Телекоммуникационный проект как средство развития и формирования социокультурной компетенции
Телекоммуникационный проект как средство развития и формирования социокультурной компетенции
Под телекоммуникационным проектом понимается совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая и игровая деятельность учащихся-партнёров,организованная на основе компьютерной телекоммуникации,имеющая общую проблему, цель,согласованные методы, способы деятельности,направленные на достижение совместного результата деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Телекоммуникационный проект как средство развития и формирования социокультурной компетенции »
Телекоммуникационный проект как средство развития и формирования социокультурной компетенции
Галкина Виктория Михайловна, учитель английского языка МАОУ «СОШ №109» г. Пермь
В условиях поликультурной реальности, когда контактируют люди, принадлежащие к разным лингвокультурным общностям, взаимовлияние и взаимопроникновение культур ведет к аккультурации членов социумов, соединяющих в своем сознании разные культуры.
Взаимосвязное изучение языка и культуры, может и должно служить мощным средством установления взаимопонимания между народами. Развитие и формирование социокультурной компетенции представляет ценность как для обогащения знаний о своей собственной культуре, так и для пополнения знаний о культуре стран изучаемого языка, необходимых для более глубокого понимания различий между собственной и чужой культурами.
В основе любой компетенции лежат знания и умения их использовать, но компетенция отличается от умений тем, что всегда сопряжена с готовностью к сотрудничеству и взаимодействию в процессе решения различных проблем.
Анализ различных толкований понятия «социокультурная компетенция» позволяет говорить о том, что в основе данной компетенции лежат следующие составляющие:
1. Умение выделять общее и культурно-специфическое в моделях развития различных стран и цивилизаций.
2. Готовность представлять свою страну и её культуру с учётом возможной культурной интерференции со стороны слушателей, предвосхищая причины возможного недопонимания и снимая их за счет выбора адекватных средств речевого взаимодействия.
3. Принятие разных культурных моделей, а значит и формируемых на их основе представлений и норм жизни.
Технологические инновации XX века значительно расширили возможности межкультурного общения людей. Использование средств электронной коммуникации представляет особую ценность для обучения иностранным языкам и культурам, поскольку позволяет расширить возможности общения на изучаемом языке и включить в учебный процесс реальную коммуникацию на иностранном языке.
Одним из наиболее эффективных средств на сегодняшний день является телекоммуникационный проект, в котором участвуют студенты и преподаватели различных стран.
В процессе реализации телекоммуникационного проекта развивается и формируется не только информационная компетенция учащихся (умения пользоваться сетью, в частности электронной почтой), но и коммуникативные умения чтению и письму. Однако главное заключается в том, что Интернет открывает хорошие возможности для развития и формирования социокультурной компетенции обучаемых, которая подразумевает не только знания культуры стран изучаемого языка, но и готовность и способность к общению в поликультурном обществе, уважительное отношение к ценностям людей других языков, культур и религий. Компьютерно-опосредованные коммуникации и технологии сети Интернет представляют новые точки соприкосновения культур в современном мире. "Диалог культур" в компьютерно-опосредованной коммуникации позволяет выйти на уровень сопоставления, сравнительного анализа языков и культур, а, следовательно, получения более полной социокультурной картины мира у обучаемых.
Появившись в начале восьмидесятых годов, телекоммуникационные сети первоначально использовались в сфере науки и образования лишь как удобный и оперативный вид связи, поскольку вся сетевая работа тогда заключалась в обмене письмами между учащимися. Однако, как показала международная практика и многочисленные эксперименты, в отличие от простой переписки, специально организованная целенаправленная совместная работа учащихся в сети может дать более высокий педагогический результат. Наиболее эффективной оказалась организация совместных проектов на основе сотрудничества учащихся разных школ, городов и стран. Основной формой организации учебной деятельности учащихся в сети стал учебный телекоммуникационный проект.
Под учебным телекоммуникационным проектом понимается совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, организованную на основе компьютерной телекоммуникации, имеющую общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение совместного результата деятельности.
Решение проблемы, заложенной в любом проекте, всегда требует привлечения интегрированного знания. Но в телекоммуникационном проекте, особенно международном, требуется, как правило, более глубокая интеграция знаний, предполагающая не только знания собственно предмета исследуемой проблемы, но и знания особенностей национальной культуры партнера, особенностей его мироощущения.
Международные проекты, которые проводятся на английском языке, целесообразно включать, если позволяет программа, в структуру содержания обучения для данного класса, курса и соотносить его с той или иной темой устной речи и чтения. Таким образом, выбранная тема для телекоммуникационного проекта будет органично вписываться в систему обучения, включая весь программный языковой материал. Если международный проект предусматривается по другим предметам школьной программы, который также должен выполняться на английском языке, но который не соответствует программному материалу по английскому языку, то такой проект выполняется во внеклассной работе, как правило, не всей группой, а отдельными учениками.
Проблематика и содержание телекоммуникационных проектов должны быть такими, чтобы их выполнение совершенно естественно требовало привлечения свойств компьютерной телекоммуникации. Другими словами, далеко не любые проекты, как бы интересны и практически значимы они не казались, могут соответствовать характеру телекоммуникационных проектов. Как определить, какие проекты могут быть наиболее эффективно выполнены с привлечением телекоммуникаций?
Телекоммуникационные проекты оправданы педагогически в тех случаях, когда в ходе их выполнения:
предусматриваются множественные, систематические, разовые или длительные наблюдения за тем или иным явлением, требующие сбора данных в разных культурах для решения поставленной проблемы;
предусматривается сравнительное изучение, исследование того или иного явления, факта, события, происшедших или имеющих место в различных местностях для выявления определенной тенденции или принятия решения, разработки предложений;
предусматривается сравнительное изучение эффективности использования одного и того же или разных (альтернативных) способов решения одной проблемы, одной задачи для выявления наиболее эффективного, приемлемого для любых ситуаций, решения, т.е. для получения данных об объективной эффективности предлагаемого способа решения проблемы;
предлагается совместная творческая разработка какой-то идеи: чисто практической или творческой (создание журнала, газеты, пьесы, книги, музыкального произведения)
обеспечивается корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов;
Существует ряд принципов, на которых базируется методика межкультурного обучения иностранному языку в системе телекоммуникационных проектов. К ним можно отнести:
аутентичность текстов, раскрывающих языковую и концептуальную картину мира изучаемого языка, включая культурный модус поведения аутентичной личности;
интерактивность участников, представляющих различные культуры;
креативность и самостоятельность в использовании изучаемого языка;
открытость и активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;
кооперация, на основе которой вырабатываются общие идеи, точки зрения и формы работы.
значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике;
Эти принципы раскрывают, на наш взгляд, преимущества межкультурного общения через Интернет и образовательные возможности телекоммуникационных проектов.
Использование методики организации телекоммуникационных проектов позволяет решить следующие дидактические задачи:
обеспечить знакомство учащихся с возможностями использования новейших информационных технологий в процессе изучения английского языка;
познакомить учащихся со способами исследовательской работы в сети;
развивать познавательные интересы и повысить мотивацию учащихся к изучению иностранных языков и культур;
развивать творческие способности и активность учащихся;
совершенствовать умения чтения и письма.
Специфика проведения международных телекоммуникационных проектов заключается еще и в том, что они всегда требуют привлечения социокультурных знаний: особенностей национальной культуры партнера, особенностей его мироощущения. Главной отличительной особенностью процесса коммуникации в рамках телекоммуникационного проекта является обязательное взаимопонимание партнеров. Для эффективной успешной коммуникации с представителем других культур необходимы знания, которые формируют адекватное и верное взаимопонимание партнеров. Эти знания приобретаются в ходе работы над проектом. В процессе реализации международного проекта у учащихся развиваются умения извлекать необходимую информацию из различных культурных источников (книг, фильмов, статей печатных и электронных СМИ, личных писем от участников проекта) и дифференцировать ее с точки зрения значимости для межкультурной коммуникации.
Существующий к настоящему времени опыт работы партнерских школ из США и России показывает, что наиболее успешными международными телекоммуникационными проектами представляются следующие:
предполагающие сравнительное изучение, исследование того или иного явления, факта, события, происшедших или имеющих место в различных культурах;
предполагающие совместное создание творческой разработки или творческого продукта (от создания газет на определенные темы, написания драматической или музыкальной пьесы, описания проведения культурных мероприятий).
По типу проекты могут быть исследовательскими (в виде одновременно проводимого анализа данных); творческими, игровыми (в виде телекоммуникационных экскурсий: в музеи, в картинные галереи, в зоопарки и др.); информационными (в виде обмена играми, жаргонными словами, шутками, пословицами, народными сказками, сообщениями о местных и национальных праздниках, туристической информацией о городах); практико-ориентированными (в виде электронных публикаций: издания всевозможных газет, журналов, альманахов, например, “издание” книги, когда представители каждой страны добавляли по абзацу, по куплету; баз данных.
Этапы работы над телекоммуникационным проектом могут быть следующими:
Обсуждение тем будущего проекта, формирование групп по интересам.
Определение количества групп участников по 5-7 человек, распределение функциональных обязанностей каждого.
Обсуждение источников информации.
Работа над проблемой коллективно в классе.
Работа по темам проекта в группах: сбор информации, аналитическая работа, консультации учителя, корректировка, дальнейший поиск информации, анализ новых фактов, обобщение — рассуждение — получение данных, оформление материалов.
Презентация или «защита» проектных работ, подведение итогов.
Самоанализ, внешняя оценка.
Методика организации и проведения телекоммуникационных проектов практически
не отличается от методики организации и проведения традиционных проектов, описанной в методической литературе. Последние достаточно широко используются в процессе обучения иностранным языкам. Отличным же является то, что в процессе работы в сетевых проектах учителями и учащимися возникают новые возможности в изучении иностранного языка, появляется возможность использовать компьютерные сети как информационную среду для практической работы учащихся, приобретаются новые культурные знания из контекста конкретного межкультурного взаимодействия.
Таким образом, участие в телекоммуеикационных проектах позволяет развивать и формировать у учащихся социокультурную компетенцию, а именно следующие умения: умения адекватно воспринимать и интерпретировать различные культурные ценности, рассматривать различные культурные явления и представителей других культур с позиции эмпатии, принимать знания о другой культуре для более глубокого познания своей, синтезировать и обобщать свой личный опыт в межкультурном диалоге.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования под ред. Е.С.Полат - М., 2000
Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка/ Иностранные языки в школе - № № 2, 3 - 2000 г.
Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация. – М., 2002.
Садохин А.П. Теория и практика межкультурной коммуникации. –М., 2004
Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. –М., 2003
Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. –М., 2000