть.
Итак, дидактические и учебные задачи в целостной структуре урока выступают, таким образом, основным средством достижения цели и условием отбора, конструирования способа действий, как учителя, так и учащихся.
В задачах сформулировано то, что учащиеся смогут делать в результате обучения.
Глаголы, используемые при постановке задачи:
подготовить;
спланировать;
продемонстрировать;
сформулировать;
разобрать;
исследовать;
сопоставить;
проанализировать;
обосновать;
установить;
рассчитать;
выполнить;
реализовать;
систематизировать;
смоделировать;
использовать;
выделить;
применить;
показать;
оценить;
выбрать;
сравнить;
описать;
начертить;
обобщить;
спроектировать и т. д.
5.Структура современного урока английского языка
Организационный момент
тема,
цель,
образовательные, развивающие, воспитательные задачи
мотивация их принятия
планируемые результаты: знания, умения, навыки
личностно-формирующая направленность урока
Проверка выполнения домашнего задания (в случае, если оно задавалось)
Подготовка к активной учебной деятельности каждого ученика на основном этапе урока
постановка учебной задачи
актуализация знаний
Сообщение нового материала
Решение учебной задачи
Усвоение новых знаний
Первичная проверка понимания учащихся нового учебного материала (текущий контроль с тестом)
Закрепление изученного материала
Обобщение и систематизация знаний
Контроль и самопроверка знаний (самостоятельная работа, итоговый контроль с тестом)
Подведение итогов
диагностика результатов урока
рефлексия достижения цели
Домашнее задание
инструктаж по его выполнению
Заключение
Из всего вышесказанного хотелось бы отметить, что современный урок английского языка, демонстрирующий критерии федерального государственного образовательного стандарта – это урок, на котором учитель, лишь направляя детей, дает рекомендации в течение урока. Дети ощущают, что ведут урок сами. Вместе с тем, хочу подчеркнуть, что уровень знаний иностранного языка наших обучающихся крайне низок и до уровня урока, который ведут сами дети, еще очень далеко.
Новый образовательный стандарт, предъявляя новые требования к результатам обучения по английскому языку, дал нам возможность по-новому взглянуть на урок, воплощать новые творческие идеи. Но это не значит, что традиционные приемы и методы работы нужно отвергнуть. Их можно применять в новом ключе, наряду с современными технологиями.
Свой доклад я хотела бы закончить словами китайской мудрости: « Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне действовать самому – и я научусь….
Список литературы:
1.П.В. Сысоев, М.Н. Евстигнеев «Методика обучения иностранному языку с использованием информационно-коммуникационных технологий». М., «Глосса-пресс», Ростов-на-Дону, «Феникс», 2010
2.Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка//Иностр. Языки в школе.-2009, -№2,3
3.Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Внедрение новых учебных Интернет-материалов в обучение иностранному языку (на материале английского языка и страноведения США).// Интернет-журнал «Эйдос» , 2008.-1 февраля www.eidos.ru/journal/2008/0201-8.htm