Они отличаются дисгармоничным развитием, пониженной обучаемостью и работоспособностью, имеют худшее, чем сверстники, качество адаптационных механизмов, склонны к патологическим реакциям на перегрузки.
Многочисленные исследования показывают, что у учителей зачастую складываются сложные отношения с трудными подростками и их семьями, что затрудняет процесс их перевоспитания, усложняет осуществление воспитательных воздействий. Неправильно сложившиеся отношения школы с трудными подростками – результат педагогического равнодушия, ошибок и просчетов в организации воспитательных процессов, отсутствия педагогической этики.
Работа с трудными подростками и проблемными семьями требует от учителей большого педагогического такта, выдержки, внимания, доброжелательности, оптимистической уверенности в конечном результате воспитательных воздействий. Раздражительность, подозрительность, жестокость в суждениях, недоброжелательность по отношению к таким учащимся положительных результатов не приносят, так как у ученика рушится вера в учителя, появляется равнодушие, озлобленность, цинизм.
Педагогическая этика в работе с трудными подростками предполагает организацию помощи им со стороны товарищей, создание вокруг трудного подростка атмосферы доброжелательности со стороны учителей, всего класса. Встречающиеся в практике постоянное подчеркивание учителями отрицательных черт трудного подростка усугубляет проявление трудностей успеваемости, так как такой подросток всегда чувствует себя виноватым, чужим среди товарищей. Часто учителя не уделяют должного внимания трудным детям, считая, что работа с ними нерезультативна и поэтому не стоит на них тратить время. Психологи и педагоги установили, что трудным учащимся на уроке уделяют меньше внимания, оценка их деятельности, поведения проходит, в основном, на уровне порицания, осуждения, упрека, угрозы, окрика, морализирования и т.п. С такими учащимися чаще говорят раздражительным тоном, допускают бестактность в оценочных суждениях об их успеваемости и дисциплине.
Подобные ошибки допускаются в работе с семьями трудных учащихся. Как показывают исследования, учителя недостаточно изучают проблемные семьи, не знают особенностей взаимоотношений между членами семьи, их идейно-нравственной направленности, интересов, устремлений, семейных традиций и т.п. Это и приводит к тому, что им бывает трудно установить контакты с родителями трудных подростков, объединить с ними усилия в организации воспитательных влияний на детей.
Следует учитывать, что для проблемных семей характерна педагогическая неподготовленность родителей к воспитанию детей. Поэтому родители не всегда правильно реагируют на критические замечания учителей, тем более не всегда высказываемые в тактичной форме.
В работе с трудновоспитуемыми важно тонко и своевременно подмечать и поддерживать малейшие ростки исправления, само желание лучше себя вести, учиться. Если такой момент упущен, ученик вовремя не получает поддержки, он может на все махнуть рукой и больше таких попыток не предпринимать: “Все равно из меня ничего не получится”.
Работа с трудными требует постепенности – сразу исправиться, хорошо учиться, хорошо себя вести трудный подросток не может. Поэтому исходя из индивидуальных возможностей каждого трудновоспитуемого, учитель должен помочь ему поставить перед собой посильные задачи и добиться их выполнения. Постепенно такие задания усложняются.
Задача педагога состоит в организации правильного общения трудных подростков в классном коллективе. Очень важно, чтобы они подружились с теми ребятами, которые хорошо себя ведут и хорошо учатся, бывали у них дома, чтобы родители хороших учеников оказывали на трудных свое положительное воспитательное воздействие. Зачастую это требует проведения специальной разъяснительной работы с родителями о педагогической целесообразности такого общения их и их детей с трудным и его семьей.
Психологическая поддержка – это процесс, в котором взрослый сосредотачивается на позитивных сторонах и преимуществах ребенка с целью укрепления его самооценки. Психологическая поддержка, во-первых, помогает ребенку поверить в себя и свои способности, а, во-вторых, помогает ребенку избежать ошибок и поддерживает его при неудачах.
Для того чтобы научиться поддерживать ребенка, педагогам и родителям, возможно, придется изменить привычный стиль общения и взаимодействия с ним. Вместо того чтобы обращать внимание, прежде всего, на ошибки и плохое поведение ребенка, взрослому придется сосредоточиться на позитивной стороне его поступков и поощрении того, что он делает.
Поддерживать ребенка – значит верить в него. Вербально и не вербально родитель сообщает ребенку, что верит в его силы и способности. Ребенок нуждается в поддержке не только тогда, когда ему плохо, но и тогда, когда ему хорошо.
Существуют ложные способы, так называемые «ловушки поддержки». Так, типичными для родителей способами поддержки ребенка являются гиперопека, создание зависимости ребенка от взрослого, навязывание нереальных стандартов, стимулирование соперничества с сиблингом (соперничество братьев и сестер) и сверстниками. Эти методы приводят только к переживаниям ребенка, мешают нормальному развитию его личности.
Еще раз повторим: подлинная поддержка взрослыми ребенка должна основываться на подчеркивании его способностей, возможностей – его положительных сторон. Случается, что поведение ребенка не нравиться взрослому. Именно в такие моменты он должен предельно четко показать ребенку, что «хотя я и не одобряю твое поведение, я по прежнему уважаю тебя как личность». Для того чтобы оказать ребенку психологическую поддержку, взрослый должен пользоваться теми словами, которые работают на развитие Я – концепция и чувство адекватности ребенка. Один путь состоит в том, чтобы продемонстрировать ребенку ваше удовлетворение от его достижений или усилий. Другой путь – научить ребенка справляться с различными задачами. Этого можно достичь, создав у ребенка установку: «Ты можешь это сделать».
Велика роль среды в образовании различных дефектов детского возраста. Если ненормальная, уродливая среда калечит ребенка, создает неустойчивых, слабовольных, неработоспособных, бесхарактерных, неуравновешенных, «никчемных» людей, то среда здоровая, приспособленная к особенностям детей и намеренно желающая их учитывать, способна воспитывать и перевоспитывать их. Таким образом, психоневропатичные дети, своевременно подвергнутые специальному лечению и воспитанию, т.е. медико-педагогической коррекции, могут сделаться вполне дееспособными членами общества.
Многие ненормальности характера, в особенности свойственные периоду полового созревания, исчезают с возрастом сами собой, а те, которые оказываются более стойкими, вполне поддаются исправлению. Истерические черты характера поддаются коррекции легче, чем эпилептические. Длительно подавленное настроение нуждается в более интенсивных медико-педагогических усилиях, чем чрезмерная фантазия или припадки аффекта. Другими словами, интенсивность и объем психических аномалий можно смягчить, ослабить до такой степени, чтобы дети и подростки могли самостоятельно справиться с жизнью и быть полноценными гражданами.
Работа с «трудными» должна включать в себя четыре этапа: диагностику, планирование работы, организацию (в работу должны быть включены все учителя), координацию усилий родителей, школы, различных организаций: культурных, спортивных и т.п.