Просмотр содержимого документа
«Статья "Сущность урока и требования к уроку иностранного языка"»
Сущность урока и требования к уроку иностранного языка
Урок – это диалектический феномен; он является частью учебного процесса и одновременно его целым. Как часть учебного процесса он позволяет решать промежуточные задачи; в этом смысле каждый отдельно взятый урок находится в горизонтальном ряду других уроков.
В этой серии уроков горизонтального ряда осуществляется динамика учебного процесса: то, что было целью предыдущего урока, становится средством последующего. Поэтому конкретные задачи каждого урока вытекают из задач, решаемых на предыдущем уроке с прицелом на последующий.
Одним из требований к уроку является его целенаправленность. Каждый урок должен обеспечивать достижение практической, образовательной, воспитательной и развивающей целей через решение конкретных задач. Следовательно, первое, с чего начинает учитель, это с определения и формирования задач урока.
Их не всегда можно конкретно сформировать к каждому уроку, так как они зависят от группы, класса; от уровня обученности и воспитанности класса; от событий, происходящих в данное время в группе, классе, школе, городе (селе), стране; от личности самого учителя, его интеллигентности, изобретательности, находчивости, чувства юмора, коммуникабельности и, наконец, от стимулов, идущих от самого материала.
Очень важно доводить до обучающихся задачи урока, ибо они должны быть учащимися принятыми. Задачи урока необходимо «перевести» на язык учащихся. Для этого, во-первых, нужно привлечь их внимание к тому, что связано с использованием языка в речевой деятельности; во-вторых, следует придать формулировке конкретный вид; в-третьих, необходимо учитывать возрастные особенности обучающихся и облекать задачу в форму, импонирующую их возрасту. Задачи, связанный с усвоением языкового материала, нет необходимости сообщать учащимся в начале урока. Учителю не следует допускать монотонности.
Ответственным моментом целенаправленного урока является его завершение. Учащиеся должны видеть, ощущать, чему они научились на уроке, дать оценку деятельности, психологически и фактически подготовиться к самостоятельной работе вне урока.
Еще одно из требований к уроку – это содержательность. Требования к содержательности урока, охватывают следующие моменты: во-первых, значимость самого материала, которым оперируют на уроке, во-вторых, адекватность приемов и упражнений задачам урока; в-третьих, оптимальное соотношение тренировки учащихся в усвоении материала и его использовании в речи.
Образцы и примеры, которые дает учитель и авторы учебников, должны быть ситуативны и коммуникативно отмеченные, т.е. должны быть фрагментами коммуникативного контекста.
Образцы и примеры, используемые на уроке, должны быть ценными в воспитательном отношении и образовательно значимыми. Для этого необходимо, чтобы у учителя был определенный запас стихотворений, песен, пословиц, афоризмов, шуток.
Содержательность урока определяется подбором приемов и упражнений, точно соответствующих поставленным задачам. Под соответствием задачам, имеется в виду для устной речи – учебные ситуации общения, для чтения – характер текстового материала. Под учебной ситуацией понимается специально созданные условия, обстоятельства, система взаимоотношений собеседников в целях учебно – воспитательного воздействия на учащихся при осуществлении речевых действий на иностранном языке.
Учебная ситуация, по возможности, должна быть адекватна реальной ситуацией общения, в которой употребляется осваиваемое языковое явление. Учебная ситуация должна быть предельна ясна учащимся. Это значит: четко определена задача (о чем спросить, что узнать у собеседника, о чем рассказать, что нужно доказать, уточнить, опровергнуть и т.п.). учебная ситуация должна способствовать формированию у школьников таких качеств, как ответственность за выполнение задания. Учебная ситуация должна стимулировать мотивацию учения, вызывать у учащихся интерес к заданию и желание его выполнить.
И так, содержательность урока в плане развития устной речи определяют точно подобранные в соответствии с задачами урока и особенностями учебных ситуаций, и, конечно, языковой материал в этом случае становится мотивированным, а его употребление – естественным.
Требования к содержательности урока предполагают осознание материала и действий с ним, чтобы учащиеся видели смысл в выполнении заданий по изучаемому языку.
Активность учителя должна носить опосредованный характер и заключаться в организации деятельности учащихся, вовлечении их в активное учение, в превращении их в истинных субъектов речевой деятельности. В результате уроки с преобладающей активностью учителя превращаются в уроки с активностью обучающихся, что составляет смысл учения.
Мотивация на уроке обеспечивается прежде всего осознанием обучающимися успешности изучения ИЯ, ощущения прогресса в учении. Только в этом случае урок будет иметь смысл для школьника. Большая роль в мотивационном обеспечении урока принадлежит доступности и посильности предлагаемых заданий в каждой точке урока. Когда мы говорим об оценке, мы имеем в виду не только оценку в виде балла. Нам представляется более важным использование широкой шкалы одобрений, которой может и должен располагать учитель наряду со словесными и не словесными одобрениями: улыбка, жест, интонация. Оценка может исходить также от учеников, участников выполняемых заданий, когда у них есть эталон выполнения, когда они пользуются специальными фразами – клише типа: ты прав, ты ошибаешься. Это все средства внешней обратной связи, носящий объективный характер, - оценка со стороны.
Содержание материала, используемого на уроке, также может создавать условия для мотивационной обеспеченности урока. Важно, чтобы материал был личностно ориентирован. Не следует опасаться включения в урок модных современных песен, афоризмов, стихов, которые выполняют, помимо практической, образовательной, воспитательной функции, и мотивирующую.
Урок ИЯ можно определить, как структурную единицу пед.процесса, которая за определенный отрезок времени способствует реализации конкретных задач путем выполнения заранее спланированных речевых поступков индивидуального и группового характера с использованием различных средств и приемов обучения.
После рассмотрения сущности урока ИЯ и требований к нему, можно сделать вывод, что качество урока зависит от творческого отношения учителя к работе, от тщательного анализа нового материала, от выбора посильных и необходимых для каждого конкретного случая операций.
Не менее важно в организации урока ИЯ также учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся, учет которых поможет преподавателю целесообразно организовать работу, исходя из возможностей каждого конкретного возраста.