Степень интенсивности выражения отрицательной оценки.
Различная степень отрицательной оценки ведет к тому, что неодобрение всегда выражается с большей или меньшей силой. Степень интенсивности выражения отрицательной оценки проявляется в конкретных типах неодобрения. В нашем исследовании мы выделили четыре семантических типа неодобрения: порицание, упрек, осуждение, оскорбление. Для разграничения данных семантических типов неодобрения нами была использована методика Т.А. Графовой, согласно которой наиболее естественным путем изучения семантики эмотивно-оценочной модальности представляется рассмотрение образующих ее чувств-отношений как психических универсалий в форме экстенсионалов этих отношений, содержащих целый ряд взаимодействующих переменных, в том числе субъект, объект и характер отношения, место, время и способ его проявления, социальные роли субъекта и объекта. Под экстенсионалом понимается набор релевантных черт, или параметров, образующих некую типовую ситуацию в мире. В нашем случае эти черты отражаются в сознании в виде определенного эмотивно-оценочного отношения (далее ЭОО). Мы рассматриваем экстенсионалы различных видов ЭОО как реально существующие в мире универсальные ситуации в рамках отрицательного эмотивно-оценочного континуума. При определении экстенсионала имеется в виду не толкование значения данной лексемы (неодобрение и связанные с ним понятия), а универсально-типологическое описание некоторой вычленяемой в мире и отражаемой сознанием ситуации переживания и выражения определенного ЭОО, которую можно назвать неодобрением лишь условно. Формализованное описание каждого экстенсионала производится по следующей общей модели, которую можно считать инвариантной: X испытывает к Y-у (и выражает в поведении, в том числе речевом) отрицательное эмотивно-оценочное отношение R, вызванное тем, что субъект X, считающий себя вправе оценивать Y относительно нормы N, полагает, что Y не соответствует этой норме по аспекту Q по признаку W.
При отнесении того или иного высказывания к соответствующему семантическому типу неодобрения мы опирались на три основных критерия: характер отношений между говорящим и адресатом, в том числе статусно-ролевые отношения, характер коммуникативной ситуации, особенности языкового оформления реплики неодобрения.