Современный урок должен отвечать качественным характеристикам образования на современном этапе. Концепция государственного стандарта общего образования определяет цели образования и предполагает реализацию средствами стандарта личностной ориентации образования, его деятельностно - практическую и культурологическую составляющую. Требования к результатам освоения основных образовательных программ можно структурировать по ключевым задачам общего образования. Они включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты.
Познавательная деятельность ребенка происходит в условиях активно – опережающего мира, решения различных ситуаций, без чего поставленная цель не может быть достигнута. Это исходное положение активного обучения, лежащее в основе современного урока. Учебно-воспитательный процесс должен быть имитацией той среды, в которой живут и трудятся учащиеся, он должен содержать конкретные цели и задачи и обеспечивать формирование у учащихся способность решать практические задачи. Образование должно обеспечивать целостное компетентностное образование, в котором образовательные компетенции учеников будут играть многофункциональную метапредметную роль. Поэтому учителю следует так проектировать урок, чтобы сделать каждого ученика участником учебно – воспитательного процесса, способного вести поиск путей и способов решения учебных проблем.
Современный урок в контексте стандарта можно представить в виде образовательной технологии, в основе которой лежит обучение ключевым компетенциям: ценностно-смысловой, учебно – познавательной, общекультурной, информационной, коммуникативной, социально – трудовой и компетенция личностного самосовершенствования. Технологии, рекомендованные к применению в школе, различаются по задачам и способу организации процесса обучения, но их конечный результат можно охарактеризовать как формирование метапредметных результатов. Характеристика этих результатов сформулирована в терминах универсальных учебных действий.
Важнейшей функцией обучения иностранному языку является овладение коммуникативной компетенцией. Овладение этой компетенцией означает владение учащимися различными социальными ролями. Использование ролево – игровых проектов в рамках одного урока позволяет учащимся, как практиковать употребление лексики и грамматики, так и подготовить себя к будущим социальным ролям. Практика подобных заданий не просто очень полезна, но и служит мощным стимулом усиления мотивации к изучению иностранного языка.
Метод проектов давно используется в педагогической практике. Этот метод позволяет учащимся наглядно увидеть, каким образом можно реализовать полученные знания. Учащиеся учатся самостоятельно планировать свои действия, прогнозировать варианты решения, творчески мыслить, искать варианты реализации поставленной цели. Проектная методика позволяет активно вовлекать учащихся в реальную действительность, способствует выражению ими своих мнений и чувств, способствует повышению мотивации к обучению.
Любая проектная деятельность предполагает исследование некой проблемы и поиски ее решения. В проекте могут доминировать различные виды деятельности: поисковая, прикладная, исследовательская, творческая, ролевая. Продолжительность проекта может быть краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной. Работа над проектом может вестись индивидуально, в паре или в малых группах.
Применение метода проектов в практике обучения иностранному языку требует определенной подготовительной работы: обучению учащихся общеучебным умениям работы с иноязычной информацией, умению вести дискуссии на иностранном языке, владению умениями критического и творческого мышления и умению работать в коллективе. Поэтому использование проектной методики на уроках необходимо начинать с последовательной и системной работой над краткосрочными проектами, постепенно подводя учащихся к работе над долгосрочными проектами.
Краткосрочные проекты могут быть рассчитано как на один, так и на несколько уроков. Современные УМК дают широкие возможности использования мини - проектов, как социокультурных, так и ролево – игровых. Применение метода проектов необходимо начинать уже в начальной школе, с учетом доступных для рассмотрения учащимися проблемных ситуаций. Возможность использования краткосрочных проектов наличествует при работе над любой темой.
Сложность проектирования урока с использованием технологии краткосрочных проектов состоит в том, что учитель должен четко спрогнозировать весь ход осуществления работы над мини - проектом, чтобы учащиеся смогли его осуществить в рамках одного урока.
2) Определение типа проекта по количеству участников: индивидуальный, парный или групповой;
4) Определение вида задания, которое необходимо будет выполнить в связи с задачами;
8) Определение критериев оценивания.
Конструирование урока следует начинать с выбора темы проекта, постановки цели и определения количества участников. Необходимым требованием к использованию метода проектов является наличие значимой, в исследовательском и творческом плане проблемы. Задача учителя найти такую тему мини – проекта, чтобы учащиеся применили свои таланты и склонности, потребности общения, попробовали проявить себя в определенных ролях. Далее учителю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые необходимо рассмотреть в рамках данного мини – проекта. При планировании парной или групповой работы необходимо продумать принцип деления учащихся на пары или мини – группы и определить тип задания с учетом индивидуальных особенностей учащихся. Этот этап очень важен, так как правильное распределение социальных ролей позволяет вовлечь в работу над мини – проектом всех учащихся, повысить их мотивацию и познавательную активность. Необходимо продумать возможность способов поиска информации, путей творческих решений. Полезно обеспечить учащихся словарями, списками лексики, опорными схемами для осуществления коммуникации, справочной литературой и материалами, необходимыми для реализации творческих идей. Учитель должен четко определить все этапы работы над проектом и определить форму защиты проектов, оппонирование и критерии оценивания. При этом оценка необязательно должна выражаться в виде отметки. Внешняя оценка проекта необходима, но она может принимать различные формы. Необходимо продумать возможность самооценки и взаимооценки выполнения мини – проектов. Для осуществления этого учитель может выделить такую группу учащихся, в задачу которых будет входить оценка деятельности всех групп и продумать рефлексию деятельности всех учащихся. Все учащиеся должны иметь возможность задавать вопросы участникам презентаций и каждый участник должен быть готов защитить свою позицию.
Примером использования технологии краткосрочного проекта, рассчитанного на один урок, может быть реализация темы «Отдых на каникулах» в 5 классе (УМК «Английский язык в фокусе», модуль 10), посредством ситуативного задания « В туристическом агенстве».
Общая часть |
Предмет | Английский язык |
Класс | 5 |
Тема урока | Отдых на каникулах |
Цели урока | Образовательная цель: закрепление лексического и грамматического материала по теме « Отдых на каникулах» |
| Развивающая цель: развитие и совершенствование навыков обучающихся во всех видах речевой деятельности, самостоятельности, исследовательских и проектных навыков. |
| Воспитательная цель: воспитать интерес к иностранному языку как к средству общения |
Задачи | - активизировать во всех видах речевой деятельности употребления лексики по теме; -закрепить знания грамматического материала по теме «Способы передачи будущего времени»; - обучить вести диалог – расспрос и диалог – побуждение к действию по теме «Отдых на каникулах»; - совершенствовать навыки аудирования, устной речи и письма; - развивать умения обучающихся работать самостоятельно, в парах и группах, умения слушать и понимать друг друга. |
Тип урока | Обобщение и систематизация знаний |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
- активизация во всех видах речевой деятельности употребления лексики по теме «Отдых на каникулах»; -закрепление знаний грамматического материала по теме «Способы передачи будущего времени: использование конструкции «be going to”, глагола will ; - научиться вести диалог – расспрос по теме «Отдых на каникулах»; - освоить клише речевого этикета, для того, чтобы вести диалог – побуждение к действию (приглашение и реакция на приглашение); - понимать на слух речь учителя и одноклассников; | - формирование навыков организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии учебной деятельности; - формирование навыков самооценки и взаимооценки; - формирования мотивации к изучению иностранного языка; - формирование навыков работать с компьютерной техникой | -формирование навыков самостоятельного поиска, анализа, отбора и сохранения необходимой информации; -формирование навыков взаимодействия с окружающими при работе в группе, владения различными социальными ролями в коллективе; -развитие воображения при моделировании ситуации общения; - формирование психологической грамотности, культуры мышления и поведения; - владение эффективными способами организации свободного времени |
Технологии, применяемые на уроке | - когнитивная: дискуссия, проектная деятельность; -мультимедийные: аудио-, видео, компьютерные программы; -сотрудничества: совместное составление мини – диалогов, разработка проектов; -здоровьесберегающие: релаксационная пауза, смена видов деятельности. |
Оборудование | ТСО: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска Дидактический материал: упражнение на сопоставление для закрепления и актуализации, ранее изученных лексических единиц и словосочетаний, электронное письмо, опорная схема для составления диалога, разговорные клише, схема разработки мини проекта Раздаточный материал: текст электронного письма, карточки - схемы для составления мини -диалогов с опорными фразами, схемы составления мини проекта, карточки для рефлексии. |
Методическое назначение средств ИКТ | Объяснительно – иллюстративное, повышение мотивации учащихся за счет интерактивности, наглядности, занимательности |
Электронные образовательные ресурсы | - мультимедийная презентация, - ресурсы обучающей компьютерной программы для интерактивной доски «Access ”; - CD диск с песней на английском языке |
Организационная структура урока |
Этап 1. Организационный момент, сообщение темы урока, фонетическая и речевая разминка |
Задачи этапа | Формируемые компетенции УУД | Содержание этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Целеполагание и обсуждение сфер применения материала урока, его практической направленности | Ценностно-смысловая компетенция | Просмотр и прослушивание песни «Holidays», обсуждение темы песни, определение темы урока, речевая разминка | Организация обсуждения песни и иллюстраций. | Определение темы урока. |
Вид речевой деятельности | аудирование с извлечением необходимой информации |
Вид работы | Фронтальная работа |
Оборудование | Видеоролик «Holidays» (Обучающая компьютерная программа для интерактивной доски «Access 1”) |
Длительность этапа | 3 мин. |
Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала |
2.1 Работа с электронным письмом |
Задачи этапа | Формируемые компетенции УУД | Содержание этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Развитие умений поискового чтения | Учебно-познавательная компетенция | Чтение электронного письма, проверка понимания прочитанного. | Учитель предлагает прочитать электронное письмо, проверяет понимание прочитанного текста. | Чтение электронного письма. Желающие выходят к интерактивной доске и выполняют тестовое задание. |
Вид речевой деятельности | Чтение с извлечением необходимой информации (чтение электронного письма) |
Вид работы | Коллективная работа, индивидуальная работа |
Оборудование | Мультимедийная презентация, текст электронного письма, тест на проверку понимания прочитанного материала. |
Длительность этапа | 6 мин. |
2.2 Проверка домашнего задания |
Задачи этапа | Формируемые компетенции УУД | Содержание этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Развитие навыков диалогической речи (диалог – расспрос); развитие умения делать сообщение по прослушанному материалу. | Учебно-познавательная компетенция, коммуникативная компетенция | Проверка выполнения домашнего задания, проверка умения вести диалог- расспрос, краткое монологическое высказывание. | Организация парной работы, наблюдение за работой в парах, проверка навыков монологической речи на основе услышанного материала. | Учащиеся знакомят друг друга с содержанием постеров, работают в парах, задавая друг другу вопросы об отдыхе на каникулах. Затем некоторые учащиеся рассказывают, что они узнали об отдыхе партнеров. |
Вид речевой деятельности | говорение: диалог- расспрос, монолог |
Вид работы | работа в парах, индивидуальная работа |
Оборудование | Постеры с фотографиями с отдыха и минитексты. |
Длительность этапа | 8 мин. |
2.3 Развитие грамматических навыков по теме «Способы передачи будущего времени: использование конструкции «be going to”, глагола will . |
Задачи этапа | Формируемые компетенции УУД | Содержание этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Обобщение правил употребления конструкции «be going to”, глагола will, закрепление знаний грамматического материала по теме «Способы передачи будущего времени». | Учебно-познавательная компетенция | Обсуждение грамматических правил, тренировка навыков использования грамматических структур в устной речи. | Организация повторения формообразования и употребления грамматического материала с использованием интерактивной доски, контроль. | Повторение правил употребления грамматического материала, выполнение тестовых заданий на интерактивной доске. |
Вид речевой деятельности | письмо: тестовые задания |
Виды работы | коллективная работа, индивидуальная работа |
Оборудование | Обучающая компьютерная программа для интерактивной доски «Access 1”. |
Длительность этапа | 6 мин. |
Этап3. Релаксационная пауза |
Содержание этапа | Физминутка, коллективное пение песни «Going around» |
Вид работы | коллективная работа |
Оборудование | CD диск с песней на английском языке |
Длительность этапа | 2 мин. |
Этап 4. Практикум |
4.1 Ролевая игра |
Задачи этапа | Формируемые компетенции УУД | Содержание этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Формирование навыков взаимодействия с окружающими в группе, владение различными социальными ролями, освоение клише речевого этикета, развитие умений вести диалог – побуждение к действию, развитие навыков продуктивного письма, развитие творческих способностей учащихся, развитие презентационных способностей учащихся. | Коммуникативная компетенции, социально – трудовая компетенция, общекультурная компетенция | Деление на группы с помощью лоттореи, распределение ролей в группе, ведение диалога - побуждения к действию (приглашение и реакция на приглашение); выполнение проектной работы: изготовление рекламного постера. | Постановка задачи, организация лоттореи, постановка задачи, наблюдение и помощь ( в случае необходимости) группам. | Ролевая игра « В туристическом агентстве». Учащиеся, выполняющие роль менеджера должны собрать группу туристов в определенном месте для отдыха на каникулах и изготовить рекламный постер. |
4.2 Презентация рекламных постеров |
Вид речевой деятельности | Говорение: диалог – побуждение к действию, продуктивное письмо: составление текста рекламных постеров. |
Вид работы | Групповая работа |
Оборудование | Схема разработки мини проекта, опорная схема для составления диалога, рекламные брошюры, разговорные клише, карточки для лоттореи, листы бумаги, фломастеры. |
Длительность этапа | 15 мин. |
Этап5. Рефлексия |
Задачи этапа | Формируемые компетенции УУД | Содержание этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организация самоконтроля и рефлексии учебных достижений по завершению работы | Ценностно-смысловая компетенция | Обсуждение урока, заполнения карточек для самооценки знаний и умений учащихся. | Организация рефлексии. | Обсуждение достигнутых результатов, заполнение карточек для самооценки знаний и умений. |
Вид речевой деятельности | Говорение: дискуссия; письмо: заполнение карточек |
Вид работы | Групповая работа, индивидуальная |
Оборудование | Карточки самооценки |
Длительность этапа | 4 мин. |
Этап 6. Домашнее задание. Выставление оценок. |
Задачи этапа | Формируемые компетенции УУД | Содержание этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Постановка задачи для выполнения домашнего задания. | Учебно-познавательная компетенция, социокультур -ная компетенция | Постановка задачи для выполнения домашнего задания: собрать материал с использованием электронных ресурсов и создать электронную презентацию о месте отдыха, в каком – нибудь регионе России. | Постановка задачи, выставление оценок. | Самооценка и взаимооценка. |
Длительность этапа | 1 мин. |