Субъектно-субъектное взаимодействие учителя и ученика как необходимое условие реализации проблемного - проектного подхода в обучении
Субъектно-субъектное взаимодействие учителя и ученика как необходимое условие реализации проблемного - проектного подхода в обучении
Проблемно-проектный подход, разработанный на основе интеграции проблемного и проектного подходов, в основу которой положены сходство их целей, содержания, средств, способов и форм организации учебного процесса по иностранному языку, выступает методологической основой формирования иноязычной компетентности учеников.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Субъектно-субъектное взаимодействие учителя и ученика как необходимое условие реализации проблемного - проектного подхода в обучении»
Е.В. Винтоняк
Субъектно-субъектное взаимодействие учителя и ученика как необходимое условие реализации проблемного - проектного подхода в обучении.
Методы проблемного и проектного обучения позволяют реализовать личностно - ориентированный подход в обучении, который относится к гуманистическому направлению в педагогике и лежит в основе ФГОС. Основной принцип этого направления – в центре обучения находится ученик, а не учитель, деятельность познания, а не преподавания. Эти методы, прежде всего, повышает активность школьников на уроках, т.к. истина, добытая путем собственного напряжения усилий, имеет огромную познавательную ценность. Все исследователи, изучающие проектный и проблемный подходы, едины во мнении, что в их основе лежит личностно-деятельностная компетенция, что оба ориентируются на активную познавательную деятельность ученика как субъекта учебного процесса. Главной же целью этих подходов является развитие самостоятельного мышления в процессе овладения новыми знаниями, навыками и умениями на основе решения учебных проблемных заданий в процессе иноязычной деятельности, имеющей реальный речевой продукт или материальный результат. Следуя этой логике можно соотнести и интегрировать эти подходы в проблемно-проектный подход.
Проблемно-проектный подход, разработанный на основе интеграции проблемного и проектного подходов, в основу которой положены сходство их целей, содержания, средств, способов и форм организации учебного процесса по иностранному языку, выступает методологической основой формирования иноязычной компетентности учеников.
Разработанная В.Ф. Аитовым система принципов проблемно-проектного подхода, обусловливающих специфику взаимоотношений преподавателя и обучающегося, отбор материала, цель, содержание и средства, направленные на развитие основных компетенций включает:
- принцип субъектно-субъектного взаимодействия в процессе обучения на основе положительного эмоционального фона;
- принцип проблематизации учебного содержания и проблематизация учебного процесса;
- принцип проблемной структуры учебного материала;
- принцип сознательной ограниченности предъявляемого преподавателем учебного материала;
- принцип компаративности;
- принцип специфической структуры информации;
- принцип сочетания эвристических и репродуктивных методов;
- принцип интегративно-предметного подхода;
- принцип направленного поиска дополнительной (уточняющей) информации;
- принцип избирательности и самостоятельности;
- принцип взаимообогащения;[1]
Как видим, принцип субъектно-субъектного взаимодействия в процессе обучения на основе положительного эмоционального фона стоит на первом месте.
Невозможно работать в русле данного подхода, если учитель не способен понять что перед ним не объект (объектом является деятельность ученика), а равноправный партнёр процесса общения. Субъектно-субъектное взаимодействие учителя и ученика в процессе обучения на основе положительного эмоционального фона активизирует познавательную деятельность учащихся, позволяя создавать на уроках ситуации, в которых ученики учатся:
тактике группового общения (отстаивать свое мнение, принимать участие в дискуссии и обсуждении, задавать вопросы своим товарищам и учителям, оценивать свои ответы и ответы товарищей, объяснять слабым учащимся непонятные моменты);
самостоятельно выбирают посильные задания;
находят несколько вариантов возможного решения проблемы;
создают ситуации самопроверки и взаимопроверки, анализа личных познавательных и практических действий;
решают познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов решения.
Поскольку именно учитель управляет процессом работы с проблемными ситуациями его умения и личностные качества играют основополагающую роль. Используя классификацию педагогических умений А.С. Карпова [2], Е.В. Ковалевская выделяет следующие умения преподавателей руководить процессом разрешения проблемных и непроблемных ситуаций:[3]
1.Умения связанные с подготовкой ситуации:1) определять познавательно-коммуникативные потребности и возможности учеников разрешать ситуации; 2) разрабатывать ситуации с учётом их потребностей и возможностей.
2.Умения, обеспечивающие процесс присвоения ситуаций учениками:1) выбирать ситуации из списка имеющихся, соответствующие иноязычным потребностям и возможностям каждого учащегося; 2) корректно предлагать ситуации другому ученику, если первый “не принимает” данную ситуацию.
3.Умения, нацеленные на управление процессом разрешения ситуаций: 1) следить за ходом мыслей говорящих и гибко менять ход беседы, если она заходит в тупик; 2) осуществлять строгий контроль и гибкую коррекцию речи учащихся, следить за процессом самоконтроля учеников.
4.Умения направленные на анализ собственных действий в учебном процессе или умения самоконтроля и саморегуляции: 1) вносить в случае необходимости изменения в разработанные ситуации и методику работы сними; 2) передавать результаты своего опыта работыс ситуациями коллегам, а также перенимать их опыт.
Обеспечивая индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом особенностей детей, их уровня обученности, интересов и склонностей проблемно-проектный подход в обучении предъявляет учителю довольно высокие требования как к личности: понимание, терпение, такт, эмоциональную культуру, доброту, отзывчивость. Кроме того необходимы общительность,открытость, доброжелательный тон, чувство юмора.
Подводя итог вышесказанному, трудно не согласиться с мнением Е.И. Пассова, автора Концепции управляемого коммуникативного иноязычного общения, об учителе – личности. В книге “Учитель иностранного языка: Мастерство и личность” Е.И. Пассов отмечает: “ Как главный ориентир нравственности, главный источник мотивации, личность никогда не станет «штамповать» себе подобных, а постарается терпеливо и бережно выращивать индивидуальности.
Литература
Аитов В.Ф. Проблемно-проектный подход к формированию иноязычной профессиональной компетентности студентов (на примере неязыковых факультетов педагогических вузов): Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. С-П: 2007.
Карпов А.С. Развитие умений педагогического общения будущих учителей иностранного языка в процессе само - и взаимообучения. Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. М.,1984.
Ковалевская Е.В. Проблемность в преподавании иностранных языков: Современное состояние и перспективы. Учебник для вузов. МНПИ,1999
Пассов Е.И. и др. Учитель иностранного языка: Мастерство и личность.- М., «Просвещение»,1993.