kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологические особенности обучения чтению на английском языке на младшем этапе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье описаны методические приёмы обучения чтению младших школьников, а также два вида упражнений в процессе обучения чтению - важному виду речевой деятельности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологические особенности обучения чтению на английском языке на младшем этапе.»

Гущенскова И.В.

Учитель английского языка

______________________(школа)

Россия, г. Сызрань, Самарская область





Технологические особенности обучения чтению на английском языке на младшем этапе.



Чтение – это самостоятельный вид речевой деятельности, который обеспечивает письменную форму обучения. Оно занимает одно из главных мест по использованию, важности и доступности. В процессе обучения иностранному языку в школе, чтение, как и устная речь, выступает в качестве цели и средства: в первом случае учащиеся должны овладеть чтением, как источником получения информации, во втором – пользоваться чтением для лучшего усвоения языкового и речевого материала.

Чтение тесным образом связано с другими видами речевой деятельности. Прежде всего, оно связано с письмом, поскольку и чтение, и письмо пользуются одной графической системой языка. При обучении иностранным языкам это необходимо учитывать и развивать эти виды речевой деятельности во взаимосвязи. Чтение связано с аудированием, так как в основе и того, и другого лежит перцептивно-мыслительная деятельность, связанная с восприятием, анализом и синтезом. При чтении, так же как и при аудировании, имеет большое значение вероятностное прогнозирование, которое может быть как на вербальном, так и на смысловом уровне. Чтение связано с говорением. Громкое чтение (или чтение вслух) представляет собой «контролируемое говорение». Чтение про себя представляет собой внутреннее слушание и внутреннее проговаривание одновременно. Таким образом, чтение связано со всеми другими видами речевой деятельности, формируемыми при обучении иностранному языку в школьном курсе в целом, и на начальном этапе в частности.

На начальном этапе закладываются основы этого важного вида речевой деятельности. На первом году обучения учащиеся должны овладеть буквами алфавита английского языка, усвоить звуко-буквенные соответствия, уметь читать слова, сочетания слов, что позволит им читать вслух с правильным делением фраз на смысловые группы и с полным пониманием текстов, построенных на усвоенном программном материале. На втором году несколько усложняются требования к чтению. Так, допускается 2% незнакомых слов, поясняемых в справочных материалах (сноски, словарь учебника) или понимаемых по догадке. На третьем году оттачиваются достижения, сформулированные в программе требований, которые впоследствии обеспечивают достаточный уровень сформированности чтения для его дальнейшего развития и совершенствования на среднем и старшем этапах изучения иностранного языка в школе.

Технология обучению чтения означает то, как учить: с помощью каких методических приемов развивать у учащихся чтение, какие средства обучения можно использовать и, наконец, какова должна быть организация обучения, то есть какие организационные формы целесообразны. Овладение чтением на английском языке всегда представляет большие трудности для учащихся, вызываемые графическими и орфографическими особенностями английского языка. В подтверждении сказанного, можно привести следующие данные: орфографическая система использует 26 букв, 146 графем (буквосочетаний), которые передают 46 фонем. При обучении чтению на начальном этапе необходимо подчеркивать особенности новой буквы, какой звук или звуки она передает в английском языке и ее соответствие в русском языке. Известно, что обучение чтению может идти разными путями: путем чтения целых слов и чтением целых предложений. Оптимальным путем на начальном этапе обучения является первый путь. Учащихся учат читать сначала отдельные слова, организованные по правилу чтения, представленному выделенной буквой, звуком или ключевым словом. Ключевое слово содержит графический образ слова и картинку. Учащиеся, глядя на картинку, припоминают название предмета и затем «накладывают» звуковой образ на графический. Если ученик сам прочитал ключевое слово, то он сможет прочитать и другие отдельно взятые слова по аналогии, по данному правилу. После ключевого слова даются слова и их аудиозапись, что призвано обеспечить прослушивание образцового чтения слов и чтение за диктором. Далее учащиеся приступают к чтению словосочетаний и предложений, и, следовательно, к правильному их оформлению. При обучении чтению предложений важна последовательность действий учащихся: сначала ученик должен внимательно всмотреться в предложение, как бы прочитать его про себя, постараться понять и затем подготовиться к воспроизведению. Контроль чтения предложений осуществляется вслух и индивидуально. Затем учитель приступает к обучению чтения текста разной протяженности – от 3-4 предложений до нескольких абзацев. При работе над текстом необходимо добиваться нормативно-выразительного чтения.

П. Хэгболдт в своей известной книге «Изучение иностранных языков» указывает на большую значимость зависимости качества чтения от знаний лексики и грамматики. Никто не станет оспаривать, что знание грамматики совершенно необходимо для хорошего чтения на иностранном языке. Выделяют 2 ступени обучения чтению. На первой ступени обучение целиком проводится в классе: учащиеся прослушивают запись одного из упражнений, затем хором отрабатываются трудные и новые слова, индивидуальное чтение вслух, чтение шепотом, чтение про себя с внутренним проговариванием читаемого. Работа над техникой чтения – это вторая ступень обучения чтению. На ней отрабатываются произношение отдельных звуков, слов, словосочетаний, интонации, индивидуальное чтение по цепочке и, наконец, последнее – контрольное индивидуальное чтение на скорость. Очень важно заинтересовать детей данным видом речевой деятельности. Поощрение, соревнование, обязательный опрос каждого ученика – вот, что способствует поддержанию интереса младших школьников к изучению английского языка.

В процессе обучения чтения выделяют следующие виды упражнений:

  • Подготовительные упражнения

  • Упражнения в собственно чтении

К подготовительным упражнениям относятся упражнения для развития техники чтения, работа над которой начинается с формирования у учащихся графемно-фонемных связей. Эти упражнения делятся на 4 типа:

  1. Упражнения для закрепления фонемно-графемных связей.

Я, например, использую следующие варианты упражнений:

  • показываю учащимся графемы, а учащиеся должны найти и показать фонемы, которые соответствуют данным графемам;

  • предлагаю учащимся выбор графем и фонем, которые необходимо привести в соответствие.

  1. Упражнения по выбору фонемно-графемных связей.

Например: произношу два слова, которые отличаются одной фонемой, а учащиеся должны сказать, какой фонемой отличаются слова и показать графему.

  1. Упражнения по сочетанию фонемно-графемных связей.

Например: произношу слово, а учащиеся составляют его образ с помощью графем.

  1. Упражнения по комплексному усвоению операций по выбору и сочетанию фонемно-графических связей.

Например, мною используются::

  • Учащимся дается начальная и конечная буква слова и показывается точками, сколько букв пропущено. Необходимо угадать слова и вставить недостающие буквы.

  • Учащиеся должны разгадать кроссворд или ребус, составленный мною по теме.

  1. Чтение под аудиозапись.

При помощи данного типа упражнений ученик совершенствует синтагматичность чтения, то есть правильное смысловое чтение, что способствует правильности понимания. Это одно из немногих упражнений, в котором учащийся одновременно видит речевые единицы, слышит их и произносит. Такое взаимодействие анализаторов не может не сказаться положительно на усвоении.

  1. Упражнение на чтение расширяющих синтагм.

Это упражнение увеличивает оперативную единицу восприятия, способствует усвоению новых слов, настраивает учащихся на чтение текста. Если ученик читает пословно, то это не просто замедляет чтение, но и нарушает понимание прочитанного. Научить читать более крупными блоками- синтагмами разной сложности – важная задача учителя. Я, например, использую предложение «лесенка». Например:

A cat

A grey cat

A little grey cat

A little grey funny cat

A nice little grey funny cat

Также одной из важных задач обучения чтению является развитие у учащихся такого механизма, как догадка. Для его формирования на своих уроках я использую такие упражнения, как:

  • Прочитайте слова, догадайтесь об их значении по фонематическому и графическому сходству с русскими словами;

  • Прочитайте текст, догадайтесь о значении пропущенных слов, не заглядывая в словарь.

К упражнениям в собственно чтении относятся:

  1. Содержательная идентификация.

Это упражнение, в котором ученик должен идентифицировать одни высказывания с другими, то есть установить их схожесть или различие в содержательном плане. Например:

  • Найдите и прочитайте в рассказе предложения, схожее по содержанию с данным;

  • Выберите из данных предложения , которые соответствуют содержанию рассказа.

Цель этого вида упражнений – развитие различных механизмов чтения: механизма смысловой догадки, механизма содержательной антицепции, скорости чтения.

  1. Содержательный поиск.

Пример:

  • Найдите предложения, подтверждающие факт…

  • Найдите то, что характеризует…

  • Найдите причины того, что…

  • Найдите ответы в тексте…

Основная задача этих упражнений – развитие механизма логического понимания.

  1. Смысловой выбор.

Я, к примеру, использую следующие варианты данного упражнения:

  • Выберите подходящие заглавие из данных;

  • Выберите правильный по смыслу ответ из предложенных;

  • Выделите смысловые куски текста, озаглавьте их и тд.

Основная задача данных упражнений – развитие механизма логического понимания, а также развитие смысловой догадки, совершенствования техники чтения. Будучи правильно выполненными, эти упражнения свидетельствуют о том, что ученик действительно понял прочитанное.

Итак, существует 2 вида упражнений: подготовительные и упражнения в собственно чтении; первые из которых направлены на установление графемно-фонематических связей, а вторые призваны развивать у учащихся понимание различных видов текстов. Поскольку в нашей работе мы уделяем особое внимание младшему этапу обучения, то следует еще раз подчеркнуть важность упражнений, развивающих технику чтения, так как именно с этого начинается обучение чтению. Следует заметить также, что современная методика призывает обучать всем видам чтения школьников с самых первых шагов приобщения к иностранному языку.

Литература:

  1. Гальскова Н.Д. «Современная методика обучения иностранным языкам», АРТИ-ГЛОССА, Москва, 2000г

  2. Хегболдт П. «Изучение иностранных языков», Москва, 1963г.

  3. Боровникова Ю.Г. «Наглядная программа для младших школьников, изучающих английский язык», Иностранные языки в школе №2, 1992г

  4. Маева Т.С. «Некоторые приемы обучения чтению», Иностранные языки в школе №5, 1999г

  5. Маслыко Е.А., Бабинская П.К., «Настольная книга преподавателя иностранного языка».




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Английский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технологические особенности обучения чтению на английском языке на младшем этапе.

Автор: Гущенскова Инга Владимировна

Дата: 09.09.2018

Номер свидетельства: 477399


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства