Просмотр содержимого документа
«Технология опорных схем как способ самодеятельности и самоорганизации на уроках английского языка»
Технология опорных схем как способ самодеятельности и самоорганизации на уроках английского языка
Новое время диктует новый подход к образованию. Как сделать обычное занятие необычным, как неинтересный материал преподнести интересно, как говорить с современными детьми на современном языке? Сегодня перед педагогом стоит непростая задача: создать условия для развития творческих способностей, развить у обучающихся стремление к творческому восприятию знаний, научить их мыслить самостоятельно.
Главными задачами обучения являются, во-первых, развитие самодеятельности учащихся в учебном процессе, чтобы доминирующими мотивами учебной деятельности учащихся мотивы познания окружающего мира. Во-вторых, в обучении учащихся собственной деятельности по овладению учебным предметом. Педагог должен не учить, а помогать учащимся учиться.
Развитие навыков самодеятельности и самоорганизации обучающихся в учебном процессе предполагает такую организацию, при которой учащиеся чувствовали бы себя полноправными субъектами этого процесса, умели бы организовать свою деятельность по изучению иностранного языка и овладению им.
Ярким примером реализации принципов развития самодеятельности и самоорганизации является использование педагогом визуальных средств обучения (схем, таблиц, рисунков, визуальных опор) при изучении грамматики английского языка.
Использование схем и таблиц на уроках английского языка – залог повышения эффективности урока.
Использование опорных схем на уроках английского языка считаю важным моментом в своей работе. Работа над грамматическим и лексическим материалом по схемам очень удобна при повторении материала, при подготовке к самостоятельной или к контрольной работе, или просто на уроках обобщения изученного материала. Учащиеся открывают тему, находят таблицу по тому материалу, который они должны вспомнить на уроке. Я уверена, что такой способ сэкономит время.
Цель этой технологии отвечает всем современным требованиям:
• активизация мыслительной деятельности учащихся, а, следовательно, мотивация к дисциплине;
• формирование навыков восприятия информации, соотнесение её с ранее усвоенной;
• развитие умений увидеть большую тему в целостном виде;
• повышение интереса к изучаемому материалу.
Ценность технологии опорных схем заключается в следующем:
- лаконичность (максимум закодированной информации при минимуме визуальных или графических знаков);
- структурность;
- удобство восприятия и воспроизведения, непохожесть опорных конспектов между собой (разнообразие форм, структурирования, цвета и т.д.);
- занимательность имеет большое значение в опорных конспектах;
- цветовое оформление - важная деталь опорного конспекта. Правильно оформленный конспект манит, привлекает, заостряет внимание на главном, то есть воздействует на ученика своим эстетическими и психологическими качествами.
В своей работе я часто использую к технологии опорных схем.
Представленные опоры облегчат, на мой взгляд, процесс обучения английскому языку, делают его более успешным и продуктивным и имеют практическую ценность как при организации реального общения, так и при развитии творческих и мыслительных способностей.
Приложение 1«Конструкция There is… / There are… »
THERE IS (NO) THERE ARE
A desk chairs
A table flowers
A bed
in the living-room, kitchen, bedroom, bathroom, …
Эта опора используется в 6 классе при изучении темы «Моя квартира». Пользуясь этой опорой, учащиеся могут следующие вопросы:
1. Is there a bed in the bedroom?
2. What is there in the living room?
3. Where is the table?
4. How many chairs are there in the kitchen
Приложение 2«Myappearance»
C помощью данной опоры, учащиеся учатся описывать не только свою внешность, но и внешность другого человека.
Например:
1. I am overweight.
2. My hair is short and curly.
3. My eyebrows are thick.
4. My nose is straight.
5. My ears are small.
Приложение 3«My family»
Hello! My name is ________. I am _______ (указать возраст).
I am _________ (happy, smart, friendly, lucky, nice, cute).
I have got a family. I have got ________ (a mother).
Her name is _________.
She is __________ (happy, smart, friendly, lucky, nice, cute).
I have got ________ (a father). His name is __________.
He is __________ (happy, smart, friendly, lucky, nice, cute).
И так о каждом члене семьи. Если есть домашний питомец, пусть расскажут о нем.
В конце говорим фразу: I love my family.
Обычно предварительно дети рисуют сами свою семью и подписывают на английском языке членов семьи (a father, a mother, a sister, a brother, a grandmother, a grandfather). Потом пробуем вместе составить рассказ на примере рисунка ученика. Такая совместная творческая работа имеет высокие результаты, как правило, большая честь класса к концу урока может рассказать о своей семье самостоятельно.
Приложение 4«Tellingthetime»
C помощью данной опоры, учащиеся учатся называть время на английском языке.
Приложение 5 «Группа времен Simple»
Данные опорные схемы можно использовать при изучении не только временных форм группы Simple (Простые), но и при изучении других временных форм
Приложение 6 «Степени сравнения прилагательных и наречий»
Данная опорная схема познакомит учащихся не только со степенями сравнения прилагательных и наречий, но и с правилами их образования.
Итак, схема или таблица как средство наглядности в обучении является не столько иллюстрацией, которая даётся параллельно с устным или письменным изложением материала, сколько ключом к решению практических задач, схема активизирует не только познавательную, но и мыслительную деятельность обучающихся, тем самым мотивируя ученика, делая его успешным.
Схема привлекает простотой составления и простотой применения, поскольку знакомить с ней можно учащихся с помощью классной доски, компьютера, интерактивной доски. Использование данной технологии способствует повышению творческого потенциала учащихся, развитию речи, мышления. Технология опорных схем на занятиях английского языка ведёт как к речевому развитию, так и грамотности обучающегося. А далее развиваются такие умения, как способность самостоятельно мыслить, выражать свои чувства, доказывать свою точку зрения.
Ссылки на дополнительную литературу:
1. Принципы обучения грамматике и лексике на уроках английского языка http://infoenglish.info/publ/1-1-0-326
2. Ардашаева Л. Е. Опорные схемы и конспекты на уроках английского языка // Интернет-журнал "Эйдос". - 2010. - 19 марта.
3. http://www.eidos.ru/journal/2010/0319-10.htm. – В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.